Хранить традиции Русской Церкви
9 января 2017
Рубрика
Последние события
Архиерейский Собор РПЦЗ, разработавший чин прославления Новомучеников Российских в 1981 г.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Прп. Иоанн Кассиан предупреждал: "Крайности с обеих сторон одинаково опасны. Чрезмерности – от диавола". Опасна чрезмерность за столом, опасно чрезмерное воздержание, опасно чрезмерное молчание, опасны чрезмерные слова. Любая добродетель, доведённая до крайности, превращается в свою противоположность. Крайние еврейские ревнители благочестия фарисеи превратились в богоубийц. Крайний русский монархист Пуришкевич незаметно для себя стал врагом Царской Семьи и убийцей. Крайности реформ патриарха Никона по греческому образцу привели нашу Церковь к ужаснейшему расколу. Но, слава Богу, есть совсем иные примеры.
Русская Зарубежная Церковь в ХХ столетии, ведомая богомудрыми иерархами, удалялась от крайностей, следуя по серединному царскому пути. Обличая экуменизм и апостасию в официальных Поместных Православных Церквах, наша Церковь никогда официально не заявляла об их безблагодатности. Поминались патриархи Иерусалимские даже тогда, когда принимали участие в экуменическом движении. И эта мудрая, подлинно христианская позиция привела к прекрасным плодам. В 1989 году патриарх Иерусалимской Православной Церкви Диодор заявил о выходе Иерусалимской Православной Церкви из экуменического движения. Много лет раньше этот же достойнейший первоиерарх принял участие в прославлении святых Новомучеников и Исповедников Российских на Святой Земле.
Напомним, что после канонизации Русской Зарубежной Церковью святых Новомучеников и Исповедников Российских мiровая закулиса развернула новую клеветническую кампанию против нашей Церкви. Особое бешенство и беснование вызывала канонизация святой Царской Семьи. Русскую Зарубежную Церковь обвиняли в политиканстве и единодушно клеймили и идеологические стервятники КПСС, и либеральные деятели Запада, и представители официального Православия.
Икона святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Зарубежной Церкви.
И вот в это самое непростое время первоиерарх Иерусалимской Православной Церкви открыто благословил и поддержал канонизацию новых святых российских страдальцев. В 1982 году патриарх Диодор сказал архипастырям Русской Зарубежной Церкви: «Ваше прибытие сюда свято, как свято и дело канонизации святых Новомучеников, ибо и то и другое касается людей, претерпевших за православие… Церковь имеет свою политику, основанную на правилах святых Отцов. Святой Апостол Павел нас учит и говорит, чтобы мы повиновались властям предержащим, но этому надо следовать до того момента, пока они не касаются истины нашей веры».
Патриарх Иерусалимский Диодор.
Помню, как в те далёкие времена, услышав сквозь вой глушилок сообщение одной из западных радиостанций о том, что Блаженнейший патриарх Иерусалимский Диодор молится вместе с Русской Зарубежной Церковью святым Новомученикам и Исповедникам Российским, я испытал вместе со своими верующими друзьями великую радость. Но, к сожалению, эту радость не могли понять, как и сейчас не понимают, уважаемые сверхправильные старостильники. Для них было немыслимо, что Русская Зарубежная Церковь едина в своих молитвах с патриархом официальной Иерусалимской Церкви.
Слава Богу, тогда РПЦЗ твердо держалась далёкой от крайности, подлинно православной эклезиологии. В наше же время почему-то стало чуть ли не правилом хорошего тона в так называемых осколках демонстрировать свою приверженность не царскому пути РПЦЗ, а весьма крайним суждениям тех или иных старостильных Церквей.
Чтобы еще раз осознать суть проблемы, думается будет правильным обратить наше внимание к тому, что было написано на этом сайте относительно недавно.
«Не бойтесь убивающих тело», - предупреждает нас всех Спаситель, - «а душе не могущих повредить». Откровение Иоанна Богослова говорит нам о том, что есть две смерти, и самая страшная — смерть вторая. Она приходит к нам с отвержением Бога, с ненавистью, растлением, убийствами праведников. И сегодня почти никто не говорит о том, что по сути дела заживо погребён законный патриарх Иерусалимский Ириней. Но, слава Богу, есть малое стадо, не потерявшее совесть.
Патриарх Иерусалимский Ириней в заточении
У гроба Господня толпится народ
и камень святой лобызают,
и каждый себе утешения ждет
и помощи ожидает.
А в башне над гробом за тенью окон
томится душа иерарха -
и молится здесь о народе своем
горячей слезой Патриарха.
Низложенный всеми он кротко несет
свой крест и духовные четки,
и с болию в сердце все крестит народ
сквозь мрачные эти решетки;
И молится Богу за судьбы людей
не зная к гонителям страха,
огнем Исповедника Ириней,
в молитве святой Патриарха.
У гроба Господня толпятся на вход,
под окнами храма гуляют,
а кто в этой башне как узник живет
народ православный не знает.
Русецкая Елена
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Эти стихи выражают боль нашего православного народа за многострадального патриарха Иерусалимского Иринея и всю Православную Церковь, но, увы, нашу озабоченность не разделяют сверхстрогие братья-старостильники. В последнее время мы получили немало критических замечаний в наш адрес именно от них, они укоряют нас и даже жёстко обличают...
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Я бы сказал: бранят самым грубым образом.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Но чтобы войти в суть вопроса, думается надо обратиться к исторической справке почти двухлетней давности, которую подготовил чтец Мартин из Польши.
КРАТКО ОБ ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ (Синод Противостоящих) И О ЕЁ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ.
Члены Греческой Православной Старостильной Церкви (Синод Противостоящих) позиционируют своё религиозное сообщество как часть Элладской Православной Церкви с которой у них произошло размежевание вследствие принятия руководством Элладской Православной Церкви модернистско-экуменических реформ, начавшихся в православном мире в 20-х годах XX века по инициативе Константинопольской Православной Церкви (точнее её высшей иерархии) под давлением различных антихристианских, антиправославных мiровых сил.
Одной из этих реформ является перевод церковного календаря на «новый стиль» ради сближения Православия с западными еретиками – католиками и протестантами, с которыми в результате «православные» новостильники в один день и празднуют церковные праздники. Такие способы сближения с инославными без полнокровного возвращения еретиков в догматическое и церковно-каноническое лоно Православия даже в самом мягком случае вызывают решительное недоверие в отношении здравости, безкорыстности и чистоты намерений и подлинных целей инициаторов и сторонников таких процессов.
Вот краткая хронология событий из истории старостильного движения в Греции.
1920 г.: «Окружное Послание Константинопольской Патpиapxии ко всем христианским церквам» вводит экуменические заблуждения в понятие о Церкви и предлагает введение нового календаря ради «христианского единства», т.е. предлагает сближение Православия с западными еретиками не через возвращение еретиков в лоно Православия, а через принятие Православным мiром позиций еретиков.
1923 г.: Обновленческий «Всеправославный конгресс» в Константинополе предлагает нововведения в церковный календарь. Убедившись в обновленческом настроении этого малочисленного конгресса, представитель Русской Зарубежной Церкви, Архиепископ Анастасий, покинул его.
В это время, в самом разгаре обновленчества, были и в СССР попытки со стороны большевиков ввести новый календарь в Русскую Православную Церковь, однако, противостояние иepapxии, клира и народа РПЦ дало святейшему патриарху Тихону твердое основание отказаться от введения нового стиля, вопреки преступному давлению и жестоким репрессиям со стороны безбожных властей.
1924 г.:
• Новый календарь вводится в Константинопольской , Элладской (Греция) , Кипрской и Румынской Православных Церквах.
• Образование первых общин приверженцев традиционного (старого) церковного календаря в Греции и Румынии без архиереев.
• Первая волна гонений.
1935 г.:
• Возвращение 3-х митрополитов в Греции к традиционному (старому) церковному календарю и образование иepapxии старостильного движения, во главе с митрополитом Хризостомом, бывшим Флоринским (он уже был на покое, когда отошел от новостильников и возвратился к традиционному церковному календарю).
• Вторая волна гонений.
1948 г.: Новостильные Церкви Константинополя, Греции и Кипра участвуют в основании Всемiрного совета церквей, осуществляя план, предписанный в Константинопольском экуменическом «Окружном Послании» 1920 года. Под их влиянием, все другие Поместные Православные Церкви стали членами Всемiрного совета церквей и деятельными участниками экуменическаго движения.
Греческие митрополиты-исповедники:
Флоринский Хризостом (Кавуридис +1955)
и Филийский Киприан (Куцумбас +2013)
1960-71 гг.: С помощью Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) восстановлена каноническая иерархия старостильного движения в Греции. Ибо митрополит Хризостом скончался, не сумев оставить наследника в архиерейском сане из-за гонений со стороны властей и из-за раздоров между старостильниками. В 1969 г. архимандрит Киприан (позже митрополит, глава Синода Противостоящих) привез из США сосуд со священным мvpом и письмо Архиерейского Синода РПЦЗ об установлении церковного общения. Это постановление Синода было утверждено и развито Архиерейским Собором 1971 г.
1979 г.: Посвящение архимандрита Киприана в аpxиepeи. В это же время начался ряд разделений между старостильными архиереями в Греции.
1980 г.: Установление церковного общения митрополита Киприана с румынскими старостильниками, во главе со святителем Гликерием Исповедником.
1984 г.: Возведение митрополита Киприана в сан Предстоятеля Греческой Православной Старостильной Церкви (Председатель Священного Синода Противостоящих).
1993 г.: Возведение епископа Триадицкого Фотия в сан Предстоятеля старостильных общин Болгарии, с которыми митрополит Киприан уже вошел в общение и тайно рукоположил священников для них. После политических изменений, происшедших в Болгарии, стало возможным открытое общение.
1994 г.: Установление церковного общения между греческими старостильниками а русскими архиереями из Русской Православной Церкви Заграницей возглавляемой митрополитом Виталием (Устиновым).
Праздник Преображения Господня в Слатиорском монастыре (Румыния), 1996 г. Слева направо: Предстоятель Греческой Старостильной Церкви митр. Киприан, Предстоятель Румынской Старостильной Церкви митр. Власий, секретарь Синода РПЦЗ архиеп. Лавр, Предстоятель Болгарской Старостильной Церкви еп. Фотий.
Следует заметить, что часть старостильников придерживается крайних взглядов и считает, что у новостильников, якобы, больше нет благодати, нет благодатных действенных Таинств. Это стало причиной раздоров и разделений в старостильном движении уже с 1937 г.
Приснопамятный митрополит Хризостом Флоринский, убедительно разоблачил подобные заблуждения, доказывая, на основании церковных правил и святоотеческого учения, что отмежевание от новостильников и их заблуждений и нововведений — это наш священный долг, а окончательный суд над ними принадлежит будущему объединительному Православному Собору. Считать их уже сейчас осужденными раскольниками или еретиками, т.е. лишенными благодати и действенных Таинств, без соборного суда, это значит нарушать канонический строй Церкви. Да мы убеждены, что они раскольники и еретики, но до соборного суда они не лишены благодати, не лишены Таинств (хотя, при этом накладываемые ими наказания на противостоящих нововведениям и экуменизму не имеют согласно канонам никакой действенной силы).
Он же (митрополит Хризостом) ясно доказал, что и новостильники со своей стороны изобрели в отношении старостильников ложное учение о том, что каноническое отмежевание членов Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви от нововведений и ереси является, якобы, расколом с их стороны и лишает их благодати. То есть тех, кто в соответствии с Верой Церкви и Её Канонами не принимает нововведений и ереси, новостильники своими самозванными «судами» (на которых, вопреки здравому смыслу, обвиняемый нарушитель судит обвинителя) объявляют раскольниками.
К сожалению, отчасти по простоте и малограмотности, отчасти же по некоторым фанатичным настроениям, спровоцированным жестокими гонениями на старостильников со стороны новостильников и экуменистов, большинство приверженцев старостильного движения неосознанно усвоило эти вышеназванные ложные неканонические принципы ориентации своих же гонителей, т.е. новостильников и экуменистов.
Вследствие этого старостильники и сами стали применять недопустимые ошибочные принципы в отношении к членам Православной Церкви, уклоняющимся в новый стиль и в ересь экуменизма, и даже в отношении к тем членам Православной Церкви, которые твёрдо противостоят ереси экуменизма. По этой причине старостильники сами между собою разделились на несколько общин, почти каждая из которых, подобно сообществу иерархии новостильников и еретиков-экуменистов, считает себя единственной истинной церковью и не признаёт ни в какой степени церковно-благодатными никого другого из числа тех, кого на деле в соответствии с церковными канонами и Преданием пока ещё преждевременно объявлять в корне отсечёнными от подлинного Вселенского Православия, т.е. от Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Эти зловредные и гибельные заблуждения, очень распространённые в среде новостильников и экуменистов и в среде старостильников-антиэкуменистов, следует всемерно преодолевать, что является одним из необходимых условий незыблемого пребывания в Истине и успешного противостояния силам разрушения.
Греческий Священный Синод составлен из архиереев противостоящих согласно здравого основания положенного в полном соответствии с канонами и духом Христовой Церкви, митрополитом Хризостомом (бывш. Флоринским) продолжает богоугодное противостояние ереси экуменизма и порождённому этой ересью нововведению в церковный календарь. Греческая Православная Старостильная Церковь (Синод Противостоящих) поддерживает церковное общение с единомысленными православными повсюду, с конечной целью сохранить единство и чистоту Православия в наши претрудные времена, с надеждой, что когда Господу будет угодно, состоятся антиеретические, антиэкуменические объединительные Поместные и Всецерковные Православные Соборы, которые предадут осуждению заблуждения и нововведения экуменистов и обновленцев, и восстановят не ложный, а Богоугодный мир, восстановят Богоугодные единство и coглacиe во всех Поместных Православных Церквах.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Замечательная церковно-историческая справка. Но сегодня ситуация изменилась, поскольку произошло слияние Синода Противостоящих с хризостомовским Синодом. По сути дела наши братья-старостильники отошли от умеренного подхода митр. Киприана, от той линии, по которой следовала Русская Зарубежная Церковь.
Увы, митр. Агафангел в 2014 году без соборного обсуждения поставил свою подпись под «Омологией», присланной ему греческими старостильниками, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Напомню, что Русская Зарубежная Церковь с любовью относилась к братьям-старостильникам, но при этом не было евхаристического общения со старостильными Церквами. Лишь только митр. Киприан, создавший Синод Противостоящих, смог уклониться от крайностей. Впоследствии к этому Синоду присоединились старостильные Церкви Румынии и Болгарии.
Но в настоящее время после кончины блаженнейшего старца митр. Киприана произошло объединение киприанитов с хризостомовцами и старостильники Греции встали на более зелотские позиции. Эти позиции всегда подвергались критике в Русской Зарубежной Церкви.
Конечно, нам надо оградить себя от этих крайностей. Вот как писал о пороках старостильного движения приснопамятный о. Серафим (Роуз):
«Мы также чувствуем себя преданными нашими греками. Все эти годы мы считали, что они с нами единомысленны и единодушны, что они отдают всё, что у них есть, на дело англоязычной миссии. Но в действительности оказалось, что на протяжении всего этого времени они трудились ради своей собственной славы, жестоко злоупотребляя доверием наших простых русских епископов, священников и мiрян, чтобы в конце концов захватить власть и провозгласить себя единственными знатоками и авторитетами в Православии» (Письмо от 2/15.10.1975).
"Правое крыло" Православия в будущем, вероятно разделится на множество небольших юрисдикций, которые будут бороться друг с другом и анафематствовать друг друга. Для нас было бы достаточно, если бы наша Русская Православная Церковь Заграницей смогла остаться в целости и сохранить верное направление - без уклонения влево, как реакция против зелотов. Мы должны поддерживать живой контакт с русским духовенством старшего поколения , даже если некоторые из них кажутся нам слишком либеральными, в противном случае мы просто потеряемся в джунглях зелотства, которые разрастаются вокруг нас...
Мы, чтобы оставаться в истинной традиции православия, должны быть ревностными и твёрдыми в нашей православности, но при этом мы не должны становиться фанатиками и не должны учить наших епископов, как им следует себя вести.
Прежде всего нам должно стремиться сохранить настоящее благоухание православия, при этом мы немного должны быть «не от мiра сего», отделиться от всех забот и всех видов политики, даже касающихся Церкви, питаться духовной пищей, которую Церковь дает нам в изобилии.
Старец Макарий [Оптинский] хорошо написал в одном из писем: «Фанатизм ограничивает способность человека мыслить, в то время как истинная вера дает человеку свободу. Эта свобода проявляется в твердости человека во всех возможных случаях, в счастье и в горе».
Такая свобода является отличительной чертой нашего православия; именно поэтому иосифляне отделились от Сергия в 1927 году: не из-за неправильной экклезиологии и не из-за нарушения канонов, но потому, что он отнял у Церкви наиболее ценное её качество – её внутреннюю свободу.
Но для того чтобы это понять, нужно чувствовать аромат православия. Постараемся не потерять его!» (письмо в третий день Троицы 1976 года).
Конечно, мы далеки от того, чтобы бросать какие бы то ни было обвинения в лицо старостильным грекам. Нет, мы глубоко уважаем их подвиг, но вместе с тем хотим, чтобы наша Русская Зарубежная Церковь сохранила традиционный курс, в том числе и в учении о Церкви.
Очевидно, очень отрезвляющей должна стать для многих статья о. Германа Иванова-Тринадцатого «Будем держать, что имеем... Ни больше, ни меньше» от 23 ноября 2014 года.
«Совпадений в жизни, тем более церковной и духовной, не бывает. Итак, такое "не-совпадение" переживаем сегодня с памятью нашего дорогого, великого Митрополита Филарета, в канун нашего Архиерейского Собора, который состоится в известной тревожной обстановке. Думаю, что многие с особым вниманием, вникая за каждым словом, следили за службой нашему великому Святителю. На самом деле очень удачная, хорошо составленная служба. Сколько каждый может почерпать в ней ответов на вопросы, которые себе задаёт и которые сегодня подняты.
У нас может быть только один ориентир и один путь: постоянно изучать традицию Зарубежной Церкви, держаться того, что нам оставили наши великие предшественники и ни в коем случае от этого не отступать. Вне этого пути мы теряем право называться Зарубежной Церковью. Каждый должен над этим серьёзно задуматься. Всё тогда становится ясным и простым.
Вот сейчас снова поднимается вопрос о крещении, благодати, безблагодатности, перекрещивании, о принятии по какому чину и т.д. Снова хотят втянуть нас в эти излюбленные греками-старостильниками истории, которые нам уже навязывались в восьмидесятых годах, и КОТОРЫЕ ЧУЖДЫ НАШЕЙ ТРАДИЦИИ И НАШЕЙ ПАСТЫРСКОЙ ПРАКТИКЕ. Вот, наши милые Греки начинают запрашивать Владыку Митрополита о том, как и с кем мы общаемся, как принимаем того или иного... Да какое их дело! Разве мы ставим им какие-то стеснительные вопросы, упрёки, делаем ли им поучения о том, что и как следует им поступать?.. Следим ли мы за их поведением? Мы искренне рады, что наши братья Греки объединились, искренне рады быть с ними в евхаристическом общении, неужели этого не достаточно? Надо ли снова заваривать какую-то кашу?
У нас есть НАША традиция, у них есть СВОЯ. Но мы им не навязываем НАШУ, почему же они считают себя обязанными навязывать нам СВОЮ? Если мы идём путём Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия — разве это не православный путь? Так, в чём тогда разговор? Мы же их не просим выступать, например, против сергианства и принимать этот вопрос так же близко к сердцу, как и мы его принимаем? А он ведь, для нас, не менее важен, чем экуменизм. В силу исторических обстоятельств, своего состава и мiровоззрения нашу Церковь часто определяют, как «Белая Церковь». Разве мы кому нибудь другому навязываем это наше Белое мiровоззрение?
У каждой автокефальной, национальной Церкви есть, помимо всего общего, свой собственный путь развития, обусловленный в основном историческими соображениями, оставляющий свой особый отпечаток на мiровоззрении пасомых. И мы можем не краснея, если кто спросит, выставлять наш путь, наш опыт, нашу практику и даже можем их рекомендовать другим, так как этот путь и эта практика вынашивались опытом великих всеправославного значения столпов в течение более 80 лет нашей славной Зарубежной истории. Но — ещё раз — мы никому ничего не навязываем!
Неужели снова втянемся в эту тину старостильных греческих вопросов и придётся жить под каким-то постоянным надзором и страхом, что не так поступили и в боязни о том — что нам за это достанется?!
Зарубежный путь строго православный путь, он формировался в определённой исторической и идеологической обстановке, которая может быть и непонятной и чуждой для Греков, но они однако знают, что наша Церковь известна во всём православном мiре, как строго православная Церковь. И этого вполне достаточно. А с нас достаточно не сходить с того "СРЕДНЕГО, ЦАРСКОГО ПУТИ", как часто называли Зарубежный путь, не падая ни вправо, ни влево. Дай Богъ нам и не сойти с этого пути в наши тяжёлые времена.
Сегодня празднуемый святой Филарет Нью-Йоркский оставил нам на своей пишущей машинке, в виде самого последнего своего земного духовного завещания, краткую статью, своего рода православный манифест, на слова из Апокалипсиса : «Держи, что имеешь» (Откр. III, 11).
Внемлим отеческому призыву нашего святого Владыки Митрополита Филарета и будем держаться всего того, что получили. Ни больше, ни меньше».
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Эта статья важна и тем, что о. Герман, можно сказать, ветеран Русской Зарубежной Церкви. Суть статьи в том, что братские Церкви не должны навязывать друг другу свои традиции, сформировавшиеся у каждой в силу тех или иных исторических причин, если эти традиции не противоречат православному вероучению.
Скажем, в Синодальный период в Русской Церкви нередко принимали католиков в Православие через исповедь, а в Греческой — через миропомазание и даже через крещение. Но от этой разницы межцерковное общение не прерывалось.
Сейчас эклезиология киприанитов более ужесточилась и о. Герман в связи с этим напоминает, что РПЦЗ должна отнестись к этому факту, обращаясь к своему Преданию, а не принимая новые требования греков-старостильников безоговорочно. В этом, я думаю, главная ценность статьи о. Германа.
Русская Зарубежная Церковь главной своей задачей считала сохранение Православия, обличение неправды и считала это крайне важным именно для грядущей России. В этом своем стоянии она не боялась остаться одна, без поддержки официальных Православных Церквей, большая часть которых широко шагнула в сторону апостасии, отказавшись от святоотеческого календаря и вступив в экуменическое движение.
Однако и со старостильными Церквами РПЦЗ также не находила возможным вступить в полное общение, усматривая в их эклезиологии недопустимые крайности. Исключение было сделано только в отношении Синода Противостоящих митр. Киприана. И это не случайно, потому что учение митр. Киприана о Церкви было чуждо зелотских крайностей других греческих старостильников. Но теперь ситуация изменилась, и по-видимому от его учения греки отказались. Если мы сохраняем традиционный взгляд РПЦЗ в этом вопросе, то необходимо потребовать разъяснений у греков, как согласовать новую «Омологию» с учением митр. Киприана о Церкви. Пока же единства быть не может, ибо оно будет свидетельствовать о безпринципности, т. е. об отходе от традиционного взгляда РПЦЗ в этом вопросе.
В 2007 году большинство архиереев РПЦЗ «ради хлеба куса» проявили малодушие, отказавшись от подвига Русской Зарубежной Церкви. Не является ли таким же малодушием и стремление во что бы то ни стало сохранить единство со старостильным греческим Синодом после того, как он молчаливо отказался от эклезиологии митр. Киприана, перейдя на те позиции, из-за которых РПЦЗ не находила возможным иметь общение с ревнителями старого календаря в Греции?
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: К сожалению в последнее время всё чаще приходится слышать упрёки в адрес патриарха Иерусалимского Иринея. Суть их сводится к следующему:
- патриарх не осудил официально экуменизм;
- патриарх не находится под домашним арестом, т. к. в любое время может покинуть свою квартиру в патриаршей резиденции;
- хоть патриарха и низвергли по надуманным обвинениям, но за это его нельзя называть исповедником.
Но, насколько нам известно, патриарх всегда при беседе, если его спрашивают, осуждает экуменизм. Это знают все, кто с ним общался. Любой человек может с ним связаться и спросить его об отношении к экуменизму. Вот только тюремщики патриарха стараются не допускать общения с исповедником потому, что патриарх Ириней осуждает экуменизм не туманными фразами Эзопова языка, а конкретными словами.
Домашний арест патриарха является, если не юридическим фактом, то фактом по существу, т. к. если патриарх покинет свою квартиру, то обратно патриарха туда уже не пустят. Таким образом патриарх добровольно-принудительно остаётся в здании патриархии вот уже более десяти лет. И в течении этого времени ему стараются всячески ограничить не только общение с людьми, но и препятствуют, по словам самого патриарха, даже обращаться за медицинской помощью. Это ли не домашний арест? Да это хуже всякого, юридически оформленного, домашнего ареста.
Если бы не было защиты Истины со стороны патриарха, то он был бы сейчас среди прочей компании экуменистов. И эта компания, в лице Всемирного совета церквей, не потребовала бы от Израиля официального признания узурпатора Феофила, как законного патриарха Иерусалимской Церкви.
Сегодня подвиг патриарха Иринея является примером безстрашного стояния за Истину, и многим его критикам надо у него поучиться, как реально, а не виртуально противостоять нарастающей апостасии в мiре.
Меня безпокоят необдуманные и быстрые решения, касающиеся личности патриарха Иерусалимского Иринея. Полагаю, что этот вопрос необходимо решать в духе традиционной РПЦЗ, без каких либо резких заявлений. Иначе придётся каяться за всю эпоху существования Русской Зарубежной Церкви. Некоторые священники в России, покинувшие Московскую патриархию, не присоединились к РПЦЗ, а перешли к греческим старостильникам. Они посчитали, что крайняя экклизиология греков им больше подходит. Я не собираюсь обсуждать хорошо это или плохо, но это их выбор. Из данного примера видно, что традиционная позиция РПЦЗ и греческих старостильников (исключая Синод «Противостоящих» митрополита Киприана) весьма различаются. И если сейчас настаивать на крайних позициях греческих старостильников, то это значит отречься от большей части духовного наследия исторической Русской зарубежной Церкви. Тогда надо назвать себя просто какими-нибудь русскими, или американскими старостильниками. Это будет честно. И не называть себя РПЦЗ. Некоторые приходы, как известно, так и сделали. Действительно, в наше лукавое время сложно быть русским, это не популярно за границей. Сохранять верность первым Всезарубежным Соборам, на которых говорилось о России, как о дорогом отечестве, стало как-то неудобно, а кому-то даже и стыдно.
Мы сейчас вошли в 2017 год. Вот уже сто лет прошло, как буря обрушилась на нашу родину. Русские православные христиане за прошедшее столетие совершили немало подвигов ради возрождения своей страны. Но главное, всегда в русском Зарубежье совершалась молитва о возрождении отечества как православного государства во главе с Царём-Помазанником Божиим. И если православный приход относит себя к РПЦЗ, то очевидно, что его община должна продолжать миссию Русской Зарубежной Церкви и молиться за Россию.
Картина И. Глазунова. "Сто веков".
Комментарии
Оставьте комментарий