Державная икона Божией Матери
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот уже скоро 100 лет со дня мученической кончины и изгнания из этого падшего мiра святой Царской Семьи. Уже давно августейшие страдальцы прославлены Богом в Церкви небесной, торжествующей и в Церкви земной, воинствующей. Чудотворные и мироточивые иконы и даже фотографии, множества спасённых от физической и духовной гибели людей. Казалось бы всё должно быть ясно. Но нет, клеветники не только не умолкают, они с подозрительным упорством тиражируют ложь в самых разных видах против св. Царственных Мучеников. Причём показательно, что в качестве документов, свидетельствующих против Царя и его Семьи, используются источники, говорящие как раз о святости этих угодников Божиих.
Царица-Мученица Александра
В самых разных книгах, документальных фильмах, телепередачах приводится отрывок из письма св. Императрицы Александры Фёдоровны св. Императору Николаю Александровичу, написанном в 1916 году: «В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты, в Синоде одни только животные».
Эти нелицеприятные слова одних повергают в удивление, других утверждают в неприязненном отношении к св. Царской Семье и лично к Царице Александре. Если же посмотреть трезво на это послание, не вырывая его из контекста исторических событий, развернувшихся в феврале 1917 года, то становится ясно: слова св. Императрицы были пророческими.
«В Думе все дураки».
А как можно ещё назвать политических безумцев, разжегших пламя революции и смуты, из которой мы не можем выйти даже спустя столетие?!
«В Ставке идиоты».
А разве не полнейшим идиотизмом был заговор военных против Верховного Главнокомандующего и Царя?! Конечным итогом этого заговора стало разрушение Российской Империи.
«В Синоде животные».
А как можно ещё назвать почтенных архиереев, присоединившихся к революционной стае?! Разве не оказались они в дни Февральской революции похожими на злобных шакалов, рвущих на части раненного льва?! Слава Богу, многие из этих архипастырей покаялись и стали свв. Новомучениками Российскими, хотя было и немало тех, кто пошёл дальше по пути революционной апостасии. Но тогда в феврале 1917-го они благословляли сатанинскую революцию.
Как прекрасно показал современный историк М.А Бабкин, Святейший Синод сыграл зловещую роль в русской революции. Уже в 1916 году синодалы находились в оппозиции к Помазаннику Божию и плели интриги. В феврале же 1917-го Святейший Синод пошёл на открытую измену. 26 февраля Синод отказался выступить в защиту Царя. 2 марта, ещё до отречения Государя, Синод признаёт революционную власть. 6 марта прекращает поминовение Царской Семьи во всех приходах Российской Церкви. 9 марта Синод открыто благословляет масонскую революцию: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на её новом пути».
Трудно читать это послание Святейшего Синода с подписями митр. Киевского Владимира, митр. Московского Макария, архиеп. Финляндского Сергия, архиеп. Литовского Тихона, архиеп. Новгородского Арсения.
Святейший Синод Российской Православной Церкви
Революционная толпа, получившая благословение Святейшего Синода
На этом фоне удивительно выглядит поведение благородных иноверцев. В то самое время, когда формально православные иерархи шли на открытый союз с революцией, католическое священноначалие не побоялось встать на защиту православного Царя. От лица Католической церкви было выпущено обращение в поддержку Государя, и католикам под угрозой отлучения от церкви запрещалось принимать участие в революционной деятельности.
Князь Жевахов восхищался тем, что не было католиков среди тех, кто пошёл в феврале против Царя. Более того, известно, что польские воины, даже после победы Февральской революции отказывались присягать Временному правительству, оставаясь верными св. Царю-Мученику Николаю Второму. Здесь невольно вспоминается евангельская история, когда из десяти исцелённых прокажённых только один пришёл поблагодарить Господа, да и тот был самарянин, т. е. иноверец и инородец.
В феврале 1917 года, когда самому благородному и святому Царю подданные платили чёрной неблагодарностью и адской злобой, именно многие иноверцы и инородцы показали пример верности, благодарности и благородства.
Всегда удивительно, когда люди, не принадлежащие святой православной вере, поступают вполне православно. Но если католики и протестанты имеют хоть какие-то осколки истины, то особенно поражает, когда язычники, не имеющие ничего, поступают по-евангельски. Но мы должны помнить духовную истину, о которой говорит ап. Павел в Послании к Римлянам: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).
Да, удивительно, когда люди с ограниченными духовными возможностями, поступают вполне православно. Но горе нам, если мы будем утверждать, что их религиозные организации или церкви являются такими же, как наша Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Горе нам, если мы забудем, что святая Православная Церковь есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Господь спросит с нас, православных, строже всего, ибо мы призваны свидетельствовать о правде Церкви Христовой перед мiром, лежащим во зле и нам необходимо помнить предупреждение Спасителя: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).
Но, увы, в феврале 2016-го папа Франциск и патриарх Кирилл решили заставить замолчать Православную Церковь, отвергая завет Христа: «Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5:15). Под экуменический колпак решили поставить нашу Церковь эти два первосвященника. Только так можно понимать слова гаванской декларации: «Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма».
«Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)».
Когда я прочитал эти строки, то вспомнил брата Иосифа, Хосе Муньоса Кортеса, избранника Пречистой, хранителя мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученика Русской Православной Церкви Зарубежом. В начале 60-х годов минувшего столетия, будучи 12-летним благочестивым мальчиком-католиком, идя на мессу, он случайно зашёл в православный храм Св. Троицы г. Сантьяго, он был потрясён небесной красотой православного богослужения и людьми, молившимися в храме. Архиеп. Леонтий Чилийский стал его духовным наставником и Хосе принимает Православие.
Мученик Иосиф, хранитель Иверской Монреальской иконы Божией Матери
Но давайте на секунду представим, если бы Русская Православная Церковь за рубежом жила в то время согласно гаванской декларации, то тогда маленькому Хосе показали бы на дверь или во всяком случае сказали, что нет никакой необходимости ему становиться православным.
Чудовищное предательство налицо. И как горько, что большинство формально православных, одурманенных сергианской пропагандой, не видят никакого преступления в измене канонам и уставам Православной Церкви. Хотя всё-таки, слава Богу, находятся пастыри, боголюбивые миряне в Московской патриархии, возвышающие свой голос против беззаконий. Однако нельзя не заметить, что некоторые, обличая зло и папистскую ересь, впадают в другую крайность, не делая различия между акулами папизма и миллионами добропорядочных католиков. В этом смысле нахожу много полезного в статье Михаила Викторовича Назарова «Между христианской солидарностью и вероотступничеством».
Вновь вспомним брата Иосифа. Он был великим исповедником святого Православия, но, отвергая еретические заблуждения Ватикана, брат Иосиф относился с большим уважением ко многим католикам и их святыням.
Гваделупская икона Божией Матери
Передо мной фотография спальни Хосе в Монреале. Над скромной кроватью висят иконы и среди них Гваделупский образ Божией Матери. Эта нерукотворная икона является величайшей святыней для католиков Латинской Америки. Перед ней молился Хосе еще маленьким мальчиком, перед ней он творил свои подвиги, будучи зрелым подвижником православной веры. Всё это ещё и ещё раз говорит нам о том, что нельзя вот так сплеча, как говорится, не разобравшись, рубить, обличая еретические мудрования латинян.
Несомненно, нам может помочь не впасть в крайности духовное наследие Русской Зарубежной Церкви. Ибо она, сохраняя верность святому Православию и обличая еретические заблуждения, в том числе и папизм, умела выстраивать добрые отношения с инославными христианами.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Отец Сергий среди прочего верно заметил о том, что критика должна быть обоснованной и конструктивной. Действительно, если у нас нет нормальной, серьёзной аргументации против критикуемого предмета, то вряд ли мы достигнем желаемой цели. Любой образованный человек может указать на на нашу несостоятельность. И у постороннего наблюдателя неуклюжие попытки обличения тех же католиков могут вызвать симпатии к ним, а как следствие, и к самому католическому вероучению. Т.е. может получиться обратный результат.
Чего только не приписывают католикам. И масонство, и почти повальный гомосексуализм, и педофилию среди духовенства, и ещё многое другое. Но для многих православных будет удивительно узнать, что у католиков не всё так плохо в обыкновенной, простой церковной жизни.
Например, у них есть свои телевизионные каналы с показом прекрасных телепередач и замечательных фильмов, созданных специально для верующих. Если бы появилась возможность сравнить качество подаваемого материала таких телеканалов как «Союз» и «Спас» с католическими телеканалами, то зрительские симпатии, думаю, были бы на стороне последних.
Католические епископы, выступая по телевидению, не боятся обличать мiрские власти за потакание разврату, абортам и прочим грехам современного общества. Художественные фильмы показывают священников не героями кулачных боёв, а богатырями духа, способными отражать дьявольские искушения. В телепередачах берутся интервью у простых миссионеров, посвятивших свою жизнь проповеди Евангелия. Показывают дружные семьи верующих католиков, которые искренне поют песни, посвящённые Христу и Матери Божией.
По отношению к духовенству в Католической церкви существует ряд серьёзных требований. При поступлении в семинарию от будущих священников кроме обычной справки формы У-86 отдельно требуют справку из психо-неврологического диспансера о том, что кандидат не имеет противопоказаний для занятия педагогической деятельностью. Гомосексуалист не может быть священником. В Католической церкви в наше время ведётся настоящая борьба с гомосексуалистами в рясах и не тайно, а явно.
Нередко после рукоположения ставленника в священники, его отправляют в своеобразную командировку на продолжительное время в какую-нибудь миссию в бедных странах для того, чтобы помогать нищим и смертельно больным людям.
Католические священники не имеют права водить дорогие машины и вообще жить роскошно. По этому поводу есть соответствующие указы.
И ещё, наверное, есть много другого хорошего, чего мы не знаем, в жизни простых католиков.
Поэтому если в качестве аргументов против католицизма мы будем приводить непроверенные страшилки из обыденной жизни католиков, то любой заинтересовавшийся человек сможет узнать, что ужасы, о которых говорят православные про большинство христиан всего мiра, зачастую просто выдумки, а реальная их церковная жизнь не так уж и плоха.
Так в чём же тогда проблема? Почему же мы тогда не можем объединиться с Католической церковью?
Ответим на этот вопрос словами архимандрита Амвросия (Погодина): «Мы должны признать, что самое главное, что разделяет нас — это различие в догматических вопросах: именно, отступление Римской Церкви от той догматики, которая была общей раньше и для Западной, и для Восточной Церкви, что и привело к расколу между Церквами и явилось камнем преткновения для заключения истинной Унии между Православной и Римо-Католической Церквами».
Область дискуссии с католицизмом лежит не в политической или какой иной плоскости, а, повторим, в догматике.
Поэтому, снова обращаясь к светлой памяти архимандрита Амвросия (Погодина), скажем вместе с ним: «Нет, как нам ни дорого соединение с Римской Церковью, мы не можем и не смеем ничего отдать из нашей догматики, из тех священных догматов, которые приняли от святых Апостолов, и которые получили свое определение, полное и нерушимое, на Вселенских Соборах, которыми руководил Святой Дух!».
Патриарх Московский Кирилл и папа Римский Франциск
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Очевидно, что страшный грех против Православия был совершён патриархом Кириллом, когда он подписал Гаванскую декларацию. Заметьте, это именно грех патриарха Кирилла потому, что папа Франциск никогда не присягал на верность Православной Церкви и Её вероучению, в то время как патриарх Кирилл не раз давал обещания перед Богом и людьми хранить Святое Православие.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Совершенно верно. К тому же этой декларацией патриарх Кирилл предал многих своих православных прихожан в Латинской Америке. Ведь в последние годы некоторые католики в странах этого региона приняли Православие, пожелав стать чадами Русской Православной Церкви. С некоторыми из них я знаком. И мне известно, что они оставили заблуждения Римской церкви осознанно, изучив догматическую сторону вопроса. И как им быть сейчас? Что на всё это может сказать их правящий епископ? Ведь согласно Гаванской декларации объявлен конец проповеди Православия в Латинской Америке, а значит их переход в Православную Церковь был ошибкой с точки зрения патриарха Кирилла.
Очевидно, что прошедший вояж первоиерарха РПЦ МП поставил перед её верующими большие вопросы, на которые придётся дать ответ, если им дорого Православие.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Так точно. Ответ придётся дать или здесь на земле, или на Суде Божием.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Русская Зарубежная Церковь главной своей задачей считала хранение неискаженной православной веры, как того единственного, что осталось русским людям после революционной катастрофы, постигшей нашу страну. Истинное Православие по мысли отцов Русской Зарубежной Церкви — это тот прочный фундамент, на котором только и возможно возрождение Российской Церкви и нашего отечества. Однако волею судеб за пределами России РПЦЗ оказалась в море инославия и поэтому ей необходимо было определить линию поведения по отношению к инославным, чтобы с одной стороны не раствориться в этом море ересей и не изменить Православной вере, а с другой соблюсти заповедь Спасителя о любви ко всем без исключения людям. Поэтому, будучи открытой для людей всех вероисповеданий, интересующихся Православием, Русская Зарубежная Церковь, руководствуясь церковными канонами, всегда запрещала своим чадам молитвенное общение с инославными. Известны, например, следующие указания Архиерейского Собора РПЦЗ 1974 года «О поведении православного священника в отношении инославных». Эти указания основаны на практике предшествующих десятилетий.
Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. 1971 год.
«Ни к коем случае не только не допускать инославных священников к сослужению в какой бы то ни было форме, но и самим не стоять за их службами в облачении. Если инославный священник, прибывший по добрососедским отношениям на торжество в православною церковь, наденет на себя облачение, то настоятель через старосту или кого-нибудь другого должен предложить ему занять почетное место где-нибудь в стороне, подальше от служащего духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатления, будто имеет место сослужение.
Присутствуя на каком-нибудь инославном собрании, при чтении молитвы кем-либо из инославных, православный священник должен встать, но не должен в ней участвовать и креститься.
Если на таковом собрании просят православного священника благословить трапезу, то он должен это сделать, ибо прочитать молитву перед трапезой и благословить ее он должен был бы и для себя лично.
На соединенных заседаниях православных и инославных благотворительных комитетов можно читать молитву перед началом доброго дела».
Тут надо разъяснить, что чтение молитвы перед началом доброго дела в свете вышеизложенного нужно понимать, как молитву, произносимую православными участниками заседания для себя. Читаем далее.
«При разных государственных событиях можно служить молебен о здравии и спасении Главы Государства, если он называет себя христианином, но в случае его смерти нельзя служить по нем панихиды, как вообще по инославным. Надо в таком случае ограничиться какой-либо формой выражения сочувствия (посылкой телеграммы, личным визитом к кому следует, устройством коммеморативного собрания вне храма и т. п.).
Ни в коем случае ни священники, ни приходы не должны вступать членами в местные т. н. Советы Церквей.
Допустимо сотрудничество с неправославными организациями в практических вопросах вроде переселения или благотворительности, но православные приходы никак не могут входить в состав таких организаций.
Надо избегать получения от неправославных религиозных организаций денежных пособий. Тем церковным организациям, которые до сих пор получали такую помощь, надо стараться постепенно изыскивать другие средства для своего содержания, чтобы не быть ни в какой зависимости от инославных. Однако делать это надо постепенно и тактично, чтобы не нанести никакой обиды своим благотворителям».
Мы видим в этих практических правилах Зарубежной Церкви указание и нам, как вести себя в подобных случаях, чтобы не изменить нашей вере и не обидеть кого-либо из инославных. К сожалению, этот опыт ни в коей мере не воспринимается в Московской патриархии как руководство к действию.
Икона "Корабль Церкви"
Комментарии
Оставьте комментарий