Икона святых праведных Иоакима и Анны с Девой Марией
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ КОНДАКОВ: «Как свидетельствует церковное Предание, еще до своего рождества Дева Мария была очищена Духом, так что последствия первородного греха на Неё не распространялись» .
Для каждого богословски грамотного православного христианина очевидно, что перед нами слова католика, ибо это еретическое папистское утверждение. Но я вынужден некоторых разочаровать. Эти слова принадлежат не Римскому папе, не ксендзу, а патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) (См. «Слово пастыря». С. 397).
Патриарх Кирилл (Гундяев)
Они противоречат святым отцам, учителям, апостолам Церкви. Они противоречат самой Пресвятой Владычице нашей Богородице, которая на приветствие св. прав. Елизаветы ответила: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» (Лк. 1:46-47).
Встреча прав. Елизаветы и Девы Марии
Пречистая называет Божественного Сына своим Спасителем, ибо Она, так же как и мы, только с неизмеримо большим смирением, произносила: «Вот, я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50).
Конечно, святые и праведные Иоаким и Анна были святыми супругами и она зачали свою неизреченную Дочь на ложе нескверном. Но груз грехопадения прародителей также лежал на Пресвятой Деве и Она нуждалась в Спасителе, как и все люди. Подвиг же Богородицы заключается в том, что Пречистая, будучи таким же человеком, как и мы, смогла достичь величайшей святости и стать «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».
Владимiр Николаевич Лосский (1903-1958), выдающийся русский богослов, сын известного русского философа Николая Онуфриевича Лосского. В 1922 году по приказанию Ленина вместе с семьёй выслан из России. Участвовал в движении Сопротивления в годы Второй Мiровой войны, деятель русского зарубежья, занимался научно-исследовательской и преподавательской работой.
Господь в подтверждение ошибочности латинских мудрований о Пресвятой Деве даже явил чудо внутри самой Католической церкви. Выдающийся русский богослов Владимiр Лосский так писал о явлении Божией Матери бедной девочке Бернадетте в Лурде:
«Некоторые православные, движимые весьма понятным чувством ревности к Истине, считают себя обязанными отрицать подлинность явления Божией Матери Бернадетте и отказываются признавать проявления благодати в Лурде под тем предлогом, что эти духовные явления служат подтверждению мариологического догмата, чуждого христианскому Преданию. Мы полагаем, что такое их отношение к этому не оправданно, ибо оно происходит из-за недостаточности различия между фактом религиозного порядка и его вероучительным использованием Римской Церковью. Прежде чем выносить отрицательное суждение по поводу явления Божией Матери в Лурде, подвергаясь риску совершить грех против безпредельной благодати Духа Святого, было бы более осторожным и более правильным рассмотреть с духовной трезвостью и религиозным вниманием слова, услышанные юной Бернадеттой, равно как и те обстоятельства, при которых эти слова были к ней обращены. За весь период Ее пятнадцати явлений в Лурде Пресвятая Дева говорила один только раз, назвав Себя. Она сказала "Я есмь Непорочное Зачатие". Однако эти слова были произнесены 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения. Их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы».
Явление Девы Марии Бернадетте в Лурде
Фото наших дней. Прошло 136 лет. Бернадетта Субиру (1844-1879), бедная девочка, ставшая известной своим утверждением о том, что она многократно видела Пресвятую Деву Марию. Лурд, где были эти явления, стал местом массового паломничества. В XIX-XXI столетиях врачами были установлены многочисленные факты различных исцелений. Сама Бернадетта поступила в монастырь, где трудилась, ухаживая за больными. Она кротко переносила тяжелые заболевания и унижения со стороны других католических монахинь. Умерла от туберкулёза в возрасте 35 лет. Останки её были обнаружены нетленными и до сих пор поражают исследователей отсутствием признаков тления. Канонизирована Католической церковью.
Тело Бернадетты лежит как живое, вызывая удивление у паломников и туристов. В Лурде за прошедшие многие десятилетия многие тысячи тяжко больных получили исцеление. Но всё это служит не подтверждением католических мудрований и ересей, а свидетельством о правде православного учения о Божией Матери, которое всем нам говорит: «Я есмь Непорочное Зачатие».
Так почему же патриарх Кирилл так упорствует во лжи, пытаясь навязать нам пороки и заблуждения латинян?
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Наверное, патриарх Кирилл, многократно утверждавший католический лжедогмат о непорочном зачатии Девы Марии, не читал мнение православных богословов по этому поводу. Вот, например, есть замечательная статья святителя Иоанна (Максимовича), посвящённая данному вопросу «Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии».
Святитель Иоанн по поводу католического догмата «О непорочном зачатии Девы Марии» отмечает в своём труде, что «христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа».
При этом будущий святитель (на момент написания статьи он ещё не был епископом) приводит мнения святых угодников Божиих, православных богословов. Вот некоторые из них: «Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина, по природе ничем от других не отличающаяся. Хотя история Марии и предание сообщает, что отцу Ея Иоакиму сказано было в пустыне: “жена твоя зачала”, однако это совершилось не без союза брачного и не без семени мужа» (св. Епифаний Кипрский. «Против Колларидиан»). «Сверх должного не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Мария не Бог и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Но, с другой стороны, никто да не дерзает и безумно оскорблять Святую Деву» (св. Епифаний. «Против Антидикомарионитов»)».
Предложив читателю как исторический, так и богословский анализ неправославного католического догмата, святитель Иоанн делает вывод: «В том и проявилась праведность и святость Девы Марии, что Она, будучи «человек подобострастен нам», так возлюбила Бога и предалась Ему, что чистотою Своею высоко возвысилась над остальным человеческим родом. За то, предуведенная и предизбранная, Она и удостоилась, что Духом Святым, нашедшим на Нея, Она была очищена и зачала от Него Самого Спасителя мiра. Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ея победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ея слепым орудием Божьего Промысла.
Не возвышение и большую славу, а унижение Ея представляет тот «подарок», который поднес Ей Папа Пий IX и все остальные, думающие, что могут прославить Божию Матерь отысканием новых истин. Пресвятая Мария настолько прославлена Самим Богом, так высока Своею жизнью на земле и Своею славой на небе, что человеческие вымыслы ничего не могут прибавить к Ея чести и славе. То, что люди сами измышляют, лишь затемняет от их очей Ея Лик. «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе», писал Духом Святым Апостол Павел (Кол. 2, 8)…
Свт. Иоанн Шанхайский, чудотворец
Сбываются слова св. Епифания Кипрского: «Некоторые безумствующие во мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить Ея вместо Бога» (св. Епифаний. «Против Антидикомарионитов», ересь 78). Но в безумии приносимое Деве, вместо восхваления Ея оказывается хулением, а Пренепорочная отвергает ложь, будучи Материю Истины (Ин. 14, 6)».
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Известно, что и раньше католики не отличались особым постным рвением. У них непостной пищей является только мясо. Рыба и молоко вполне допускаются Великим постом. Но и такой, более чем либеральный пост на Втором Ватиканском соборе был радикально сокращен.
Результаты апостасийных деяний не заставили себя долго ждать. Именно после окончания этого собора Запад погрузился во мрак сексуальной революции и окончательного отпадения от христианских ценностей. Казалось бы, страшный исторический урок, однако в наше время появляются православные священники, выступающие за отмену поста для мiрян, полную или хотя бы частичную.
Но здесь возникает вопрос. Не секрет, что многие наши прихожане — физически нездоровые люди. Какова должна быть их мера поста? И должны ли мы требовать от всех чад нашей Церкви одинаково строго хранить святой пост?
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Если говорить о пищевом посте, то надо отметить, что предписания церковного устава касаются здоровых людей, а для больных он подразумевает послабления, судя по силе и степени болезни. Конкретно об этих послаблениях устав почти ничего не говорит, потому что градаций тут может быть великое множество.
Один монах не мог поститься и от этого сильно унывал и даже сомневался в возможности своего спасения, живя среди великих аскетов. Великий святой VI века прп. Варсонофий Великий так ответил ему:
«Возлюбленный брат! Имея столь милостивого Бога, не предавайся отчаянию: ибо это великая радость дьяволу... О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного: не входящее без услаждения в человека сквернит человека, но исходящее из него (Мф. 15:11)... Рассуди же, возлюбленный, от кого требует Бог милостыни, от бедного или от богатого? Он сказал так: «Всё, что может рука твоя, по силам делай» (Еккл. 9:10). Посему не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых. Снизойди немного телу и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за всё: благодарение ходатайствует о немощи пред Богом. Совлекись «вехтого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу» (Еф. 4:22)».
«О посте же не скорби, как я прежде сказал тебе: Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста и даже более тому, кто переносит её с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спасения своего; ибо вместо того, чтобы ослаблять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осуждён за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по расслаблению помысла; но случается сие с нами к испытанию нашему и к душевной пользе... Не печалься: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Верую, что и за это телесное страдание Бог сотворит с тобою милость Свою, как Ему угодно. Господь да укрепит тебя и да утвердит в терпении. Аминь».
Икона прпп. Варсонофия Великого и Иоанна пророка
Самое главное, что телесный пост ничего не значит без поста духовного, без борьбы со страстями. «Будем держать воздержание не только в еде и питье, - говорит прп. Феодор Студит, — этого недостаточно, но будем воздерживаться от сластолюбия в сердце, от срамных воображений, от зависти, гнева и неудовольствия на ближнего, от необузданности языка, от блудных воззрений ока, от слушания дурных речей. Пост требует смирения нелицемерного, благоговеинства сокрушённого, молитвы непрестанной, стенания глубокого, веры непреткновенной, надежды непостыждающей, безропотности благодушной и воздержания всестороннего: и от слова сопротивительного, и от речений оскорбительных, от задорности, брани и самочиния».
Прп. Феодор Студит
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ КОНДАКОВ: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5-6).
Эти слова св. ап. Павла говорят нам о необходимости супружеского воздержания для успеха сугубой молитвы и поста. Тем более это воздержание необходимо в дни Великого поста. Оно приносит благодать и благословение православным семьям. Но нельзя не заметить, что именно этот вид поста особо труден для многих. Одни говорят о том, что не могут никак совладать со своим телом и испытывают не только телесное, но и душевное раздражение от длительного воздержания в супружеской жизни. Другие ссылаются на серьёзные медицинские заболевания, при которых не рекомендуется врачами подобная аскетика. Например, аденома, некоторые женские болезни и т. д.
Все-таки думается, дорогие отцы, каждый человек должен спросить свою христианскую совесть. И в то же время мы знаем, что святые отцы говорили о том, что надо снисходить к немощам своей второй половины, если у неё нет сил сопротивляться плотскому разжению.
Ясно, что муж, который не имеет в себе духовных сил и, повинуясь телу, принуждает свою жену нарушить пост, немало согрешает. Жена же такого неустойчивого мужа, если согрешает, то невольно, потому что она вынуждена снизойти к этой немощи мужа, дабы не допустить еще большего греха. Но в любом случае он и она должны попросить прощения у Бога и прийти с чистосердечным покаянием на святую исповедь, один за грех вольный, другая за невольный.
Что бы вы, дорогие отцы, посоветовали таким супругам?
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: У каждого человека своё особенное здоровье – у одного крепкое, у другого слабое. И в церковь приходят люди, у которых разные семьи – кто-то благодарит Бога за то, что его близкие такие же как он православные христиане, а кто-то только молит Создателя о том, чтобы настал тот день, когда близкие по крови люди станут близкими по духу. И конечно, нельзя подходить ко всем с одинаковой меркой, как в жизни физиологической, так и в духовной.
Очевидно, что священник по-разному должен давать советы о том, как поститься и жить церковной жизнью. Есть семьи, где, слава Богу, муж и жена исповедуют вместе православную веру и являются церковными людьми, но часто пастырям Церкви приходится встречаться с проблемой того, что кто-то из супругов или неверующий, или маловерующий.
Нельзя требовать от прихожанина (прихожанки), у которых жена или муж не являются православными людьми, чтобы их супружеская жизнь во время поста регламентировалась церковным уставом. Именно поэтому необходимо очень осторожно выбирать меру поста для каждого отдельного человека. Но всё же необходимо заметить, что если будет преступлением жёсткое требование воздержания от пищи для больного, ослабленного человека, то таким же преступным деянием будет попустительство невоздержанию для человека физически крепкого и здорового. Одно требование к православному моряку или вахтовику, которые по долгу своей службы и работы отсутствуют дома месяцами, и другое к христианину, который никуда не уезжает и живёт всегда дома.
Не будем забывать, что пост и воздержание необходимы для того, чтобы подчинить плоть духу. В этом свете необходимо рассуждать о проблемах разрешения во время постов, установленных Церковью.
Но что же приходиться слышать всё чаще с каждым годом от лиц духовного звания и рядовых мiрян? Первые говорят о том, что в нарушении постов нет ничего страшного, а вторые, ропщут на продолжительность постного подвига и просят разрешить нарушение поста. Особенно акцентируют внимание на возможности супружеской близости в эти дни, для чего в качестве аргументов приводят различные болезни, которые могут развиться от продолжительного воздержания.
За этой шумихой проблема духовного нездоровья уходит на второй план. Об опасности блудной страсти, а именно она зачастую является причиной многих заболеваний, в таких случаях не говорят вообще.
Заповедь о посте и молитве забывается за требованием послабления к человеческим немощам. Православные мужья, живущие с верующими жёнами, начинают требовать для себя такого же подхода, как если бы они жили с неверующей супругой. Не желающие поститься священники проповедуют о том, что посты вовсе необязательны, а священников, проповедующих обратное, обвиняют в невежестве.
Но если мы хотим быть православными христианами не по названию только, но по духу, то должны помнить, что установление постов Церковью преследует высокую цель – духовное здоровье человека и подготовку его к жизни вечной.
Есть такое выражение у инспекторов дорожного движения: «Знаки и правила написаны кровью». То же самое можно сказать об установленных Церковью постах. Посты установлены для того, чтобы помогать спасаться от духовной смерти, чтобы укрепляться в борьбе с нечистыми духами, чтобы подчинить тело духу, ради достижения Царства Небесного.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Действительно, бывает, что плотская страсть настолько сильна в человеке, что он не может выдержать длительного воздержания во время поста. Причиной этого может быть наследственность, а может быть и сам человек, развивший её в себе неумеренным удовлетворением ранее. Прп. Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: «Ибо о том, что они делают тайно, срамно и говорить» (Еф. 5:12), и писать, и слышать» (Слово 15, п. 30).
«Змий сладострастия многообразен; невкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили её и перестали; а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем часто случается и совсем противное этому» (Слово 15, п. 67).
Бывает, что плотские страсти разжигают в нас бесы. Но и в этом случае необходим пост, ибо бесовский род «изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21). В любом случае, христианин должен стремиться побеждать блудное разжение в себе покаянием, молитвой, чтением Священного Писания и творений святых отцов и воздержанием от всего, что разжигает плотскую страсть, будь то соответствующие изображения и зрелища, алкоголь, сытная и обильна еда и т. п. О пользе чтения Священного Писания и творений святых отцов в деле борьбы с блудной страстью так пишет прп. Исаак Сирин:
«Для отвращения приобретённых прежде душою расположений к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости, тогда человек, благодаря силе, которой извлекает из них просвещение, оставляет позади себя мiр, забывает всё, что в мiре, и изглаждает в душе все воспоминания, все действенные образы овеществления мiра, а нередко уничтожает самую потребность обычных помыслов, посещающих природу. Самая душа пребывает в восторге при новых представлениях, встречающихся ей в море тайн Писания» (Слово 1).
Господь даст силу побеждать приступы плотского разжения, если человек не будет отчаиваться, унывать, но будет бороться и смиряться пред Богом.
«Безстыдный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив, - говорит прп. Иоанн Лествичник, - и что Он скорое прощение подаёт сей страсти, как естественной. Но если станем наблюдать за коварством бесов, то найдём, что по совершении греха, они представляют нам Бога праведным и неумолимым Судией. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех; а второе, чтобы погрузить в отчаяние» (Слово 15, п. 33).
О борьбе с блудной страстью еще так пишет прп. Иоанн Лествичник: «Кто телесными трудами и потами ведёт брань с сим соперником, тот подобен связавшему врага своего тонкой верёвкой; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей смирение, потому что оно не произращает пажити для страстей, но есть земля и пепел» (Там же, п. 14).
Лествица прп. Иоанн Лествичника. Икона из монастыря св. Екатерины
Комментарии
Оставьте комментарий