История и современность (отрывок из интернет-радио "Голос истинного Православия")
25 мая 2015
Рубрика
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Упаси Господь, если кто думает, что мы, назвав свою радиопередачу «Голос истинного Православия», заявляем о своей непогрешимости. Если я ношу имя в честь прп. Сергия Радонежского, это не означает, что я считаю себя равным ему. Святые имена и названия — это нравственные и духовные ориентиры, а не горделивые прозвища и клички.
В наше время существует ложное представление, что в Церкви есть некая особая каста, которая только одна уполномочена говорить от имени Церкви и Самого Бога, мнение всей Церкви, якобы, может высказывать лишь только патриарх и Архиерейские Соборы.
Наверное, очень многие из нас слышали нечто подобное. Но здесь надо заметить, что такая постановка вопроса убийственна для святого Православия. Опять почему-то путают Католическую церковь с Церковью Православной. Это у католиков принято, чтобы Папа высказывал официальную точку зрения церкви по всем вопросам, начиная от вероучительных проблем и кончая футболом. При этом правоверные паписты должны смотреть в рот своему первосвященнику, внимая его непогрешимым речам.
В Православной же Церкви не может быть официальных ответов на все вопросы политики, культуры, общества. Общепринятым и обязательным для всех православных христиан является Божественное Откровение: Священное Писание и Священное Предание, семь Вселенских Соборов и их догматические определения. В вопросах же, не касающихся напрямую вероучительных истин и нравственных основ христианства, всегда допускалось в Церкви разномыслие. Оттого попытка превратить церковную организацию в подобие некой тоталитарной партии вызывает у православного человека возмущение.
Ещё и ещё раз напомним себе и друг другу, что наша Церковь отвергает непогрешимость не только Папы римского, но и кого бы то ни было. «Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
В качестве исторической иллюстрации позвольте вспомнить не такое уж давнее наше прошлое. Вторая мiровая война. Греция оккупирована нацистской Германией и её союзниками. Нависла смертельная угроза над монашеской «республикой» святой горой Афон. Священный Кинот направляет письмо Адольфу Гитлеру с просьбой спасти святые монастыри от разрушения. Вскоре на Афон прибывает группа германских офицеров. Их радушно принимают святогорцы. Причём сопровождает немецких офицеров русских иеромонах Софроний (Сахаров), прекрасно знавший немецкий язык. Германия гарантировала безопасность и автономию обителям на святой Горе.
Верховным органом управления св. горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20 монастырей Афона, которые избираются своими монастырями.
В июле 1942 года Священный Кинот на своём заседании от имени 3200 афонских монахов делает следующее обращение:
«Синод. св. Общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти в Греции за защиту и признание прежних прав св. Общин, которым немецкие власти всячески помогали. С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и её союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь, и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и её союзники взяли на себя защиту христианства. По словам Спасителя, безбожный антихрист никогда не победит и священная Община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства — немецкого Рейха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Рейха, и шлёт верующих в Восточные области наисердечные поздравления и наиискреннейшие пожелания добра» (Okumenischen Presse-Dienst. Juli 1942. № 27. S. 4; Церковное обозрение. 1943. № 6. С. 8).
Греческое телевидение об Афоне в годы Второй мiровой войны. Кадры из немецкой кинохроники тех лет о посещении гитлеровскими офицерами Афона. Особо удручает портрет Гитлера в монастыре.
Конечно, это благословение может многих в наше время повергнуть в настоящий шок, но не будем заносить святогорцев в ряды нацистов. Нет, ими двигало совсем другое чувство. Они, как генералы Краснов, Шкуро, воины РОА, искренне надеялись в союзе с германским воинством освободить мiр от воинствующих безбожников. Но, отдавая дань их добрым намерениям и чаяниям, вместе с тем не можем не заметить некую близорукость, которая привела к весьма плачевным результатам.
Выдающийся русский христолюбивый философ Ильин говорил о недопустимости подобного союза, поскольку видел антихристианскую сущность национал-социалистического режима в Германии. Он безстрашно обличал нацизм и предрекал его крушение за много лет до 1945 года.
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — великий русский учёный, философ, верный сын РПЦЗ. В 1922 выслан по приказанию Ленина из страны. В 1930-е годы подвергался жестоким преследованиям в нацистской Германии. Спасаясь от гестапо и концлагеря, был вынужден бежать в Швейцарию. О национал-социалистическом движении Гитлера отзывался так: «Антихристианский шовинизм, которому всё позволено».
Поразительно, гонимый профессор Ильин, смиренный мiрянин в данном вопросе оказался куда более глубоким и прозорливым мыслителем, чем множество афонских старцев. Этот нелицеприятный пример ещё раз показывает нам, что любой человек, и даже большая группа праведных людей, на тех или иных поворотах истории, тем более в нашу смутную эпоху, могут ошибаться. Потому так важно нам не спешить с выводами и быть по-христиански терпимыми к другим точкам зрения наших братьев и сестёр. Различные оценки политических, исторических, общественных и культурных событий при наличии единой православной веры не могут и не должны служить препятствием для единства церковного. Как говорит св. ап. Павел, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19).
Хочу также в завершение добавить, что после Второй мiровой войны и духовные, и светские власти Греции продолжали политику вытеснения со святой горы Афон всех негреков и прежде всего русских. В результате травли и обвинений в сотрудничестве с нацизмом отец Софроний (Сахаров) вынужден был покинуть святую Гору. Такая же судьба ждала другого видного святогорца монаха Василия (Кривошеина), ставшего впоследствии архиепископом Брюссельским и Бельгийским РПЦ МП.
Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896-1993) - художник, иконописец, в течение многих лет подвизался на святой горе Афон. Был вынужден покинуть св. Гору и переехать в 1947 году во Францию. Перешёл в Московскую патриархию. Автор знаменитой книги о своём духовном наставнике прп. Силуане Афонском.
Архиепископ Василий (Кривошеин) (1900-1985) — сын министра земледелия св. Царя Николая II и главы правительства генерала П.Н. Врангеля. Воевал с большевиками в Белой армии. Многие годы подвизался на св. горе Афон. В 1942-1945 годах представлял Пантелеимонов монастырь с Св. Киноте. После Второй мiровой войны подвергся травле и был вынужден покинуть Афон. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Московский патриархии. Много раз приезжал в Советский Союз и выступал против сергианского курса священноначалия МП. Мужественно защищал гонимых православных христиан в России. Его перу принадлежит ряд книг богословского и исторического характера.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Странно читать мысли людей из Одесского управления. Они пытаются утверждать, в частности об этом пишет на нашем сайте некий комментатор под именем «Позвольте», что нашей главной целью является объявление РПЦЗ безблагодатной и дискредитация епископата. Однако вспомним, кто выступил в защиту Первого Всезарубежного Собора, кто смутился попранием Положения о Русской Православной Церкви за границей, где прописано правильное проведение Архиерейского Синода, кто возмутился отходом от наследия РПЦЗ?
Очевидно, что утверждение, будто мы способны объявить РПЦЗ безблагодатной, является клеветой.
Но если кто-то присвоил себе всю власть в нашей Церкви и все свои деяния объявляет как истину в последней инстанции, если кто-то начинает мыслить категориями «РПЦЗ – это я», то ему может так показаться. Потому, что его сомнительные решения с точки зрения канонов и предания РПЦЗ, церковный народ не принимает. Что же, тем хуже, как говорится, для церковного народа, ибо «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 49). Тогда все средства хороши. Можно направо и налево рассказывать небылицы про тех, кто несогласен с новым направлением жизни в РПЦЗ. «Авторитетно» заявлять, что они работают на «контору», что пришли в РПЦЗ, чтобы её разрушить изнутри и прочие безумные глаголы. Только вот ни один из таких горе-критиков не приезжал к нам и не слышал и не видел того, о чём так горячо они сейчас рассказывают по всему мiру. Любой, кто бывал на наших богослужениях и приходских беседах скажет, что наши прихожане с трепетом и любовью относятся к наследию РПЦЗ, что на всех богослужениях звучит молитва о Православном епископстве гонимой Церкви Российской.
Каждый человек может прийти к нам и убедиться в этом. Когда Преосвященный Роман епископ града Хайфы был у нас с архипастырским визитом, то он сказал, что увидел в наших людях Святую Русь. Мы были бы рады, если бы и сам митрополит Агафангел, вспомнив евангельские слова «прииди и виждь» (Ин. 1, 46), приехал и убедился в личном общении с нами и нашими прихожанами, что мы ему не враги, как пытаются нас показать некоторые люди из его окружения. Нами движет желание быть в Соборной Церкви, в Церкви Православной, в Церкви нашей страждущей земли Российской.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: От вышеупомянутого радетеля чистоты рядов РПЦЗ мы постоянно слышим хулу на старообрядчество и ревнителей старых обрядов в нашей Церкви, в частности на отца Игоря Дуброва из Петербурга.
Хотелось бы заметить, что подобная позиция решительным образом расходится с соборным мнением Русской Зарубежной Церкви в этом вопросе. Можно начать с того, что все великие первоиерархи нашей Церкви митр. Антоний (Храповицкий), митр. Анастасий (Грибановский), св. митр. Филарет (Вознесенский), митр. Виталий (Устинов) с симпатией относились к единоверцам, служащим, как известно, по старым обрядам. Митр. Антоний ещё в 1912 году был председателем Первого всероссийского единоверческого съезда (или Первого всероссийского съезда православных старообрядцев), проходившего в Санкт-Петербурге. На съезде он с большой похвалой отозвался о церковной жизни единоверцев, и выразил надежду на доброе влияние её не только на старообрядцев, но и на известную часть православных. Членом этого съезда был и второй будущий первоиерарх РПЦЗ тогда архиеп. Серпуховской Анастасий (Грибановский).
В 1921 году митр. Антоний сердечно и с любовью обратился к «русским старообрядцам – беженцам в Лондоне и заграничных городах и весях».
«Общее горе сближает людей, - писал он, - и побуждает забыть взаимные обиды и ссоры, оплакивая общую гибель и разорение нашей Православной Родины. Между тем, кроме прежде испытанных обид, у старообрядцев, отделяющихся от нашей православной Церкви, не остается более причин отделения от нас, судя – по крайней мере – по беседам г. Мельникова до 1917 года. Тогда он ссылался на не совсем каноническое устроение Русской Православной Церкви, но в настоящее время каноническое устроение возстановлено, и во главе ее стоит законный православный Патриарх Московский и всея Руси.
Кроме того, на тех же беседах говорилось о необходимости снять клятвы 1653 и 1667 г.г., но и это, с помощью Божией, устроено на Московском Церковном Соборе 1917-1918 г. К сожалению, у меня здесь нет актов его, но, как председатель Единоверческой Комиссии, я помню, что и Епископов Ваших решено было принять в сущем сане, и у нас учредить 5 единоверческих епископов.
Сщмч. Симон, единоверческий епископ Охтенский
Первым из таковых был Епископ Охтенский пр. Симон Шлеев, из овдовевших протоиереев, постриженный в монашество, - и, к прискорбию, недавно мученически умерщвленный злодеями в г. Уфе.
Посему, слышав о Вашем добром расположении, желал бы я теперь узнать, что Вы думаете о соединении с Церковью уже не «господствующей», но гонимой от врагов Христовой веры. Не пора ли нам едиными усты и единым сердцем славить Триединого Бога? Смиренный Антоний, митрополит Киевский и Галицкий».
В последующие годы в Русской Зарубежной Церкви были переосмыслены многие синодальные традиции. Особенно заметно это было в области церковного искусства – храмовой архитектуре, иконописи. В них произошел возврат к дореформенному наследию Святой Руси.
В 1974 году Солженицын был приглашён выступить на Третьем всезарубежном Соборе РПЦЗ. Его слова о гонениях на старообрядцев вызвали горячий отклик членов Собора, в результате чего было принято «Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде, 12/25 сентября 1974 г.». В нём говорилось следующее:
«Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к содержавшимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.
Ввиду того, что:
1. Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;
2. Что старые обряды не выражают какого либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;
3. Что наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к безплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые "поносительные выражения", а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обычаев;
4. Что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;
5. Что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;
6. Что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;
7. Что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония (Храповицкого), постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором "отложить клятвы на двуперстно молящихся, как положенные по недоброму разумению" и "разрушить их подобно тому, как Собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на немолящихся двуперстно";
8. Что Собор 1917—1918 годов, хотя и не составил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на патриарший престол, поставил первого православного старообрядческого епископа (умученного впоследствии), епископа Охтенского Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;
9. Что блаженнейшие митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский) сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;
10. Что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа/ 8 сентября 1964 года признал старые обряды православными и благословил употребление их для желающих;
11. Что 3-й Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы;
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей определяет:
1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными;
2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи Соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как наложенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими;
3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, однако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жизни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей,
4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообрядцев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин;
5. Призывать старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми;
6. Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за происшедшее, т.к. участники этих событий все давно предстали пред судом Божиим, которому и должны дать ответ за свои дела. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилучшим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христианских душ;
7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они не были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.
12/25 сентября 1974 г., г. Нью Йорк. Председатель Собора:Митрополит Филарет».
Это решение значительно облегчило многим старообрядцам соединение с нашей Церковью. В 1983 году большая часть поморской безпоповской общины русских эмигрантов из Польши и Прибалтики в г. Ири штата Пенсильвания (США) соединилась с РПЦЗ, их наставник Пимен Саймон был рукоположен в священный сан, а в епископа Ирийского был рукоположен отец Димитрий Александров, занимавшийся проповедью среди старообрядцев. Предварительно он был пострижен в монашество с именем Даниил. Община сохранила старые богослужебные традиции и право избирать себе священников из своей среды. Таким образом в РПЦЗ появилась единоверческая епархия.
В своем переосмыслении нашего прошлого Русская Зарубежная Церковь в 2000 году сделала самый важный шаг. В послании Архиейского Собора от 13/26.10.2000 «К приверженцам старых обрядов» РПЦЗ испросила прощения у старообрядцев и принесла покаяние за наших предков, причастных к гонениям на ревнителей старых обрядов.
В этом послании говорилось:
"Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся старого обряда, Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!
Возлюбленные братья и сёстры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, собравшихся в богохранимом граде Нью-Йорке, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Российская вследствие богослужебных изменений установленных в 17 веке.
Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его.
Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своём Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отменёнными и яко не бывшими.
И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причинённых старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя.
Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братья и сёстры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».
В 20 веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже бессовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.
Итак, мы сознаём горькие последствия событий разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.
Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.
Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
+ митрополит ВИТАЛИЙ" и другие архиереи РПЦЗ.
Дай Бог, чтобы это средостение между теми, кто придерживается новых обрядов, и ревнителями старообрядчества было разрушено и общение между всеми здоровыми силами нашей Церкви была восстановлено. Это разделение явилось причиной многих бед в истории нашей страны, и если мы молимся о восстановлении нашей Родины как православной державы, то не можем не молиться об уврачевании страшной катастрофы XVII века.
Мощи прп. Ильи Муромца. Видна его рука, сложенная в двуперстии
«…не будем заносить святогорцев в ряды нацистов. Нет, ими двигало совсем другое чувство. Они, как генералы Краснов, Шкуро, воины РОА, искренне надеялись в союзе с германским воинством освободить мiр от воинствующих безбожников».
1. Фрагмент из книги воевавшего на Восточном фронте итальянского маршала Джованни Мессе "Война на русском фронте. Итальянские войска в России 1941-1943 гг.":
"Я видел, как в стране, подвергшийся нападению, относились к пяти различным иностранным вооруженным силам, определяя у каждой ее цивилизованность, правопорядок и человеческое сочувствие. В подтверждение своих мыслей приведу любопытную шкалу злодейства различных иностранных формирований, сражавшихся на территории Советской России. Она составлена на основе различных опросов жителей и имеет следующую градацию жестокости:
1-е место-русские белогвардейцы;
2-е место-немцы;
3-е место -румыны;
4-е место-финны;
5-е место-венгры;
6-е место-итальянцы.
Понятно, что мы, как участники вторжения не могли избежать этой классификации, но оказались на последнем месте в шкале жестокости, так как всегда проявляли гуманность, отличаясь этим от всех остальных."
2. Фрагмент показаний советскому суду генерала Гельмута Вильгельма фон Паннвица - Верховного Походного Атамана Казачьего Стана, генерал-лейтенанта войск СС
по личному указанию рейхсфюрера СС Гиммлера сформировавшего 15-й казачий корпус СС и командовавшего им в карательных операциях:
“Продвигаясь от Брест-Литовска до Курска, подчиненный мне ударный и другие отряды 45-й пехотной дивизии уничтожили ряд сел и деревень, разрушали советские города, убили большое число советских граждан и также грабили мирных советских людей....
Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей...
В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян. Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин. В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния). В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню. Этим же полком в июне 1944 года было совершено массовое изнасилование жительниц города Метлика. По приказу командира 4-го кавалерийского полка подполковника германской армии Вольфа была сожжена деревня Чазьма, что западнее города Беловар. В этот же период, то есть летом 1944 года, казаки кавалерийского полка сожгли несколько домов в Пожего-Даруварском районе. Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командованием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин...”
С уважением, Ватник.
Сергей Гельберг
28 мая 2015 12:34
Уважаемый господин Ватник, я разделяю Ваши чувства. Уверен, что мы должны всегда помнить о преступлениях нацистских захватчиков и их прихвостней-карателей, но у меня вызывает большое сомнение то, о чем пишет итальянский маршал. Он в список тех, кто творил жестокости на территории нашей страны в годы Второй мировой почему-то поставил русских, да еще и белогвардейцев, хотя доподлинно известно, что Гитлер не доверял белогвардейцам и, более того, старался, чтобы те русские, которые пошли под его знамена, служили и воевали вдали от России.
Итальянский маршал почему-то забыл, что главными карателями на территории нашей родины были украинские националисты. Почти не уступали им литовские каратели, но Вы их не упоминаете.
Что касается Вашей ссылки на показания советскому суду Панвица, мы не знаем действительно, давал ли он эти показания или нет, а если давал, то в каком состоянии. Никто не будет отрицать, что там, где находился вышеупомянутый генерал, пытали. Мы не имеем права доверять сталинским палачам, как и палачам гитлеровским. Все-таки нужно видеть разницу между теми, кто ошибся и был обманут и теми, кто действительно был военными преступниками.
Согласен с батюшками, что история Второй мировой войны весьма запутана, но какие бы ни были у нас разногласия, мы должны единодушно осуждать любые попытки реанимировать фашизм и большевизм.
Комментарии
Оставьте комментарий