Царский крестный ход. Епископ Глазовский Виктор, митрополит Ташкентский Викентий, схиигумен Сергий, митрополит Екатеринбургский Кирилл. Как видим, в центре отец Сергий. Картина невозможная сегодня.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Недавно глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Владимир Легойда резко осудил дочь великого русского писателя, актрису Марию Шукшину за то, что она вступилась за опального схиигумена Сергия и его духовных чад. По его словам, заявления Шукшиной «свидетельствуют об ужасных заблуждениях». Легойда негодует:
«Известная актриса ничтоже сумняшеся заявляет, что здесь-де (в монастыре) – основа русского православия, что отец Сергий такой один. Основа русского православия, дорогие, как и всего христианства – Иисус Христос. И никто не может положить иной основы – об этом чётко сказано в Евангелии. В русской Церкви более 30 тысяч священников. Зачем же говорить, что никто, кроме схимника Сергия, не говорит правды?» Что ж, верно. Основа в Церкви всего – Христос. Но только почему господин Легойда не ответит на вопрос: «От чего жизнь в МП крутится вокруг патриарха Кирилла (Гундяева), а не вокруг Христа? Почему иерархи МП попирают заповеди Спасителя с легкостью необыкновенной, о чем кричаще свидетельствует скорый суд над отцом Сергием (Романовым)?»
Да, конечно, тяжелые вопросы по отношению к о. Сергию возникают не только у высоких чиновников. Однако вместо серьезного разбирательства случилось скорое судилище, достойное «святой» инквизиции, но не Православной Церкви. Мария Шукшина своими смелыми выступлениями против установления цифровой диктатуры, твердой гражданской и христианской позицией показала себя достойной дочерью отца. Помоги ей, Господи, и дальше так держать! Вместе с тем хочется пожелать ей, как и всем нам, в пылу сопротивления апостасии не потерять христианское трезвомыслие. Очень легко соскользнуть на путь фанатизма и экзальтации, всегда оказывавших дурную службу нашему общему делу.
Митрополит Кирилл (Наконечный) и схиигумен Сергий.
Мне показался отрезвляющим обмен посланиями митрополита Екатеринбургского Кирилла (Наконечного) и схиигумена Сергия (Романова). Чувствуется, что владыка Кирилл явно удручен разворачивающимися событиями. Еще недавно схиигумен Сергий с его монастырями и скитами был красой и гордостью митрополии, теперь он непрекращающаяся головная боль.
«Отец Сергий! Я не высказывался открыто и подробно относительно Вашего поведения, поскольку надеялся сохранить Вас для Церкви, а саму Церковь уберечь от излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях. Думал, что разговор с Вами должен вестись внутри Церкви, а не перед лицом всех, кто имеет доступ к сети интернет. Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер. И это при том, что немногим ранее Вы обличали интернет как духовно вредную территорию и у Вас даже был бес знакомый по имени Интернет. Сейчас же Вы ушли из реального церковного личного общения в ещё совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство. В ответ обращусь к Вам тоже публично, но по старинке – письмом.
Многие задавались вопросом о причинах моего Указа, где я просил Вас принять как волю Божию моё благословение Вам помолчать и в тишине помолиться о мире, который переполнен блогерами, но скуден молитвенниками, где переизбыток информации, но мало подлинных смыслов, где много говорящих, но мало созерцающих. Вы объяснили это содержанием своих проповедей. Отчасти это так, но не попыткой прекратить разговор о глобализации, о коронавирусе и гонении на христианство вызван был мой Указ.
Я заботился о благе Церкви и спасении Вашей души. Приведу лишь один пример Вашей проповеди, которая хорошо покажет недуг, от которого хотелось Вас исцелить. В канун Рождества Христова этого года Вы произнесли получасовую проповедь, в которой Вы рассказывали про окно Овертона, про Президента, посетившего с официальным визитом Израиль, про двойника Президента, архиереев, носящих одежду дониконовского образца и про масонов. Потом Вы обманули прихожан, зачитав в качестве подлинного документа низкопробную подделку - подложное завещание Сталина - и в течение 20 минут рассказывали про жизнь Сталина и его заслуги. В сочельник Рождества Христова Вы вспомнили всех, кроме Богомладенца Христа.»
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот здесь с митр. Кириллом можно согласиться. Современная, умело подогреваемая сверху сталиномания является одним из видов одержимости. При всей своей многогранности и неоднозначности Сталин прежде всего главный жрец идола Ленина, чьи инфернальные мощи он положил в мавзолей у священных стен Кремля. Советские обряды строились вождем всех народов согласно древним предписаниям демонопоклонников. Большая часть святых новомучеников и исповедников российских замучены именно в годы правления Иосифа Виссарионовича Сталина. Поэтому панегирики в адрес вождя с амвона звучат еще более кощунственно, чем если бы, скажем, раввин в синагоге рассказывал о заслугах Адольфа Гитлера.
Ленин и Сталин - два палача России.
Не думаю, что отец Сергий разделяет людоедские взгляды Иосифа Виссарионовича. Скорее всего он по простодушию своему оказался пленником популярного мифа.
Вы скажете: «Ну как же это возможно? Ведь он бесов изгоняет!»
Надо помнить, что экзорцизмом занимаются не только православные священники, но и католические. Протестанты-харизматы на своих собраниях часто устраивают впечатляющие изгнания демонов. Более того, экзорцизм широко практикуется даже шаманами. Насколько всё это действительно приводит к очищению души и тела от падших сил, большой вопрос. Я ни в коем случае не хочу поставить отца Сергия в один ряд с вышеуказанными персонажами планетарной религиозной жизни, но известная осторожность необходима. Помню, мне рассказывал священник, кстати, по убеждениям сталинист: когда старцу отцу Николаю Гурьянову предложили ознакомиться с так называемым завещанием Сталина, он ответил коротко и ясно: – Не хорошо лгать.
Митрополит же Кирилл пишет следующее:
«Вы восхваляли Сталина в день, когда празднуется память святых, умученных во время сталинского правления: преподобномученика архимандрита Иннокентия, уморенного в этот день в Соловецком лагере, и священномученика Сергия Мечёва, расстрелянного в этот день в тюрьме НКВД. В день их мученической кончины Вы вспоминаете не подвиги святых, пострадавших при Сталине, а восхваляете самого Сталина. Это ли пастырское дело? Роль Сталина в истории нашей страны должны исследовать историки, они должны публиковаться в научных журналах, полемизировать на научных исторических конференциях, рассказывать о результатах собственных исследований. Вы же не историк и собственных исследований не проводили, а даже если бы и проводили – амвон всё равно не являлся бы тем местом, где стоило бы о них рассказывать.
Вы взяли на себя роль обличителя. Но Вашим же судом я сужу Вас и Вашим же обличением обличу. Ваши проповеди полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи.
Дабы Вы не служили отцу лжи – диаволу и не произносили в храме, где должна звучать только правда, слов злоречивых, лживых и клеветнических, я весьма деликатно официальным своим Указом не благословил Вам проповедовать. Как апостольский преемник и в Екатеринбургской епархии непосредственный источник учительной власти Церкви, я свободно и независимо делюсь этой властью с теми пресвитерами, которых сочту этого достойными. И не должен объяснять своё нежелание делегировать эту власть Вам, даже по одной только той причине, что Вы находитесь в моём послушании, а не я в Вашем.
На мне, как архипастыре, лежит забота о духовном состоянии вверенных мне пастырей Церкви. Я видел вред от Ваших проповедей для Вашей собственной души, поскольку было очевидно крайнее разгоряченное пристрастие Вас к назиданию других и к тому эффекту, который Вы производили на людей своими нервными и тщеславными речами.
Вы могли бы продемонстрировать иное, если бы поступили как истинный монах, способный по послушанию даже капусту сажать вверх корешками. Вы не удержались в безмолвии и месяца, что доказало Вашу неуёмную страсть к учительству. Хотя Вас должен был остановить апостол Иаков словами: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». (Иак. 3:1).
Авва Пимен Великий говорил: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его». А святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями!», «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу...
Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».
Монастырь "Спорительница хлебов".
Келья отца Сергия (Романова).
Великих монахов древности умоляли сказать слово назидания, а они по своему смирению отказывались, ссылаясь на недостоинство и худоумие. И только принуждаемые, начинали говорить. Вас же даже благословение Правящего Вашего Архиерея не способно было остановить в совершенно не монашеском стремлении к популярности в интернете. Вам стало мало окормлять насельниц и паломников Среднеуральского монастыря, Вы начали дерзко обращать свои призывы то к воинам России, то к священникам всей Русской Православной Церкви, чего даже епархиальные архиереи не имеют права делать, ибо слово ко всей полноте Русской Церкви может обращать только Святейший Патриарх.
Вы смогли уверить окружающих, что мой Указ был попыткой заставить Вас не говорить о каких-то конкретных темах и даже пытались по некоторым из них начинать дискуссию, в которой, как Вы заметили, я не участвовал. Вы могли бы стать достойным собеседником в том случае, если бы получили хоть какое-то духовное образование. Но Вас исключили со 2-го курса Московской Духовной Семинарии за неактивность в учёбе и на Вас исполнилось предупреждение одного старца ранней Церкви, сохранившееся в Древнем Патерике: «Не начни учить преждевременно: иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму».
Вы не приобрели способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поэтому Ваши проповеди – это дурно прочитанные чужие и избитые мысли, выраженные словами, смысл которых Вам далеко не всегда известен. Именно поэтому Вы избегали заседания епархиального церковного суда, поскольку, не имея заранее написанных ответов, Вы не смогли бы отвечать по теме произнесенных проповедей, так как сами с трудом понимаете их содержание. Те, кто пишут Вам тексты, которые Вы с усилиями и ошибками вынуждены читать, сослужили Вам злую службу. Ибо наводнили их самой гнусной клеветой.
Вы можете иметь свое личное мнение относительно оценки деятельности покойного митрополита Никодима (Ротова), но неприятие каких-либо его поступков не оправдывает ложь и клевету в его адрес.
Вы сказали: «Никодим Ротов закрыл почти все храмы в Ленинграде, якобы для спасения Церкви». В действительности же во время управления митрополитом Никодимом (Ротовым) Ленинградской кафедрой советские власти смогли закрыть лишь один храм - Свято-Троицкий в Лесном, - но в качестве компенсации были вынуждены открыть другой – Александро-Невский в Парголово. Таким образом за 11 лет правления митрополита Никодима (Ротова) Ленинградской и Новгородской кафедрами количество храмов в них не уменьшилось. Напротив, лично им была спасена от запланированного закрытия Ленинградская Духовная Академия, также его усилиями не были закрыты 10 храмов, уже намеченных советскими властями к закрытию, в том числе Петропавловский храм в Вырице. И это при том, что в целом за время Хрущевских гонений Русская Православная Церковь потеряла почти половину своих храмов. Также стоит отметить, что именно митрополит Никодим (Ротов) сохранил для Русской Православной Церкви Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Во многом благодаря лично митрополиту Никодиму (Ротову) в настоящее время существует русское монашество на Святой Горе Афон, что стоило бы Вам помнить как любителю Афона и его старцев.
Вы оклеветали служение митрополита Никодима (Ротова) по сохранению Церкви во времена жестоких гонений, впали в непозволительное злоречие («Никодим Ротов подох»), проявили несправедливость, неблагодарность и историческое беспамятство. Что особо преступно, учитывая доступность исторических материалов, посвященных той эпохе и лично деятельности митрополита Никодима (Ротова), достаточно подробно описанной в церковно-исторической литературе.»
Митрополит Никодим (Ротов) и Владимiр Гундяев, будущий патриарх Кирилл.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Позволю себе сделать замечание касательно печально известной личности митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Он действительно был не так прост, как многим его обличителям кажется. С одной стороны сергианин до мозга костей, искусный агент КГБ, матерый экуменист, церковный деспот, с другой стороны – человек не лишенный высокого, искренне стремившийся возродить церковную организацию в условиях тоталитарного атеистического государства. Очень точную характеристику дал митр. Никодиму его современник и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев): «Он не наш. Он служит не Церкви, а государству. Или, в лучшем случает, и тому, и другому. Нам таких не нужно. Но всё же он лучше многих».
В то время как некоторые иерархи МП превратились в послушных марионеток богоборческой власти и служили одному красному хозяину, митр. Никодим служил двум господам. Конечно, как и предупреждал Христос, у него ничего путного из этого не вышло. Едва ли случайно митр. Никодим умер в 1978 году у ног Римского Папы во время официального приема. Едва ли случайно страшный порок, распространившийся в МП, называется церковными людьми никодимовым грехом. Едва ли случайно патриарх Кирилл (Гундяев) – ставленник и духовный сын Никодима (Ротова). Наверное, московскому первосвященнику понравятся дифирамбы екатеринбурского владыки:
«Также Вы лжете, говоря: «Храмы не закрывали ни во время чумы, ни во время «испанки», которая унесла 100 миллионов жизней. Храмы закрывали только богоборческие власти». В действительности же во времена правления благочестивых Всероссийских Государей Императоров, которых Вы, как известно, чтите и нового Царя ожидаете, действовал Устав о Карантинах, который можно прочесть в XIII томе Свода законов Российской империи, где среди прочего говорится: «При появлении чумы, все места народных собраний, не исключая присутственных мест, училищ и всех подобных заведений, по усмотрению главного местного начальства, закрываются. Для собственной каждого осторожности вменяется в обязанность жителям, имеющим позволение ходить по городу, чтобы они нигде вместе не собирались и всячески избегали сообщений один с другим. Богослужение во время обсервации или во время карантина, а иногда и без карантина, по усмотрению главного местного начальства, закрывается и опять, по усмотрению оного, с некоторыми предосторожностями, дозволяется; причем в особенности следует наблюдать, чтобы приходящие к слушанию богослужения избегали всякого взаимного между собою сообщения». Как видно, никакой разницы между нынешними мерами и мерами, применявшимися в Российской Империи, нет.»
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Ну, почему же нет. Мы как раз видим, в том числе и на основании указанного митр. Кириллом документа гигантскую разницу. Никто тотально в Российской империи храмы даже во время самых ужасных эпидемий не закрывал. Меры предосторожности – это одно, а ликвидация церковно-богослужебной жизни для большинства народа в дни Великого поста и Пасхи Христовой – совсем другое. Неужели митр. Кирилл ничего не знает о том, как патриарх Грузинский Илия и его иерархи, несмотря на коронавирус и натиск властей, решительно отказались закрывать дома Божии в святые дни. Далее митрополит пишет:
«Но если бы Вы во времена Российской Империи проявили хотя бы десятую часть своей дерзости и непослушания, так же критиковали светские и духовные власти, как это делаете сейчас, то ещё прежде того, как у вас появилась бы мысль начать сбор подписей и организовывать народные волнения, Вас посадили бы на цепь в каком-нибудь далёком северном монастыре под строжайший надзор. А если бы попробовали сотворить нечто подобное во времена столь любимого Вами Сталина, то вся Ваша бурная обличительная деятельность закончилась в лучшем случае на лесоповале, а в худшем на Бутовском полигоне.
Вы критиковали архиереев, ограничивших в храмы доступ для прихожан, призывали священников открыть храмы и на волне обличительной критики закрытых храмов отложились от своего архиерея. Но парадоксальность ситуации в том, что в Екатеринбургской епархии храмы не закрывались ни на один день и доступ в них прихожан не был ограничен даже в периоды самой жесткой изоляции. Я последний, кого можно было бы обвинить в закрытии храмов, но Вы тем не менее упорно ломились в открытую дверь с обличениями того, чего не было. Вам не нравились архиереи, допустившие в своих епархиях закрытие храмов - и поэтому Вы перестали поминать меня – архиерея епархии, где храмы не закрывались. Логику в Вашем поведении увидеть невозможно. Объяснить Ваши обиды можно только одним – желанием обидеться.
Вам стыдно признаться, что подлинной причиной Вашего неудовольствия мною была простая обида зависимого человека, которого отлучили от предмета его зависимости, а говоря святоотеческим языком – страсти. У Вас как у капризного ребенка забрали любимую игрушку – возможность управлять людьми - и Вы уже сучите ножками и устраиваете позорную истерику на весь мир.
Поскольку лживость обвинения меня в поддержке закрытия храмов слишком очевидна, Вы позже придумали другую причину – обвинение меня в экуменизме и предательстве веры. В качестве доказательства Вы демонстрируете фотографию моего служения в римско-католическом соборе в городе Бари, в котором почивают мощи святителя Николая Чудотворца. Но, по справедливости, Вам надо было бы обвинить первым самого святителя Николая Чудотворца, что он посмел почивать своими святыми мощами в католическом храме. Что, собственно, и произошло, когда во время пребывания в России мощей святителя Николая Вы не благословляли своих духовных чад ехать для поклонения, поскольку эти мощи сопровождали римско-католические священники.
Католический епископ города Бари любезно предоставил возможность православной делегации самостоятельно и без всяких ограничений молиться в храме, который сам святитель Николай выбрал для пребывания своих святых мощей. Хозяева проявили деликатность и понимание того, что мы не имеем права и не согласимся служить с ними вместе, в силу чего они не предлагали совместное служение, прекрасно зная, что оно невозможно. Вам должно быть стыдно, что Вы дышите ненавистью к людям, которые проявили к нам только уважение. То, что я не считаю римско-католическую церковь спасительной, не даёт мне права самому перестать быть христианином и позволить войти внутрь себя ненависти, злобе и хамству.
Господь, встречаясь с Самарянкой, хотя и говорит честно, что самаряне веруют не спасительно, однако не отказывает ей в беседе о Боге. А Древний Патерик описывает такую историю: «Некто идольский жрец пришел в Скит и ночевал у одного старца. Увидевши образ жизни его, жрец сказал ему: ужели вы ничего не видите от Бога вашего? Тот отвечает: нет. И сказал жрец: когда мы творим малые служения, все тайны открываются нам; а вы, совершающие великий труд, бдения и столькие службы, говорите, что – ничего? Очевидно, вы имеете в сердцах ваших злые помыслы; вот это-то и отдаляет вас от Бога вашего и не дает вам знать тайны Его. И старцы, услышавши, удивились, говоря: что точно нечистые помыслы удаляют нас от Бога». Древние преподобные отцы не только приняли гостеприимно у себя языческого жреца, но даже смогли найти в беседе с ним и нечто назидательное. Поскольку их сердца были чисты и праведны, а не дышали ненавистью ко всякому, кто не имеет с ними общности в вере.»
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Да, Господь наш Иисус Христос показал, как должно подходить с любовью и уважением к иноверцам на примере Своего отношения к сектантам-самарянам, но экуменизм, порожденный в недрах мiрового масонства, не имеет с этим ничего общего. Иерархи МП готовы лобзаться с хасидами и даже язычниками, но вот по отношению к своим братьям православным, отказывающимся поминать патриарха Кирилла, у них одно средство – кнут. Они никогда не назовут Папу Римского еретиком или раскольником, однако православных, не поминающих еретичествующих, клеймят жестокими словами «раскольники», «сектанты», «отщепенцы». Вот и вся экуменическая любовь. Митрополит Кирилл пишет:
«Но даже если предположить, что моя молитва в католическом соборе повлекла за собой моё отпадение от Церкви и сделала меня безблагодатным, то почему Вы не прекратили поминать меня в 2017 году, когда и произошла эта служба, а ждали 3 года? Ответ нам с Вами хорошо известен. 12 июня мы беседовали с Вами и Вы говорили, что всегда поминали Святейшего Патриарха и меня, а позже начали шантажировать меня, угрожая распространением в информационном поле фотографий моего служения в Бари, хотя они и так находятся в публичном доступе, и я никогда не скрывал этой поездки. Я молчу, что шантаж - это не способ общения со своим Архипастырем, но то, что Вы при условии возвращения Вас к служению, готовы были не развивать критику моего мнимого экуменизма – говорит о том, что Вы обманщик своих собственных духовных чад и никакой принципиальной позиции у Вас нет. А есть дешёвый театр перед обманутыми Вами несчастными приверженцами, искреннюю любовь которых Вы цинично используете, уводя их из спасительной гавани Церкви Христовой в лжецерковь имени себя самого.
Церковь проявила к Вам снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии, которые делали принятие Вами священнического сана абсолютно невозможным. Мы надеялись, что труды, понесенные Вами на благо Церкви, покаянный плач и смирение быть может перевесят на чаше праведного Суда Божия строгость канонов.
Объясняя, как Вы стали священником, Вы не взяли смиренно ответственность на себя, а трусливо переложили её на Святейшего Патриарха Алексия II и архимандрита Кирилла (Павлова). Но нельзя прикрыться чужими благословениями от суда Божия. Блаженный Иоанн Мосх сообщает следующий назидательный случай: «Блаженный Лев, бывший предстоятелем Церкви Римской, в течение сорока дней пребывал при гробе Апостола Петра в непрестанной молитве и посте, прося Апостола, чтобы он предстательствовал за него пред Богом и испросил ему отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней, апостол Петр явился ему и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме – рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет, правильно ли рукополагал ты поставленных тобою». Поэтому скорее не Ваша хиротония оправдается добродетелями благословивших её совершение, а добродетели благословивших пострадают по причине её совершения. И это при условии, что их благословения были осознаны и реальны.
В действительности же не было никаких красивых историй про то, что Святейший Патриарх Алексий II уговаривал Вас рукоположиться, а потом заставил дать Вам наперсный крест. Что якобы и исполнил владыка Викентий, возведя Вас немедленно в сан игумена и возложив наперсный крест. А правда в том, что совершенное Вами преступление в автобиографии при принятии сана Вы зашифровали фразой: «1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика». Я думаю, всем очевидна Ваша изворотливость и лукавство при формулировке неудобного факта Вашей биографии.
Вы сочинили небылицу про встречу со Святейшим Патриархом Алексием II у Владимирской иконы Божией Матери, где он не знает, кто Вы и где Вы служите, но с угрозами напоминает владыке Викентию о необходимости дать Вам наперсный крест. Хотя Патриарху проще и естественнее было бы в такой ситуации возложить этот крест самому. В действительности же Вы были рукоположены в 2001 году, наперсный крест получили в 2005, а в сан игумена Вас возвели в 2009 году уже при Патриархе Кирилле.
Пока Вы упиваетесь своим тщеславием и оттягиваете на себя всеобщее внимание, Церковь в единстве иерархии и народа Божия находится под гнетом суровых искушений. И глобальный контроль, и разрушение системы образования, и разработка вживляемых в человеческое тело устройств, и чрезмерность мер борьбы с коронавирусом, очевидно дискриминационных по отношению к Церкви – всё это требует очень вдумчивого и грамотного ответа. Мы нуждаемся в интеллектуалах, способных, не впадая в истерию алармизма, аргументировано и взвешенно формулировать позицию Церкви и всех, кто не обольщен цифровизацией и предапокалиптической глобализацией. Вы заявляли, что Никита Сергеевич Михалков повторяет то же, что и Вы. Это неправда. Это Вы неумело пытаетесь ему подражать, на самом деле только мешая делу. Никита Сергеевич говорит то, что знает сам и делает это взвешенно и любя истину, а не себя самого. Вы же, пересыпая правильные мысли пригоршнями лжи, обскурантизма и откровенного шизофренического бреда, в действительности дискредитируете борьбу с новыми вызовами времени.
Ложка дёгтя, брошенная в бочку мёда, делает весь мёд несъедобным. Ассоциировав в сознании общества неумело поднятые Вами темы с Вашим отвратительным фанатизмом, Вы заранее дискредитировали всех, кто будет говорить о том же, но уже грамотно и основательно. Есть множество аналитиков, уверенных, что Ваша активность вызвана и поддерживается именно глобалистами с той целью, чтобы заранее маргинализировать любые попытки борьбы с их разрушительными инициативами. А ставшие известными осуществлявшиеся Вами методы воспитания детей, только укрепляют позиции сторонников ювенальной юстиции и предоставляют им множество доводов в споре с действительно добрыми традиционными воспитателями.
Если бы Вы хотели помочь Церкви, Вы бы предложили свою помощь в борьбе с врагами Церкви, а не начинали борьбу с самой Церковью. Те, кто хочет закрыть храмы не только на карантин, а навсегда, могут быть довольны Вами. Вы им помогли как никто другой. Тогда, когда надо объединиться перед лицом сильной и организованной угрозы, Вы разрушаете церковное единство, настраиваете прихожан против священноначалия. Вы делаете всё, чтобы пока мы будем слушать и тратить время на обсуждение Вашего очередного бредового выступления, глобалисты побеждали. Я обвиняю Вас не в том, что Вы боретесь с попытками установления тотального контроля, я обличаю Вас в том, что Вы мешаете этой борьбе. Вы должны были бы знать, что серьезная работа на этом направлении ведется Всемирным Русским Народным Собором, но теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности. А сопровождающий Вас бэкграунд серьезно усложнит им задачу быть услышанными здоровой частью общества.
Я, как и многие знающие Вас люди, был сердечно к Вам расположен и обманут Вашей харизмой. И сейчас переживаю болезненный момент разочарования и избавления от иллюзий. Поэтому не осуждаю Ваших чад, хотя они и ведут себя чрезмерно нервно, а порой агрессивно. Я знаю, как болезненно разочарование. Но всё проходит - за отрицанием проблемы приходит гнев, что мы видели среди Ваших чад. Но гнев не вечен. За ним будет торг, за ним депрессия, а потом принятие того факта, что Вы более не священник.
Я уже не умоляю Вас, как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы ещё помните, что это такое. Вступать с Вами в полемику, переубеждать и уговаривать я Вас не стану. Мой долг как архиерея, в частности, состоит и в том, чтобы выдворять за ограду Церкви тех священнослужителей, кто не работает смиренно на Христовом винограднике и не приносит плоды послушания. Мне неприятен этот долг, но я не уклонюсь от его исполнения. Митрополит Кирилл 6 июля 2020 г.»
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Открытое письмо митрополита Екатеринбургского Кирилла (Наконечного) в современной истории Московской патриархии весьма знаменательно. Такого ещё не было на моей памяти, чтобы архиерей снизошёл своим вниманием к провинившемуся клирику, тем более в форме письма. Но, хотя может показаться, что этот факт являет духовную силу и образованность митрополита, на самом деле обличает его самого, как обыкновенного сторонника папизма и человека намеренно (возможно и ненамеренно) скрывающего реальную картину происходящих в Церкви процессов. Попробую на примере нескольких тезисов письма митрополита о. Сергию (Романову) это показать.
Митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный).
Митрополит Кирилл (Наконечный) пишет в самом начале своего письма:
«Отец Сергий! Я не высказывался открыто и подробно относительно Вашего поведения, поскольку надеялся сохранить Вас для Церкви, а саму Церковь уберечь от излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях. Думал, что разговор с Вами должен вестись внутри Церкви, а не перед лицом всех, кто имеет доступ к сети интернет. Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер».
Во-первых, для Церкви не должно быть страшно некое «излишнее внимание тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях». Надо жить по Евангелию и тогда не будет необходимости что-то от кого-то скрывать. Просто надо следовать примеру апостола Павла, который старался «не дать повода ищущим повода» (2-е Кор. 11:12).
Первоверховный апостол Павел.
Во-вторых, митрополит прекрасно знает, что в современных условиях, которые созданы при непосредственном участии нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева), невозможно вести разговор «внутри Церкви», благодаря жёсткой вертикали власти и всеобщему страху сделать что-то не так. Данным выражением, кстати говоря, митрополит Кирилл (Наконечный) показывает, что он понимает Церковь только как некий административный аппарат, а не сообщество свободных людей, объединённых верой в Господа нашего Иисуса Христа. Да и «разговор с Вами», как пишет митрополит, касается не личных обид, а общецерковных и даже государственных вопросов, поэтому нет ничего запретного в том, чтобы говорить о существующих проблемах в формате видеопроповеди. Это всего лишь показывает насколько назрела необходимость обсуждения церковной жизни. И если бы, как говорит митрополит, была возможность обсуждать вопросы «внутри Церкви», то наверняка о. Сергий, как и множество других священников, не выкладывали свои рассуждения на интернет-площадке. Хотя, повторюсь, настоящую Церковь это не должно пугать.
О. Сергий (Романов) заявляет о том, что прекращает поминать патриарха Кирилла (Гундяева).
Далее коснёмся вот таких рассуждений митрополита Кирилла (Наконечного):
«Дабы Вы не служили отцу лжи – диаволу и не произносили в храме, где должна звучать только правда, слов злоречивых, лживых и клеветнических, я весьма деликатно официальным своим Указом не благословил Вам проповедовать. Как апостольский преемник и в Екатеринбургской епархии непосредственный источник учительной власти Церкви, я свободно и независимо делюсь этой властью с теми пресвитерами, которых сочту этого достойными. И не должен объяснять своё нежелание делегировать эту власть Вам, даже по одной только той причине, что Вы находитесь в моём послушании, а не я в Вашем».
Здесь владыка обличает себя как человека далёкого от православного понимания, кто же на самом деле является «источником учительной власти Церкви». Ниже мы остановимся на обличениях митрополита, где он указывает на необразованность о. Сергия (Романова), но здесь сам владыка показал всему миру своё то ли невежество, то ли осознанное неправославие. Напомним митрополиту Кириллу (Наконечному), что источником учительной власти в Церкви и в Екатеринбургской епархии, и на любом простом приходе, и во всём мире является Господь наш Иисус Христос.
Господь наш Иисус Христос – источник всего благого.
Указывая о. Сергию, что он, митрополит, является апостольским преемником, владыка забывает, что никогда апостолы не называли себя источником какой-либо власти, отдавая всю честь Богу. Перед нами образчик заурядного папизма, который, к сожалению, поразил не только незадачливого патриарха Кирилла (Гундяева) и его тёзку в Екатеринбурге, но и множество рядовых священников на самых обычных приходах. Другой пример неправославия в открытом письме митрополита открывается нам в следующем отрывке:
«Вам стало мало окормлять насельниц и паломников Среднеуральского монастыря, Вы начали дерзко обращать свои призывы то к воинам России, то к священникам всей Русской Православной Церкви, чего даже епархиальные архиереи не имеют права делать, ибо слово ко всей полноте Русской Церкви может обращать только Святейший Патриарх».
Это с каких пор в Православии «ко всей полноте Русской Церкви может обращаться только Святейший Патриарх»? В каком соборном документе закреплено за патриархом такое исключительное право? Разве патриарх принципиально отличается чем-то от других архиереев? Пока в Православной Церкви известны только три степени священства: диаконы, священники и архиереи.
Степени священства в Православной Церкви. Епископ. Священник. Диакон.
Какой-то особенной священной степени для патриаршества нет. А если бы так было, то во время поставления на патриарший престол необходимо было проводить дополнительную хиротонию над епископом, чтобы он стал патриархом. Но такого нет. Когда возводят в патриархи, всего лишь сажают епископа, который должен стать патриархом, на кресло трижды, стоящее на горнем месте.
Поставление в патриархи митрополита Кирилла (Гундяева) через троекратное посаждение на кресло, стоящее на горнем месте.
Патриарх является всего лишь первым среди равных. Он администратор, старший епископ, вот и всё. Сама должность патриарха появилась только благодаря православным императорам всего лишь ради организационной пользы. И то, в одной империи их было несколько. Так с какой стати только патриарх имеет право обращаться ко всей полноте Церкви? Любой христианин, вне зависимости от положения имеет такое право в силу того, что является членом Церкви Христовой. История тому свидетель. Простой монах, не священник даже, Максим Исповедник обращался ко всей Церкви, когда наступили времена еретиков.
Преподобный Максим Исповедник.
Преподобному Максиму Екатеринбургский митрополит Кирилл так же бы запретил проповедовать и обличать? Теперь обратимся к отрывку письма митрополита, где владыка делает весьма странное заявление, из которого можно сделать вывод, что будто бы святитель Николай Чудотворец своей волею захотел почивать мощами в католическом храме.
Место, где почивают мощи свт. Николая Чудотворца в итальянском городе Бари.
«Поскольку лживость обвинения меня в поддержке закрытия храмов слишком очевидна, Вы позже придумали другую причину – обвинение меня в экуменизме и предательстве веры. В качестве доказательства Вы демонстрируете фотографию моего служения в римско-католическом соборе в городе Бари, в котором почивают мощи святителя Николая Чудотворца. Но, по справедливости, Вам надо было бы обвинить первым самого святителя Николая Чудотворца, что он посмел почивать своими святыми мощами в католическом храме».
Если следовать логике митрополита Кирилла (Наконечного), то придётся признать, что и преподобный Сергий Радонежский захотел почивать своими мощами в атеистическом музее, как мумия на потеху безбожникам. Неужели митрополиту неизвестны случаи, когда святыни Церкви оказывались в руках еретиков и иноверцев? Зачем же тогда он весьма примитивно обличает о. Сергия в данном случае? Или владыка всерьёз считает, что наличие мощей или святыни является признаком православной веры? Тогда митрополит признаётся в собственном, как минимум, невежестве.
Далее вкратце рассмотрим рассуждения митрополита о том, что о. Сергий (Романов) вообще не мог стать священником.
«Церковь проявила к Вам снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии, которые делали принятие Вами священнического сана абсолютно невозможным». Скажем сразу, что не «Церковь проявила ... снисхождение, закрывая глаза на канонические препятствия к хиротонии», а порочная практика рукоположения в Московской патриархии, когда поставляли в дьяконы и священники несмотря на канонические препятствия, такие, как убийство, блуд, второбрачие, пьянство и прочие нравственные преступления. Сколько таких рукоположили. Но самое страшное это то, что потом таковых при удобном случае попрекали, напоминали, что закрыли глаза на невозможность быть священником – можем ведь и открыть. Подобная лицемерная практика особенно ярко проявилась на примере священника Алексия Мороза.
Священник Алексий Мороз.
Когда он поминал патриарха Кирилла (Гундяева), то помалкивали об ошибке о. Алексия. Как только он выступил в защиту Православия, то сразу же напомнили. Пример осуждения о. Сергия (Романова) продолжил череду лицемерия.
Как будто некое разоблачение в нечестности о. Сергия митрополит заявляет: «А правда в том, что совершенное Вами преступление в автобиографии при принятии сана Вы зашифровали фразой: «1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика». Я думаю, всем очевидна Ваша изворотливость и лукавство при формулировке неудобного факта Вашей биографии».
Да будет известно митрополиту, а я думаю, ему это известно, что аббревиатура УЩ-349/13 говорит сама за себя. Тем более это касается Екатеринбургской епархии, на территории которой множество мест лишения свободы. Наверняка именно в епархии подсказали будущему о. Сергию, как правильно написать о своём нахождении в колонии для заключённых. К моменту рукоположения о. Сергия в священный сан сотрудники епархии уже вовсю сотрудничали с учреждениями уголовно-исправительной системы и поэтому набор букв и цифр УЩ-349/13 не был каким-то шифром, а говорил сам за себя. В епархии знали, кого рукополагают.
Колония №13, в которой отбывал заключение будущий о. Сергий (Романов).
Слова митрополита Кирилла (Наконечного) в следующем отрывке письма о гнёте, о разрушении системы образования и прочем не вызывают сочувствия к владыке, потому что выглядят весьма неискренними, хотя он и пытается дать понять, что его это очень волнует:
«Пока Вы упиваетесь своим тщеславием и оттягиваете на себя всеобщее внимание, Церковь в единстве иерархии и народа Божия находится под гнетом суровых искушений. И глобальный контроль, и разрушение системы образования, и разработка вживляемых в человеческое тело устройств, и чрезмерность мер борьбы с коронавирусом, очевидно дискриминационных по отношению к Церкви – всё это требует очень вдумчивого и грамотного ответа». Не вызывает сочувствия это рассуждение прежде всего потому, что не видно и не слышно, что руководство Московской патриархии действительно серьёзно обезпокоено разрушением системы образования и чрезмерностью мер в борьбе с коронавирусом по отношению к Церкви. Но получается, что и сами не хотят и не могут и другим не дают говорить о важных вопросах, волнующих верующий народ.
Далее митрополит Кирилл (Наконечный) показывает себя наивным и неразумным руководителем. То он сначала признаётся в своём очаровании фигурой о. Сергия (Романова), то утверждает, что давно замечал такие стороны духовной жизни своего клирика, которые не позволяют ему быть священнослужителем.
«Я, как и многие знающие Вас люди, был сердечно к Вам расположен и обманут Вашей харизмой. И сейчас переживаю болезненный момент разочарования и избавления от иллюзий. Поэтому не осуждаю Ваших чад, хотя они и ведут себя чрезмерно нервно, а порой агрессивно. Я знаю, как болезненно разочарование».
Но ранее сам митрополит писал, что «Ваши проповеди полны не только глупостей, чего не должно быть в словах проповедников, но и, что самое страшное, клеветы и лжи». И далее: «Вы могли бы стать достойным собеседником в том случае, если бы получили хоть какое-то духовное образование. Но Вас исключили со 2-го курса Московской Духовной Семинарии за неактивность в учёбе и на Вас исполнилось предупреждение одного старца ранней Церкви, сохранившееся в Древнем Патерике: «Не начни учить преждевременно: иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму».
Получается, что митрополит расписался в собственной профессиональной непригодности. Ведь он на то и поставлен, что таких необразованных, больных тщеславием людей не должен допускать до церковного амвона. Но дело на самом деле в другом. Многие годы уже существует порочная практика в Московской патриархии закрывать глаза на преступления человека, если он полезен структуре. Готовы пойти на любые нравственные компромиссы лишь бы получить материальную выгоду.
Патриарх Алексий Второй и криминальный авторитет Михась.
Пока о. Сергий строил, собирал толпы паломников, привлекал богатых жертвователей – он был угоден. Но как только начал размышлять и публично высказываться на злобу дня, стал справедливо обличать священноначалие, ответственное за духовное разложение церковного народа, его предали суду и лишили сана.
В итоге, вроде бы искреннее письмо митрополита к бывшему своему клирику, несмотря на ряд справедливых замечаний, показало, что современное церковное руководство не способно и не желает исправления церковной жизни по правилам Православной Церкви, сама вера Православная стала чуждой многим архиереям и прочим священнослужителям. Церковную историю многие из них не знают и знать не хотят; веру Православную извращают, придумывая удобные своим страстям понятия; жизнь устраивают согласно собственным грехам и желаниям.
Верно писал о таких людях брат Господа нашего Иисуса Христа по плоти апостол Иуда «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа», (Иуд.1:19) «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1:12,13) «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд. 1:11).
Будем укрепляться словами того же апостола: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд.1:20,21).
Апостол Иуда брат Господень.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Схиигумен Сергий (Романов) не замедлил ответить своему недавнему правящему архиерею.
«Дорогие Отцы, братья и сестры! Не хотел вступать в полемику с правящим архиереем, но хочу дать ответ на его вопросы и высказывания, чтобы он – митрополит Кирилл, не смущал народ Божий. На протяжении 20 лет, я - раб Божий схиигумен Сергий, участвовал Божией милостью в строительстве пяти монастырей. В монастырь Царственных мучеников и Спорительницу хлебов приезжали святогорцы со святой горы Афон и спрашивали: «Кто это построил?» Я отвечал: «Причастие».
Вспомните сколько стоило Ваше благословение на строительство храма «Святой Софии, Премудрости Божией». Вы сказали: «Дам благословение после того, как Вы построите храм на 500 человек у игумении Питиримы». Значит я должен был тратить народные деньги не по целевому назначению. Посчитайте, сколько стоит каменный храм на 500 человек за 350 км от Екатеринбурга. Минимум 5 млн долларов.
Почему Вы говорите, что наша церковная жизнь должна быть тайной и вне народа? Разве Литургия – это не Литургия верных? Вы что, не доверяете народу? Почему Вы, будучи епископом, архиепископом, митрополитом тайно встречались с Папами Римскими и участвовали в совместных молитвах? Вы не ответили мне на этот вопрос. Вы забыли апостольские правила или Вы их не знаете?
Почему Би-Би-Си один из рупоров мiрового правительства, для которых главный враг в России – Русская Православная Церковь, утверждает, что Вы лучший политик и администратор, который навел порядок в Екатеринбургской епархии. Почему враги православия Вас хвалят? Вы называете меня отцом, а есть только Отец Небесный, как Вы знаете. Я, схиигумен Сергий – это во-первых.
Во-вторых, я не мужик, которого занесло и не блогер. Вы забыли cвятое Евангелие: «Не судите, да не судимы будете».
Господь Иисус Христос сошел во ад. Бог – это Слово. И словом я вошел в интернет. Обличаю зло и носителей зла, т.к. считаю, что Вы экуменист и еретик. И жду от Вас покаяния. В своих грехах я покаялся, меня не интересуют Ваши страсти. Вы лукаво поступаете не только с близким окружением, но и с народом Божиим Урала и Сибири. Для Вас Урал – «африканское гетто», Екатеринбург – «город бесов». Вы неоднократно об этом заявляли. Я обличаю Вас как экумениста и еретика. Но я, как духовник, который Вас часто исповедовал, нахожу в Вас внутренние силы, которые еще Вам помогут прийти к покаянию. Вы говорили: «К пустому колодцу люди не ходят». Почему Вы, знающие, что происходит в России и во всем мiре, как законники, книжники и фарисеи своими тайными делами готовите приход антихриста через Всемiрный совет церквей? «Горе Вам, законникам, что Вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответа на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лк.11:52-54).
Как лицемерно, низко и подло витиеватыми фразами оправдывать свое малодушие, трусость, шкурность, страх потерять кафедру, сытую жизнь и предать Бога, Богородицу и народ, не только закрыть храмы, но и хулить Бога. Посмотрите на себя со стороны, Вы будете служить любым господам. Вы же говорили, что Вы не митрополит, а администратор и политик. Лично Вы устроили этот мнимый раскол, это возмущение в обществе. Если Вы не митрополит, то как Вы можете молиться о духовном руководстве и народе Божием, если Вы называете людей бесами. Если Вы считаете политическую власть выше духовной, то Вы определитесь с кем Вы – с Богом или мамоной? Будучи управляющим Екатеринбургской епархией, Вы организовали семь грандиозных скандалов, один из которых – открытый майдан.
Вы открыто говорили о своей ненависти к священникам, что таких ущербных Вы не видели нигде, как на Урале. Как Вы можете говорить о Боге? Бог – это Любовь, Бог – это Слово. Своими словами осудишься, своими словами оправдаешься. Надо Вам лично определиться: либо Вы администратор и политик, либо вы кающийся грешник. Не забывайте, Вы старший монах, не забывайте, впереди вечность. Не знаете ни дня, ни часа, когда Господь заберет нашу грешную душу. В чем застану, в том и сужу. Аминь. Схиигумен Сергий будет проводить Царский Крестный ход 17 июля 2020 года вокруг монастыря «Спорительница хлебов» во избежание очередных провокаций.»
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: О том, что говорит отец Сергий (Романов), думаю, можно сказать словами свт. Игнатия (Брянчанинова), которые он употребил по отношению к книге великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями": «Она издает из себя и свет, и тьму». Вот и схиигумен Сергий, когда обличает экуменизм, коррупцию, жесткое администрирование в ущерб пастырскому подходу в МП, угодничество перед светской властью и другие пороки официальной церковной структуры в России, антихристову глобализацию, творит Божие дело, ибо апостол Павел призывает: «Не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11).
Однако у отца Сергия есть и темная сторона: восхваление кровавого тирана Сталина, неприятие старообрядчества, в целом грубый тон его проповедей. Повторение недостоверных вещей, касающихся деятельности политических и церковных деятелей современности и прошлых лет вызывает сомнение в компетентности отца схиигумена и способности его самостоятельно вести деятельность по обличению зла в светской и церковной жизни. Поэтому хвалить отца Сергия за его правоту приходится всегда с оговорками. Полностью одобрить его позицию и довериться ему нельзя, по крайней мере пока. В чем можно полностью поддержать отца Сергия и его духовных чад – это в требовании созыва настоящего, свободного Поместного Собора Российской Православной Церкви для исправления всех искажений в церковной жизни нашей страны.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Я убежден, что именно идея Поместного Собора может объединить движение православных, не принимающих апостасийный курс патриарха Кирилла (Гундяева). К великому прискорбию нашему, среди церковной оппозиции редко встречается единство, завещанное нам Христом Спасителем: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Святой апостол Павел призывал нас «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Поэтому нам представляется весьма ценной идея созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви. Конечно, это пока труднодостижимая задача, но к ней мы бы могли вполне стремиться, преодолевая свои амбиции и самости, проявляя на деле любовь и терпение.
Вот почему, отдавая дань мужеству отца Сергия, хочется особенно подчеркнуть важность его призыва собрать подлинно свободный Собор Русской Православной Церкви, дабы на нем действительно мы могли восстановить канонический порядок Российской Церкви и возродить благочестие, завещанное нам святыми Новомучениками и Исповедниками Российскими.
Уважаемые отцы! Вы блестяще провели анализ писем митр. Кирилла и отца Сергия Романова.Этот закоренелый сергианин Кирилл даже не понял, что предельно обнажил в своём письме свою неправославную а потому и лживую сущность.Особенно обидно, что такие епископы называют себя православными и тем самым дискредитируют глубину и красоту Православия, а значит и Истину, в глазах простого народа. Если епископат гундяевский состоит из таких лжеепископов, разве позволят они провести подлинно свободный Собор? Единственный путь - гласно поддержать о. Сергия, несмотря на его ошибки. Ваш сайт малочитаемый.На yutube о. Сергия поливают грязью всякие подонки.Ваше выступление было бы очень кстати с богословским анализом и несомненной поддержкой о. Сергия. С глубокой признательностью Юрий.
Комментарии
Оставьте комментарий