Босх. Несение креста. 1490-1500.
Музей изящных искусств. Гент (Бельгия).
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Господь говорит о невесте Своей – Церкви: «Вся ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4:7). Да, действительно, на Церкви Христовой нет пятна и порока. Никогда не следует путать пороки и нераскаянные грехи некоторых христиан с самой Церквью, как должно различать плевки богоубийц на Лике Господа и Самого Христа.
Где-то во второй половине 1990-х годов мне попалась газетная заметка о зверском убийстве молодого архимандрита. На его лице, шее, груди были многочисленные ножевые раны. Сообщалось, что пойманный преступник объяснял свое злодейство тем, что убиенный склонял его к гомосексуальной связи. Конечно, эта версия тотчас была отвергнута церковной общественностью, как злобная клевета. Но я, всмотревшись в фотографию убитого, ощутил, как холодок пробежал по мне. Да, это было он, «дон Педро».
Так называл я юного иеродиакона, моего ровесника и редкостного негодяя. Он умел демонстрировать перед церковным начальством и верующим народом свое рвение и благочестие.
Любимым его ритуалом было пересчитывание своих денег под аккомпанемент блатной музыки. Живо помню, как однажды, когда его соседи по комнате отдыхали, дон Педро в черном трико пересчитывал у себя на кровати деньги. Несмотря на усталость отдыхающих священнослужителей, он безцеремонно врубил «Мурку», особо любезную его сердцу песню. Но вдруг кто-то сказал, что приближается архиерей. Дон Педро за считанные секунды успел убрать чемодан и деньги, выключить магнитофон, набросить на себя подрясник и подбежать к иконам, после чего он громко стал повторять: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!..»
Архиерей открыл дверь, сурово посмотрел на спящих отцов, потом обратил свой взор на повторяющего слова молитвы иеродиакона: «Молишься? Ну, молись, молись. А эти!..» – и махнув на нас рукой, удалился.
Дон Педро стал произносить всё тише и тише «Господи, помилуй», вслушиваясь и, очевидно, размышляя, насколько далеко ушел от нас архиерей. Потом он с каким-то артистизмом сбросил с себя подрясник, выдвинул из-под кровати чемодан с деньгами и, занявшись любимым делом, стал напевать: «Мурка, эх ты, Мурлёночек!»
В то же время среди обитателей церковного общежития дон Педро почти не скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию и желание использовать «дар» стукача в церковной карьере. От его доносов пострадали самые разные люди. На мою беду дон Педро воспылал ко мне содомской страстью. Однажды ночью, как черт из табакерки, оборотень-иеромонах выскочил и набросился на меня. Сватка была недолгой. Милостью Божией мне удалось нанести удар ногой между ног злоумышленника, после чего дон Педро согнулся и прошипел: «У-у, гад».
Казалось, вопрос был закрыт навсегда. Но не тут-то было. Дон Педро стал открыто шантажировать меня и моих друзей, требуя от нас полного ему послушания. Он давал понять, что донесет в органы, какие антисоветчики окопались в церковной ограде. Пришлось прибегнуть к хитрости. Я попросил его рассказать о своей страсти поподробнее и дон Педро с упоением стал говорить, о чем и вспоминать – срам. Причем он был так увлечен, что даже не заметил, как был включен микрофон магнитофона. Вскоре дон Педро узнал, что если он не оставит свои домогательства, то пленка с разоблачающей его записью окажется у иностранных корреспондентов и в КГБ. После этого дон Педро старался держаться от меня подальше.
И вот, спустя десять лет – газетная заметка, из которой я узнаю, что он убит. Представляю, какой ужас испытал в последние минуты своей жизни этот человек. Хочется надеяться, что он в последних своих страданиях покаялся и вспомнил о первой, несодомской своей любви. Искренне жаль его мать. Но можем ли мы согласиться с тем, что убиенного архимандрита ставят в один ряд с подлинными мучениками и страдальцами?
Кто-то скажет, но возможно этот человек действительно покаялся еще при жизни и посвятил себя служению Богу. Это навряд ли, поскольку каждый православный христианин должен знать, что священнослужитель, впавший в содомию, лишается сана. И даже, если он покается, то священнодействовать не имеет никакого права.
А тем временем на могилку дона Педро привозят паломников. Простодушные люди прикладываются к черному камню, с которого смотрит погибший. Пишут и говорят, что даже совершаются чудеса и исцеления. Как здесь не вспомнить предупреждение Христа Спасителя: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:21-22).
Сегодня пишут много об архиерее, рукоположившем дона Педро. Ему ставят в заслугу, что он постриг в монахи более тысячи человек. Но при этом как-то не задаются вопросом: а сколько из этих постриженных стали блудниками, прелюбодеями, содомитами?
Поражаешься, с какой легкостью необыкновенной некоторые архиереи, и не только в МП, но и в иных юрисдикциях, готовы рукополагать, постригать в монашество и даже разрушать семьи, попирая тем самым библейские законы и каноны святых отцов Церкви.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ:
Корабль Веры.
Оригинальная икона была написана в конце XVII - начале XVII века. Размер оригинала 64 на 92 см. Икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Церковь Православная свята и непорочна. Это догмат, требующий безусловной веры. Но создана она Богом для спасения людей грешных и ограниченных. Однако если в Церкви Торжествующей Небесной все её члены святы и предвкушают будущее вечное Царство Господа Иисуса Христа, то в Церкви воинствующей земной, состоящей из нас, совершающих плавание в бушующем житейском море, святость зачастую не является всеобщим признаком. Тем не менее требования высокой нравственной жизни касаются всех без исключения православных христиан.
Архиерей, священник и диакон в богослужебных облачениях. Священнослужители призваны служить Богу и проповедовать Слово Божие всю свою жизнь.
Особенно это касается священнослужителей, призванных своим званием показывать добрый пример пасомым.
Если дьякон, священник или епископ тянется к лицам женского пола, заключает их в свои объятия и целует в губы, то очевидно, что такое поведение является само по себе соблазнительным. И как бы ни объяснял любитель прикосновений к другим телам своё поведение – старинным русским или ещё каким другим обычаем – всё равно в глазах православных таковой горе-священнослужитель выглядит как заурядный озабоченный мужик.
Священнослужитель всегда должен прежде всего заботиться о соблюдении христианских обычаев и никаких других, основа же обычая христианского – это целомудрие, растворённое любовью. Любовь христианская не похожа на любовь мiрскую, т. к. имеет своей целью спасение души человека, но никак не самоугождение.
Иероним Босх «Аллегория чревоугодия и любострастия», 1500.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
А спасение не возможно без стремления к чистоте христианского жительства.
Зная о предрасположенности нашего падшего естества к блудным падениям, священнослужитель, обязанный знать аскетические законы духовной брани, должен помнить, что любой неосторожный поступок с его стороны может привести или к блудному падению, или к смущению пасомых. Поэтому требования нравственного характера к будущим священнослужителям очень строгие.
Епископ, прежде чем совершить рукоположение христианина в священный сан, обязан испытать ставленника на предмет знания веры православной и возможных препятствий к поставлению в священнослужители. Прежде всего архиерей обращается к духовнику желающего послужить Церкви в священном сане, и если духовник сообщает о невозможности рукоположения на основе канонического права, то хиротония не должна состояться. Препятствием к рукоположению, например, является второбрачие, так распространённое ныне.
В17-м правиле святых Апостолов читаем: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина».
Авторитетный толкователь канонов монах-богослов Иоанн Зонара так разъясняет это правило: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быти произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства». Т.е. если ставленник не был разведённым и его жена также не была разведена, то рукоположение может состояться, а если для кого-либо из них это уже второй брак, то о священстве можно забыть.
В 18-м правиле святых Апостол находим этому подтверждение: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».
Если христианин, будучи семейным человеком, прелюбодействовал, то по канонам священником ему не быть. То же касается и человека одинокого, но блудившего. Напомним, что даже после покаяния таковой не может быть священнослужителем. Это, конечно, не означает, что он не может достичь святости, но не в священном сане.
Некоторым может показаться, что ситуацию можно изменить, если бывший греховодник примет монашество, а уже потом священство. В данном случае пытаются выстроить такую причинно-следственную связь: в монашестве человек умирает для мiра, даже новое имя получает, т. е. становится новой тварью, а значит грехи прежнего его к нему теперь не относятся, и выходит, что можно стать священнослужителем, только в монашестве. Но, если строго посмотреть на данную ситуацию, то мы увидим большую натяжку. Каноническое право однозначно разрешает рукоположение бывших греховодников, только после крещения и то с испытанием их новой нравственной жизни, о чём говорит 80-е правило святых Апостол: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится».
Если грешил до крещения, но просветившись светом Евангелия, прекратил блудную жизнь и крестился, то пройдя испытания можешь стать священнослужителем. Но если ты, будучи христианином, блудил, прелюбодействовал, вёл развратную и разгульную жизнь, то о священстве не нужно и помышлять. Вот что говорит на этот счёт 61-е Апостольское правило: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир».
Монашество вкупе со священством требует от человека ещё большей нравственной ответственности. Как может вчерашний блудник, привыкший к самоугождению, приняв монашество и священство, вдруг переродиться? Жизнь показывает, что таковые, как правило, не выдерживают нравственных испытаний, прежний греховный навык никуда не пропадает, наоборот заявляет о себе с большей силой. Поэтому духовно опытные священники и архиереи с большой осторожностью относятся к рукоположению в священный сан кого бы то ни было. Каноны православной Церкви написаны кровью, особенно это касается их нравственной части.
Всё уже было на этой земле и если правила Церкви нам запрещают рукополагать вчерашних блудников, хоть бы они и покаялись, то значит Церковь уже испытала на себе их способность к безпорочному служению и установила не допускать таковых до алтаря.
Что может быть страшнее для Церкви, как ни блудящий священник? Таковой уже не соратник Христа, а Его враг и друг диавола, ибо растлевает чад Божиих, за которых была пролита безценная кровь Богочеловека. Если гонения укрепляют Церковь, то разврат губит. Потому нравственная чистота есть залог доброй церковной жизни, какие бы внешние несчастья ни обрушивались на неё.
Легковесные размышления о том, что благодать священства или монашество помогут избавиться от прежних греховных пристрастий изобличают духовную близорукость и неспособность к христианскому рассуждению. Стоит лишь обратиться к многочисленным примерам всей церковной истории, а особенно современности, чтобы увидеть как посрамляются неразумные требования к благодати священства – дескать, она всё исправит. Вспомним как диавол искушал Господа нашего Иисуса Христа, уговаривая Его броситься вниз словами из Священного Писания. Что ответил ему Спаситель? – «Не искушай Господа Бога твоего»(Мф. 4:7). Потому отношение к рукоположению должно быть максимально ответственным особенно в наши многолукавые времена, чтобы новый ставленник не стал соблазном, но являл пример истинного пастыря. Лучше пусть будет меньше священников, но они будут настоящими последователями учеников Христовых, чем множество слабовольных, последующих своим страстям несчастных священнослужителей.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: «Горе мiру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7) – сказал Господь наш Иисус Христос. Распространение соблазнов и усиление их действия – характерная черта нашего времени и признак приближающегося конца света. Горе, о котором говорит Господь, это вечная гибель, лишение Царства Небесного для того, кто предается греху.
Подражатель Босха. Искушения св. Антония. Около 1500.
Собрание Ф. ван Лансхота. Хертогенбос (Нидерланды).
Но «если надобно прийти соблазнам, то как можно избежать их? – вопрошает свт. Иоанн Златоуст и отвечает, – Прийти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости… Эти слова Спаситель сказал... для того, чтобы вместе с прочими пробудить от усыпления и учеников Своих. Чтобы они не предавались усыплению, как будто бы им назначено было вести жизнь покойную и безмятежную, Он предсказывает о множестве предстоящих им внутренних и внешних браней».
Свт. Иоанн Златоуст.
Таким образом, мы можем и должны сопротивляться соблазнам, как препятствиям на пути к вечному спасению. Для этого необходимо постоянно молиться Богу, чтобы какая-либо возгоревшаяся страсть вследствие воспоминания, неосторожного взгляда, прикосновения или чего-то подобного не подчинила нас себе и не увлекла на путь греха.
Но есть и другая сторона этой проблемы. Дело в том, что мы не должны смотреть на себя только как на возможные жертвы чужих грехов. Мы сами можем стать источником соблазна. Наше нескромное слово, развязное поведение, вызывающий взгляд или провоцирующий внешний вид могут навязать окружающим какую-либо греховную мысль или чувство. В этом случае мы становимся виновными пред Богом, ибо «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7), – говорит Господь.
Наше свободное поведение, «свобода самовыражения» может стать причиной духовной гибели другого человека. Поэтому апостол Павел предупреждает: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор. 8:9).
Часто бывает и так, что допустив грех в свою душу, мы увлекаем на этот путь и другого, становясь ответственными не только за себя, но и за этого человека. Сами мы, может быть, и сможем вовремя покаяться, но сумеет ли это сделать соблазненный нами?
Наша падшая природа может очень легко и быстро соблазниться и соблазнить. Это случалось даже с величайшими подвижниками и с носителями высокого духовного сана. Вот две истории.
«В Египетском Ските был некоторый старец, впадший в тяжкую болезнь и принимавший услужение от братии. Видя, что братия трудятся ради его, он задумал переместиться ближе к селениям, чтобы не утруждать братию. Авва Моисей... сказал ему: «Не перемещайся в соседство селений, чтоб не впасть в блуд». Старца удивили и огорчили эти слова; он отвечал: «У меня умерло тело, и об этом ли ты говоришь?» Он не послушал аввы Моисея и поместился в соседстве мирского селения.
Жители, узнав о нем, начали приходить к нему во множестве. Пришла послужить ему ради Бога и некоторая девица. Он исцелил ее – по-видимому, девица имела какой-нибудь недуг, а старец имел дар чудотворения – потом, по прошествии некоторого времени, пал с нею, и она сделалась беременною.
Поселяне спрашивали ее: «От кого она беременна?» Она отвечала: «От старца». Ей не верили. Старец говорил: «Я сделал это, но сохраните дитя, которое должно родиться».
Дитя родилось, и было вскормлено грудью. Тогда, в один из праздников Скита, пришел туда старец с дитятею за плечами, и вошел в церковь при собрании всего братства. Братство, увидев его, восплакалось. Он сказал братии: «Видите дети: это сын преслушания». После этого старец пошел в прежнюю келию свою и начал приносить покаяние Богу».
Вторая история.
«Епископ некоторого города впал в болезнь, по причине которой все отчаялись в его жизни. Там был женский монастырь. Игумения, узнав, что епископ отчаянно болен, посетила его, взяв с собою двух сестер. В то время как она беседовала с епископом, одна из учениц ее, стоявшая у ног епископа, прикоснулась рукою к ноге его. От этого прикосновения возгорелась в болящем лютая брань блудная. Страсти лукавы. Он начал просить игумению, чтоб она оставила сестру при нем для услужения ему, приводя в причину такой просьбы недостаток в собственной прислуге. Игумения, ничего не подозревая, оставила сестру. По действу диавола епископ ощутил восстановление сил и впал в грех с инокинею, которая сделалась беременною. Епископ оставил кафедру и удалился в монастырь, где окончил жизнь в покаянии, принятие которого Бог засвидетельствовал дарованием покаявшемуся силы чудотворений» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Гл. 4. О хранении себя от соблазнов).
Поэтому необходимо нам всегда трезвиться, бодрствовать и молиться, чтобы не погубить ни себя, ни ближнего.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий