Горько мне слушать проповеди в Православных храмах. Двадцать лет уже как регулярно бываю на службах, а семь лет назад получил широкий доступ в Интернет, но ни разу почти не доводилось мне слышать, чтобы провозглашалось с Православного амвона Евангелие. Вести с амвона почти всегда не благие, а наоборот.
Начинается проповедь со степенного выхода священника с торжественно-грозным лицом. Далее следует анализ духовно-политической ситуации: нет уже правды более в мире. По причине умножения беззаконий во многих охладела любовь. Сплошь торжествует зло. Народ в Храмы не ходит, напивается на Новый Год до скотского состояния. Поста не хранят. Погрязли женщины наши в бесстыдстве, блуде и абортах, а все потому, что измельчал ныне мужик от безверия. Но вины все же больше не на работягах, а проблема в принципиальной безбожности власти при показной набожности. Отдали Святую Русь на растерзание массонам, иудеям, немцам! Каждый думает о своем прибытке, забыв об Отечестве!
Кто виноват? В первую очередь все же духовенство, которое из сребролюбия отпускает грехи сильным мира сего за подачки, а не осуществляет над ними духовного руководства, к которому призвано самим Богом. Совсем плохо все в Церкви сделалось. Ко всему еще и проник в виноградник Божий голубой змей и ползет, ползет, по ниве Господа нашего, соблазняя семинаристов и развращая епископов. Археиреи же и того хуже, покланяются огню вечному, бьющему из пентограмм. В Православии язык символа принципиален – архитектура храма, одежды священников, святые образы угодников Божиих. В Церкви все не просто так, а сакральный смысл имеет. А здесь! Православный епископ публично кланяется пентограмме – древнему символу ада! Формально вроде бы чтит память предков, отдавших жизни за Родину, а по существу пентограмма ведь и огонь вечный! Почему бы погибших воинов во храме не помянуть. Ранние христиане отказывались и крупицу ладана возложить на алтарь олимпийских богов, не соглашались даже формально поклониться Диоклетиану как богу. И Диоклетиан знал что не бог он, и ранние христиане знали, но шли к голодным львам на смерть, а не к спонсорам за подачками. Ныне епископат во дворцах живет – князья церкви с дырой вместо сердца и голубыми гаремами! Сплошная воронка потребления.
Далее вести и того хуже – пало почти целиком рядовое монашество, а человек, называющий себя капитаном Православного церковного корабля, со своими офицерами суть предатели, как капитан “Красного Октября”, и ведут Православный корабль в Католическую гавань. Скоро уже и прочипируют народонаселение как скот бессловестный.
O tempora! O mores! О времена! О нравы!
Правда ли вышесказанное? Да, похоже, чистая правда, хотя свечку и не держал. А и не надо свечки, сейчас все уже и при дневном свете в Гаване происходит.
Верный анализ духовно-политической ситуации? – В целом верный.
За диагностикой следует лечение, которое прописывает проповедник тому малому стаду – нескольким тысячам человек из многомиллионного города, тем долям процента, которые привел Христос в храм. Как это бывает зачастую в средней школе, когда на урок явилось пятеро из тридцати учеников, учительница обозляется и начинает сильно кричать на тех, которые в классе - эх вы! Совсем нет дисциплины в классе! Лодыри! Двоечники! Не сдать вам экзаменов! Волчий билет вам, а не аттестат! Исправляйтесь, пока не поздно! А кто на урок не пришел, те и не слышат.
Гляньте на себя, Христиане! Гремит гром с амвона, - заповеди вы нарушили все, грешники вы нераскаянные, дети погибели вы, если пьете и курите. Ад по вам плачет! Ну ладно хоть на службу пришли, молодцы. На нас, грешных, вся и надежда Господа. Не стоит село без праведника, а потому, возлюбленные, усилим пост, углубим молитву, возлюбим ближних по-настоящему! Творить будем дела любви. И Христос нам учитель и помощник. Но ты сам делай, не плошай. Вставай, кайся, иди за Господом путем правды. За тебя никто этого не сделает. Близ есть, при дверях! Молиться перестанем, так и прольет с неба Бог гнев Свой огнем и серою. Оттянем же молитвой своей непрестанной конец света - этот трагический момент!
Люди слушают, соглашаются, дожидаются наконец-то окончания службы, прикладываются ко кресту и идут домой. Вечером ложатся в постель, и спят сном праведников, хотя и знают, что они грешники, достойные ада, и признают это.
Спроси любого - ты умрешь? Он ответит - да, конечно, ни минуты не сомневаюсь. А вечером ляжет спать, а утром проснется и пойдет на работу как ни в чем не бывало. И слава Богу!
А теперь рассмотрим ситуацию, когда заболел у человека бок, он пришел в больницу, сделали ему томограмму, анализы. Затем приглашает его врач в свой кабинет, показывает снимки и объявляет: у вас опухоль в груди, судя по анализам, злокачественная. Оперировать похоже, уже поздно, так как метастазы в печени.
Придет больной домой после объявления диагноза, ляжет в постель, и уснет? Не думаю, что уснет вообще в ближайшие ночи три. Думать будет лежа в темноте о многом, желать будет уснуть, а не сможет, умолять будет небо и врачей об излечении. К бабкам пойдет, когда официальная медицина разведет руками, в Церковь большие деньги принесет в надежде. Самолечением займется.
А вот другой пример: молодого человека бросила девушка, которую он очень любит, и вышла замуж за другого. В бессонном плаче он говорит: за что мне, Господи, за что? И вспоминает, как пять лет назад бросил беременную подругу, которая любила его, как смеялся над ее слезами в кругу подвыпивших друзей.
Так, вероятно, открывает Христос перед людьми двери покаяния. О благословенная бессонница! У парня два пути: сказать в себе – я страдаю справедливо. О если была бы машина времени! О если бы все вернуть назад! Я не стал бы блудить с той девушкой по мотивам похоти, не зачали бы мы ребенка, которого убили абортом. Знал ведь, что не собираюсь на ней жениться, знал. Поматросил, бросил. О Господи. Мне больно! А ей тоже было больно, может, больней чем мне! Я поломал ей жизнь. О, если бы была машина времени! Но нет ее. Я не могу исправить прошлое. Что сделано, то сделано. Но я могу исправить будущее! Я не хочу повторять своих ошибок. Пройдет время, горе мое пройдет, боль моя утихнет, потому что все проходит. Кто не забудет своей первой любви, тот не узнает последней! Встречу и я новую любовь. Но не буду я больше делать больно. Я женюсь как положено, в ЗАГС поедем, повенчаемся, как люди, буду верен моей жене, буду работать, детей обеспечивать. Не будет больше абортов в моей судьбе. Устрой, Господи, жизнь мою Ты Сам. Признаю свое бессилие. Гнался я за счастьем как мир меня учил, за деньгами и как можно большим количеством женщин, и вот – оказался у разбитого корыта, в котором и рожцов то не осталось. Бросила меня девушка моей мечты. Отныне буду искать счастья, как Ты учишь, а не как мир. Заповеди Твои соблюдать буду, может, оно лучше выйдет, попробую. Все упование мое на Тебя, Христос!
А может, молодой человек и не войти в двери покаяния, а пойти и удавиться, а может, обратиться к колдуну и наслать порчу на бросившую его девушку, чтоб никогда ей счастья не было за то, что она сделала ему больно. Все виноваты в моем горе, но только не я. Я к ней всей душой, а она, потаскуха! Накажи ее Бог!
Идея в том, чтобы познать опытно грех в себе, как раковую опухоль, и довериться всецело Христу исцеляющему.
Покаяние есть исправление будущего, а не прошлого.
У наркоторговца заболел неизлечимо любимый сын, ему больно и он признал: товар мой принес горе и смерть тысячам матерей и подростков. Ради дозы мои клиенты проломили кирпичами и кастетами головы десяткам людей, ради грошей в их карманах сделали их инвалидами. Лэнд Крузер мой новый в крови весь. Бриллианты на шеях моих любовниц сделаны из слез людских. Но я не хочу больше нести горе людям. Трактористы из блатных только в кино получаются, конечно, и не отпустит меня живым преступный мир, но что будет, то будет! а дурью больше не буду торговать. Господи, устрой! – Это покаяние. Разбойник - уголовный преступник, приговоренный за реальные преступления свои к высшей мере наказания, первым вошел в рай. Но он признал свою вину, вошел в двери покаяния, а не стал говорить, что все дело в судебной ошибке и в плохой компании, которая толкнула его на путь преступления, общество, дескать, виновато.
А может, наркоторговец и другим образом помыслить: вот, дружок мой, в десять раз больше продает, и ничего ему не делается. Почему? а потому, что делится. Две церкви каменных построил, не скупится на мистическую защиту, а земное правосудие до него тоже не достигает, не жадничает потому что на юристов. Буду и я отныне больше Церкви жертвовать. Колокол им куплю огромный, медный. Епископ позавчера намекал. Тем и спасусь. Отмолят меня монахи. Сорокоуст – это мощь, индульгенция – сила!
А мне хотелось бы услышать с амвона:
Пришли вы сегодня, дорогие мои, в храм, грешные и больные, достойные ада. Доля процента вас из многомиллионного города. Пришли вы конечно сами, но это Бог устроил, чтобы вы пришли, а сами бы вы никогда не пришли. Не спится вам. Что же, не зря вы здесь. Есть у меня для вас, для тех, которым не спится, хорошая новость — по-гречески Евангелие: вам не придется отвечать за грехи, которые вы сделали и от которых не засыпается вам. Ответил за грехи ваши Христос – творец мира. Он дарует вам прощение, Он берет вас к Себе в рай. Вы только, по гордости своей не отвергайте этого дара, не думайте о себе высоко и прекратите кораблестроение соломенных ледоколов самоправедности из своих молитв и постов и ночных бдений. Они не проломят льда все более остывающего житейского моря. А самое главное, знайте – у Бога есть машина времени!
15. Февраль 2020
Дмитрий Сергеев.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Всегда интересно читать яркие размышления Дмитрия Сергеева, но в данном случае далеко не со всем могу согласиться. Да, действительно, Евангелие переводится как хорошая, радостная новость, благая весть. Вечная радость освещает христианскую жизнь. Но ошибочно утверждать, что Евангелие говорит нам только о радости. Господь не обещал нам здесь, в этом падшем мiре сладкую жизнь. Напротив, Он предупреждает всех Своих последователей о неизбежных опасностях, искушениях, страданиях. «В мире будете иметь скорбь, но дерзайте, ибо Я победил мiр» (Ин.16:33), – говорит всем нам Христос. Один из глубочайших знатоков Священного Писания прп. Исаак Сирин напоминал, что прохладный путь ведет к диаволу, а страдания – к Богу.
Иное дело, что даже в самых тяжелых испытаниях Господь дает верным радость и легкость во Христе, ибо «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:30).
Прп. Исаак Сирин.
Раскаяние св. Петра. Герард Сегерс (1591-1651).
Ученик ап. Петра сщмч. Климент Римский вспоминал, что Петр в продолжении всей своей жизни при полунощном пении петуха становился на колени и обливался слезами, каясь за свое отречение от Господа, хотя Сам Спаситель после Воскресения Своего простил его. Как видим, не мог спать спокойно ап. Петр, покаяние вновь и вновь омывало его сердце. В этом смиренномудрии и заключается сила духа первоверховного апостола.
Христос в синагоге.
В своих проповедях Богочеловек Иисус, святой Креститель Иоанн, апостолы жестко обличали пороки современников. Это совсем не похоже на пушисто-глянцевое, приятное во всех отношениях «христианство», столь модное ныне. Нет, подлинная вера Христова – очень неудобная религия для плотских людей. Сколько раз из-за желания уйти от вызова времени целые Поместные Церкви и народы оказывались в безднах катастроф.
Святая Царская Семья.
Члены Святейшего Синода Российской Православной Церкви. 1917 г.
В 1917 году Святейший Синод Российской Церкви изменил Государю Императору и благословил Февральскую революцию. В течение многих месяцев заточения Августейших Великомучеников иерархи церковные не обмолвились даже словом в защиту невинных страдальцев, их имена вычеркивались из богослужебных книг и не поминались во время церковных служб. И это тогда, когда они особенно нуждались в поддержке и молитвах!
Некоторые архипастыри и пастыри во глубине души понимали неправду происходящего, но и они предпочитали помалкивать. Читали страстные Евангелия, не замечая, как здесь, рядом, при их молчаливом участии вместе с Царственными Мучениками вновь распинается Христос. А ведь если бы тогда в 1917-м Святейший Синод не смалодушествовал и возвысил свой голос в защиту Царской Семьи и Империи, судьбы России были бы совсем другими.
Да, прав Дмитрий Сергеев, когда пишет, что «соломенные ледоколы самоправедности из своих молитв и постов и ночных бдений… не проломят льда все более остывающего житейского моря». Самоправедность – это тупик фарисеев и прельщенных, дорога же подлинной праведности святых отцов ведет нас по пути воздержания и Великого поста. Этот путь указан нам Самим Господом Иисусом Христом: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
Христос – ледокол, пробивающий ледники ада и дьявола. Мы же, христиане, должны находиться в нем не пассажирами и статистами, но живыми участниками единой команды. Истинный христианин – это соработник и сострадалец Богочеловека Иисуса Христа. Он никогда не забывает: «Вера без дел мертва» (Иак.2:26).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Автор статьи хотел бы услышать от священников следующие слова:
«Не спится вам. Что же, не зря вы здесь. Есть у меня для вас, для тех, которым не спится, хорошая новость – по-гречески Евангелие: вам не придется отвечать за грехи, которые вы сделали и от которых не засыпается вам. Ответил за грехи ваши Христос – творец мира. Он дарует вам прощение, Он берет вас к Себе в рай. Вы только, по гордости своей не отвергайте этого дара, не думайте о себе высоко и прекратите кораблестроение соломенных ледоколов самоправедности из своих молитв и постов и ночных бдений. Они не проломят льда все более остывающего житейского моря».
Мне кажется, что православный священник не должен так говорить, тем более с амвона, ибо в этих словах может заключаться мысль протестантская, неправославная, причем протестантская в крайнем своем проявлении. Неправославность ее не в том, что от молитв, постов и ночных бдений может появляться чувство самоправедности. Действительно, от этих подвигов мы можем надмиться, незаметно для самих себя счесть, что мы достойны спасения, что мы особенные, не такие как прочие грешники, прелюбодеи, воры, убийцы и т. п. Это происходит весьма часто.
Но неверным является вывод, отвергающий в принципе длительные молитвы и посты под тем предлогом, что Христос и так даровал нам прощение и берет к Себе в рай.
Даровать-то Он даровал, но почему же тогда все-таки не спится грешнику от своих грехов? Ведь он знает, что Христос простил, а сна нет. Потому что совесть не дает заснуть, т. к. то в душе, из-за чего были совершены прошлые грехи, продолжает жить внутри. Страсти и пороки из души не изъяты и поэтому, если обстоятельства сложатся вдруг снова, человек опять может впасть в те же или подобные грехи.
Если человек больше не убивает, но гнев порой вскипает внутри, то такой человек с точки зрения Евангелия, продолжает оставаться человекоубийцей; если больше не блудит и не прелюбодействует, но увлекается возникающими в душе блудными образами, то он продолжает оставаться блудником. Поэтому Православие учит, что мало принять спасение, как внешнее помилование, необходимо еще потрудиться искоренить из себя все страсти и греховные влечения, из-за которых были совершены когда-то грехи и которые могут привести к грехам новым. Пока они не изжиты из души, сна спокойного, если человек искренен перед собой не будет.
И вот именно для того, чтобы искоренить из себя эти страстные залоги и достичь более глубокого покаяния, Церковь и установила совершать длительные молитвы и посты. Царство Небесное – внутри нас, говорит Спаситель. Но нужно очисть душу, чтобы смогли воссиять в ней плоды Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5:22).
Комментарии
Оставьте комментарий