Епископ Этны и Портленда Авксентий. Неприятное, но необходимое

Bishop Auxentios
Епископ Этны и Портленда Авксентий (Чапмэн).

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В 2014 году после долгих переговоров состоялось объединение греческого Священного Синода Противостоящих с Церковью Истинно-Православных Христиан Греции. Вскоре стали распространяться слухи о том, что это объединение состоялось, якобы, только после того как Синод Противостоящих признал учение митр. Оропосского и Филийского Киприана Старшего (Куцумбаса) ересью, а его самого еретиком. Такой взгляд на богословское наследие приснопамятного митрополита Киприана бытует среди некоторых крайних ревнителей и у нас в России и вносит смуту в умы православных антиэкуменистов и антисергиан. Осуждение выдающего обличителя и борца с экуменизмом митр. Киприана является следствием незнания его богословских трудов большинством поддающихся соблазну и превратного толкования их ревнителями не по разуму, а с другой стороны – неосведомленности о деталях состоявшегося недавно объединения двух старостильных Церквей Греции. С связи с этим представляется полезным ознакомить наших читателей с заявлением представителя бывшего Синода Противостоящих в Америке епископа Этны и Портленда Авксентия. Это свидетельство, как говорится, из первых уст, т. к. еп. Авксентий, возглавляя Американский Экзархат Священного Синода Противостоящих, участвовал непосредственно и в переговорах, и в самом процессе объединения двух старостильных Церквей.

Епископ Авксентий (в мiру Мэтью Гейтс Чапмэн, Matthew Gates Chapman)
Родился в 1953 году в городе Кливленде в штате Огайо, в США. Окончил Принстонский университет, где изучал математику и религию. В годы обучения в Принстоне он обратился в православную веру. Его учителями были протопресвитер Георгий Флоровский и будущий митрополит Хризостом (Гонсалес), тогда докторант кафедры психологии.
В 1976 году был рукоположен в иеродиакона, в 1977 – в иеромонаха, а в 1991 году во епископа – помощника и секретаря тогдашнего архиепископа (впоследствии митрополита) Хризостома (Гонсалеса), главы Американского Экзархата Священного Синода Противостоящих.
18 марта 2014 года вместе со всеми членами Синода Противостоящих вошёл в состав Церкви Истинно-Православных Христиан Греции архиепископа Каллиника как епархиальный архиерей.
9 (22) января 2015 года решением Синода единогласно избран епископом Этнинским и Портлендским.
Доктор богословия, автор и соавтор десятка книг. Является директором Центра традиционалистских православных исследований в Этне (Калифорния, США) и редактором журнала «Православная Традиция».

НЕПРИЯТНОЕ, НО НЕОБХОДИМОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИСКАЖЕНИЯХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ

епископа Авксентия Этны и Портленда
с участием епископа Хризостома, почетного митрополита Этны

«И не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11).

2 июля 2015 (Старого стиля) Положение честной ризы Пресвятой Богородицы

Верным и духовенству диоцеза и всем ищущим правды христианам.

Господь наш да благословит вас обильно.
Опираясь на вышеизложенное наставление св. Павла христианам Эфеса, я начну мое настоящее заявление, неприятное, но необходимое, ссылкой, взятой из другого письма св. Павла, его Второго послания Коринфянам. В нем св. Павел говорит: «Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости… а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (4:2). Я также утверждаю, что, как «раб ваш для Иисуса» (4:5), моя забота – говорить истину, как она есть, «чтобы не найти» из-за обмана и неправд «раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, безпорядков» (12:20). Я не говорю истину, чтобы «сделаться врагом вашим, поскольку говорю вам истину» (Гал. 4:16), но так, чтобы «истина» сделала нас всех «свободными» (Ин. 8:32) и чтобы «совесть» тех, кто «говорит ложь с лицемерием», «прижечь раскаленным железом» (1Тим. 4:2, английский перевод), чтобы мы могли в конце концов сберечь «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

Немногим менее года назад две крупные православные группы старостильников в Греции и в этой стране объединились, сделав это на основе исповедания веры, которое было принято всеми, закончив экклезиологические споры и раздоры, так долго печально разделявшие их. Были и те, кто крепко держался своих собственных взглядов и истолкований, противясь союзу, и которые, по сей день, хотели бы положить ему конец. Но великое большинство тех, кто желал единства и даже тех, кто выражал опасения и сомнения или кто чувствовал, что союз преждевременен, нашли великое утешение в том, что от него исходит много добра, и что дух братства, взаимного уважения и понимания царит среди всех, кто пришел к радостному согласию. В самом деле, сотрудничество, братские чувства и связи и христианская любовь между нашими объединившимися клириками и мирянами переполняют их сверх всех ожиданий. И, конечно же, товарищество и духовная любовь между иерархами в нашем Американском Епархиальном Синоде особенно показательны и необыкновенны.

Союз соединил: в Греции: Церковь Истинно-Православных Христиан Греции архиепископа Каллиника Афинского и Священный Синод Противостоящих митрополита Киприана Младшего Филийского и Оропосского вместе с тремя Церквами-Сестрами Синода Противостоящих: Старостильной Церковью Румынии митр. Власия; Старостильной Церковью Болгарии еп. Фотия и Русской Православной Церковью Заграницей митр. Агафангела. Синод Противостоящих и его Церкви-Сестры в Румынии и Болгарии находились в общении с РПЦЗ митрополита Лавра с 1994 года, но прервали его, когда эта Церковь соединилась с Московской патриархией (в 2007). В это время митр. Агафангел также прервал связь с Синодом митр. Лавра и с помощью Синода Противостоящих рукоположил новых епископов для продолжения под своим руководством прежнего свидетельства Русской Православной Церкви Заграницей против экуменических компромиссов и сергианского наследства Москвы.

Союз в Греции соединил в этой стране Американский Экзархат Священного Синода Противостоящих и Американскую епархию Церкви Истинно-Православных Христиан Греции. Американская епархия ранее – до союза с Синодом Противостоящих – приняла трех бывших иерархов Православной Церкви в Северной Америке, которые отделились от этой юрисдикции по обоснованным причинам. Двое епископов Американского Экзархата Синода Противостоящих первоначально находились во временной митрополии до тех пор, пока ее архиепископ (впоследствии митрополит) в этой стране ушел на покой (в прошлом январе), а его помощник – я – стал членом Епархиального Синода в Америке и правящим епископом новообразованного диоцеза Этны и Портленда. Несколько десятков приходов и три монашеские общины бывшего Американского Экзархата Синода Противостоящих были включены в Епархию, впрочем некоторые из них – временно, на несколько десятилетий, – под моим особым административным руководством, как уступка характерной для них приверженности нашему бывшему митрополиту и мне.

Но как все добрые мужчины и женщины, включая святых, имеют тех, кто их любит, а также тех, кто движимый дьяволом и враждой, которую он создает посредством самомнения, гордой самоуверенности, а иногда, злобы, – ненавидят их, так и наш благословенный союз, как я отмечал ранее, имеет критиков и врагов. Некоторые из этих противников работают с неистовым усердием, чтобы саботировать наш союз разными путями: в частности, посредством придирок и распространения кривотолков и ложных историй или их описаний. Эти старания недавно усилились и привели к увеличению смущения среди верующих. О данных действиях таковых жалких людей я, «имея такое служение» и будучи призван «открывать истину», должен ясно высказаться ради наших более слабых верующих. В то время как крайне левые экуменические защитники ложного единства сделали нас, старостильников, объектом их грубых насмешек и негодования, трубя о банальных обвинениях, что мы необразованные, фанатичные противники истины и христианского единства, такое же демоническое негодование возникло среди тех крайне правых, которые в их обманном благочестии хулят и извращают истинное единство, т. к. оно бросило вызов их многолетним усилиям по разжиганию расколов и безплодных препирательств, которые, к прискорбию, разделяли православных традиционалистов.

Я хочу кратко, объективно, но тем не менее прямо и, конечно, правдиво обратиться к этим позднейшим слухам, чтобы прекратить их, отбросить их как вздор, каковым они и являются, и следовательно «прижечь» «раскаленным железом» правды совесть тех, кто не устоял перед кознями зла, надеясь привести этих скептиков к истине и позволить истине освободить еще и других, кто неосознанно был заражен из-за незащищенности от бактерий клеветы и сплетен. Позвольте мне лицом к лицу представить эти слухи и правду, которая разоблачает их (фразы в кавычках взяты из обвинений, написанных разными лицами)

Синод Противостоящих «признал, что был в расколе, присоединившись к Церкви Истинно-Православных Христиан Греции», отказавшись от своей «киприанитской ереси» и своего «лидера-ересиарха «митрополита» Киприана Филийского и Оропосского, чье «посвящение во «епископа» было», в лучшем случае, «сомнительно».

В действительности Синод Противостоящих провел почти два года в диалоге с епископами Церкви Истинно-Православных Христиан Греции, наконец согласившись, что – на основе экклезиологического документа, написанного большей частью епископом Фотием, главой Старостильной Церкви Болгарии, бывшим профессором и эрудированным богословом, который был рукоположен блаженной памяти митрополитом Киприаном Старшим и Синодом Противостоящих, – они могли бы согласовать свои экклезиологические различия. ДЕЛО БЫЛО НЕ В ТОМ, ЧТО ОДНА СТОРОНА ПОДЧИНЯЛАСЬ ДРУГОЙ. Лишь в заключение диалога Синод Противостоящих согласился – несколько его епископов, включая митрополита Хризостома и меня, неохотно сначала – примириться и слиться, вместо простого установления общения, с Синодом архиеп. Каллиника, поэтому все каноничные греческие старостильные архиереи, получившие епископство от Русской Зарубежной Церкви, были включены в Церковь Истинно-Православных Христиан Греции. Это движение в конце концов было принято всеми в «духе единства» и в «союзе мира».
Что касается хиротонии митрополита Филийского и Оропосского Киприана Старшего, то не было никаких вопросов о ее действительности. Один только момент достаточно четко подчеркивает этот факт: митрополит Киприан был одним из тех, кто принимал участие в хиротонии Его Блаженства архиепископа Каллиника, ныне Первоиерарха Церкви Истинно-Православных Христиан Греции.

Что касается «ереси киприанизма», ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ СИНОДА ПРОТИВОСТОЯЩИХ НЕ БЫЛА ИЗОБРЕТЕНИЕМ МИТРОПОЛИТА КИПРИАНА, но основывалась на интерпретации Синодом согласного свято-отеческого и исторического предания Православной Церкви – интерпретации, фактически, выраженной во многих работах «Отца» старостильного движения митрополита Флоринского Хризостома – которая никогда не объявлялась непогрешимой и безспорной экклезиологической точкой зрения.

Chrysostomos Florina
Митрополит Флоринский Хризостом.

Что касается обсуждений, то до объединения много преувеличенных выражений было использовано обеими сторонами, и определенных действий предпринято, но за слова были принесены извинения, а действия были отменены. Любой, ищущий подчинения, унижения или превосходства над другой стороной будет разочарован. ЭТО БЫЛ СОЮЗ РАЗДЕЛЕННЫХ БРАТЬЕВ, ИЩУЩИХ ЕДИНСТВА В ОБЩЕМ ДЕЛЕ: В СОХРАНЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЦЕРКВИ И В ОБЩЕЙ БОРЬБЕ ПРОТИВ ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЛЯТИВИЗМА И ЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА. И ни один епископ Синода Противостоящих не признавал и не признает когда-либо ереси в экклезиологических принципах Синода.

Нужно заметить также, что название «Киприаниты», которое всё еще слышно, является оскорбительным, невежественным и вряд ли это комплимент христианскому поведению тех, кто использует его как негативный эпитет.

Официальная история Церкви Истинно-Православных Христиан Греции, которая «представлена на официальном сайте Синода» (ее можно найти там в качестве pdf-файла, а ныне она появилась в виде книги), утверждает, что Синод Противостоящих в 1984 году «ошибочно продолжил хиротонии епископов. Некоторые из них были темными личностями, которых они вообще не знали, главным образом, вне Греции в миссионерских обществах Европы, Америки и Африки, во время, когда они оставались в общении с Истинно-Православными Румынии. Поскольку единственными, кого они имели в Америке, были так называемые «епископы» Хризостом и Авксентий, они явно теперь признают, что эти личности были недостойны священства; даже не знали, откуда они, и являлись ли они когда-либо настоящими священниками. Они избавились по крайней мере от одного из них».

БОЛЕЕ ГРАМОТНЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ПЕРЕВОД ЦИТИРУЕМОГО ОТРЫВКА ОПИСЫВАЕТ, КАК СИНОД ПРОТИВОСТОЯЩИХ «...ВОЗОБНОВИЛ ХИРОТОНИИ ЕПИСКОПОВ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ОБЩИН В ЕВРОПЕ, АМЕРИКЕ И АФРИКЕ. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, БЫЛИ СОМНИТЕЛЬНЫМИ И СОВЕРШЕННО НЕИЗВЕСТНЫМИ ЛИЦАМИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРЕЦИИ». (...προέβησαν σὲ χειροτονίες ἐπισκόπων, κάποιων μάλιστα ἐξ αὐτῶν ἐντελῶς ἀγνώστων καὶ ἀμφιβόλων προσώπων, κυρίως γιὰ τὸ ἐξωτερικό, σὲ Ἱεραποστολικὲς Κοινότητες στὴν Eὐρώπη, Ἀμερικὴ καὶ Ἀφρική).” Ни один из бывших епископов Синода Противостоящих не отрицает, что Синод, подобно другим греческим старостильным юрисдикциям, когда движение раскололось в 1975, 1979, 1984 и 1995 годах на множество групп, допускал ошибки. Но они были сделаны из миссионерского рвения и с чистой совестью, а не по каким-то гнусным причинам. В РАССМАТРИВАЕМОЙ ИСТОРИИ ОЧЕВИДНОСТЬ ТАКИХ ОШИБОК ФАКТИЧЕСКИ СОДЕРЖИТСЯ В КАЖДОЙ РАСПРЕ СТАРОСТИЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. В любом случае, порядочность епископов измеряется не их ошибками, но последующими их исправлениями. Бывший Синод Противостоящих не может быть обвинен на основании этого критерия.

Что касается упоминаний епископов в Америке в недавно опубликованной истории Церкви Истинно-Православных Христиан Греции, главный автор этой книги, епископ Климент Гардикийский, секретарь нашего объединенного Синода, и епископ Марафонский Фотий, первый секретарь Священного Синода, оба заверили нас, что они ПОДТВЕРДЯТ ЛЮБОМУ СПРАШИВАЮЩЕМУ, ЧТО ОНИ НЕ ИМЕЛИ В ВИДУ НИ МЕНЯ, НИ ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО МИТРОПОЛИТА ХРИЗОСТОМА (КОТОРЫЙ ВОЗГЛАВЛЯЛ ХИРОТОНИЮ ЕПИСКОПА КЛИМЕНТА), НИ ЕВРОПЕЙСКИХ ЕПИСКОПОВ, ПОДПИСАВШИХ НАШ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ В ПРОШЛОМ ГОДУ. Поскольку Синод Противостоящих никогда не имел других епископов в Америке, ссылка на Америку была совершенно ошибочной. Ошибка была обнаружена после того, как во всем остальном полезная и хорошо написанная книга ушла в печать и, возможно, по понятным причинам, но опрометчиво, к несчастью, не была отозвана и исправлена. (Мы, конечно же, будем настаивать на том, чтобы любой английский перевод истории и все последующие греческие издания исключали эту ошибку.) Повторение ошибки в вводящем в заблуждение переводе нашими недоброжелателями и утверждение о том, что Священный Синод одобрил его, является совершенно злонамеренным и вредным ухищрением.

Я должен добавить, что митрополит Хризостом и я были пострижены в монашество, рукоположены в диаконы и в иеромонахи (а Его Высокопреосвященство – в архимандрита и настоятеля) в Церкви Истинно-Православных Христиан Греции в середине 1970-х годов, а затем объединены под омофором архиепископа Афинского Авксентия. Все были хорошо осведомлены о наших экклезиологических взглядах, которые были взглядами митрополита Киприана Старшего и его монастыря в Фили, когда они вернулись к старому календарю из новостильной государственной Церкви Греции в конце 1960-х годов по благословению покойного архимандрита Филофея (Зервакоса). Во время моего последнего года учебы в Принстонском университете я был еще неофитом, окормлявшися у епископа Астории Петра, который расходился с Церковью Истинно-Православных Христиан Греции по вопросам экклезиологии. НАШИ ЛИЧНОСТИ И РУКОПОЛОЖЕНИЯ НИ ДЛЯ КОГО НЕ БЫЛИ ТАЙНОЙ.

Могу также добавить, что ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО И Я, В ТО ВРЕМЯ КАК СИНОД ПРОТИВОСТОЯЩИХ НАХОДИЛСЯ В ОБЩЕНИИ С РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ДО ЕЕ СОЮЗА С МОСКВОЙ, УЧАСТВОВАЛИ В ХИРОТОНИИ ЕПИСКОПА МАНХЭТТЕНСКОГО ГАВРИИЛА, ныне архиепископа Монреальского и Канадского. ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО МИТРОПОЛИТ ХРИЗОСТОМ ТАКЖЕ БЫЛ ОДНИМ ИЗ УЧАСТНИКОВ ХИРОТОНИИ ЕПИСКОПА ТРИАДИЦКОГО ФОТИЯ И ВОЗГЛАВЛЯЛ ХИРОТОНИЮ МИТРОПОЛИТА ОРОПОССКОГО И ФИЛИЙСКОГО КИПРИАНА МЛАДШЕГО. ЭТО ЕЩЕ ОДНО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАШИХ РУКОПОЛОЖЕНИЙ НЕ БЫЛО НЕИЗВЕСТНЫМ ИЛИ СОМНИТЕЛЬНЫМ.

«"Киприанитские" епископы, в зависимости от того, откуда они, были либо перерукоположены, либо приняты через хиротесию и официальное признание своей ереси.»

Нашему бывшему архиепископу был присвоен титул "митрополит" во время объединения Священного Синода Противостоящих и Церкви Истинно-Православных Христиан Греции в 2014 году, как я уже говорил выше; и он, и я (я был тогда его помощником) были приняты в объединенный Синод, когда мы подписали вышеупомянутый экклезиологический документ. НИ ОДНА ИЗ МОЛИТВ НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА НИ НАД КЕМ ИЗ НАС, И МЫ НЕ ПРИНОСИЛИ КАКОГО-ЛИБО ПОКАЯНИЯ В НАШЕЙ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПРОШЛОЙ ЕРЕСИ. МЫ НИКОГДА НЕ ПРИНЯЛИ БЫ ТАКИХ ПОЛОЖЕНИЙ. Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТОТ ФАКТ ГОВОРИТ САМ ЗА СЕБЯ.

Союз бывшего Священного Синода Противостоящих и его Церквей-Сестер с Церковью Истинно-Православных Христиан Греции, я надеюсь и верю, окажется историческим ориентиром не только в истории традиционалистского, антиэкуменического православного свидетельства, но и в истории всей Православной Церкви. СОЮЗ, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН ВОПРЕКИ МНОГИМ РАЗНОГЛАСИЯМ И ПРЕПЯТСТВИЯМ, БЫЛ ВДОХНОВЛЕН И ДОСТИГНУТ ДЕЙСТВИЯМИ СВЯТОГО ДУХА И ТЕХ, КТО ОТЛОЖИЛ ЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ, УБЕЖДЕНИЯ И ПРЕДРАССУДКИ И ДЕЙСТВОВАЛ ИЗ ГЕРОИЧЕСКИХ И ИСТИННО ХРИСТИАНСКИХ ПОБУЖДЕНИЙ В ДУХЕ, КОТОРЫЙ ПРИНЕС ЕДИНСТВО МЕЖДУ САМИМИ АПОСТОЛАМИ, КОГДА БРАТСКОЕ ПРИМИРЕНИЕ ПОЛОЖИЛО КОНЕЦ НЕКОТОРЫМ РАЗЛИЧИЯМ, О КОТОРЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ. Если мы все обнимаем друг друга и продолжаем в том же духе, призывая тех, кто отклонился от Святых Преданий Отцов и от веры в то, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Кафолическая (Вселенская) и Апостольская Церковь, основанная Христом, построенная на скале Петрова исповедания Божественности Христа, Чьим Телом она является, – то наш союз принесет плоды исповедания, святости и духовного преображения, несмотря на нашу недостойность, и повторит и подтвердит святую славу Истинного Христианства нашей Веры, которая покорила языческий мир и которая будет держаться, как Остаток, до конца времен.

Давайте все будем служить с трезвостью, разоблачая ложь и говоря истину, как бы трудно это ни было. По словам великого американского писателя Джона Стейнбека, лишенного воздействия Православия, но, очевидно, не лишенного интуитивной чувствительности к его истинам, «требуется огромное мужество», чтобы сказать такую правду, за что следует «наказание, и обычно это распятие». ДАВАЙТЕ ПРИМЕМ ВСЕХ И ВСЯКОЕ НАКАЗАНИЕ, И ДАЖЕ РАСПЯТИЕ, ПРОТИВОСТОЯ ТЕМ, КТО РАЗЛАГАЕТ НАШ СОЮЗ СВОИМИ МЕЛКИМИ ОБИДАМИ И ГОРДОЙ НЕСПОСОБНОСТЬЮ ПРИНЯТЬ ДУХ ЛЮБВИ, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ БРАТЬЕВ. Действительно, как говорит псалмопевец, «Вот, что так хорошо или что так приятно, как жить братьям вместе в единстве?” (Псалом 132:1 [Септуагинта]). Пусть все, кто «говорят ложь с лицемерием», также помнят «жгучие» слова св. Иоанна Златоуста: «Нарушая единство, мы должны быть наказаны так же, как если бы мы должны были разорвать тело Христа... Даже кровь мучеников не искупает такого греха».

Не с гневом или досадой я разоблачаю тех, кто распространяет ложь, которую я изложил выше, но с заботой об их душах и с надеждой, что они тоже «будут примирены» как наши «братья», чтобы мы могли вместе «представить наше приношение» пред Богом (Св. Матфея 5: 23-24).

Слава Богу за всё!

(http://www.dep.church/downloads/Statement.pdf)

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры