Епископ Лонгин: "Для меня лично эти 30 пунктов [Гаванской декларации папы Франциска и патр. Кирилла] есть 30 сребренников Иуды"
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Наконец раздался голос архиерея РПЦ МП против авантюры гаванской унии, пусть и на Украине, но все-таки раздался. Обнадёживающе звучат слова одного из самых уважаемых архиереев о том, что он прекращает поминать еретичествующего патриарха Кирилла (Гундяева). Это не брюзжание сергианского архипопика, пригревшегося на мохнатой груди олигархии, но голос подлинного архипастыря, ставшего на защиту святого Православия. И точно заметил еп. Лонгин, что сейчас положение внутри РПЦ МП хуже, чем при коммунистах. Тогда нарушались каноны и правила церковные священноначалием под дулом советской власти — сегодня заправилы МП это делают по собственному желанию. Именно эти постсоветские инквизиторы в рясах готовы ставить клеймо раскольника каждому, кто желает защищать родную Православную Церковь от экуменизма, сергианства, содомии, коррупции и прочих мерзостей.
Еп. Лонгин (Жар), 1965 г.р., епископ УПЦ МП, настоятель Свято-Вознесенского Банченского монастыря, Герой Украины с вручением Ордена Державы (2008) за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот, лишенных родительской опеки, и за многолетнюю благотворительную деятельность. Удочерил больную СПИДом 6-месячную девочку. Опекал многих детей-сирот. Пользуется большим авторитетом на Украине. Прекратил поминовение патриарха Кирилла.
Очевидно, что монстр псевдоцерковной организации, основанный по воле Сталина и Берии, изрядно разросшийся при поддержке Ельцина в годы криминальной революции, всё более и более заслоняет от нашего народа живого Христа и Его православную веру.
В сложившейся тяжелейшей ситуации всем неравнодушным к судьбам нашей Церкви следует внимательно обращаться к опыту святых новомучеников и исповедников Российских. Считаю весьма своевременной работу замечательного современного церковного историка священника Александра Мазырина «О богословии мучеников».
«Сщмч. еп. Дамаскин (Цедрик) в письме архиеп. Серафиму характеризовал политику митр. Сергия (так называемое сергианство) как «сознательное попрание идеала Св[ятой] Ц[ерк]ви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия, которое необходимо является в результате т[а]к наз[ываемой] легализации».
Тюремный снимок священномученика Кирилла. Сщмч. Кирилл, митр. Казанский и Свяжский (1865-1937), настоятель Троицкой церкви в Кронштадте, в 1902 году после трагической смерти ребенка и жены принимает монашество. Был духовно близок к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. В 1904 — еп. Гдовский. С 1920 года — митр. Казанский и Свияжский. С 1920 года подвергался жестоким преследованиям — арестам, тюрьмам, ссылкам. Пользовался абсолютным авторитетом свв. Новомучеников и исповедников Российских. В 1937 году расстрелян в Казахстане.
О том, что для Церкви важнее стоять в Истине и следовать голосу христианской совести, чем блюсти организационно-дисциплинарное единение в надежде на внешнее благополучие, писал в 1929 г. и первый, согласно завещанию Патриарха Тихона, кандидат в Местоблюстители патриаршего престола сщмч. митр. Казанский Кирилл (Смирнов): «Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою эту совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указания этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало. Тогда расшатанность церковной дисциплины становится неизбежной, как следствие греха. Выход же из греха может быть только один — покаяние и достойные его плоды»».
Свт. Глазовский Виктор, исповедник (1878-1934), лидер церковной оппозиции в Вятском крае и Удмуртии. Находясь в Соловецком концлагере, пользовался большим уважением у заключённых. Умер в ссылке.
Особенно жестко и едва ли во всем справедливо действия митр. Сергия критиковал сщисп. еп. Виктор (Островидов). «„Воззвание“, — писал он об июльской декларации заместителя 1927 г., — есть удаление от истины Спасения. Оно смотрит на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека (языческое философское учение о спасении), а для осуществления его, безусловно, необходима внешняя организация. [...] Мы веруем, что спасение во Христе Иисусе Благодатию Божией; эта благодать Божия присуща только Православной Церкви и преподается нам через Св. Таинства, и что сама Церковь есть дом вечного благодатного спасения от сей жизни-погибели, а не внешняя какая-либо организация политическая».
В политике митр. Сергия еп. Виктору (и не только ему) виделось повторение обновленческого пути — стремления «спасти» Церковь ценою выхолащивания ее нравственного и даже догматического учения.
Святой новомученик Михаил Алексеевич Новоселов (1864-1938), в молодости толстовец, покаялся, стал видным церковным писателем и общественным деятелем. С 1929 года в коммунистических застенках. Расстрелян 17.01.1938г.
Вероятно, самое обширное эпистолярное наследие из прославленных новомучеников оставил М.А. Новоселов. Вопрос о призвании Церкви в условиях гонений в его размышлениях был центральным. В своих «Письмах к друзьям», опираясь на творения святых отцов древнего и нового времени, на труды русских богословов и церковных публицистов XIX — начала XX в. (в частности, славянофилов), реагируя на распространение обновленчества и подобных ему негативных явлений, мч. Михаил пришел к выводу, что «следует различать Церковь-Организм от церкви-организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой».
«Только к Церкви-Организму, — развивал свою мысль мученик Михаил, — применимы такие именования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: „славная, святая, беспорочная“ (Еф 1.4), „не имеющая пятна или порока“ (5.27), „Жена Агнца“ (Откр 19.7; 21.9), „Тело Христово“ (Еф 1.23; Кол 1.24 и др.), „столп и утверждение истины“ (1Тим 3.15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими. Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования. Церковь-Организм — чистая „невеста“ Христова, „украшенная для мужа своего“ (Откр 21.2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих. В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевелы растут рядом — и должны расти, по слову Господню, до скончания века сего. Церковь-организация нередко преследует святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою сердцевину».
При этом мч. Михаил был далек от толстовского отвержения институциональной Церкви вообще. «Хотя в земной жизни христианского человечества церковь-организация и Церковь-Организм и являются нередко противоположными друг другу и как будто себя взаимно исключающими, однако в действительности они неотделимы друг от друга: о них можно сказать, что они неслиянны и нераздельны. [...] Достойнейшие члены Тела Христова, являющиеся стержнем Церкви, ядром Организма, все вышли из церковной организации, которой неуклонно держались всю свою жизнь и отщепление от которой считали величайшим грехом, несчастием и гибелью».
Стоит отметить, что под занавес своей деятельности, пережив в числе немногих представителей духовенства террор конца 1930-х гг. и убедившись в своем бессилии спасти Церковь (как организацию), митр. Сергий, ставший уже патриархом, в форме полемики с католическим учением изложил во многом такой же взгляд на значение внешнего строя для Церкви, что и его прежние оппоненты: «Много значит для Церкви и ее внешний канонический строй, усердие и мудрость ее земных правителей. Недаром же „Дух Святый поставил их пасти Церковь“ (Деян 20.28). Однако все это лишь до тех пор, пока с ними Сказавший: „Аз есмь с вами“. С удалением Его остается лишь форма Церкви, пустая, безблагодатная и неспасительная, чему церковная история представляет немало примеров. [...] Целые народы, когда-то блиставшие православием, славные мученичеством и подвижничеством, а теперь отпавшие от Церкви, остаются печальными памятниками человеческого несовершенства системы при всей ее мудрости. Как учреждение Божественное и с задачами вышемирными, Церковь не может существовать лишь человеческими средствами и человеческой мудростью»».
Итак, очевидно святые великомученики и исповедники Российские предупреждают нас, что церковная организация может в какой-то момент становиться враждебной самому Богочеловеческому организму Церкви. Непрощёный великий грех ложится на тех, кто раздирает хитон Господень. Но нельзя во имя сохранения одежд Господа отрекаться от Самого Христа. Нельзя путать плевки мучителей Спасителя с Самим Спасителем, как нельзя путать немощи, грехи и преступления членов Церкви и даже её лидеров с самой Церковью.
Несомненно, пришло время, когда нужно отмежеваться со всей ясностью и категоричностью от гундяевско-экуменического курса всем, кто действительно любит Русскую Церковь. Но здесь нас подстерегает другая опасность: горделивая попытка обособиться от всех в своём приходе или в своей крохотной, сверхправильной юрисдикции, не желая при этом идти на диалог и уж тем более стремиться к единству с другими чадами нашей многострадальной Церкви.
Сегодня надо признать, что нет единой церковной организации Русской Церкви ни на родине, ни за рубежом, но всё же Русская Церковь есть и важно нам стремиться быть всем вместе у Чаши Господней или хотя бы на первых порах у самовара за чашкой чая.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Преступные объединения с одной стороны и печальные разделения с другой.
Верующие, вставшие на путь неприятия мiрового зла и теплохладного христианства, в наши дни отличаются тем, что не находят в себе сил и мудрости для того, чтобы выступить единым фронтом против нарастающего беззакония. Выискивание щепок и отцеживание комаров у единоверцев стали визитной карточкой многих православных, несогласных с равнодушием официального православия.
Слава Богу, в эти дни мы услышали голос Грузинской Православной Церкви. В течении уже десяти лет наблюдаем исповеднический подвиг патриарха Иерусалимского Иринея. Видим многих и многих священников, монахов, мирян призывающих опомниться и вернуться к святоотеческому Православию.
Но всё это очень разрозненно. Некоторые, чтобы оправдать своё малодушие, указывая на печальный факт разделения, прямо так и говорят, что лучше уж жить в единстве и покое, пусть и наблюдая как искажают веру, чем вот так вот, выступать за истину и при этом постоянно ругаться.
Было бы уместным в данной ситуации, я так думаю, чтобы все неравнодушные к судьбам Церкви, смогли объединить свои усилия и направить их к спасительному единству.
Вот, епископ Лонгин из Украины внял голосу христианской совести и перестал поминать патриарха Кирилла, скоро, может быть, его примеру последуют и другие. В такой обстановке пора вспомнить, что ведь с 1918 года не было в нашей Российской Церкви полноценного Поместного Собора. Состоится ли он в обозримом будущем или вообще когда нибудь, это ведь зависит именно от нас, живущих ныне православных христиан, считающих себя наследниками Православной Российской Церкви.
Но откуда-то всё настойчивее раздаётся голос, осуждающий возможное братское общение, как будто это великий грех, даже название придумали — криптоэкуменизм, и ересью обозвали. Испугавшись объединения врагов Церкви, теперь во всяком объединении бояться увидеть греховное. Однако разве это по-христиански?
Стоит вспомнить в этом контексте слова апостола Павла, который обращается к нам: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:25-27).
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В последние годы процесс апостасии, как в мiровом Православии, так и в Московской патриархии резко усилился. Этому способствует в значительной мере почти полное отсутствие громких голосов протеста против отступничества. Это молчание является и одной из причин состоявшейся в Гаване встречи. Патриарх Кирилл, очевидно, настолько уверился, что может делать всё, что хочет, и это ему сойдёт с рук, что пошел на явное попрание жалких остатков соборности в МП, втайне от архиереев и паствы подготавливая это событие и, наконец, решив его осуществить. Поистине на нём исполняются слова Писания: «тайна беззакония уже в действии» (2Фес. 2:7)!
Но, слава Богу, находятся и в Московской патриархии не только священники, но даже архиереи, которые отказываются поминать патр. Кирилла, называя его предателем Православия. Конечно, можно сказать, что на Украине это сделать гораздо легче. Но православные должны обличать зло, где бы они ни находились, и на Украине, и в России, и во всем мiре. И мы должны приветствовать любое выступление своих братьев по вере в поддержку Православия против апостасии. Дай Бог еп. Лонгину и его пастве и дальше защищать нашу веру, громко обличая экуменизм, сергианство и другие пороки современной церковной жизни.
Несомненно, что все ревнители Православия должны поддерживать друг друга в противостоянии ересям и порокам. К сожалению, дьяволу и его земным слугам часто удаётся посеять плевелы недоверия, подозрительности, взаимных обвинений между сторонниками чистоты Православия, между тем как апостаты, как мы видим на примере состоявшейся в Гаване встречи, всё теснее сплачиваются. Дай Бог всем противостоящим злу объединяться, попирая своё самолюбие, гордыню и другие искушения.
Комментарии
Оставьте комментарий