Мученик воин Евгений Родионов, российский солдат, обезглавленный в Чечне в 1996 году за отказ снять нательный крест и принять ислам.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: В Царстве Божественной славы «нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), – так говорит нам Священное Писание.
Очевидно, что апостол Павел, говоря об эллинах и иудеях, в данном случае имел ввиду внешние национальные различия. Однако, как и прежде, по сей день человеку проще приписать какой-либо национальности «свою» веру: арабам, например, ислам; индусам – индуизм; китайцам – конфуцианство; монголам – буддизм; испанцам – католицизм; американцам – протестантизм; русским и грекам – православие; евреям – иудаизм и так далее. Такая систематизация легко укладывается в голову обывателя и позволяет оценивать без особых усилий того или иного человека. Но жизнь гораздо сложнее.
Православные арабы.
Среди арабов очень много христиан, в том числе среди индусов и китайцев их сотни миллионов. Поэтому примитивное мнение, что у каждого народа своя вера, не имеет твердого основания. Такая логика близка людям, которые сами серьёзно не размышляют о проблемах богопознания и в других не видят тягу к размышлению о смысле бытия.
Святой мученик Або Тбилисский, араб по национальности, казненный за переход из ислама в христианство.
Если бы всё было так упрощённо, то история Церкви не знала бы христианских мучеников бывших мусульман, или таких выдающихся проповедников веры православной, как архимандрит Константин (Зайцев), в жилах которого текла еврейская кровь.
Архимандрит Константин (Зайцев).
Это прекрасно понимали русские белоэмигранты, оказавшиеся волею судеб за пределами родины. Следуя духу Священного Писания, они с уважением относились ко всем, вне зависимости от их национальности.
В Аргентине, например, кроме многих других народов, населяющих эту страну, достаточно большая еврейская диаспора. И несмотря на то, что именно представители еврейской национальности много потрудились над тем, чтобы превратить Российскую империю в безбожный СССР, наши белые соотечественники по доброму относились к аргентинским евреям. И это понятно, они ведь не виноваты в том, что натворили их единоплеменники в другой части земного шара.
Евреи в Буэнос-Айресе.
Через общение в Аргентине с некоторыми пожилыми эмигрантами, я узнал, что русская диаспора в основном имела добрые отношения с евреями.
Представители старой русской эмиграции на одном из заседаний в "Русском Доме" Буэнос-Айреса.
Во время этих разговоров я не заметил к ним какой-либо тени неприязни. Однако следует уточнить, что дело касалось именно различий по национальному признаку. Добрые отношения к евреям не означают принятия их веры.
Как известно, большинство современных евреев исповедуют особую веру, которая называется иудаизмом, хотя среди них есть много атеистов, социалистов, просто индифферентных к вере людей. Нынешний иудаизм не признаёт Господа нашего Иисуса Христа, причём нередко это выражается в достаточно агрессивных формах. Иудействующие фанатики, например, распространяют кощунственные изображения нашего Спасителя, издают соответствующую литературу, выпускают мультфильмы и другие медийные материалы по этой же теме. Значит ли это, что все евреи несут ответственность за такое изуверство? Если так рассуждать, то придётся всех русских записать в воинствующие коммунисты и взвалить ответственность, скажем, за разрушение и осквернение кладбищ не только на пламенных комсомольцев середины ХХ-го века, но и на новомучеников и исповедников Российских, находившихся в это самое время в советских концлагерях. Очевидно, что это абсурд.
Христос каждому человеку желает спасения вне зависимости от его национальности. Самого ярого гонителя христиан Господь призвал и сделал апостолом языков.
Святой апостол Павел.
Апостол Павел показал себя самоотверженным тружеником на ниве проповеди Евангелия. И по сей день Спаситель наш ждёт покаяния каждого человека, дабы соделать его причастником Царствия Небесного. Бог будет смотреть не на лицо, а на сердце. Только тот, кто всем своим существом примет Господа Иисуса Христа, станет гражданином Небесного Иерусалима. И поэтому мы не можем сказать, что с современными иудеями и мусульманами исповедуем одного Бога – Бога Отца, ибо «Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть» (Мф.11:27). Но это не значит, что мы должны презирать не исповедующих Христа. Только любовь может обратить сердце пока ещё неверного человека к Богу и Спасителю нашему.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: В начале 2004 года, вскоре после возвращения из чеченской командировки я поделился своими «Грозными размышлениями» на страницах газеты «Русь державная».
Колонна российских войск в Чечне.
"Наша колонна несется, пробиваясь сквозь зеленку, по непросыхающим от крови дорогам Чечни. Мелькают мертвые казачьи станицы, могилы боевиков, ощетинившиеся копьями неотмщенных воинов Джихада. По-волчьи смотрят на нас пустыми своими глазницами руины Грозного. А в голове бьется набатом одна и та же мысль: «Кругом измена, трусость и обман». Эти слова, записанные Царем-Мучеником в день вынужденного своего отречения, стали диагнозом всего двадцатого столетия.
Разрушенный Грозный.
Но они не потеряли своей актуальности и в веке двадцать первом. Чтобы убедиться в этом, нужно приехать в Чечню. Здесь за последнее время было пролито много крови и немало совершено предательств. Но в то же время именно здесь явил Господь настоящих богатырей и даже святых Земли Русской. Поэтому вспоминаются и другие слова Царя-Мученика, сказанные им также в семнадцатом году: „Верная служба Родине ценнее в дни ее падения, чем ее величия“.
После панихиды на месте гибели наших боевых товарищей в Грозном. 2003 г.
В Чечне вместо подрясника приходилось носить часто камуфляж, чтобы не мозолить глаза снайперов боевиков. Но священнический крест я не снимал.
Когда встречаешься с проявлением мужества и героизма наших воинов; когда бойцы прикрывают грудью священника от пуль, дабы тот мог служить панихиду на месте гибели их товарищей; когда боевой офицер вытаскивает из-за пазухи иконы и кресты, говоря: «Это хранит лучше бронежилета»; а другой командир со слезами на глазах показывает икону Святой Царской Семьи, восклицая: «Их оклеветали, как и нас», – понимаешь: Святая Русь еще жива.
Ханкала. Напутственное слово.
И воистину правое дело совершаем мы, когда даем отпор стервятникам средств массовой информации, пытающимся оклеветать наше воинство. Но было бы непростительно близоруко замалчивать и не придавать значения тем духовным недугам, которые поразили наш народ, в том числе и Армию. Когда я в первый раз отправился в Чечню, Промыслом Божиим повстречался с полковником, которого еще в начале первой Кавказской войны напутствовал вместе с его совсем юными воинами. Помню, как ребята, еще недавно со смешком говорившие о вере, перед лицом опасности преобразились. Они мне протягивали иконы, крестики, просили благословения. Прошедший огонь и воду офицер поведал: „Бои в Грозном были страшные. Но, несмотря на это, мы выполнили задачу. А главное – все вернулись живыми. Но вот беда: прошли годы, узнаю: как там мои орлы? И что же: кто-то спился, кто-то «сел на иглу», кто-то погиб в драке, кто-то повесился. И войны не надо“.
Но война идет. Не только на Кавказе. Она несет смерть и нравственное разрушение по всей многострадальной России. Помните: в советские времена много говорили о психологической войне мирового империализма против СССР? Все верно. Но почему-то могущественные карающие силы КПСС обрушивались именно на тех, кто был способен духовно противостоять этой агрессии. С самых высоких трибун партийные бонзы произносили как заклинание призывы к борьбе с идеологическими диверсантами. Так – не меньше и не больше – именовались верующие русские люди.
А тем временем – сознательно или безсознательно – богоборческий режим готовил катастрофу 1991 года. Когда-то Адольф Гитлер мечтал о том, что ему удастся создать такую безнравственную атмосферу на оккупированных территориях России, что в каждом доме будет играть радио, отбивающее всякую охоту думать. Храмы заменят секты, русские женщины будут применять методы контрацепции и не считать за грех аборты. Нацистский план обрел плоть и кровь еще в поздние советские времена. И потому катастрофа красной сверхдержавы была неизбежна. Нравственный кризис – порождение десятилетий воинствующего безбожия – убил Советский Союз. Ныне он добивает Россию.
Чеченские женщины вопреки ужасам войны рожают детей. В то время, как в мирной России русскоязычные матери предпочитают обезпечивать свое будущее за счет убиенных собственных младенцев. Знаю: кто-то возразит, что у восточных народов женщины находятся в униженном положении. Но ведь когда-то и русские женщины вопреки людоедскому постановлению Ленина, узаконившего впервые в мире аборты – детоубийство неродившихся – в условиях хаоса, войны, террора, голода рожали на свет Божий русских детей, которые привели наше Отечество к новым великим победам и достижениям.
Остановить деградацию нашего общества может только духовное возрождение, сердцевиной которого является покаяние. Святые прозорливцы говорили о необходимости прославления Царя-Мученика для духовного возрождения России: „Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия“.
Вне всякого сомнения, Царь, как и все святые Новомученики и Исповедники Российские, радуется, взирая из вечности на возрождение храмов, святынь и миллионов душ человеческих в современной России.
Но, вместе с тем, не могут радоваться святые тому, как на обломках культа истлевшего божка, лежащего в Мавзолее, навязывается новый культ воинствующей похоти и золотого тельца, в жертву которому, как и прежде, приносятся миллионы неродившихся младенцев. Не может радоваться Государь и тому, что по сей день продолжается ритуальная хула на святую Царскую Семью. Понято, когда клевещут на святого Царя Познер, Радзинский, Сванидзе и другие пропагандисты, взращенные на мохнатой груди олигархии; но не поддаются нравственному оправданию попытки некоторых людей внутри церковной ограды наклеивать ярлыки чуть ли не сектантов тем, кто является почитателем Царственных Страстотерпцев, воина Евгения Родионова и других Новомучеников Российских.
Нам говорят: „Эпоха Новомучеников давно прошла“, но имена и могилы замученных за Христа в постсоветский период возвещают о противоположном.
В начале ХХ столетия также мало было тех, кто видел в уже развернувшейся хуле на Царя, убийствах верных государевых слуг и отдельных священнослужителей признаки надвигающейся катастрофы всей Православной России. И горе нам, если мы не обратим должное внимание на те апостасийные процессы, которые развиваются в нашей стране.
За голову православного священника боевикам в Чечне платят большие деньги. Хотя батюшки не имеют оружия, подчиняющихся им воинов и ничего такого, что могло бы принести хоть малейшее зло экстремистам. Однако, враги Отечества, а если говорить точнее, – падшие духи, стоящие за ними, – отлично знают, что именно благодать Божия есть главное оружие Православной России.
Путь преподобного Серафима, Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских устлан не златом, а тернием. Но только он может вывести нас к духовному возрождению. А для этого необходимо, чтобы каждый из нас – от космонавта до пенсионерки - ощутил себя воином Христовым, который обязан думать не только о своих личных проблемах, но прежде всего о бедах России.
Путь духовной победы лежит, прежде всего, в хранении себя от зла. Чтобы не убивать, не воровать, не обманывать, не превращаться в винтик антихристианской глобализации. Исповедовать в большом и малом Веру Православную. Для этого требуется мужество.
P.S. …Я вышел во дворик нашей маленькой крепости в центре Грозного. Поднял глаза и увидел множество блестящих звезд на бархатно-синем небе. Невольно вырвались из груди ломоносовские строки:
Одеян чудной красотой,
Зарей Божественного света,
Ты звезды распростер без счета,
Шатру подобно, пред Тобой.
Вдруг страшный грохот, стрельба. Все осветилось от адских взрывов. Совсем рядом начался бой. Когда все затихло, я вновь поднял глаза, но звезд уже не было. Дымовая завеса пожарища скрыла их. И мне подумалось: „Вот так и в нашей истории: дым лжи ненавистников Православной России прячет от нас подлинные звезды героизма, подвижничества и святости. Но милостью Божией Православная Церковь в недрах духовных своих хранит ту небесную силу, которая многократно спасала и, я уверен, спасет Россию“».
Слава Богу, прошло много лет, уже не полыхает огонь большой кавказской войны, восстановлен Грозный, и все же не отпускает тревога не только за Кавказ, но и за всю Россию. Потому что исчадие безбожия – нравственный кризис, продолжает изъедать нашу страну. Попытка же реанимировать советскую идеологию еще более усугубляет положение.
В Российской Федерации нет ни одного региона, где бы православное мировоззрение господствовало в умах большинства людей. Зато немало республик, где господствует ислам. Число мусульман ежегодно стремительно растет. А в это самое время православные имеют, как правило, самое туманное представление о религии многих миллионов своих соотечественников.
Мечеть в Санкт-Петербурге.
Святой Император Николай II с офицерами Дагестанского полка. Владикавказ. 1914 г.
"В конце июля 1916 года, когда мусульмане отмечали праздник разговенья (Ураза-Байрам), муфтий Мухаммад-Сафа Баязитов получил Высочайший в ответ на своё верноподданное обращение к Царю: "Благодарю Вас и всех мусульман, собравшихся на торжественное богослужение по случаю праздника Рамазан-Байрама, за молитвы и выражение верноподданнических чувств. Высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии. НИКОЛАЙ".
Генерал П. Н. Краснов в своей книге, посвящённой подвигу русского солдата писал: "Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный лагерь и, заигрывая с ними, построил им прекрасную каменную мечеть. Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому "игу" и их довольство в германском плену, но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман. "А теперь вы спойте нам свою молитву", - сказало осматривающее лицо. Вышли вперед муллы. Пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подровнялись, и тысячеголосый хор под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул "Боже, Царя храни!"" (П. Мультатули)
Помнится, как где-то в конце нулевых я совместно со светским религиоведом и имамом проводил занятие среди офицеров на тему «Православие и ислам в России». Общаясь с аудиторией, мне приходилось много вспоминать о славном взаимодействии православных и мусульман в истории России, о том, как любили наших Государей и в особенности святого Царя-Мученика Николая мусульмане, называя его Белым Царем, а святую Императрицу Александру Федоровну Матерью народов. Говорил я и об опыте общения с мусульманами в Чечне, но, возможно, где-то я переусердствовал, поскольку явно растроганный имам выпалил: «Да, у нас нет вообще никаких разногласий. Мы, мусульмане и православные, верим в одного Бога».
И здесь мне пришлось возразить: «Все-таки разногласия существуют. Для вас, мусульман, Господь Иисус Христос – всего лишь пророк, для нас – Богочеловек и Спаситель мiра».
Потом занятия пошли в более спокойном ключе и когда некоторые наши доблестные офицеры стали потихоньку дремать, поступила записка: «Как Вы отнесётесь, если мусульманин станет христианином или наоборот?»
Имам, не долго думая, ответил: «По закону Божию людей, отрекшихся от исламской веры, положено казнить».
Эти слова были как ушат холодной воды. Все проснулись и стали внимательно смотреть на мусульманского священнослужителя. Признаюсь, я думал, что он сейчас как-то смягчит своё заявление, но нет, имам повторил, что отступникам положена казнь. И вновь я был вынужден возражать: «Истинное христианство отвергает насилие в вопросах веры, и бывшие мусульмане, – а их в истории было очень много, – убитые за веру во Христа, именуются Церковью святыми мучениками».
Действительно, хотя в Коране есть такие слова, что «нет принуждения в религии» (Коран, 2:257), но в то же время имеются и другие высказывания, которые толкуют выдающиеся исламские богословы, как благословение убивать тех, кто отказался от ислама и принял христианство. Так, один из самых авторитетных исламских толкователей Аль-Байдави (ум. 1291) писал: «Схвати и убей всякого, кто отступает от своей веры, открыто или тайно, где бы ты его ни встретил, как любого другого неверного. Всецело отстраняйся от него, не заступайся за него».
Наш Спаситель и Господь Иисус Христос пошел в Иерусалим, чтобы быть распятым, отдать Свою жизнь, как выкуп за многих (Мк. 10:45). Христос отказался взять меч (Ин.18:36). Мухаммед же из-за угрозы своей жизни вынужден был бежать, чтобы затем начать вооруженную борьбу вместе с единомышленниками. После слова его главным аргументом был меч.
Справедливо говорят о духовном родстве иудаизма и ислама. Можно сказать: если талмудический иудаизм предназначен только для евреев, то иудаизм Мухаммеда обращен ко всем народам мiра. Оказываясь в исламских странах, мы как бы попадаем в мiр Ветхого Завета.
Последняя проповедь Мухаммеда. Миниатюра из старинной книги.
Несомненно, нас не может не радовать, что в отличие от иудеев, мусульманам не свойственна ненависть к Иисусу Христу и Пречистой Матери Его. О Деве Марии и Ее подвиге говорится в Коране самым уважительным образом.
И конечно же, поражает читателя, что Мухаммед упоминает Иисуса 93 раза. Но в то же время нужно всегда помнить, что в исламе нас поджидает более утонченная антихристианская опасность, чем в иудаизме. Мухаммед, принимая Христа, как пророка, утверждает, что Иисус Сам в Судный день будет свидетельствовать против всех тех, кто верил, что Он был распят за их грехи, умер и воскрес. По Мухаммеду Христа не распяли, но это всего лишь показалось (Коран. 4:156-157). Для него Иисус не Спаситель мiра, не Победитель дьявола, не Бог, а всего лишь пророк. Отвергает он и Святую Троицу как «идолопоклонство».
Мы же с вами должны помнить: «Всякий, отвергающий Сына, отвергает и Отца» (1Ин. 2:22).
Для мусульман невозможна мысль о том, что Бог является Отцом. Единство и духовное родство с Богом немыслимы для них. И потому рассуждая о мусульманах, мы имеем полное право вспомнить слова Божественного Учителя, обращенные к самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4:22).
Я убежден, что мы должны быть очень деликатными и осторожными, касаясь религиозных вопросов иноверцев. Всякие попытки демонизировать всех мусульман и даже иудеев смерти подобны. Например, не случайно, что воинствующие талмудисты и юдофобы едины, несмотря на все свои различия, в мысли о том, что еврей не может быть христианином. И здесь узнаётся почерк одного главного автора и кукловода – дьявола.
Когда мы начинаем диалог с иудеями, надо прежде всего вспоминать величайших евреев – пророков, апостолов, Предтечу, Саму Матерь Божию, а уж потом касаться антигероев мiрового еврейства – Киафы, Ротшильдов, Маркса, Шиффа, Парвуса, Троцкого и прочих предтеч Антихриста.
Так же и с мусульманами нам подобает вести свой диалог, памятуя то, что нас объединяет, тем более, что история России полна примерами доблести, верности и героизма мусульман, отдававших свою жизнь за православного русского Царя. Да и сегодня многие мусульмане в некоторых вопросах являются для нас примером. Я полагаю, что общаясь с отдельным человеком или с большой группой людей, надо искать то, что нас объединяет.
Гейдар Джемаль (1947-2016), философ, общественный деятель, радикальный исламист. Разжигал ненависть против православных и мусульман, сохраняющих верность исторической Царской России. Выступал, как апологет Ленина, увлекался оккультизмом.
Прот. Всеволод Чаплин и прот. Сергий Кондаков с руководством мусульман Удмуртии. После нашего обращения к патриарху протодиак. Андрей Кураев, будучи в 2011 году еще яростным защитником патриарха Кирилла, пытался использовать это фото против нас, из-за чего мы были вынуждены сделать следующее заявление.
"Да, действительно, прот. Сергий Кондаков, занимаясь общественной работой, в том числе и руководством Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Ижевской епархии, а также являясь членом Общественной палаты Удмуртской Республики, членом Комиссии по помилованию на территории Удмуртской Республики, успешно сотрудничал с иноверцами, и прежде всего с мусульманами. И в этом ничего зазорного нет. Напротив, православная Россия выстраивала отношения христиан с мусульманами в духе веротерпимости. Кстати, Русская Зарубежная Церковь, рассеянная по всему миру, несмотря на всю свою ортодоксальность, всегда строила отношения с иноверцами в духе любви. И многие католики и протестанты являлись друзьями православного русского зарубежья. Вот почему мы, выступая решительными противниками экуменизма, в то же время поддерживаем самые добрые отношения с гражданами России, придерживающимися других религиозных взглядов. И провокационные заявления о. Андрея нам в этом не помешают"
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Вспомним, как ап. Павел пришел в Афины, наполненные статуями разных языческих богов. Книга Деяний повествует, что при этом душа апостола преисполнилась возмущения при виде столь усердного идолопоклонства. Казалось, сейчас он разразится праведным гневом на пребывающих во тьме язычества афинян. Однако, когда его привели в ареопаг, чтобы выслушать его учение, то ап. Павел начал совершенно по-другому. В поведении людей, пребывавших во тьме безпросветного заблуждения, он нашел хорошие побуждения и начал с того, что выделил их:
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22-24).
Проповедь апостола Павла в Афинах. Картина Рафаэля. 1515-1516.
Более того, желая показать, что Бог безконечно выше рукотворных идолов, являясь Творцом и Промыслителем мiра, святой апостол привел и слова языческого поэта, тем самым используя лучшее, что было у язычников, для проповеди Евангелия. С другой стороны знанием языческой литературы он заставил эллинов более внимательно слушать свои слова.
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, – говорил ап. Павел, – будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:25-31).
В результате этой проповеди, несмотря на насмешки скептиков, появились те, кто заинтересовался и готов был послушать апостола «в другое время» (Деян. 17: 32), а были и такие, кто «пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34).
Этот пример св. ап. Павла должен быть для нас образом того, как нужно действовать в отношениях с инославными и с иноверными. К сожалению, многие православные ревнители гнушаются общением с ними, как с теми, кто целиком и полностью находится во власти сатаны. Но, например, святой Григорий Палама охотно и без какой бы то ни было неприязни вступал в полемику с мусульманами.
Думаю, большинство мусульман искренно хотят служить Богу. Их нельзя обвинять в сатанизме. Как верно пишет М.В. Назаров, «истинный Бог один, другого бога быть не может. Но если кто-то имеет неправильное представление об истинном Боге, это не значит, что он избрал другого бога, просто он верит в Бога неправильно. То есть, по этой трактовке можно сказать, что искаженное представление о Боге не означает сатанизма как поклонения сатане вместо Бога, даже если тут очевидно явное вмешательство сатаны. Ведь и многим христианским богословам, например, в католицизме, сатана подмешивал в их верные рассуждения свои еретические плевелы, но это не значит, что они поклонялись сатане и служили ему сознательно в полном ведении этого»
(М.В. Назаров. Размышления об исламе в драме истории.
http://rusidea.org/?a=6043).
Если говорить о мусульманах, то у них можно найти положительные черты. Прежде всего их неприязнь к западному мiру, – по тонкому замечанию М.В. Назарова, – объясняется отступлением Запада от Бога и тем, что там все более утверждаются содомские пороки. То есть мотивы здесь у мусульман похвальные: они не хотят предать свою веру и перестать жить в соответствии с ней. Этим же объясняется стремление мусульманок целомудренно одеваться. Более того, многим теплохладным православным, которые подвержены влияниям лежащего во зле современного мiра, можно у таковых мусульман поучиться неприятию этих влияний.
Шамиль.
«Напомним также, что горскому вождю Шамилю после пленения не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое царское великодушие было для него непостижимым, и через несколько лет Шамиль написал Царю:
«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.
Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.
В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)
А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется»» (М.В. Назаров. Размышления об исламе в драме истории.
http://rusidea.org/?a=6043).
Но все же из-за вероучительных отличий от христианства (прежде всего непризнание Христа Богом), а также различий, касающихся нравственности (прежде всего применение насилия и убийств к «неверным», многоженство), ислам для православных неприемлем. В общении с мусульманами можно обсуждать эти различия, причем больший эффект будет, пожалуй, от разговора о различиях в области нравственности и духовной жизни. Но самым действенным средством для проповеди является собственная верность Христу и жизнь по Его заповедям. Именно потому, что православные перестают быть православными и в вере, и в жизни, они оказываются духовно безпомощными перед лицом ислама. В самом деле, многие номинальные христиане избегают деторождения или делают аборты; вместо того, чтобы одеваться целомудренно, как можно больше раздеваются; годами не ходят в храм, редко молятся Богу, не соблюдают постов, не исполняют долг исповеди и причастия, не знают Евангелия и не стремятся жить по нему. Конечно, можно заявить, что это намного сложнее предписаний ислама, но ведь и помощь Божия будет неизмеримо больше тем, кто знает волю Божию и исполняет ее. Поэтому главная задача православных в современном апостасийном мiре состоит в том, чтобы быть верными Христу и словом, и делом, и утверждаться в этой верности.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий