Епископ Артемий
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Архиерейский собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви еп. Артемия Рашко-Призренского. Несомненно это апостасийное деяние является ещё одним ударом изнутри по Сербской Православной Церкви. Вл. Артемий — выдающийся архипастырь и национальный герой Сербии.
Невольно приходят на ум слова св. ап. Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35,38-39).
Еп. Артемий родился в благочестивой семье в 1935 году. Ещё в детские годы он проявил свои выдающиеся интеллектуальные и нравственные способности. Духовный сын и ученик прп. Иустина (Поповича) стал выдающимся богословом Сербской Православной Церкви. Уже будучи признанным богословом, по возвращению из Греции, где защитил докторскую диссертацию «Тайна спасения по прп. Максиму Исповеднику», был в 1977 году назначен профессором семинарии свв. Кирилла и Мефодия в Призрене. Но уже в 1978 году оставил блестящую церковную карьеру, посвятив себя возрождению древней обители. Сам выполнял тяжёлую работу, при этом не оставляя строгого монашеского правила.
Еп. Артемий в Косово у осквернённого храма св. Петра и Павла
В 1991 году на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви избран епископом Рашко-Призренским и Косовско-Метохийским. Это было страшное время гражданской войны и внешней агрессии против Югославии. Владыка Артемий стал духовным кормчим и печальником православного народа Косово. Проявляя личное мужество и мудрость, он как мог, защищал свою паству и святыни древней сербской земли. Не раз встречался с могущественными мiровыми политиками, отстаивая интересы страждущего народа.
В последние годы за свою твёрдость в вопросах православной веры и антиэкуменическую деятельность подвергся надуманным обвинениям и прещениям со стороны священноначалия Сербской Православной Церкви.
В настоящее время вокруг вл. Артемия объединились десятки священнослужителей и множество православных людей Сербии, что вызывает бешеную злобу со стороны сторонников апостасии и прежде всего Сербского патриарха-экумениста Иринея.
Паки и паки, ещё и ещё раз напомним себе и друг другу, что Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос, Церковь — это Его тело. Богочеловек Христос объединяет всех верующих, и живущих ныне, и тех, кто ушёл в жизнь вечную. И центр нашей Церкви находится не на земле, но на Небе. После святого императора Константина Великого, когда появилась христианская империя, стали складываться достаточно сложные организации Поместных Православных Церквей. Каждая Православная Церковь возглавлялась патриархом, митрополитом, архиепископом. Сейчас обычно говорят о пятнадцати самостоятельных автокефальных Церквах (от греческого слова «автос» - сам и «кефали» - голова).
Вот эти автокефальные Церкви:
Константинопольская, центр которой находится в Стамбуле.
Константинопольскому патриарху подчиняются также и многие приходы в Европе, Америке, Австралии. Константинопольский патриарх считается старшим, но только по чести, а не по властным полномочиям;
Александрийская, имеющая весьма ограниченную паству в Египте и в других странах Африки;
Антиохийская, под омофором которой находятся немало христиан Сирии, Ливана, Ирана, Ирака, государств Аравийского полуострова;
Иерусалимская Православная Церковь, паству которой составляют православные Израиля, Иордании, Синайского полуострова;
Русская Православная Церковь, наиболее крупная по количеству верующих.
Также есть Церкви Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская. Существую и не признанные официальным Православием национальные Церкви Македонии и Черногории.
Часто преподносится история Поместных Церквей, как нечто незыблемое, стройное и спокойное. Но это далеко не так. Убийство св. Царской Семьи и крушение Российской империи привело к разрушению церковной организации не только Российской Церкви, но и самым негативным образом отразилось на жизни всех других Поместных Церквей. Христианский мир лишился «удерживающего» и силы апостасии начали массированное наступление. Если ставленники безбожных властей красные архиереи и попы в Советском Союзе и странах социализма делали ставку на коммунистическую партию, то патриархи Константинопольские и другие лидеры церковной жизни шли на поклон к заправилам Запада и мiрового масонства. Дело дошло до явного абсурда, когда патриархи становились членами масонских лож (а может быть и наоборот: члены масонских лож становились патриархами). Потому-то они и проводили политику апостасии внутри Поместных Православных Церквей.
Но, слава Богу, истинные православные христиане пытались противостоять этому пагубному процессу, поэтому почти везде есть официальная Православная Церковь большинства, и гонимая неофициальная Православная Церковь.
Очень часто наши оппоненты говорят, что их церковное руководство всеми признано, их церковная организация официальная, а наша нет. Но давайте задумаемся, кто их официально признал. Московская патриархия была признана Сталиным, Берией и другими палачами нашего народа. Второе признание она получила в лихие 90-е, когда Б.Н. Ельцин и его окружение решили, что наследниками Церкви-мученицы должны быть архиереи, покорно сотрудничавшие с безбожной властью, а не архиереи и пастыри исповедники.
По сути дела Русская Православная Церковь за рубежом, Катакомбная Православная Церковь и даже лучшие представители духовенства и мирян самой Московской патриархии в 1990-е годы стали подвергаться новым гонениям, о которых почему-то ничего не сообщали демократические СМИ, как на Западе, так и у нас в стране. Ясно, что если бы вместо Сталина, Хрущёва, Брежнева, Ельцина в Советском Союзе или вместо политиков-масонов в Греции находились православные цари и христолюбивые вожди, то, конечно, мы знали бы совсем другое официальное православие.
То, что происходит сегодня с многострадальным патриархом Иерусалимским Иринеем, с еп. Артемием и с многими другими истинными пастырями Божиими, ещё и ещё раз говорит нам об идущем против святого православия наступлении.
Но возникает вопрос: почему люди с такой лёгкостью повторяют, что вл. Артемий и все те, кто выступает против Всемирного совета церквей, экуменизма, апостасии, должны называться представителями неканонического Православия? Вам это не напоминает, как в годы советской власти врагами народа назывались как правило его лучшие сыновья и дочери, в то время как вождями народной демократии провозглашались те, кто уничтожал свободу и народ?
Не кажется ли Вам, что мы сталкиваемся здесь с подобной подменой?
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Совершенно верно. Наша эпоха — это время лукавых подмен. Диавол пытается само Православие исказить, оставляя внешнюю его оболочку и прежние названия. То же самое и с термином «канонический». Ведь по смыслу этого слова оно значит «соответствующий канонам», т. е. законам Церкви, постановлениям Вселенских, Поместных Соборов и правилам святых оцтов, Священному Преданию Церкви.
Но является ли канонической церковная организация, участвующая в совместных молитвах с инославными и иноверными в ВСЦ, который стремится к единой церкви, как будто не существует Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви?
Является ли канонической церковная организация, священнослужители которой вопреки канонам церковным являются содомитами, прелюбодеями, блудниками, любостяжателями; если они ещё недавно находились в тюрьме за совершенные ими уголовные преступления?
Является ли такая церковная организация канонической, если в числе самых её уважаемых мiрян есть многоженцы и люди с криминальным прошлым и настоящим?
Если под каноничностью считать только наличие формальной преемственности рукоположений, то тогда надо признать каноническим и православным католицизм и англиканство. И даже если мы слышим из уст лидеров официального православия заверения в верности православию, то такое попрание евангельских норм и экуменизм уже обличает их в предательстве и поругании православной веры.
Именно о таких «каноничных» христианах писал свт. Феофан Затворник: «Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми Апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное» (Толкование на 2 послание ап. Павла к Солунянам).
Не ясно ли из этой цитаты святого отца, что именно «неканоническое православие» будет в последние дни противостоять антихристу, сохраняя и веру, и жизнь истинно православными.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Неканоническое православие. Такое словосочетание в последнее время всё чаще приходится слышать, когда разговор заходит о тех православных, которые выступают за соблюдение канонов.
Сторонники так называемого канонического православия почему-то сами каноны соблюдать не спешат, даже совсем наоборот. Для примера можно обратиться к истории, произошедшей с епископом Артемием Рашко-Призненским Сербской Православной Церкви.
Ученик преп. Иустина Поповича, выпускник богословского факультета Белградского университета, кроме этого окончивший богословский факультет Афинского университета, защитив при этом докторскую диссертацию на тему «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику», любимый церковным народом епископ за безпорочное и жертвенное служение, он выступил за сохранение канонов, а именно, против совместных молений с инославными, еретиками и представителями других религий, т. е. против экуменизма.
Владыка Артемий в одном из своих обращений заявил: «Моя ясная и решительная позиция по отношению к экуменизму, папизму и глобализму, к обновленцам в церковной практике и богословии мешала и мешает отдельным лицам в Сербской Православной Церкви, которым эти принципы и цели близки и над осуществлением которых они работают. Итак все, кому каким-либо образом я мешаю в осуществлении их нечестивых целей, объединившись, вместе нападают на меня, готовые устранить с места, на котором нахожусь, или - физически меня уничтожить. Знаю, что все мои предшественники на престоле Епархии Рашско-Призренской, как и весь сербский народ на Косове и в Метохии, веками страдали и страдают по попущению Божьему. Неудивительно, что и я разделяю их судьбу. Однако не могут заставить меня учинить раскол и разодрать Свято-Саввский хитон Сербской Православной Церкви, не могут меня загнать ни в объятия папы римского, ни в объятия экуменистов европейских, ибо я со своих позиций не намерен отступать. Потому, молитвенный вопль: "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя". Аминь».
И если внимательно присмотреться к так называемой церковной политике представителей официального православия, то мы увидим, что экуменизм является сердцем, душой нынешних международных отношений абсолютного большинства поместных православных церквей. Выходит, что священноначалие в своём большинстве не видит в этом беды, не хочет замечать нарушения канонов. Но, когда дело касается критики их антиканоничных деяний, то все несогласные объявляются неканоничными.
Как много сейчас подобного абсурда мы наблюдаем в повседневной жизни. Священник, который бросил не одну жену, совершил уголовное преступление, будучи иереем, обвиняет в неканоничности тех, кто выступает против нарушения канонов. Мiрянин, не живущий церковной жизнью, не знающий даже Символа Веры, осуждает своих близких, выступивших за соблюдение канонов, в антиканоничности. Архиерей порочной жизни, растоптавший правила Православной Церкви, призывает нас, выступивших за соблюдение канонов, покаяться в нарушении канонов. Абсурдность сложившейся ситуации очевидна.
Конечно, каноны необходимо применять в соответствии с Преданием Православной Церкви, где-то необходима икономия, т. е. снисхождение. Но есть такие деяния, для которых икономия невозможна. Может ли икономия применяться к рукоположению в священный сан содомита, или уголовника-вора, или убийцы-насильника? Очевидно, что нет. Но что мы видим сейчас в церковной жизни? Полное попрание канонов, при убийственном равнодушии к этому бОльшей части духовенства и церковного народа.
Патриарх Сербский Ириней зажигает менору в синагоге
Поэтому нам необходимо взирать на примеры исповедников наших лет и недавнего времени для того, чтобы черпать в их подвигах ревность к сохранению чистоты Православия. Только так возможно достичь Царствия Небесного.
Комментарии
Оставьте комментарий