Глядя вокруг, многие понимают, что современный мiр переполнен злом, ложью, насилием и развратом, люди разделены и настроены непримиримо; особенно замечается непримиримость к тем, кто пытается жить не по лжи. Пропаганда пороков и неестественных состояний является практически нормой для средств массовой информации. Церковь, призванная вести людей к спасению, всё больше угождает государству. Сильные мiра сего не только ведут «грязную» политику, но и часто используют церковные институты, как способ в достижении политических целей, несовместимых с нравственными нормами. И яркий пример тому подписание патриархом Константинопольским Варфоломеем томоса об автокефалии Православной церкви Украины, направленное на расчленение русского народа. Неужели это нечто новое? Думается, отчасти да, но только потому, что оно касается каждого современного человека, каждого из нас и происходит рядом с нами, вокруг нас. Если же посмотреть даже в недавнюю историю, то понимаешь, что все это было. Может быть, было даже страшнее, масштабнее, разрушительнее.
Падение православной Российской Империи по причине того, что огромное количество подданных предали своего Государя, было ужасным. Кажется, события апокалипсиса развернулись во всей полноте. Свидетельства современников катастрофы начала XX века потрясают. Какое сильное впечатление производят дневник И.А. Бунина «Окаянные дни», произведения А.И. Солженицына «Красное колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», многие другие.
Великие наши соотечественники-бытописатели смогли передать мрачную картину состояния советского общества. Но и православный мiр сотрясали ужасные нравственные падения. Историю некоторых таких падений замечательно описал в своей статье «НЕ ТОМОС А ХАОС» отец протодьякон Герман Иванов-Тринадцатый (http://www.karlovtchanin.eu/index.php/istoriatcerkvi/872-ne-tomos-a-khaos-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj). Идеологи советов, напротив, их восхваляют, героизируют. Однако даже сегодня, на уровне личного восприятия, многие помнят состояние всеобщего страха и лжи, царившее при коммунистах, и многие понимают, что оказаться на вершине этой системы могли только самые безпринципные, хитрые и жестокие люди. И было бы замечательно показывать, как настоящую ценность, образы тех людей, кто смог остаться во всем этом ужасе Человеком. Однако власти избрали другой путь переживания русским народом своей истории. С одной стороны, замалчивается подвиг Русской Православной Церкви Заграницей по сохранению Православия вдали от родины, в мiре, отнюдь не дружественном для него. Замалчиваются предлагаемые ее подвижниками и, в первую очередь, первоиерархами, святыми митрополитами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием, ответы на страшные вызовы. Так, например, мало кто из православных помнит, что, по свидетельству святейшего патриарха Варнавы, благодаря усилиям митрополита Антония (Храповицкого) не произошло падение Сербской Православной Церкви в омут модернизма, что явилось к тому же мощнейшей поддержкой для сохранения православной традиции и в других поместных церквях. Не многие также помнят, что только митрополит Виталий (Устинов) осудил в 1999 году публично, от лица всей полноты Русской Православной Церкви, бомбардировки Югославии и Белграда воздушными силами НАТО. С другой – предлагается воплотить идею «примирения» потомков советской власти и потомков тех, кто ей противостояли, и на этой основе содействовать объединению современного русского общества. Сегодня власть всячески приветствует участие православных активистов в коммунистическом движении и наоборот. Московская патриархия на самом высоком уровне также содействует воплощению этой идеи. Думается, что результат будет противоположный, ибо в основе такого «примирения», как минимум, замалчивание многих фактов или же ложь.
Что же было светлого и хорошего? О чем нужно говорить, чтобы жила и жива была наша страна? Может быть, стоит говорить о том, что российская история богата грозными и трагическими событиями? Почти каждое столетие для нашей страны начиналось суровыми испытаниями. Нашествие орды Батыя в начале XIII века, смутное время в начале XVII, войны со Швецией за выход к Балтийскому морю в начале XVIII века. Нашествие армии Наполеона и Отечественная война 1812. Катастрофа начала XX века. Может быть, стоит говорить о том, что очень часто, причиной выпавших на их долю испытаний наши предки считали духовное падение народа. Так в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» мы читаем о том, что автор считает причиной падения Рязани грехи русского народа. «В лето 6745 [1237] прииде безбожный царь Батый на Русскую землю со множество вой татарскими, и ста на реце на Воронеже близ Резанскиа земли… Сиа бо наведе Бог грех ради наших» (цитируется по тексту с сайта https://rusidea.org/25010902).
Может быть, стоит говорить о том, что, напротив, возрождение православия и народное покаяние позволяли восстать стране из пепла? Может быть, стоит рассказывать, какую важную роль в преодолении смутного времени и возрождении Руси сыграли воззвания к русскому народу святого мученика Патриарха Ермогена?
Может быть, стоит говорить, а главное показывать, что такое покаяние на практике? Мне кажется, что Русская Православная Церковь Заграницей прославлением новомучеников и исповедников Российских и, в первую очередь, прославлением Царственных мучеников явила мiру пример такого покаяния. Но и в этом важном деле можно видеть, как некоторые идеологи примирения советского наследия и исторической России пытаются перевернуть смыслы. В передачах некоторых православных СМИ довелось слышать разговоры о том, что церкви нужно искать формы, как правильно почитать новомучеников, как рассказывать об их подвиге, какая должна быть иконография. При этом часто приводят ссылку на изречение раннехристианского теолога Тертуллиана, который говорил, что кровь мучеников есть семя христианства. Замечательные слова, свидетельствующие о нравственной победе христианства! И, вроде бы, слышишь правильные рассуждения, но когда видишь, к чему они ведут, становится грустно. Приходится слышать радиопередачи, в которых приводятся жития новомучеников, где единственным основанием для их прославления было то, что святые не признали себя виновными в антиреволюционной или антисоветской деятельности. Получается, что наши новомученики страдали не за Христа, а за ту власть, против которой они боролись? Грустно.
Как твердо и жизнеутверждающе звучали слова о новомучениках, когда зачитывали их имена в передачах русского зарубежья о прославлении, о том, как они отказывались отречься от Христа, прекратить защищать Церковь, прекратить помогать людям, прекратить Богослужение, как заступались за невинно осужденных и страдали сами. В день памяти Всех Святых, в земле Российской, просиявших поются слова «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение». Пример такого хранения веры явили нам в XX веке святые новомученики и исповедники российские. Для Русской Православной Церкви трудные времена продолжаются. Как и всегда христиане стоят перед трудным выбором найти правильный путь. Но Господь наш заповедал: «Вни́дите у́зкими враты́: я́ко простра́нная врата́ и широ́кiй пу́ть вводя́й въ па́губу, и мно́зи су́ть входя́щiи и́мъ: что́ у́зкая врата́, и тѣ́сный пу́ть вводя́й въ живо́тъ, и ма́ло и́хъ е́сть, и́же обрѣта́ютъ его́». (Матф. 7:13-14).
Слава Богу! Мы видим, что многие архиереи Русской Православной Церкви Заграницей озабочены ее состоянием. Можно слышать призывы к объединению, и это правильно. Но очень хотелось бы видеть дела, а не только призывы. Наверное, объединению может способствовать включение в процесс обсуждения этого вопроса священников и мiрян.
Не так давно довелось вновь прочитать избранные статьи великого русского мыслителя И.А. Ильина «Наши задачи». Как же актуальны для нас эти идеи, неужели мы будем не замечать их?
«Все наши основные идеи оправдались: они верны и непоколебимы, менять нам нечего. Служение России, а не партиям (даже тогда, если кто-нибудь вступил в партию). Борьба за освобождение нашего народа от антинациональной тирании, террора и позора. Единство и неделимость России. Отстаивание свободной православной церкви и национальной культуры. Отвержение всяческого тоталитаризма, социализма и коммунизма. Верность совести и чести до самой смерти.
…искренний и убежденный монархист не может не понимать, что Царя надо заслужить, что ему надо подготовить место в сердцах и на троне.
К сожалению, естественное разномыслие русского зарубежья опять приобретает оттенки непримиримости и вражды. С этим необходимо бороться…
Способ один: сосредоточивать дискуссии не на разъединяющем, а на объединяющем…
Всякое посягающее властолюбие, честолюбие, всякая монополизация водительств – вредны…
Всякое разжигание соперничества… – подрывает дело. Кто будет этому предаваться, тот будет делать работу нашего общего врага.
Однако нам нельзя ждать этого объединения, для того чтобы начать «под его руководством» борьбу. Ее надо продолжать независимо от него. Объединение может и затянуться, и запоздать, и совсем не состояться; влияние его может быть сведено к минимуму пробравшимися в него агентами, интриганами мировой «закулисы» и бестактными партийными глупцами. Время не терпит. Откладывать нечего: один в поле и тот воин. Надо теперь же делать то, что требуют интересы России, не спрашивая ни у кого указаний и братски помогая друг другу» (И.А. Ильин «Один в поле и тот воин»).
Мне кажется, что прославление во всей полноте Русской Православной Церкви Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей может стать таким общим делом и служить объединению Церкви. Было бы странно, если бы архиереи, провозглашающие себя наследниками святых митрополитов, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей, не поставили хотя бы вопрос об их прославлении в своих синодах и среди своей паствы. Сегодня можно слышать, как «робко», почти «шепотом» поднимается вопрос в некоторых синодах РПЦЗ о том, что надо бы прославить первоиерархов РПЦЗ. Конечно, нужно прославить во всей Русской Православной Церкви! Прославление уже есть! Во многих епархиях и приходах почитают святителей!
Трудами протоиерея отца Вениамина Жукова собраны материалы для прославления, им проделана огромная работа по их систематизации, издана книга, составлена служба святителям, создан тропарь и кондак. Иконописец Феодор Тарасов на удмуртской земле написал замечательную икону святителей, которую в самых деталях обсуждал с нашими ижевскими отцами и отцом Вениамином.
Слава Богу за все!
Было бы здорово, если бы и другие синоды РПЦЗ воспользовались этими трудами, обсудили бы вопрос в своих епархиях и приходах и прославили святителей. Думаю, что и отец Вениамин, и все участники прославления, а главное, православные мiряне и священство самих епархий и приходов были бы рады этой общей работе. Мне кажется, что именно такая общая работа наиболее соответствует воплощению в наши дни идей И.А. Ильина и нужна сегодня Церкви. Потому что: «Тогда́ глаго́ла ученико́мъ свои́мъ: жа́тва у́бо мно́га, дѣ́лателей же ма́ло» (Мф. 9:37). Потому что, если мы не будем прославлять и почитать подлинных столпов Православия, то эти дадим повод прославить митрополита Сергия (Страгородского) и его последователей, подчинившихся безбожной власти.
Помоги, Господи, архиереям и отцам нашим в этих трудах! Если люди ждут, надо к ним идти, потому что, мне думается, так хранили святую Церковь и Веру Православную наши святые митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий, святитель Иоанн Шанхайский чудотворец и все святые в земле Российской просиявшие!
А.Н. Якимов
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий