Свт. Тихон, патриарх Всероссийский.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Под гул большевицких артиллерийских обстрелов Кремля и юнкеров проходили заседания Поместного Собора Российской Церкви, готовившие восстановление патриаршества. Судьба истекающих кровью юных героев и даже героинь мало волновала соборян. Некоторые даже умудрялись по этому поводу шутить. Так владыка Антоний (Храповицкий) сказал тогда: «Не хватайте за головы псов дерущихся» (Притч. 26:27).
София де Боде (1897-1918) - героиня вооруженной борьбы с большевиками в Москве 1917 года. Героически сражалась с красными во время Кубанского Ледяного похода. Офицер-кавалерист. Погибла смертью храбрых при штурме Екатеринодара.
Насколько неуместной была эта цитата Писания в тот момент, святитель понял очень скоро. Ведь именно он возглавит духовенство Белой армии и эмиграции. Но тогда владыка, как впрочем и подавляющее большинство других членов Собора, не делали различия между ордами красногвардейцев и белой гвардией, очевидно, руководствуясь той же апостасийной логикой. Собор по-прежнему молчал и никаким образом не пытался облегчить участь сосланной в Сибирь святой Царской Семьи. Напротив, многие иерархи и другие члены Собора самым активным образом принимали участие в травле, направленной против святых Царственных Мучеников. Даже в знаменитом слове архимандрита, впоследствии архиепископа, Илариона (Троицкого) «Почему необходимо восстановить патриаршество?» немало антицарских тезисов, например: «Орел петровского, на западный образец устроенного, самодержавия выклевал это русское православное сердце».
Св. Царская Семья во время заключения в Тобольске.
Св. архиеп. Иларион (Троицкий).
Были и другие несправедливые слова, которые вполне можно назвать камнями лжи, брошенными в Царскую Семью и всю историю имперской России. К сожалению, этот выдающийся церковный деятель, как и многие его современники, был заражен тлетворным революционным духом, несмотря на свои формально правые убеждения. Еще до февраля 1917-го Государыня вместе с Дочерьми, не жалея себя, трудилась сестрой милосердия, облегчая страдания наших воинов; в то время когда Государь вместе с Царевичем Алексием, рискуя здоровьем, а то и жизнью Наследника, посещал войска, отец Иларион поддерживал антицарскую ложь и ненависть, делая безответственные утверждения. И вот теперь он, говоря о необходимости возрождения патриаршества на Руси, одновременно поносит Царскую Россию. По этому поводу очень точно в своей работе «Архиепископ Иларион Троицкий и православное богословие» прот. Валентин Асмус писал:
«Нападки на Монархию иногда имели у него весьма недостойные формы. В годы Великой войны, когда в антигерманских выпадах печати часто звучал антиромановский подтекст, А. Иларион прямо говорил о немецком правительстве Петра I (с.157), о последнем двухсотлетии как о немецком периоде в русской истории (с.324), о том, что на Руси со времен Петра немцы встали между царем и народом (с.355). Грубые нападения на Монархию не прекратились и после февраля 1917 г.: Самодержавие царское, по петровскому идеалу образовавшееся, все время было враждебно к самостоятельности русской национальной Церкви и в этом отношении, себе на погибель, осталось верно себе до самого конца (с.23). К сожалению, не обошелся он без этого и в своей знаменитой речи на Соборе 1917 г. Эта речь прозвучала как отречение от Самодержавия в тот момент, когда Керенский беззаконно объявил Россию республикой. А. Илариону никто не возражал, и его слова прозвучали как бы от лица Собора. Эта речь была сказана 23 октября, а 25 октября в Петрограде произошел большевицкий переворот».
Очевидно, что Бог поруган не бывает. Страшным и горьким посрамлением обернулись слова тех, кто словом и делом предал Царскую Семью, кто пренебрег предупреждениями Священного Писания, ибо сказано: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24:21).
Можно еще раз согласиться с о. Валентином, что есть прямая связь между той с восторгом принятой на Соборе антицарской речью и триумфальной победой клики Ленина и Троцкого. В той же работе он пишет:
«К сожалению, слово А. Илариона и стоящие за этим словом настроения были чреваты разрушительными последствиями. Революция произошла не потому, что ее хотели Ленины, Милюковы и Родзянки. Она произошла потому, что многие лучшие русские люди потеряли равновесие и разучились ценить то, что имели. Создалась мистическая незащищенность, которая позволила силам ада сделать свой прорыв».
В 1929 году в ленинградской тюремной больнице умер изможденный, бритый заключенный. Можно было с трудом узнать в нем блестящего смелого архиерея Илариона (Троицкого). Так мученическим концом была увенчана жизнь этого замечательного, искренне веровавшего во Христа, но, увы, часто поддававшегося веяниям смутного времени, человека. Он искупил страданиями свой грех и мы обращаемся к святителю Илариону, как к одному из новомучеников Российских. Но не будем забывать исторические уроки, попущенные России Богом, дабы люди прочувствовали, что значит предавать Помазанника Божия и отрекаться от креста своих святых предков. В Церкви уже немало было сказано о предательстве военных, политиков, о необходимости покаяния за эти грехи, но все-таки и до сего дня мало уделяется внимания тому, что измена была и внутри Церкви. Милостью Божией тяжкие испытания пошли на пользу и когда пришла весть о расстреле Царя (первое время большевики скрывали факт убийства всей Царской Семьи), святой патриарх Тихон и большинство других членов Собора постановили поминать убиенного именно как Государя. Святой патриарх Тихон произнес безстрашные и духоносные слова о Царе-Мученике Николае:
«Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. .. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают».
Среди трех кандидатов на патриарший престол, набравших наибольшее число голосов, у св. Тихона была репутация самого мягкого архиерея. Тогда появилась такая присказка: «Антоний – умнейший, Арсений – строжайший, Тихон – добрейший». В своем слове после избрания патриарх Тихон сказал:
«Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе — и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см. 2: 10; 3: 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис. 11: 11–14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистыя Богородицы. Дважды Она, пришествием Своея честныя Иконы Владимiрския, в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от Чудотворного Ея образа. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором. Да прострет же Она – Многомощная – и мне, слабому, руку Своея помощи и да избавит и град сей, и всю страну Российскую от всякая нужды и печали».
Прп. Алексий Зосимовский, вытянувший патриарший жребий, указавший на свт. Тихона.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: 18 ноября 2017 года исполняется ровно сто лет со дня избрания патриархом Всероссийским свт. Тихона на Поместном Соборе Российской Православной Церкви. Это было делом, казавшимся поначалу невозможным, т. к. встретило на Соборе множество противников. Они опасались, что восстановление патриаршества есть умаление соборности, возврат к единоличной форме правления, некое подобие самодержавия в Церкви. Дело в том, что многие соборяне – и даже, увы, считавшие себя монархистами – приветствовали свержение Царя, царская власть казалась им устаревшей формой правления. Только когда к власти пришли большевики и устроили кровавый погром святынь и традиционных русских устоев, мнение избрать патриарха возобладало. Однако характерно, что не была сколько-нибудь поддержана мысль о том, что надо заступиться за заключенного Царя и его Семью, ведь Россия формально продолжала оставаться монархией. Провозглашение Керенским России республикой еще до созыва Учредительного Собрания было беззаконно.
Заседание Поместного Собора 1917-1918 гг. В центре патриарх Тихон.
Один крестьянин на Соборе сказал: «У нас нет больше царя, нет отца, которого мы бы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха». Но ведь Царь был жив и находился со своей Супругой и Детьми на положении арестованного в Тобольске. Значит этот крестьянин, а с ним и соборяне, не возразившие ему, заживо хоронили своего Государя.
Этот грех, который тогда не был ясно осознан, хотя может быть и ощущался соборянами, мы должны помнить при размышлении о значении и последствиях восстановления патриаршества.
Тогда для многих людей избрание патриарха Тихона было радостным событием и вселяло большие надежды на то, что оно поможет преодолеть смуту, охватившую Родину. О таких умонастроениях можно судить по следующему отрывку из ответной речи патриарха по случаю вручения ему жезла свт. Петра, митр. Московского:
«Дивно для всех и мое – Божиим устроением – нынешнее вступление на Патриаршее место, после того, как свыше двухсот лет стояло пусто. Многие мужи, сильные словом и делом, свидетельствованные в вере, – мужи, которых весь мiр не был достоин, не получили, однако, осуществления своих чаяний о восстановлении Патриаршества на Руси, не вошли в покой Господень, в обетованную землю, куда направлены были их святые помышления, ибо Бог призрел нечто лучшее о нас. Но да не впадем от сего, братие, в гордыню. Один мыслитель, приветствуя мое недостоинство, писал: “Может быть, дарование нам Патриаршества, которого не могли увидеть люди, более нас сильные и достойные, служит указанием проявления Божией милости именно к нашей немощи, к бедности духовной”. А по отношению ко мне самому дарованием Патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как многого для сего мне не достает. И от сознания сего священным трепетом объемлется ныне душа моя».
Однако смута на Руси, гонения на Церковь нарастали и патриарх стал той личностью, через которую большевики стремились уничтожить Церковь, превратив ее, по выражению Троцкого «в выкидыш». Тактика большевиков, сознавших, что уничтожить Церковь прямыми гонениями не удастся, что это оттолкнет от советской власти другие страны, состояла в том, чтобы самим руководить Церковью, используя патриарха и его ближайшее окружение. Для этого им надо было заставить патриарха говорить и делать так, как им было угодно. А угодно им было, чтобы Церковь отрицала факты гонений на веру, оправдывала все действия советской власти и исполняла все, что скажет власть. ГПУ угрозами расстрелов духовенства и верующих в одном случае и обещанием легализации церковного управления в другом склоняло патриарха Тихона к таким заявлениям.
Св. патриарх Тихон.
В таких условиях свт. Тихон допускал слабости и даже ошибки. В июне 1923 года он сделал несколько «покаянных» просоветских заявлений. В отношении обращения по поводу Брестского мира в 1918 г., анафематствования в том же году власти и воззвания против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. он заявил: «я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя». В другом его совместном с группой архиереев Воззвании в августе этого же года были такие слова: «Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти… Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти».
В июле 1923 года в беседе с секретарем английского комитета «Руки прочь от России» Коутсом патриарх Тихон заявил, что «ни в каком преследовании какой бы то ни было религии советскую власть обвинять нельзя и что в России каждый сейчас имеет полную свободу следовать своим религиозным убеждениям». В угоду властям патриарх ввел новый стиль и включил в Высший Церковный Совет обновленца прот. Вл. Красницкого.
Но мы тем не менее чтим патриарха Тихона как исповедника, потому что он признавал и исправлял свои слабости и ошибки. Новый стиль он отменил, с Красницким всякие отношения разорвал и дальше вышеприведенных слов о лояльности к советской власти не пошел и при нем церковное управление не стало служанкой ГПУ. Вот как писал об этом протопресвитер Михаил Польский:
«Служение Патриарха было самозащитой Церкви. Патриарх был внешне стеснен. Но он сохранил самоуправление и внутреннюю свободу Церкви. Он не допустил врагов к управлению ею, они могли только насиловать или делать распоряжения церковной власти неисполненными по насилию власти… Словесные выступления, вымученные и вынужденные, исторгнутые насилием безбожников, остались без последствий. Но не слова нужны были большевикам, а сдача внутреннего управления Церкви в их руки».
В тяжелейших условиях свт. Тихон смог пронести крест ответственности за Церковь и за то, чтобы она служила только одному Господину – Христу. Такой же подвиг смог вынести и его преемник, свт. Петр Крутицкий ценой мученичества.
Но если говорить об идее патриаршества как таковой в ХХ веке, после сокрушения православных монархий, то вряд ли она была в условиях враждебного окружения спасительной. Патриарший строй церковного управления представлял и представляет для врагов своего рода ахиллесову пяту для борьбы с Церковью. И эту мысль можно подтвердить на примере Константинопольской Церкви и других Поместных Православных Церквей, высшие иерархи которых в угоду сильным мiра сего оказались предателями Православия, пойдя по пути апостасии и поведя за ней свою паству.
Комментарии
Оставьте комментарий