Принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, будущая святая Всероссийская Императрица-Мученица Александра Феодоровна.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Промыслом Божиим столетняя годовщина большевицкой революции совпала с пятисотлетием начала Реформации. В 1517 году в Германии активно шла торговля индульгенциями. Нужны были средства для строительства собора св. Петра в Риме. В городе Виттенберге священник Мартин Лютер в знак возмущения запер свой храм и прибил к дверям 95 тезисов, обличающих пороки Римо-католической церкви. Сын рудокопа, ученый муж, ревностный аскет и выдающийся проповедник дерзнул громко возразить папскому Риму. На него сразу стало оказываться давление, но мятежный монах бросил в лицо своим гонителям: «На том стою, и да поможет мне Бог».
Лютер прибивает свои тезисы к дверям храма.
Конечно, Католическая церковь щедро удовлетворяла все прихоти римских первосвященников, давая множество поводов к возмущению. Хочешь быть архиереем – плати, хочешь убивать – плати, хочешь воровать – плати, хочешь блудить – плати. Не скупись для священноначалия, и тогда каким бы ты ни был мерзавцем, получишь благословение и уважение церкви. Вам ничего это не напоминает? Вот в том-то и дело.
Лютер восстал против этого безобразия со всем блеском своей неуёмной натуры. Нетрудно догадаться, какова была бы его судьба, но вмешался народ и защитил гонимого проповедника. Несколько германских князей и городов объявили протест против преследований Лютера – так родилось протестантское движение.
К сожалению, сам Мартин Лютер вместе с гнилой водой папизма отказался и от святоотеческого наследия, от Предания Церкви. Святые же апостолы учили о необходимости хранить святое Предание: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2); «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь» (1Тим. 6:20).
Страшные образы религиозной войны в Германии.
Без Священного Предания невозможно и правильное понимание Священного Писания. Об этом нам говорит само Слово Божие. Как будто бы дело Лютера побеждало, он стал признанным вождем Реформации, основоположником протестантизма, создателем лютеранства. Лютер переводит Библию на немецкий язык, положив начало немецкой литературе, входит в историю и как выдающийся музыкант и поэт. Отказавшись от монашества, женится на бывшей монахине. У него шестеро детей. И все-таки в конце своего земного пути Лютер был разочарован, он даже ставил под сомнение, стоило ли ему тогда всё затевать. Вместо очищения церкви религиозная жизнь рассыпалась на множество сект, Германию захлестнула братоубийственная кровавая война, обезкровившая страну – и всё это под лозунгами очищения церкви.
Лютер в своей семье. Поют духовные гимны.
За прошедшие века появились всевозможные протестантские церкви, секты, и каждая из них заявляет, что именно она правильно понимает Святое Писание. В России западный протестантизм начал получать широкое распространение во второй половине XIX века. В аристократических салонах и простых домах собирались люди для изучения Евангелия. При этом они отказывались от духовного наследия Русской Православной Церкви.
В XX столетии наибольшее распространение получило движение евангельских христиан баптистов. Признавая Бога-Святую Троицу, они отвергли почитание святых, мощей, икон, признавали крещение только лишь погружением и во взрослом возрасте. Сектантство подвергалось притеснениям в Российской Империи, хотя святой Царь-Мученик Николай был противником гонений за религиозные убеждения и именно при нем была дана полная свобода совести, в том числе для сектантов. Ведь противостоять религиозным заблуждениям необходимо, опираясь не на меч земной, но на меч духовный. Однако некоторые деятели протестантского и сектантского движения, несмотря на доброе отношение царской власти, сотрудничали с революционными группами, в том числе и с большевиками. Они поддержали не только Февральскую, но и Октябрьскую революцию. В 1920-е годы баптистами даже планировалось построить с разрешения властей «город солнца» на Алтае.
Иван Степанович Проханов (1869-1935), первый председатель Всесоюзного совета евангельских христиан баптистов, российский, советский и эмигрантский инженер, проповедник, политик, активно сотрудничал с советской властью, последние годы своей жизни провел в эмиграции, двоюродный дед известного современного писателя и общественного деятеля А.В. Проханова.
Руководители баптистского движения в СССР. 1927 год. В центре с Библией И.С. Проханов.
Этим планам не суждено было осуществиться. Началась безбожная пятилетка и коммунисты стали бороться не только с Православной Церковью, но и со всеми верующими в Бога. Надо отдать должное: многие баптисты, евангелисты, адвентисты, пятидесятники мужественно исповедали свою веру во Христа, они не боялись идти в тюрьмы, лагеря, на расстрел. Не случайно Александр Исаевич Солженицын изобразил одного из таких страдальцев в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
Помню своё личное общение в первой половине 1980-х годов с протестантами, прежде всего с баптистами. Мы относились друг к другу как союзники, союзники по противостоянию антихристовой советской системе. У нас возникали постоянные дискуссии о вере, порой очень жесткие, но никогда не было вражды, ибо мы помнили, что верим в Господа нашего Иисуса Христа. После перестройки ситуация в стране изменилась, баптистов и других известных нам протестантов потеснили так называемые харизматы – собрания на стадионах, дворцах культуры, массовые крещения.
Сегодня некоторые говорят, что отец Сергий Кондаков в 1990-е годы был гонителем протестантов, на что я хочу возразить, поскольку ни тогда, ни сейчас не был сторонником преследований людей за их веру. В то время мне, молодому священнику, приходилось сталкиваться с иезуитскими приёмами пропагандистов так называемого харизматического христианства.
Например, если я узнавал, что где-то рядом с моим храмом в государственном учреждении представители харизматов собирают людей, то я отправлялся туда с несколькими верующими и прямо на собрании говорил, что эти проповедники не имеют ничего общего с Православной Церковью, после чего предлагал всем, кто хочет остаться православными, покинуть помещение. Мы начинали петь Символ веры и уходили. Как правило вместе с нами уходили почти все. Реакция со стороны руководителей харизматов была очень негативная. Однажды попытались натравить на меня прокуратуру – не вышло, закон был на нашей стороне. В другой раз пришел проповедник в храм и стал угрожать, что «скоро эта церковь будет в наших руках, а ты будешь валяться в ногах». Но эта ярость была свидетельством их духовной слабости, ведь они обманывали людей, когда не разъясняя им, что не являются православными христианами, заманивали на свои собрания.
Знаю из общения с баптистами и другими протестантами, что и они приходили в ужас от того комсомольского задора, с каким сектантские миссионеры пытались людей «обратить в свою веру».
Давайте зададимся вопросом: когда будущая святая благоверная Царица-Мученица Александра Федоровна была еще принцессой Гессенской Алисой, ревностно исповедовавшей протестантизм, находилась ли она дальше от Бога, чем многие великие князья, формально православные, но жившие в прелюбодеяниях, содомии, оккультизме? Очевидно, что нет. Юная принцесса была ближе ко Христу, а значит и к Православию.
Но зададим себе и второй вопрос: когда св. Государыня Императрица всем сердцем своим приняла Православие, как и ее старшая сестра св. прмч. Великая княгиня Елизавета, стали ли они ближе к Богу? Безусловно, потому что только святое Православие хранит во всей чистоте святую евангельскую истину Господа Иисуса Христа. Вот в этих двух вопросах и ответах, я полагаю, лежит ключ к пониманию протестантской проблемы.
Будущие св. Елизавета Феодоровна и св. Царица Александра на руках у матери. Мама двух великих русских святых, дочь Английской королевы Виктории Алиса Великобританская, герцогиня Гессенская, была человеком глубокой веры и энциклопедически образованной, она постоянно занималась делами милосердия, вела скромный образ жизни, сама ухаживала за своими детьми, умерла в возрасте 35 лет. Оставшиеся сиротами маленькие дочери навсегда сохранили в своих сердцах образ праведной матери. Они помнили слова мамы: "Вся наша жизнь должна быть приготовлением и ожиданием вечности".
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Современное состояние Православной Церкви в России, несмотря на внешний блеск, весьма плачевно. Во многом оно напоминает эпоху кризиса римо-католиков во времена Лютера. Вроде бы, наконец-то сбылась давняя мечта православных 1990-х годов – государство во многом поддерживает церковные структуры, особенно когда дело касается официальных приёмов и организации таких крупномасштабных мероприятий, как Рождественские чтения.
Рождественские чтения. Кремлевский дворец съездов.
Конечно, целый ряд серьёзных вопросов так и остаётся «незамеченным», например, по сей день критика абортов не приветствуется со стороны сильных мiра сего, на фоне внешней поддержки православной веры процветает порнография и разврат, увеличивается расслоение общества. Вроде бы вкладываются огромные средства на сооружение церковных зданий, но при этом разрушаются основы нравственности. С одной стороны мы видим красивые храмы, а с другой – порочную жизнь не только «благодетелей», но и некоторых церковно-служителей. Естественно, всё это вызывает возмущение у думающих людей. В результате чего увеличивается количество «разочаровавшихся» в вере как таковой.
Ярким примером в данном случае является безбожник Михаил Баранов, бывший монах Григорий.
Безбожник Михаил Баранов, бывший монах Григорий.
Оставив церковную организацию, он женился на такой же разочаровавшейся монахине, и посвятил свою жизнь и труды на борьбу с православной верой.
Карикатура с сайта Михаила Баранова под говорящим названием "Расцерковление".
Но несмотря на это, ещё немало людей благоговейно относятся к носителям духовного сана, только вот с каждым годом всё больше священнослужителей, которые примером своей жизни делают всё, чтобы разрушить благочестивый образ православного пастыря. Для примера можно привести трагедию, которая произошла вечером 1 мая с.г., когда игумен Флавиан на спортивном мотоцикле, выехав на встречку, не справился с управлением и устроил ДТП, убив человека, 47-летнего водителя автомобиля Рено, и погиб сам.
Игумен Флавиан (Лапухов).
Как запечатлело видео, священнослужитель не просто ехал на мотоцикле по церковным делам, а развлекался быстрой ездой со своим братом, который тоже погиб.
Кадры аварии, произошедшей по вине иг. Флавиана (Лапухова), который ехал на мотоцикле "Сузуки" по встречной полосе со скоростью около 160 км/ч.
Церковное руководство мотоциклиста-игумена не сделало никаких обличающих заявлений по этому поводу, наоборот, священнослужителя отпели и похоронили у храма, хотя он убил не только себя, но ещё и другого человека.
А теперь зададимся вопросом: как будут относиться после этого родственники человека, убитого священником, ко всем церковным людям? Согласитесь, велик соблазн бросить вообще Церковь и стать, если не атеистом, то последователем другой веры. А ведь дурных примеров в современной религиозной жизни Православия действительно очень много. Да и сам «главный батюшка» патриарх Кирилл (Гундяев) всячески старается на этом поприще. В результате многие люди, которые хотят жить по Евангелию, идут в протестантские общины.
В настоящее время протестантизм в России представляет из себя пёструю картину: здесь и лютеране, и баптисты, и пятидесятники, и неопятидесятники. Некоторым из них даже отказывают в протестантизме как таковом, но как бы то ни было, все они себя называют протестантами и с особым почтением относятся к Лютеру. В основном, человек, оказавшийся в их приходах, ищет нормального к себе христианского отношения, именно этого он, как правило, не смог найти в православном храме. Здесь кроется главная причина. Приходилось слышать даже от церковно-грамотных людей, испытавших на себе не раз святость веры Православной, что у «них (протестантов) зато все добрые».
Здание молитвенного дома церкви неопятидесятников Филадельфия в Ижевске.
И с этим аргументом трудно спорить. Можно какое-то время терпеть хамство братьев и сестёр по вере, но приходит такой момент, когда силы истощаются. И всё громче в голове начинает звучать вопрос: «Почему мы, православные, не живём по Евангелию? Где та любовь к ближнему, о которой всегда проповедуют с амвона?» Но именно здесь я должен сделать важное замечание. Человеческие отношения везде несут на себе отпечаток греховности падшего мiра. И куда бы вы не пришли, в какой-то момент обязательно возникнут проблемы общения между людьми. Естественно, что и враг рода человеческого старается во что бы то ни стало перессорить нас между собой. Но при этом нельзя постоянно свои собственные грехи хамства и гордыни оправдывать бесовским искушением.
К сожалению, многие православные христиане упускают из вида тот факт, что не только враг нас искушает, но и Бог нам всемерно помогает. Поэтому, если верующий человек, заявляющий, что живёт согласно Евангелию и святым отцам, будет стараться жить по заповедям, то многие протестанты в скором времени станут православными. Нужно лишь им показать пример искренней нелицемерной любви к правде Христовой. А покуда лицом Православия будут немилосердные богачи и боязливые сластолюбцы, множество людей будет блуждать в поисках истины, попадая в те или иные духовные тупики. Проблема не в самой православной вере, ибо она свята и имеет своим основанием Самого Христа, а в нерадивых носителях истины Евангелия. Следовательно не стоит покидать спасительный корабль Православия, чтобы в результате оказаться на ненадёжных судёнышках протестантизма. Слова преподобного Серафима Саровского как никогда актуальны в наше время: «Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Если будет решимость действительно спасаться, а не делать вид, то Бог обязательно поможет.
Прп. Серафим Саровский.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Различные верования на земле возникли в результате забвения первоначального Божественного откровения из-за служения людей своим греховным страстям. Этим объясняет Библия и Священное Предание Церкви появление и распространение язычества. Этой же причиной можно объяснить откол западной церкви от восточной православной, отделение от католичества протестантизма и возникновение в последнем множества деноминаций. Если же говорить о России, то причиной того, что в нашей стране многие люди оставляют православную веру и становятся членами протестантских объединений, являются и сами православные, ведь еще свт. Иоанн Златоуст говорил, что если бы православные были действительными христианами, то вокруг не осталось бы язычников.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.
Об этих словах святого отца надо помнить в полемике с протестантами. Нельзя их демонизировать, среди них есть много искренних людей, но которые о Православии знают, к сожалению, по отрицательным примерам Московской патриархии. Но с другой стороны нельзя их и идеализировать, ибо встречаются утверждения, что только у протестантов настоящая христианская любовь и радость о Боге. В связи с этим вспоминается мне разговор в поезде с женщиной, членом протестантской общины, которая с сожалением говорила, что у них среди пасторов соперничество, борьба за место и тому подобное. Необходимо добавить, что и к восторгам и радости о Боге кого бы то ни было надо относиться трезво, ибо такой подъем может быть и часто бывает результатом нездоровой экзальтации, самопрельщения. Об этом пишут святые отцы Православной Церкви. Только в святоотеческом наследии, в православном богослужении настоящая глубина духовной жизни, только у православных подвижников мы можем найти правильное руководство на пути к Богу, только в Предании Православной Церкви содержится правильное истолкование Священного Писания. С этим наследием всем нам, считающим себя православными нужно знакомиться, чтобы понимать уникальность нашей веры и быть в состоянии дать ответ о ней всем, кто по каким-либо причинам оказался вне Православия.
Комментарии
Оставьте комментарий