ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Петроград. Декабрь 1916 года. Найдено изуродованное тело со следами пыток русского мужика, странника, друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина. Поразительно: замученный сумел освободить руки из-под верёвок и сложить персты для крестного знамения. Так он и застыл, благословляя.
Простой народ оплакивал смерть своего заступника и представителя перед Императором. Даже французский посол Морис Палеолог вынужден был признать: "Для мужиков Распутин стал мучеником; он был из народа; он доводил до Царя голос народа; он защищал народ против придворных; и вот придворные его убили. Вот что повторяется во всех избах".
Тело Г.Е. Распутина, связанное верёвками, найденное в Малой Невке 19.12.1916/1.01.1917.
Крайний справа среди убийц Распутина — Освальд Райнер, агент британской разведки. Только в последнее время историки узнали о его участии в преступлении.
Великие князья и высшая знать объединились вместе с революционерами и другими врагами России в адской ненависти против дружбы святой Царской Семьи и простого мужика. Их приводила в ярость сама мысль о том, что "какой-то грязный мужик" может быть близким другом Царя, Царицы и духовным наставником их детей. Им казалось, что простой народ надо любить на расстоянии: в церкви, на параде, на охоте, на войне – где угодно, но не в собственном доме, не в узком кругу сокровенных друзей. Это уж слишком, это вздор, это "безумие Российской Императрицы".
Травлю святой Царской Семьи и убийство Распутина приветствовала не только элита, но и почти всё так называемое образованное общество. В Петрограде и в Москве люди знакомые и незнакомые обнимали друг друга и поздравляли, шли в храмы и ставили свечи; духовенство служило благодарственные молебны. Высокие церковные деятели благословляли патриотический акт. Говорили: "Собаке собачья смерть".
Конечно, они не понимали, каких демонов выпускают из преисподней. Им было невдомёк, что через какие-то месяцы так же, как Распутина, их объявят врагами народа и без суда и следствия будут травить, бить и убивать, как бешеных собак.
Когда разбойники, избившие до полусмерти святого старца, ворвались в келью прп. Серафима Саровского, они не нашли там ничего кроме иконы и нескольких картофелин. Когда после Февральской революции Чрезвычайная следственная комиссия Временного Правительства с большим размахом искала компромат против Царя и Царицы, им ничего не удалось найти. "Царь чист, как кристалл".
Когда после убийства Распутина, стали искать его сокровища, то выяснилось, что Григорий Ефимович был беден. Все пожертвования и подарки он тотчас раздавал нищим, сиротам, больным, жертвовал на строительство храмов. Это, конечно, никак не укладывается в ту карикатуру, которую навязывают уже более века мiру. За столетие написано целое море книг и статей, рисующих Распутина в чернушно-порнушных тонах. Звёзды Голливуда и советского кино и другие жрецы мiра грёз не жалели красок для изображения вселенского пугала под названием "Распутин". Даже за железным занавесом советская молодёжь умудрялась трястись под хит группы "Бони М" с названием "Распутин". В этой сатанинской песенке возводится хула не только на Григория Распутина, но и на святую Царицу Александру и на всю православную Россию. Но Бог поругаем не бывает.
Бобби Фаррелл во время исполнения кощунственного шлягера о Распутине и Царской Семье.
В 2010 году в Петербурге в годовщину убийства Распутина Бобби Фаррелл, солист группы "Бони М", всемiрно известный исполнитель этой песни, выступил на корпоративе "Газпрома" и спел сей кощунственный шлягер. Но после выступления 30 декабря 2010 года в номере гостиницы сердце идола эстрады навсегда остановилось. Он умер в стране, городе, где был убит Распутин; он был призван на Суд Божий в день мученической кончины того, кого хулил на протяжении нескольких десятков лет. Имеющий очи видеть, да видит!
И таких мистических совпадений, связанных с жизнью и смертью Распутина, великое множество. Сама история преподнесла каскад кровавых уроков, говорящих нам о том, кто был прав сто лет тому назад. Сохранилось немало пророчеств Распутина. В них он напрямую связывает свою мученическую смерть с гибелью России. Об этом же пророчески писала и святая великомученица Императрица Александра.
Учитель царских детей Чарльз Сидней Гиббс (впоследствии архим. Николай) вспоминал, что Государь прочитал ему предсказание Распутина, где в частности говорилось:
«...никто из твоих детей и родных не проживет более двух лет. А если и проживет, то будет о смерти молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской земли, пришествие антихриста, мор, нищету, порушенные храмы Божии, святыни оплеванные, где каждый станет мертвецом. Русский царь, убит ты будешь русским народом, а сам народ проклят будет и станет орудием диавола, убивая друг друга и множа смерть по миру. Три раза по двадцать пять лет будут разбойники черные, слуги антихристовы истреблять народ русский и веру православную. И погибнет земля Русская».
Возникает законный вопрос у церковных людей: "А как быть со многими святыми Русской Церкви ХХ столетия, не принимавшими Распутина и даже одобрявшими его убийство?"
Здесь, я полагаю, нам надо подходить так же, как мы относимся к свт. Епифанию Кипрскому, свт. Кириллу Александрийскому и его дяде архиеп. Александрийскому Феофилу, жестоко гнавшим свт. Иоанна Златоуста. Увы, и святые могут жестоко ошибаться. Особо это возможно в смутное время. Господь же рано или поздно всё расставляет по своим местам.
Слава Богу, мы живём с вами в годы, когда появились замечательные работы российских и зарубежных историков, опровергающих домыслы о Григории Распутине. В наше время безсмысленно отвергать факты, свидетельствующие, что Распутин не был хлыстом, колдуном, жуликом, шпионом, развратником. Но признавая, что Григорий Ефимович – добрый человек, имевший благодатные дары Церкви Христовой и принявший мученическую смерть за православного Царя, вместе с тем мы не имеем права автоматически канонизировать все его деяния и поступки. Догмат о непогрешимости неприемлем для православных людей. Нельзя закрывать глаза на то, что многое еще не совсем ясно в жизни друга Царской Семьи.
Какие у него были ошибки? Случались ли с ним падения? Эти и многие другие вопросы мы можем обсуждать и по возможности изучать, разгребая завалы лжи.
Святому Императору Николаю Александровичу, святой Императрице Александре Феодоровне и их другу Григорию Ефимовичу Распутину удалось русскую сказку сделать былью. Они разбили многовековую стену, отделявшую простой русский народ от Царя. И не их вина, что это чудо русской истории было заплёвано, загажено и залито кровью. Григорий Ефимович умер за Царскую Семью, а Царская Семья умерла за простого русского мужика и за всю православную Россию. Убийство Царственных Мучеников началось не в подвале Ипатьевского дома, а в подвале дома Юсупова.
На окровавленных руинах Российской империи мы должны прочитать слова Господа: "Не прикасайтесь к помазанным Моим" (1Пар. 16:22). Ибо сказано: "и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф. 13:14-15).
Сестра Царя-Мученика Великая княгиня Ольга Александровна вспоминала: «Для Ники и Аликс он оставался тем, кем был на самом деле, - крестьянином с крепкой верой в Бога и даром исцеления». Она также говорила о даре чудотворения Григория Ефимовича: «Распутин определённо обладал даром исцеления. В этом нет сомнений. Я видела эти чудесные результаты своими собственными глазами, и не один раз».
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Доктор исторических наук А.Н. Боханов пишет о том, что господствующее в российском обществе начала ХХ века настроение умов было таково, что оно охотно верило любой клевете в адрес Царя и его окружения. Об этом же писали и современники Царя. Так, лейб-медик Е.С. Боткин замечал: "Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь".
Этим прежде всего объясняется массовый психоз – иначе назвать нельзя, – связанный с именем Распутина. Насколько обоснованны обвинения Распутина в разврате, пьянстве и т.п.? Исследователи пишут, что прямых доказательств не существует, есть только множество слухов, но тем не менее они не отрицают факт грехопадения Григория Ефимовича. Но опять же, в чём это грехопадение заключалось – было ли оно однократным с последующим покаянием, ведомым только Богу, но тем не менее подхваченным и растиражированным прессой, или же заключалось в целой череде безнравственных поступков и даже в образе жизни, – никто точно, по крайней мере пока, утверждать не может.
Еп. Феофан (Быстров) (в центре) и Г.Е. Распутин (справа).
Архиеп. Феофан (Быстров), бывший духовник Царской Семьи, свидетельствовал в 1917 году: "У меня никогда не было и нет никаких сомнений относительно нравственной частоты и безукоризненности этих отношений. Я официально об этом заявляю, как бывший духовник Государыни. Все отношения у неё сложились и поддерживались исключительно только тем, что Григорий Ефимович буквально спасал от смерти своими молитвами жизнь горячо любимого сына, Наследника Цесаревича, в то время как современная научная медицина была безсильна помочь. И если в революционной толпе распространяются иные толки, то это ложь, говорящая только о самой толпе и о тех, кто её распространяет, но отнюдь не об Александре Феодоровне...
Он не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал. Окружение, которое хотело, чтобы это случилось, оставалось равнодушным и считало всё происшедшее чем-то несерьёзным".
А.Н. Боханов пишет: "Нравственному падению Григория Распутина, несомненно, способствовал ажиотаж вокруг него. Он не устоял против соблазнов популярности и не выдержал испытания роскошью и почётом. Оказавшись желанным гостем в шикарных столичных апартаментах, получив доступ к жизни, о которой еще недавно и не подозревал, сибирский проповедник какое-то время держался. Но отсутствие воспитания и твёрдых моральных принципов не могло не дать о себе знать".
Надо здесь заметить, что в квартире Григория Ефимовича в Петербурге обстановка была очень скромной. Сам Распутин ел у себя дома самую простую пищу, совсем не употреблял мяса.
Хочется также спросить петербургского историка: неужели вера в Бога и боязнь греха, которые были у Григория Ефимовича, не являются "твердыми моральными принципами"? Не идёт ли здесь автор очень хорошей книги "Распутин. Анатомия мифа" на поводу мнений о сибирском страннике представителей высшего света, многие из которых, как раз и не отличались твердыми моральными принципами? Хотя, никто не застрахован от грехопадения.
Впрочем, очевидно, что те из современников Царя и Царицы, кто пытался предостеречь их от общения с Распутиным, были обезпокоены не реальными фактами, а растущими сплетнями и скандалом. Но основывались ли эти сплетни на фактах, остаётся большим вопросом до сих пор. Хотя достоверность многих из них со временем оказалась серьёзно поколеблена. Так упоминаемая еп. Феофаном "ужасная духовная катастрофа" и падение Григория Распутина относятся, очевидно, к мнимому соблазнению им няни Цесаревича Алексия Марии Вишняковой. Об этом игумен Серафим (Кузнецов) поведал так:
"Впоследствии у Григория Распутина с епископом Феофаном вышли неприятности, последний ставил в вину Григорию Распутину то, что якобы ему одна какая-то женщина открыла на исповеди – неблагопристойное поведение старца Григория. Епископ Феофан и здесь показал свою неопытность духовную, на слово поверил этой женщине, которая, впоследствии оказалось, все это придумала; но это еще ничего, он доложил Царице, что ему на исповеди такая-то открывала нехорошее по отношению поведения Григория. Каково же было глубоко верующей Императрице слышать от своего духовника то, что ему было открыто на исповеди! Значит, сегодня он будет говорить одно, завтра – другое. Царице было известно каноническое постановление о строжайшем наказании духовников, которые дерзают нарушить тайну исповеди... Этим своим поступком, недопустимым для духовника, он решительно оттолкнул от себя так преданную доселе духовную дочь – Царицу, которая чуть-чуть совершенно не потеряла веры в подобных епископов-духовников...
Затем несколько случаев, предсказанных Григорием и исполнившихся, и отказ от своих слов, сказанных на исповеди епископу Феофану, женщины укрепили убеждение Царицы по отношению своего духовника епископа Феофана и Григория Распутина. Впоследствии ей казалось, что всё то, что пишут и говорят про Григория, всё это по зависти клевещут на него и трудно было её в этом разубедить".
Если бы современники не спешили выносить свой суд по слухам и сплетням, а относились так, как иг. Серафим (Кузнецов), который, считая, что Григорий Распутин "находился в самообольщении", тем не менее добавляет: "Я же лично пока затрудняюсь дать свое положительное определение о нём, для этого нужно время и всестороннее ознакомление с его жизнью и делами. В таких серьёзных делах слухам и враждебной односторонней прессе доверять нельзя без основательной и всесторонней проверки"!
Были и другие свидетели, которые утверждали, что рассказы о разнузданности Распутина – ложь. Один из них – Жерард Шелли, англичанин, автор книги "Пёстрые купола", вышедшей в Нью-Йорке в 1925 году. Он путешествовал по России в 1913 году и встречался с Григорием Ефимовичем. Желая узнать его лично, Шелли сам познакомился с ним и пошёл на званный ужин, где должен был быть и Распутин. Ужин был дан по поводу возвращения в армию офицеров. Шелли пишет, что видел, как Распутин отказался от вина и вообще от спиртного, затем встал и с отвращением вышел, когда пришли цыгане, которых пригласили танцевать. Тогда и Шелли покинул помещение и спросил, можно ли с ним пройтись немного. Распутин ответил:
"Господин, - схватив мою руку своей мощной хваткой. - Грустно! Печально! Как грустно за Россию! Вера и благочестие покинули душу. И воет она как волк у ворот вымершей зачумленной деревни, пугая честных людей. Россия гибнет!"
Итог впечатлений Шелли о Распутине был таков: "Живя недалеко от Распутина, я имел много возможностей, чтобы изучать его взгляды, наблюдать его манеры. Он очень часто приглашал к себе на чай. Из всех безобразных историй, которые рассказывали о нём, я не верил ни одной, потому что не было ни единого доказательства в поведении этого человека, чтобы оправдать подозрения в его злых делах. Стоит только вспомнить подлые, вероломные, гнусные россказни об Императрице и её дочерях, которые изобретало испорченное общество из чистой злобы, а также целый сонм выдумок, чтобы понять, как низко пало это общество".
"В чем обвиняют - не виновен, увидимся на Суде Божием" (Г.Е. Распутин).
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: О. Сергий очень верно подметил факт неприятия так называемыми просвещёнными людьми России нахождения при императорском дворе Григория Распутина именно как мужика. Хотя - и сейчас это известно - Григорий Ефимович бывал там не столь часто, как пытались представить его противники. Простой человек, крестьянин не мог по определению быть личным другом императора. Это надо заслужить каким-нибудь званием или учёной степенью, как, например, Михаил Ломоносов. И несмотря на то, что крестьяне составляли абсолютное большинство в Российской Империи, тем не менее отношение к ним было, если не отрицательным, то снисходительным. Что-то не позволяло людям из образованного общества видеть в крестьянах равных себе людей. Темнота, грубость нравов и многие другие неприятные свойства простого народа отталкивали от себя людей образованных.
Распутин за работой.
К сожалению, в Российской Империи начала ХХ века между крестьянством и особенно знатью пролегла глубокая пропасть. Об этом много написано. Такая проблема возникла не в последнюю очередь от того, что наступил кризис евангельской простоты. Произошло разделение на тех, кто лучше, и тех, кто немного хуже. Что-то похожее можно заметить в людях, которые после рукоположения в священный сан, начинают мнить о себе, что они уже более достойны, чем те, кто не имеет рукоположения. Так же и некоторые чиновники, добравшись, как говорят, до «кормушки», почитают остальной народ «быдлом». И таких примеров, к сожалению, достаточно много.
Очевидно, что в человеческом обществе необходима иерархия. Должны быть начальники и подчинённые. Но человек обязан помнить, что перед Богом все равны, что за каждого человека, несмотря на расовую принадлежность, цвет кожи, национальность, положение в обществе, за каждого пролил Свою Кровь Господь наш Иисус Христос. Однако в человеке, наделённом некими преимуществами, мысль о своём внутреннем превосходстве над другими точит душу. Суть её такова: «Все равны, но есть те, кто равнее».
Именно такой, в основном, подсознательной враждой можно объяснить неприязнь к мужику, ставшему личным другом Царской Семьи.
Но история знает не только мужика рядом с царским престолом, а и более вызывающие примеры.
В начале VI века по Рождестве Христовом императором Второго Рима становится бывший солдат-легионер, не умевший писать, Юстин Первый. Он делает своим соправителем и наследником племянника Юстининана. Будущий император выбирает себе жену из низшего сословия – цирковых артистов. И император Юстиниан, и его супруга императрица Феодора явили образ святых православных государей.
Святые благоверные Царь Юстиниан и Царица Феодора.
Ни простое происхождение, ни даже прошлая, греховная жизнь, не помешали им стать подвижниками православной веры и святыми правителями христианской империи. Потому что былые грехи были исправлены покаянием, а низкое происхождение восполнено принадлежностью к христианству. Ибо Самый благородный, Господь Иисус Христос, Собственной Кровью возвысил достоинство каждого христианина до царского. Апостол Пётр пишет по этому поводу в своём послании: «Итак, Он (Христос) для вас , верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы»(1-е Петра 2:7-10).
Во Христе все благородны, но многие забывают об этом.
К сожалению, пример роли Григория Распутина в истории нашего отечества и отношение к нему со стороны большей части знати и духовенства, обнаружил внутренний раскол российского общества. На этом в нужный момент искусно сыграли творцы революции. Разделяй и властвуй – этот известный дьявольский принцип с успехом применяли большевики. Но, увы, для этого была почва. Одни считали себя лучше других. Сознание собственного превосходства может опьянить многих, поэтому необходимо его бояться и всячески с ним бороться, дабы не попасть в сети дьявола.
На примере жизни и смерти Григория Распутина видно, кем показали себя просвещённые люди. Когда убили русского крестьянина, то за зверское преступление никто не был соответствующим образом наказан. Наоборот, через короткое время над его могилой поглумились и постарались сделать всё, чтобы в памяти людей остался образ развратного, жадного и подлого человека.
Прошло с тех пор уже сто лет. Огромная часть грязной информации сейчас признана клеветой. Но тогда многие люди, доверявшие многочисленным лживым слухам, в справедливом, как им казалось, гневе осуждали и Григория Ефимовича, и Царскую Семью.
Так и сейчас встречаются христиане, которые и молиться-то не позволяют за убиенного, как будто он осуждён Церковью за некую ересь. Как будто человеческая оценка способна решить быть или не быть душе в Царстве Небесном.
Каждого из нас ждёт Страшный Суд. Там узнаем и свою судьбу, и будущее всех людей. Но судить там будет не общественное мнение, неустойчивое и постоянно меняющееся, а нелицеприятный Судия и Создатель Вселенной.
Комментарии
Оставьте комментарий