Афонское эхо

9 августа 2016

Андреевский скит, Афон
Андреевский скит. Афон.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Всё громче в последнее время звучит эхо афонских споров столетней давности об Имени Божием. Самые разные представители официального и неофициального Православия высказываются по этому поводу. Достаточно указать на двух видных исследователей имяславского вопроса: сверхофициального митр. Илариона (Алфеева) и совсем неофициального еп. Григория (Лурье).

Надо честно признать, что нельзя понять трагедию Русской Церкви ХХ столетия без знания о той смуте, связанной с имяславскими спорами. Эти споры возникли в начале ХХ века после издания книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа». Автор – многолетний подвижник – раскрыл в своём труде аскетический опыт многих поколений делателей молитвы Иисусовой. В этой книге не было ничего революционного, но лишь утверждалась та истина, которая давно известна Церкви Христовой, что в Имени Богочеловека Иисуса Христа присутствует сила и энергия Божия. Св. прав. Иоанн Кронштадтский учил: «Имя Господа — есть Сам Господь... Имя Бога Всемогущего — Сам Бог, Дух Вездесущий и Препростой».

Святой первоверховный апостол Павел пишет: «Никто не назовёт Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).

Тем не менее некоторые монахи-святогорцы, воспитанники духовных учебных заведений Российской Церкви, восприняли эту идею крайне отрицательно. Афонские споры перекинулись в Россию. В 1913 году Российский Святейший Правительствующий Синод осудил имяславие, как ересь. Сторонники этого учения были объявлены имябожниками. В свою очередь имяславцы называли своих оппонентов имяборцами. Лидером имяславия на Святой Горе стал иеросхимонах Антоний (Булатович).

Слова о. Антония Булатовича
Антоний (Булатович), иеросхим
Иеросхимонах Антоний (Булатович) (1870-1919)- гусар, боевой офицер, был награждён Орденом почётного легиона за спасение французского миссионера во время боксёрского восстания в Китае. Выдающийся учёный-путешественник, исследователь Эфиопии. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского принял монашество и удалился на Св. Гору Афон. Подвергался преследованиям, как имяславец. В годы I Мiровой войны военный священник, неоднократно поднимал в атаку воинов, за личное мужество был награждён наперсным крестом на георгиевской ленте. В 1916 году попал в плен к австрийцам, но сумел бежать. В 1919 году был убит бандитами, защищая незнакомую женщину.

Под руководством еп. Никона (Рождественского) на Афон высадился вооружённый десант, учинивший настоящий погром. Многие монахи были избиты и ранены солдатами, сотни святогорцев насильственно вывезены со Святой Горы, брошены в тюрьмы и ссылки, лишены священного сана, права носить монашескую одежду. Конец этим репрессиям положило вмешательство святого Государя Императора Николая Александровича, недвусмысленно выступившего в защиту гонимых имяславцев.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов Российской Православной Церкви должен был быть решён имяславский вопрос, но помешала большевицкая революция. Нельзя не заметить, что активным противником имяславцев был приснопамятный владыка Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Среди святых противников имяславия мы можем найти св. патриарха Тихона, сщмч. Владимiра (Богоявленского), свт. Серафима (Соболева) и других.

В то же время нельзя не признать, что среди защитников имяславия было не меньшее число святых Православной Церкви. Прежде всего надо назвать св. Царя-Мученика Николая Александровича, св. Царицу-Мученицу Александру Феодоровну, св. прмц. Вел. кн. Елизавету Феодоровну, прп. Варсонофия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, свт. Макария Московского, прп. Кукшу Одесского, архиеп. Феофана Полтавского, мч. Михаила Новосёлова и многих других новомучеников и исповедников российских.

Немало выдающихся деятелей российской науки и культуры присоединились к защитникам имяславия. Достаточно вспомнить великого русского философа Лосева и выдающегося математика Егорова.

ЕгоровДФ
Дмитрий Фёдорович Егоров (1869-1931) — выдающийся учёный-математик, почётный член АН СССР, президент Московского математического общества с 1923 по 1930 г., староста одного из московских храмов, человек энциклопедической образованности. Был активным сторонником имяславия. В последние годы земной жизни подвергался гонениям со стороны советской власти за религиозные убеждения. В 1930 году арестован. В заключении вёл себя мужественно. В 1931 году скончался в больнице после голодовки в тюрьме.

Смотря на такое разделение среди святых по вопросу имяславия, мы должны смиренно сказать, что подобные смущения не раз бывали в истории Православной Церкви, и нам подобает подходить к вопросам церковной истории с той же мудростью, что и святые наши предшественники. Вспомним деяния Пятого Вселенского Собора, провозгласившего среди святых отцов и учителей Церкви Александрийского архиепископа Феофила. Да, да, того самого Феофила, организатора травли и гонений на свт. Иоанна Златоустого.

Феофил Александрийский
Феофил, архиеп. Александрийский

Нет, Церковь не согласилась с этим страшным злодеянием, но лишь признала, что было и иное в жизни владыки Феофила, светлое, доброе, и он, несмотря на свою страшную ошибку, всё же сумел с помощью Божией сделать очень многое для святого Православия. Более того, Церковь поставила вместе, рядом свт. Иоанна и свт. Феофила Александрийского. Он был почитаемым святым в давние времена, как на Западе, так и на Востоке.

Ещё и ещё раз напомним себе, что св. Церковь, прославляя угодника Божия за его христианские подвиги, в то же время не канонизирует его грехи и ошибки. Вот и мы с вами ныне должны отделять доброе от злого, не умаляя в то же время святых, совершивших великие деяния во славу Церкви Христовой.

Группа членов Святейшего Синода. Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода (1911)
Члены Российского Синода, 1911г. В центре сидят: обер-прокурор Саблер В.К., архиеп. Сергий (Страгородский), архиеп. Антоний (Храповицкий).

Очевидно, что Святейший Правительствующий Синод в 1913 году совершил страшную и, возможно, роковую ошибку. Дух папизма и апостасии проник и в этот институт Российской Империи. Это стало особенно ясно во дни февраля 1917 года, когда Святейший Синод стал на сторону революции и благословил гонителей и мучителей св. Царской Семьи. Для большинства народа мнение Синода было важнее, чем мнение Госдумы или Совета народных депутатов, но, увы, архиереи страха ради иудейска пошли в едином строю с разрушителями исторической России. Слава Богу, многие из них впоследствии покаялись и стали новомучениками российскими, но это не даёт нам право забывать горькие уроки истории. А ведь, дерзну сказать, корабль российский мог поплыть совсем в другую сторону, если бы вняли словам св. Царя-Мученика Николая. В своей записке обер-прокурору Саблеру, официально представленной Синоду, Государь говорил:

«В этот праздник праздников, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и ближним, душа моя скорбит об афонских иноках, у которых отнята радость приобщения святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю. Не нам судить о величайшей святыне — Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину.
Суд следует отменить и всех иноков по примеру митр. Флавиана разместить по монастырям и возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение».

К сожалению, иерархи тогда лишь отчасти выполнили волю святого Государя и гнев Господень, как пророчески предупреждал святой Император и многие имяславцы, пал на Россию.

Царь и Царица
Св. Император Николай Александрович и св. Императрица Александра Феодоровна.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Свщмч. Феодор (Поздеевский), свт. Феофан (Быстров), св. праведный Иоанн Кронштадский, преп. Варсонофий Оптинский, новомученик Михаил Новосёлов, священник Павел Флоренский, учёный математик Егоров Дмитрий Фёдорович, русский философ Владимир Францевич Эрн – вот далеко неполный список людей, не считавших, что имяславие является какой-то ересью.

Уже эти имена говорят о том, что вопрос имяславия заставляет задуматься над тем, а действительно ли так всё однозначно с осуждением русских афонских монахов в 1913 году? Позволительно ли имяславие называть ересью, а его сторонников подвергать осуждению?

Размышляя над этим, приходишь к выводу, что рассуждения об Имени Божием могут находиться в компетенции людей, просвещённых православной богословской наукой. Это уровень учителей и отцов Церкви, таких как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Симеон Новый Богослов и других им подобных.

На первый взгляд страшно даже углубляться в эту тему. Не потому ли члены Святейшего Синода в 1913 году, а потом и ответственные члены Поместного Собора Российской Церкви 1917-18 гг., отнеслись к вопросу имяславия поспешно и сухо, не потрудившись как следует выяснить, что на этот счёт говорит Предание Православной Церкви в лице её учителей и богословов?

Новомученик Михаил Новосёлов так отозвался об этом: «Исключительный по своей значительности и таинственности вопрос о страшном и святейшем Имени Божием был тогда разрешен Свят. Синодом с изумительным легкомыслием по отношению к непостижимому Имени Божию и жестоковыйностью относительно афонских иноков».

И далее про Собор 1917-18 гг.: «...как же Собор, заседавший не один месяц и занимавшийся иногда самыми второстепенными вопросами, не нашел времени посвятить свои силы вопросу, выходившему, по его же мнению, за пределы компетенции Синода? Вернее, Собор, в подавляющем большинстве своих членов, был так далек от существа вопроса, так мало заинтересован в нем, что просто "сдал его в комиссию", чтобы спихнуть со своих плеч эту все же неприятную мелочь, из-за которой кто-то ссорится и безпокоит членов Собора своими заявлениями и обращениями. Ибо, конечно, если бы члены Собора разумели хоть сколько-нибудь внутреннюю значительность афонского спора, они не отнеслись бы к нему с таким постылым равнодушием, которое является величайшим testimonium paupertatis (свидетельство о бедности; перен. - признание слабости, несостоятельности в чем-либо) Собора: и если Свят. Синод обнаружил в свое время не соответствующие серьезности дела спешность и легкомыслие, то Собор погрешил непозволительной медлительностью, вытекающей из недомыслия. Кратко сказать, и Св. Синод и Всероссийский Церк. Собор оказались не на высоте вопроса, который выдвинут был Промыслом Божиим на Святой горе Афонской».

НовосёловМ
Новомученик Михаил Александрович Новосёлов

В такой критике святой новомученик Михаил Новосёлов был не одинок.
Очевидно, что мы после этого говорить о ереси имяславия не можем. Наоборот, следует подойти с разумной критикой к тем, кто занял такую крайнюю позицию, обвиняя имяславцев в ереси.

Принимая во внимание скудость духовного разума, отсутствие способности разрешать спорные вопросы в духе любви и незнание многими православными как церковной истории, так и порой элементарных познаний в православной догматике, о чём свидетельствуют, например, некоторые архиерейские послания к церковным праздникам, можно сказать, что браться за решение такого серьёзного вопроса в наши дни крайне затруднительно.
Для начала желающим вступить в дискуссию об имяславии, необходимо прочесть труды его сторонников и противников.

Иисусова молитва Паисий Величковский

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Читая о том погроме, который устроил Святейший Синод с русским Афоном, создаётся впечатление, что у синодалов помрачился разум. А если прочесть ещё синодальное послание 1913 года по поводу почитания Имени Божия, то впечатление это ещё более укрепляется. Сложнейший богословский вопрос, тесно связанный с учением святых отцов об иконопочитании и о Божественных энергиях, решается Синодом без обращения к этому святоотеческому наследию.

Картина оскудения веры и благочестия дополняется яркими красками, рисующими состояние высшей церковной власти. Для полноты её необходимо здесь упомянуть, что в 1913 году вышло третье издание двухтомной «Настольной книги священнослужителя». В разделе «Расколы, ереси, секты и проч.» книги помещена следующая статья об исихастах:

«Так называлось в Греции в XIV веке монашествующее сословие мистиков, которые отличались самою странною мечтательностию. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что положив подбородок на грудь и безпрепятственно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (исихия) приверженцы этого учения и получили своё название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламою, впоследствии архиепископом Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, Калабрийским монахом. Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света само собой предано было забвению» (Т.2. С.1622).

Так мог написать сам Варлаам Калабрийский за исключением слов о несозданном свете!
Но в том-то и беда, что это вышло уже в третьем издании авторитетнейшего пособия для священнослужителей с одобрения Святейшего Синода. После этого неудивительно, что Синод не смог успокоить волнующихся афонитов, просветив их ум спокойным святоотеческим подходом к этому вопросу, а фактически встав на уровень фанатиков, не желающих слушать никаких убеждений. Тактика кулака и клички «Сам дурак», известная из нашей истории, возобладала. Но если раньше она вызывала только смех, то в данном случае привела к величайшей трагедии нашей родины и Церкви.

Для нас же теперь урок из этой трагедии заключается на мой взгляд в том, чтобы не спешить с категоричностью выводов, не спешить проклинать как тех, кто не может сказать, что Имя Божие — это Бог, так и тех, кто это утверждает. Это вопрос сложный, требующий для своего правильного разрешения хорошего знания святоотеческого наследия нашей Церкви. Он должен побудить в нас интерес к чтению творений святых отцов и к более ответственному отношению как к нашему личному благочестию, так и к общецерковной жизни.

Иисусова молитва Макарий Оптинский

Иисусова молитва Варнава Гефсиманский

Вернуться к списку записей

Комментарии

позвольте !
9 августа 2016 18:36

Имя Божие и имябожническая ересь

Владимир Мосс

Несколько слов от редакции альманаха «Романитас» в предверии публикации:

Публикация новой, значительной по объему и качеству привлеченного материала монографии Владимира Мосса, посвященной догматическим и историческим особенностям ереси имябожия, предпринимается нашим альманахом в связи с новой волной распространения данного ложного учения в среде РПАЦ. Наиболее известным пропагандистом имябожия в Российской Церкви является иером.Григорий (Лурье), руководитель крупнейшей общины Церкви в Санкт-Петербурге. Не смотря на ясное Определение Синода Российской Церкви о невозможности распространения данного ложного учения, иером.Григорий (Лурье) снова, Великим Постом 2002 года на празднование дня св.Григория Паламы, выступил с имябожнической проповедью с амвона храма Св.Княгини Елисаветы. Проповедь была пронизана сочувствием осужденным имябожникам и, как всегда, содержала дерзкие нападки на запретивший их Российский Священный Синод. Опять же вопреки запрету Синода РПАЦ, проповедь сия транслировалась его духовными чадами в сеть Интернет и мы чувствуем необходимость на эти действия вновь реагировать. Можно с уверенностью говорить о том, что не смотря на формальную позицию Синода РПАЦ, данное учение разделяется ныне значительной частью прихода иером.Григория (Лурье) и многочисленными его духовными чадами вне Санкт-Петербурга. Однако и в Суздале секретарь Канцелярии Синода иером. Феофан Арескин по-прежнему придерживается, не смотря на осеннее покаяние в исповедании ереси имябожия, оказавшееся, к сожалению, «формальным», идей «афонских исповедников» (информацию о продолжающейся и после «покаяния» поддержке о.Феофаном этих учений публично распространил сам иером. Григорий Лурье на «Неофициальном форуме РПАЦ» и близкий к нему иером. Феофан ее не опроверг). В связи с этим иером. Феофан может, соответственно, являться источником распространения идей «афонских исповедников» в среде монашествующих и мирян г.Суздаля, которое он уже предпринимал в прошлом году, и прекратил на время в связи с формально высказанной тогда не расположенностью к данной деятельности Синода Российской Церкви. Зато в Москве ситуация в целом гораздо более определенна и благополучна для имябожников и им сочувствующих и практически аналогична санкт-петербургской: прот. Михаил Ардов, введеный в заблуждение пропагандой имябожников, за подписью «Благочинного Церквей Московского Округа РПАЦ» не так давно выступил публично в защиту многочисленных не православных учений иером.Григория (Лурье), а относительно имябожия, не смотря на твердое и недвусмысленное суждение о данном ложном учении четырех Православных Патриархов и трех Православных Синодов, высказал альтернативное им и последнему по времени строгому Определению Синода Патриарха Тихона «авторское» мнение, в котором подчеркнул, что не считает сие учение ересью. Данное «вероучительное послание» «Благочинного Церквей Московского Округа», адресованное Суздальскому Синоду РПАЦ и всему человечеству, в Москве и по всему миру распространяли члены редсовета ж-ла Вертоград Александр Солдатов и Алексей Муравьев, члены московского прихода РПАЦ, которые так же как и как иерархия московского благочиния ответственны, соответственно, за создание «зеленого коридора» распространению ереси (это Послание иерархии московского благочиния, не смотря на увещевания православных и заверения священноначалия, до сих пор не денонсировано, в нем не принесено покаяния, соответственно мы можем говорить об убежденности авторов и распространителей в его не только нравственной и церковной, но и «вероисповедной» чистоте). Татьяна Сенина, церковный публицист и модератор «Неофициального форума РПАЦ», «закрыв на реконструкцию» по требованию Синода РПАЦ принадлежавший ей имябожнический сайт, оставила в других местах сети Интернет свои же имябожнические статьи, где по-прежнему исповедает имябожие истинным церковным учением и выступает с обвинениями в ереси в адрес Священного Синода Русской Церкви. Кроме означенных лиц в защиту ереси выступил Егор Холмогоров. Московский публицист, постоянный и уважаемый автор журналов «Вертоградъ», «Отечественные Записки», «Религия в России», «Спецназ России» и еще целого ряда изданий, предпринял, выручая позицию иером.Григория(Лурье), попытку частичного оправдания еретического учения имябожников о «божественности имени», развив ложное не православное учение об изначальной «внедренности» имени «в Богочеловеческую Ипостась». Кроме вышеперечисленных акций, имевших публичное выражение, необходимо сказать, что нам совершенно определенно известно, что ересь имябожия распространяется достаточно уверенно, хотя часто и прикровенно, в письмах, разговорах и не публикующихся статьях. Все эти элементы истории последовательного и упорного возвращения ереси имябожия в среду РПАЦ, которые не встречают, к сожалению, должного отпора у иерархии, найдут когда-нибудь своих церковных историков, а ныне приводятся в статье с сокращениями.

Итак, ситуация с вероисповеданием и вероопределением в РПАЦ относительно ереси имябожия по сути чрезвычайна, хотя в настоящее время центр смуты перенесся из Суздаля в столицы, которые ныне, в смысле проникновения еретических учений в церковное богословие, равно как и соединение демонских элементов культуры с «миссионерской» «православной» публицистикой, бесконечно аморфны и вполне «патриархийно» гибки. Среди ложных учений и политических спекуляций в обоих столицах проповедь идей «афонских исповедников» составляет лишь малую, хотя и заметную часть. Новыми, намеренно вызывающими имябожническими инициативами, равно как и отсутствием покаяния в прежних прегрешениях против Церковного Учения и Христа, отчасти и диктуется публикация нашим сервером материала, которой твердо и со святоотеческих позиций противостоит распространению этой беспрецедентной для двадцатого столетия псевдо церковной, «пантеистической» и «самобожнической» ереси.

http://www.romanitas.ru/Actual/THE%20NAME%20OF%20GOD%20(Russian).htm

Алексий Родионов
9 августа 2016 19:13

Что это вы за эту тему так взялись. Лурье начитались, для которого принятие имяславия - едва ли не главный критерий правосланости?

Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых
10 августа 2016 09:39

Господин «Позвольте» продолжает «лучшие» традиции Московской патриархии, приклеивая клеймо имябожнической ереси тем, кто неравнодушен к тому, что волновало свв. Царственных Мучеников и новомучеников российских. Зачем читать первоисточники? Зачем анализировать уроки трагической истории? Зачем обращаться к святым отцам? Можно просто вот так, не глядя облить людей грязью и рассуждать о своей истинной православности.

Отвечая, господину Родионову, хотим заметить, что читать книги не грех. А если говорить о епископе Лурье, то нельзя отрицать, что это крупный ученый-византолог. Поэтому его работы знать людям, рассуждающим о святых отцах и Византии, читать совсем неплохо. Вышесказанное, конечно, не означает, что мы согласны со всем, что утверждает сей учёный муж - некоторые его высказывания нам кажутся по меньшей мере странными - но упрекать в том, что люди читают и думают, ещё более абсурдно. К тому же г-ну Родионову, прежде, чем делать подобные язвительные замечания, следовало почитать и других авторов, а главное вспомнить, что это наша история, которая прошлась по судьбам великих русских святых.

Мы не заявляем о своей непогрешимости в этом вопросе, но лишь позволяем себе думать и говорить в защиту христианской любви. Именно нехватка это спасительного качества и привела к погрому на Афоне 100 лет тому назад. Необходимо вести диалог друг с другом, опираясь на Священное Писание и Предание, свв. отцов, уроки трагической истории нашей Церкви. Для нас дороги и Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий), и новомученик Михаил Новосёлов. Это святые люди, которые тоже порой ошибались. Очевидно, что в имяславских спорах ошибки были допущены, как с той, так и с другой стороны. В Церкви всегда была вера в то, что Господь присутствует в Своём Имени Своими энергиями.

Еще раз хотим пожелать всем не заниматься словесными баталиями, но стремиться к диалогу, и если возражать, то агрументированно.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых.Господин «Позвольте» продолжает «лучшие» традиции Московской патриархии, приклеивая клеймо имябожнической ереси тем, кто неравнодушен к тому, что волновало свв. Царственных Мучеников и новомучеников российских. Зачем читать первоисточники? Зачем анализировать уроки трагической истории? Зачем обращаться к святым отцам? Можно просто вот так, не глядя облить людей грязью и рассуждать о своей истинной православности.

Отвечая, господину Родионову, хотим заметить, что читать книги не грех. А если говорить о епископе Лурье, то нельзя отрицать, что это крупный ученый-византолог. Поэтому его работы знать людям, рассуждающим о святых отцах и Византии, читать совсем неплохо. Вышесказанное, конечно, не означает, что мы согласны со всем, что утверждает сей учёный муж - некоторые его высказывания нам кажутся по меньшей мере странными - но упрекать в том, что люди читают и думают, ещё более абсурдно. К тому же г-ну Родионову, прежде, чем делать подобные язвительные замечания, следовало почитать и других авторов, а главное вспомнить, что это наша история, которая прошлась по судьбам великих русских святых.

Мы не заявляем о своей непогрешимости в этом вопросе, но лишь позволяем себе думать и говорить в защиту христианской любви. Именно нехватка это спасительного качества и привела к погрому на Афоне 100 лет тому назад. Необходимо вести диалог друг с другом, опираясь на Священное Писание и Предание, свв. отцов, уроки трагической истории нашей Церкви. Для нас дороги и Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий), и новомученик Михаил Новосёлов. Это святые люди, которые тоже порой ошибались. Очевидно, что в имяславских спорах ошибки были допущены, как с той, так и с другой стороны. В Церкви всегда была вера в то, что Господь присутствует в Своём Имени Своими энергиями.

Еще раз хотим пожелать всем не заниматься словесными баталиями, но стремиться к диалогу, и если возражать, то агрументированно.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых.

Дмитрий Капустин
10 августа 2016 13:22

Я когда-то занимался изучением этой темы. Меня неприятно поразило множество передёргиваний, некорректных интерпретаций текстов ранними имяславцами (до о. А. Булатовича). Возможно, именно они стали причиной отношения к к имяславию как к суеверию. То, что обсуждается в наше время - это уже мнения поздних имяславцев, начиная с Булатовича.

Александр
10 августа 2016 14:15

А какие передергивания и некорректные интерпретации в книге о. Илариона "На горах Кавказа", с которой начались споры?

Дмитрий Капустин
10 августа 2016 14:42

Необходимо произвести чёткое различие между именем в смысле произносимых букв и звуков (которые, несомненно, тварны) и именем Божиим в возвышенном смысле, о котором говорит Писание. Иначе возникает путаница и богохульное смешение тварного с нетварным.

Дмитрий
12 августа 2016 07:58

Дмитрию Капустину:

Как вы разделяете тварное с нетварным, в Имени Божием?

Имя Господа Иисус - это состоящее из букв Имя - оно в Себе несет Божественные Энергии?

Сергей
12 августа 2016 10:47

Дмитрию Капустину. Необходимо произвести четкое различие между буквами и шрифтом с одной стороны и самим Евангелием с другой. Иначе "возникает путаница и богохульное смешение тварного с нетварным"? Так что ли? По моему такие рассуждения бред.

Дмитрий Капустин
12 августа 2016 15:10

Дмитрий, Сергей, давайте лучше я вам задам вопрос - как вы различаете тварное и нетварное в этом случае? Имяславцы на этот вопрос чёткого ответа дать не смогли.

Дмитрий
13 августа 2016 11:27

Слово состоящее из букв Иисус Христос - тварное. Само по себе это Слово никах энергий не несет. Суть которая в этом Слове заключается есть Бог, Который не тварный. Вы не согласны?

Павел
14 августа 2016 03:26

Друзья! Истинному ревнителю Веры Православной вначале кажущееся ненужным или лишним, после преклонения выи, видится единственно правильным. Не занимающийся "I.м." по благословению наставника, не переступил через себя, и рассуждает "по ветхому". Ему видится дикой попытка величайший смысл Имени Божия уместить в кратких словах, или даже - буквах. Он привык воспевать Его в Акафисте, или в продолжительных службах. И, лишь вкусив сладости Победы над мысленными разбойниками одним лишь упоминанием Имени Божия, он проникается осознанием Его силы. Все энергии мысленного мира уступают этому Имени, сколь бы мерзки и разрушительны те мысли, навеиваемые бесами, ни были. Эти процессы важны достигшим, но никак не касаются недостигших. Достигнуть же может лишь человек, понявший и принявший с Божией Помощью, свое личное ничтожество и безсилие. Как и Апостол говорит: "Чего хочу - не делаю, и злое - мне принадлежит"... Хвалящийся же Христом - Им и хвалится (тут - два смысла, и оба - радостны). ..."Всегда молитесь..." С "I.м." это получается органично: Сперва тело навыкает в молитве, а затем и ум проникается говоримым...

Но! "...Ни "плотский" ни "душевный", никогда не поймут "духовного". Не самообличайтесь пререканиями, но смиритесь, и - Вознесет! Не от нас эта Вера пошла и не нами закончится!

М.б., это та самая "безвестная и тайная Премудрость из 50го Псалма"

позвольте !
14 августа 2016 10:19

Замолчали мой ответ . Еще раз . Имябожничество - ересь , так как возводит Имя на степень Божества и Ипостаси , что является хулой на догмат Троицы. Еще имябожники искусственно приписывают имени автоматическое присутствие благодати (энергии)и даже СУЩНОСТЬ Божию , что также прелесть и ересь .

Сергей
14 августа 2016 11:44

Дмитрию Капустину.

Дмитрий, почему Вы не отвечаете на заданные Вам вопросы? Если бы было всё так просто и схоластично, как Вы понимаете, и само по себе Слово, как Вы пишете никаких энергий не несет, то почему есть одна из величайших заповедей, запрещающая нам произносить Имя Господне всуе?

Сергей.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых
14 августа 2016 11:57

Уважаемый господин «Позвольте», мы никогда не вводили 4-ю ипостась Св. Троицы, мы просто рассказали о трагедии Русской Церкви 100-летней давности и том, как вступились за гонимых святые, прославленные нашей Церковью. Вопрос, действительно, во многом запутанный и сложный. Но не надо повторять ошибки 100-летней давности и приклеивать грязные ярлыки тем, для кого дорого сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Не надо путать секту иоаннитов со св. прав. Иоанном Кронштадтским, как не надо путать некоторых горе-ревнителей, проявлявших ревность не по разуму, с древней прежде всего молитвенной практикой, восходящей к свт. Григорию Паламе и ещё более древним великим учителям Церкви.

Прот. Сергий Кондаков, прот. Александр Малых.

Дмитрий
14 августа 2016 12:32

Очень похоже что совсем не просто вы вспомнили историю 100 летней давности.

Павел
14 августа 2016 12:35

Все наши распри оттого, что мы пренебрегаем Преданием; хотя Отцы говорили: "Кто отвергает Предание писанное или неписанное - Анафема да будет"... В том Предании есть разъяснение состояний человеков - "плотский", "душевный", и -"духовный"... ...Никогда, сказано Отцами, ни "душевный", ни т.б., "плотский" человек не поймет "духовного". Никогда!!

Принадлежность же к "духовному" - не повод для гордости, но повод для плача о нехотящих взойти. Как и Апостол восклицал: "я желал бы сам быть отлученным от Христа за

братьев моих, родных мне по плоти..." Но, конечно же он знал, что подобное "отлучение" только вгонит его в плач о личном его недостоинстве, но не может отлучить от Любви Божией.

Так и ник "позвольте" судит о чем не знает, а ему просто не Дано.

Господь милостив, и, дав нам, имеет власть дать то же и ему.

Но бывает, что человеку Этого не надо...

Спорить же - "нет обычая. Ни у нас, ни у Церкви Божией"

позвольте !
14 августа 2016 12:45

Ваш рассказ о, якобы гонениях , не соответствует действительности , это еще посмотреть надо , кто кого гнал на том Афоне , где кучка заговорщиков во главе с Булатовичем ВЫГНАЛА игумена и старцев монастырских , оклеветала архиереев Российских и попыталась навязать свою ересь всем в Отечестве. Те , кто поддерживал "гонимых" имябожников сами не понимали богословских тонкостей этой ереси и поддержка эта исходила из того эмоционального фона , имиджа гонимых , который создали имябожники. А вообще все ереси похожи по технологии появления , развития и захвата своих жертв. Имябожничество очень точно входит в эту схему. Зародилось от прельщенного схимонаха , который своим произвольным толкованием составил новый догмат о Имени. Распространилась посредством книги прельщенного , где правда была смешана с ложью и простецы , читавшие ее , увлеклись новым учением . Агрессивно попыталась насадить лжеучение , а когда не получилось из-за противодействия властей и иерархов , распространила повсеместную клевету на них , как неправославных . Родоначальники ереси , Илларион , Антоний и др. умерли под запрещением . Кроме всего прочего надо сказать , что практика имябожников в делании самой молитвы никак не сходится с деланием св. отцов. Имябожники ГРОМКО ТАРАТОРИЛИ молитву Иисусову , даже орали , изображая из себя исповедиков . Никакого благоговения , тихости , смирения , углубления внутрь себя у них и в помине не было ! И все из-за прелести мнения , которой они были объяты. Так что вы совершенно зря поставили этот материал со своими сочуственными еретикам комментариями .

Дмитрий Капустин
14 августа 2016 15:44

Сергей, запрет на поминание имени Божия всуе связан с тем, что говоримое о Боге должно быть богоприлично. Следует избегать приписывать Богу свойства, присущие твари, чтобы не впасть в богохульство.

Дмитрий Капустин
14 августа 2016 15:46

Дмитрий, всякая человеческая мысль о Боге, выражаемая нашими словами, тоже тварна. Бог превыше всяких тварных понятий и мыслей.

Дмитрий
14 августа 2016 17:30

Дмитрий Капустин, вы так и не ответили, имя Бога есть Сам Бог, или имя Божие тварное.

Павел
15 августа 2016 02:39

Друзья, зачем вам непременно нужно облечь в слова предметы Веры воспринимаемые Духом? Известно, что "Господь ничего не скрыл от любящих Его", и, может для этого, "образы мiра видимого открывают нам суть мира невидимого"...

Когда начинаешь замечать то, как помыслы навевАемые бесами, исчезают при мысли "I.м.", то видишь силу мысли. А другие мысли такой силы не имеют... А после смерти тела останется мысль, которая, как известно, "быстролетающая докучливая птица", и может унести привязавшуюся к ней душу, либо, просто - погубить ее. Поэтому и сказано Господом - "Душу свою сбереги"... А как сберечь, если нет навыка отбиваться от бесовских помыслов? В контексте сказанного взвесьте следующую мысль: "Все животные (звери) управляются Духом (Богом), а все люди управляются бесом"... Не спешите возражать, я "разложу по полочкам": Зверьми управляет запах объекта и заложенный инстинкт; а люди ходят по своим помыслам. Кстати: "муж безсоветен - сам себе демон". Помыслы бывают "бесовские", и - богоугодные. Богоугодные мысли описаны в Евангелии, Апостоле... Поэтому, если Евангелие руководит тобой, ты на верном Пути. А "Все что не по Вере - грех". Монахи подтвердят...

Дмитрий Капустин
15 августа 2016 09:06

Дмитрий, выше я уже писал, что у имяславцев происходит смешение различных значений выражения "имя Божие". Отсюда происходит путаница. Во-первых, божественных имён много. Каждое божественное имя, будучи тварным понятием, раскрывает нам какие-то божественные свойства и действия. Кроме того, Писание говорит нам о некоем едином "имени Бога", то есть, о совокупности наших представлений о Боге. Выражения типа "дай славу имени Твоему" или "народы поклонятся имени Твоему" (цитирую по памяти, возможно, неточно) не означают славу и поклонение какому-то конкретному слову. Это означает славу и поклонение Богу, Которого мы знаем как Творца, Промыслителя, не ограниченного местом, всесильного и т. д. Иудеи впали в заблуждение, начав особым образом почитать четырёхбуквенное имя Бога (Яхве), даже запрещая его произносить. Бог познаётся не через какие-то "ключевые слова", а через истинное исповедание и жизнь по Его заповедям.

Сергей
15 августа 2016 12:11

«Все имена Божии указывают на действия, энергии Божии, а не на неименуемую сущность Божию, остающуюся за пределом всякого имени. Всякая энергия Божия может быть названа Богом, а также любым другим именем Божиим», - пишет свт. Григорий Палама.

«Всяко имя Божие свято и страшно, обладает чудотворной и спасительной силой, однако сущность Божия выше имени Божия. Имя Божие, так же как и крест, действует не своей собственной силой, но силой Божией, являющей себя через него», - учит свт. Иоанн Златоуст.

Крест, сооруженный во имя Христа, свят и относиться к нему подобает, как к великой святыне, даже если у этого Креста никто не молится Христу. Крест освящает все вокруг.

Имя Иисус употреблялось в Ветхом Завете по отношению к другим, например к Иисусу Навину, но все это имело прообразовательное значение, предуказывая истинного Иисуса Спасителя мира. Об этом пишет прп. Феодор Студит и другие отцы.

Поменьше синодальной схоластики 19-нач.20 веков, побольше святых отцов и тогда все вопросы разрешатся сами собой.

Сергей.

Дмитрий Капустин
15 августа 2016 12:44

Сергей, но ведь крест, очевидно, тварен. Никто ведь не говорит, что Крест есть Бог.

Дмитрий
15 августа 2016 13:49

Дмитрию Капустину.

Я более чем склонен с вами согласиться. Но про имябожников, или как их некоторые считают имяславцами, отмечу. Все таки они признавали наличие энергий Божьих в самих буквах Имени Божьего. В этом суть их выражения "имя Божье есть Сам Бог".

Павел
15 августа 2016 15:31

Монахи же "подтвердят" потому, что они сделали главное - отреклись от мiра "лежащего во зле", ибо кто друг мiру, то враг Богу. И, как бы ни пели красиво, любящие мiр, Бога обмануть им не удастся. Не все "монахи" - монахи "по жизни", но не о "ряженых" речь... (Это, кстати, о символах и их наполненности смыслом). "Символы, это квинтэссенция человеческого знания о Предмете", и они - не могут "не работать" (насколько мне это было доступно понять)...

Павел
16 августа 2016 03:39

Хочется заметить, что с "предварительной премодерацией" на этом сайте получается, например, что я разговариваю сам с собой, "поднимая" тему никому уже не интересную. На самом же деле, я дополнил начатое.

Предлагаю рассмотреть отключение премодерации, поскольку "банить" здесь некого... Если только вы не "себе на уме", и не чувствуете "кожей", что вас "пригвоздить" могут.

"Премодерация" означает фильтр, цензуру. Не должно так быть братия. Ведь даже и ваш одиозный МВН, разогнавший всех со своего сайта, всем "дает сказать"...

Дмитрий Капустин
16 августа 2016 07:21

======

Все таки они признавали наличие энергий Божьих в самих буквах Имени Божьего. В этом суть их выражения "имя Божье есть Сам Бог".

======

Дмитрий, Вы, вероятно имеете в виду поздних имяславцев (начиная с Булатовича)? Я сейчас плохо помню детали, но ранние про энергии, по-моему, не говорили...

НВД
16 августа 2016 09:53

Павлу. Как это у Вас совмещается: МВН "всем дает сказать" - но "разогнавший всех со своего сайта"? "Всем" или "всех"? На любом сайте есть правила поведения, тем более православные правила на РИ. Не допускаются богохульства, матерщина, гнусности и т.п. На сайте МВН никто не был изгнан за свое мнение, даже за обвинения главного редактора в "КГБ" и "ЦРУ" - ведь это просто забавно и характеризует самого обвинителя. Даже жидам и жидовствующим было дано право голоса, и дискуссия получилась очень полезной ("Диспут Назарова с Кацманом", Цви Гершензон. Обращение к создателям сайта "Русская идея").

И красным патриотам было неоднократно дано слово для дискуссии. Но когда какой-то аноним начинает в сотый раз хулить белых генералов или боготворить Великого Сталина - после предупреждения их дальнейшие вопли не размещаются, ибо в этом уже нет ничего нового, только повторы. Даже пашковец Игорь Чигирев вновь объявился на форуме (это он сравнивал жертв Одессы с "копчеными окорочками" и ратовал за "православного Сталина"). Интернет-монах, Кунгурова и Ко. там также не забанены, только уже не активничают, поскольку всегда попадают впросак. Кого же, по-вашему, "разогнал одиозный МВН"? Если Вас - то дайте ссылку, посмотрим за что и кто одиозный.

Павел
16 августа 2016 16:02

Мы несколько отвлеклись от темы, ведь здесь не апологеты МВНа собрались... Но, если интересно, то спросите, как его подручные Предс. Хаб.СРН чехвостили, а он смиренно молчал.. Ну, это - про меня, а что другие поразбежались, так, на то может время пришло, а может и по косности самого МВНа, поскольку он, на что уж историк, и во все вникает, а неканоничность РПЦЗ его не смущает, и диалог он просто прерывает, как бы тебя - нет.

Понимаю, что и у вас мнение уже сложилось, и после слов "посмотрим кто одиозный", мне нужно чудо совершить, но и того мало будет...

Да, я переболел "черносотенством", и бросил активничать, как и могие "соратники", но охладил меня в первую голову - МВН, который на звонок из ФСБ (когда нас "взяли") - отрекся он нас, (Не знаю таких) в впоследствии - требовал отчетности по всякому малому поводу, и за отсутствие ее, в обход Турика, который, как вы наверное знаете, тоже не горел быть Председателем, вычеркнул нас со своего сайта...

Где теперь тот Турик, где тот СРН... Ну, еще штришок: МВН стрижет бороду, а значит имеет и постриженные мысли.

Ученость его никем не оспаривается, я и сам читал с восторгом его исследование "Кто наследник Российского престола" (кажется так).

...Зачем Вам, НВД, эти подробности, ведь Ваше мнение не изменится... И зачем Вы мне выложили весь "анамнез" РИ?

Не интереснее ли поразмышлять о "I.м.", чем, собственно мы здесь и пытались заниматься?

Павел
16 августа 2016 16:05

... "При многословии не миновать греха"

Надо было сказать проще: "Говорят-то у МВН - все, а разговор "через губу", или "игнор" - никто не выдерживает.

МВН
17 августа 2016 08:25

Как можно понять из последнего сообщения, Павел - это Оноприенко из Хабаровска. Кого интересует, могут посмотреть историю взаимоотношений с ним на форуме РИ: http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=58&t=875

Павел
18 августа 2016 05:30

Сходил по ссылке. Доволен прошлым своим поведением: не сорвался, не нахамил. ..."Прошлое прошло", и лучше - "Забывая заднее, стремиться к почести вышняго Звания..."

"Сотона - обезьяна Бога", поэтому все повторы - по его части. Как и "казаки", и "СРН", и прочие "возрождения"

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры