Венчание Царя-Мученика Николая и Царицы-Мученицы Александры.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: 2017-2018-й для православных должны стать годами христианской семьи, поскольку исполняется столетие подвига святых Царственных Великомучеников, доказавших жизнью и смертью своей, что православная семья – малая церковь, которую не могут сокрушить даже врата ада. Кто только не пытался их разлучить, опорочить, сломать: масоны, заправилы мiрового капитала, оккультисты-демонопоклонники, бесноватые каббалисты, политиканы всех мастей, начиная от королей и великих князей до комиссаров в троцкистских шлемах. Но всё было тщетно. Потому что в центре святой Царской Семьи всегда был Христос.
В нашем Свято-Никольском храме с. Завьялово давно установилась традиция непременно исповедовать пары перед венчанием. Помнится, как однажды церковь заполнилась множеством весёлых людей, ожидавших окончания исповеди жениха и невесты. А тем временем жених молча стоял у Креста и Евангелия. Я его спросил: «Вы верите в Бога?»
– В общем-то нет.
– Значит, Вы атеист?
– Да.
– Ну что ж, тогда Вы свободны.
Парень с явным удовольствием, что так быстро от меня отвязался, вышел из исповедальни. Вслед за им и я со словами: «Венчания не будет». Собравшиеся ахнули. Через несколько минут я увидел, как ко мне ведут под женским конвоем расстроенного жениха. Одна почтенная дама заявила: «Мы с ним поговорили. Теперь всё нормально. Он верует. Ведь веруешь, да?». Жених изобразил на лице что-то вроде согласия. Мне пришлось отрезать: «Нет, венчания не будет. Жених явно не готов. Пусть прочитает Евангелие, Закон Божий, помолится, придет не исповедь, а там посмотрим». Однако женщины в ответ стали возмущаться и требовать, чтобы я все-таки обязательно венчал эту пару. Надёжным прибежищем для меня стал алтарь, где я укрылся, ожидая, пока все угомонятся и уйдут.
Эта история повествует нам не столько о неверии жениха, сколько о духовном невежестве людей, приведших его на венчание. Для них венчание – скорее красивый обряд, важная церемония или магический ритуал, но не великое таинство Божие.
Бывало, придет какой-нибудь расстроенный человек и скажет: «Вот я венчался в таком-то красивом соборе и что же, мы развелись». Спрашиваю: «А вы ходили вместе в храм?»
– Редко, по большим праздникам.
– А вы систематически исповедовались?
– Нет.
– Соблюдали супружеское целомудрие во время поста?
– Нет.
– Вы молились вместе дома, читали Евангелие?
– Нет.
– Так чего вы хотите, если вы отказывались быть соработниками Бога в деле строительства вашей христианской семьи?
Сегодня мы видим, как силы ада на всех уровнях ведут атаку на семью. И в этих условиях требуется особая решимость в защите своей малой церкви от агрессии зла. Как ни прискорбно, появляется «богословие» в больших адских кавычках, пытающееся оправдать грех. Апостол Павел пророчески предупреждал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, который льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:3-4).
Мне показались очень странными мысли, которыми поделился уважаемый отец Андрей Кураев со слушателями «Эха Москвы».
Протодиакон Андрей Кураев на радиостанции "Эхо Москвы".
«А.Кураев: Но это не решает вопроса этического и в каком-то смысле правового. Главный вопрос, который разделяет здесь общество – это вопрос о статусе эмбриона. Правовой статус эмбриона. Считается ли это человеком, обладающим, прежде всего, правом на жизнь, или же это просто какой-то моллюск, выросший в чреве матери и, собственно, она как вычищает из-под ногтей, так же может вычистить свою матку – вот в этом вопрос главный.
Е.Канакова: Ну, так с этической точки зрения со стороны церкви, когда это эмбрион, а когда, как вы говорите, из-под ногтей грязь?
А.Кураев: Сегодня официальная позиция нашей церкви, как и церкви, скажем, католической — то, что с минуты зачатия. Я при этом предполагаю, что есть возможность для изменения этой позиции. Потому что я знаю некоторые суждения и библейские, и из мира православных отцов, которые позволяют сдвинуть эту границу, но в любом случае третий месяц, когда появляется человекообразная форма эмбрионов, скажем так, по-аристотелевски, вот святой Григорий Нисский в 4-м веке именно так размышлял. Для Аристотеля душа – это энтелехия тела, некая оконечность его развития. И вот поэтому Аристотель был против идеи переселения душ платоновской. Он полагал, что душа не есть некая случайность по отношению к телу, и душа может жить только в теле, которая для него предназначена. Поэтому душа рыбы не может жить в человеке, душа волка и так далее.
Из этого следовало, когда уже стали известны стадии развития эмбриона, что когда зародыш обретает человекообразные черты – это не сразу, сначала на рыбку, лягушонка похож, тогда с человекообразным телом соединяется человеческая душа. Значит, где-то, может быть, третий месяц, позже еще.
Е.Канакова: То есть до 3-х месяцев это не противоречит этическим нормам?
А.Кураев: Вновь говорю, официальная позиция сегодня не делает этих различий. Я просто говорю, что если начнется серьезная мысль на эту тему, а не просто азарт: давайте все запретим, и так далее, — а вот максимальная граница до которой церковь могла бы отступить, она будет здесь. Но она опять сегодня не совпадает с той позицией, на которой настаивают феминистские движения, которые вообще как бы здесь пределов не видят. И можно даже убить искусственными родами уже почти созревшего малыша, если это желательно для обладательницы его».
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Итак, отец Андрей Кураев говорит, что официальная позиция Московской патриархии, как и Римо-католической церкви, заключается с том, что с момента зачатия эмбрион – это человеческая личность. Но о. Андрей предполагает, «что есть возможность для изменения этой позиции. Потому что я знаю, – говорит он, – некоторые суждения и библейские, и из мира православных отцов, которые позволяют сдвинуть эту границу, но в любом случае третий месяц, когда появляется человекообразная форма эмбрионов...»
Сам отец Андрей не привел этих свидетельств, сославшись на свт. Григория Нисского, который будто-бы говорил что-то подобное, рассуждая по-аристотелевски. У свт. Григория Нисского встречаются частные мнения, которые не совпадают с мнением Церкви и большинства святых отцов. Но Православная Церковь в подобных случаях придерживается мнения большинства отцов, которые учили о том, что душа существует у человека с момента зачатия.
Те же отцы (как, например, блаж. Феодорит Киррский), которые учили об ином, исходили из аристотелевского учения о постепенном становлении человека: сначала зародыш, потом его одушевление. Эту же теорию древнегреческого философа использовали и монофизиты, которые доказывая свою христологию («единая природа из двух»), учили, что сначала формируется зародыш тела человека, потом на сороковой день в него вселяется душа, а потом вселяется Бог Слово. Но монофизитские и христология, и антропология были отвергнуты святыми отцами в ходе их полемики с еретиками. Поэтому говорить о возможности изменения этой позиции – это значит допускать отказ от православного предания и заимствование учения древних еретиков. Такой ход вещей допускает о. Андрей в Московской патриархии. Ну что ж, ему, очевидно, видней.
Меня возмущает еще одна цитата из о. Андрея, а именно: «Вновь говорю, официальная позиция сегодня не делает этих различий. Я просто говорю, что если начнется серьезная мысль на эту тему, а не просто азарт: давайте все запретим, и так далее, — а вот максимальная граница, до которой церковь могла бы отступить, она будет здесь».
То есть можно понять о. Андрея так: позиция Православной Церкви в отношении к началу человеческой жизни – это результат старого предрассудка, а не серьезной мысли, которая и не начиналась еще в жизни Церкви, был только дремучий азарт мракобесия запретить то или другое. А вот если поразмышлять, то можно по мысли о. Андрея, якобы, на основании предания Церкви начать разрешать аборты до трех месяцев.
Что это, как не неообновленчество, как не церковный, а вернее антицерковный модернизм, который в угоду моде, сильным мiра сего, во зле лежащего, дойдет и до принятия Антихриста? Эти рассуждения являются еще и плодом неосергианства.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Действительно, странно потому что современная наука подтверждает библейский взгляд на то, что человеческая жизнь возникает с момента зачатия. Это не червячок, не паучок, а человек, который будет развиваться в течение многих и многих лет. И его жизнь священна.
Но все-таки хочется надеяться, что о. Андрей, как яркий проповедник, блестящий интеллектуал и мужественный человек, найдет в себе нравственные и духовные силы для того, чтобы признать ошибочность суждений, ласкающих уши либеральных содомитов, но отвратительных для православных христиан.
Комментарии
Оставьте комментарий