Дом Г.Е. Распутина в селе Покровском. Таким он был еще в 60 годы ХХ века (снесен в 1980 году). Промыслом Божиим во время сибирской ссылки Царственные Мученики оказались у дома своего убиенного друга.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Поразительно, с какой энергией официальные церковные структуры на рубеже веков бросились на борьбу с памятью о Григории Ефимовиче Распутине. Вновь и вновь выносились на свет старые анекдоты и сплетни о сибирском страннике. Основным доказательством «вины» Распутина выставлялись многочисленные мнения о нём его современников, ныне прославленных как новомученики и исповедники Российские.
Григорий Ефимович за работой.
Особенно «научным» выглядит доклад старого экумениста и гонителя честных православных пастырей митрополита Ювеналия, постоянного члена Священного синода Московской патриархии.
1965 год. Слева направо: архим. Ювеналий (будущий митрополит), секретарь Секретариата по содействию христианскому единству Римско-католической церкви еп. Маурианский Иоанн Виллебрандс, патриарх Алексий I, митр. Никодим (Ротов), иером. Петр (Дюпре).
Он как будто авторитетно заявляет, что «безнравственный характер личной жизни Г. Распутина, сопровождавшейся особенно в Санкт-Петербурге безудержными пьянством и развратом, был неоднократно и неопровержимо засвидетельствован многочисленными и весьма авторитетными современниками. При этом среди обличителей Г. Распутина в личной безнравственности оказывались не только многие авторитетные священнослужители, среди которых были некоторые канонизованные Церковью святые, и многие выдающиеся государственные деятели, но и опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию своей многочисленной агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб, подобные начальникам санкт-петербургского охранного отделения генералам А. В. Герасимову и К. И. Глобачеву» (http://www.patriarchia.ru/db/text/420877).
Однако ни многочисленные воспоминания (имеющие в своей основе услышанные в салонах сплетни) ныне прославленных во святых, ни «информация» Герасимова и Глобачёва, на которую ссылается митрополит Ювеналий, ни свидетельство Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко о «женщинах, совращённых Распутиным», не были подтверждены работой Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства летом 1917 года. Напомню, что целью следствия среди прочего являлось всего лишь собрать доказательства очевидных, как многим тогда казалось, фактов о «грехах» Распутина. Но выводы следователей оказались неутешительными для заказчиков этого дела. Не удалось найти ни одной «совращённой» женщины. А ведь для того времени, если бы такая женщина нашлась, то она оказалась бы в центре всеобщего внимания и почитания, как жертва «кровавого царизма», одним из олицетворений которого была фигура Г.Е. Распутина. Не смогли доказать и «влияние» Распутина на государственные дела, такие как смещение министров и архиереев. Так и работы современных учёных не могут найти доказательства многочисленных «очевидных фактов» распущенности и коварства сибирского странника.
Но для официального церковного руководства это всё ни по чём. Как будто они пытаются перевести внимание людей со своих моральных преступлений на мнимые грехи друга Царской семьи.
Сам патриарх Алексий Второй посчитал необходимым во что бы то ни стало пресечь народное почитание сибирского странника.
13.11.1991 г. Речь патриарха Алексия I перед раввинами в г. Нью-Йорке.
Приведу лишь несколько его известных высказываний.
«В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, "икон" царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, "с черного хода" канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию...»
(Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года).
«В ходе традиционной встречи с представителями ряда российских радиостанций в канун празднования Нового года и Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы журналистов.
В частности, комментируя всплеск общественного интереса к вопросу о возможности церковной канонизации... Григория Распутина, Святейший Патриарх Алексий ответил: «Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство»».
(16.01.2003 ОВЦС МП).
«Некоторые общественные организации, пользуясь периодическими изданиями и интернетом, организуют пропагандистские кампании. Одна из таких кампаний касается ИНН, карточки москвича, паспортов нового образца. Перепись населения 2002 года, из-за рвения не по разуму некоторых пропагандистов, также не обошлась без инцидентов. Такая же ситуация складывается сейчас и с так называемым движением за канонизацию Распутина и Ивана Грозного…»
(Из Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 25 марта 2003 года).
Два ветерана руководства МП патриарх Филарет (Денисенко) и митр. Владимiр (Сабодан)
Ему вторил митрополит Владимир (Сабодан) предстоятель УПЦ (МП) горячий почитатель пьяницы-русофоба Тараса Шевченко:
«Те, кто выступает за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина, руководствуются явно нецерковными и псевдодуховными соображениями. Это таит большую опасность внести в церковную среду соблазн, посеять недоверие, сомнение, дискредитировать идею святости и стать причиной раскола. Эта идея носит провокационный характер…»
(Из интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, редакции журнала "Камо грядеши").
Митр. Лонгин с католическими архиереями.
Не остался в стороне и нынешний митрополит Лонгин Саратовский и Вольский, повторив стандартные обвинения против Григория Ефимовича Распутина:
«Сейчас мы имеем свидетельства о жизни и поведении Распутина многих выдающихся людей, в том числе и причисленных к лику святых, таких, как архиепископ Феофан (Быстров) или святитель Гермоген Тобольский (Долганев). Есть свидетельства о том, что, по крайней мере, в конце своей жизни этот человек пал, и пал достаточно глубоко, так что ни о каком прославлении, канонизации речи быть не может…»
(Из ответа епископа (ныне митрополита) Саратовского и Вольского Лонгина на вопрос о возможности канонизации Григория Распутина на епархиальном сайте "Православие и современность").
Такое однозначное осуждение сибирского странника многочисленными иерархами и всей системой Московской патриархии вызывает справедливое недоверие в среде народа. Встаёт вполне закономерный вопрос: «А судьи кто?». Вчерашние сотрудники безбожных властей, гонители искренних архипастырей и священников, нравственно-разложившиеся люди, боязливые приспособленцы?
Никто не может быть застрахован от лжи и клеветы в свой адрес, особенно если старается жить благочестиво во Христе Иисусе. Это касается не только тех, кто работает Господу с самого утра, но и тех, кто пришёл на ниву Христову в одиннадцатом часу. Слуги тьмы до конца времён будут стараться искренних учеников Господа измазать грязью, а нераскаянных грешников приводить как пример для подражания. Потому каждый православный христианин потенциально должен быть готов к клевете в свой адрес и даже открытым гонениям, помня слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15:20-21). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
Икона конца XV века "Сошествие во ад".
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: В качестве еще одного компетентного свидетельства можно привести очерк, составленный в марте 1919 года в Екатеринодаре Владимиром Михайловичем Рудневым.
Очерк В.М. Руднева, изданный в Русском Зарубежье.
В марте 1917 года, состоя товарищем прокурора Екатеринославского окружного суда, он по распоряжению Керенского был командирован в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств». В комиссии он работал до августа 1917 года, когда подал рапорт об отчислении из-за того, что председатель комиссии Муравьев попытался понудить его на явно пристрастные действия. За время работы Рудиным «были разобраны и осмотрены архивы Зимнего дворца, Царскосельского и Петергофского дворцов, а равно личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей, а также переписка, отобранная при обыске у епископа Варнавы, графини Игнатьевой, доктора Бадмаева, В. Н. Воейкова и других прежде высокопоставленных лиц».
Владимир Михайлович Руднев – несомненно, честный человек, пытавшийся найти истину в вопросе о влиянии «темных сил» на царскую политику. Он писал: «Прибыв в Петроград в следственную комиссию, я приступил к исполнению моей задачи с невольным предубеждением относительно причин влияния Распутина, вследствие читанных мной отдельных брошюр, газетных заметок и слухов, циркулировавших в обществе, но тщательное и беспристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины».
И действительно, Руднев развенчивает многие домыслы о Царской Семье, о Распутине. Однако сам Руднев не смог до конца быть объективным в своих оценках Григория Ефимовича и это бросается в глаза при чтении его записки.
В.М. Руднев пишет о Распутине: «...наконец, он попадает и в Царский Двор. Здесь, у него, видимо, пробуждаются заглохшие низкие инстинкты, и он превращается в тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости.
При этом надо заметить, что он свою роль выдерживает с удивительно продуманной последовательностью. Как показало обследование переписки по сему поводу, а затем, как подтвердили и свидетели, Распутин категорически отказывался от каких-либо денежных пособий, наград, почестей несмотря на прямые, обращенные предложения со стороны Их Величеств, как бы тем самым подчеркивая свою неподкупность, безсребреность и глубокую преданность Престолу, предупреждая в то же время Царскую Семью, что он единственный предстатель за них пред Престолом Всевышнего, что все завидуют его положению, все интригуют против него, все клевещут на него и что поэтому к таким доносам надо относиться отрицательно. Единственно, что позволял себе Распутин, это оплату его квартиры из средств Собственной Его Величества Канцелярии, а также принимать подарки Собственноручной работы Царской Семьи — рубашки, пояса и пр.»
Таким образом, отказ Распутина «от каких-либо денежных пособий, наград, почестей несмотря на прямые, обращенные предложения со стороны Их Величеств» был вызван не искренностью Григория Ефимовича, а его коварством. Других причин, по мнению Руднева, быть не может.
Далее он пишет:
«К сказанному выше необходимо добавить, что Распутин несомненно обладал в сильной степени какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую психику, представлявшей род гипноза. Так, между прочим, мной был установлен несомненный факт излечения им припадков пляски св. Витта у сына близкого знакомого Распутина — Симановича, студента Коммерческого института, причем все явления этой болезни исчезли навсегда после двух сеансов, когда Распутин усыплял больного.
Запечатлен мною и другой яркий случай проявления этой особенной психической силы Распутина, когда он был вызван зимой 1914—1915 гг. в будку железнодорожного сторожа Царскосельской дороги, где после крушения поезда лежала в совершенно бессознательном состоянии с раздробленными ногами и с трещинами в черепе Анна Александровна Вырубова.
Фрейлина и друг Государыни Анна Александровна Вырубова.
Государыня Императрица Александра Федоровна и А.А. Вырубова.
Около нее в то время находились Государь и Императрица. Распутин, подняв руки кверху, обратился к лежащей Вырубовой со словами: “Аннушка, открой глаза”. И тотчас она открыла глаза и обвела комнату, в которой лежала. Конечно, это произвело сильнейшее впечатление на окружающих, а в частности, на Их Величеств, и естественно содействовало укреплению его авторитета.
Вообще надо сказать, Распутин, несмотря на свою малограмотность, был далеко незаурядным человеком и отличался от природы острым умом, большой находчивостью, наблюдательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться, особенно давая характеристики отдельным лицам. Его внешняя грубость и простота обращения, напоминая порой юродивого, были несомненно искусственны, чтобы подчеркнуть свое крестьянское происхождение и свою неинтеллигентность».
По мнению Руднева, «внешняя грубость и простота обращения», напоминавшая юродивого, были у Распутина «несомненно искусственны». Но неужели Руднев думает, что Григорий Ефимович мог вести себя и выражаться, как утонченный интеллигент, несмотря на крестьянское происхождение и на то, что с трудом и крайне неразборчиво писал? Очевидно, что и здесь явная предвзятость.
Читаем далее Руднева:
«Ввиду того, что в периодической прессе уделялось слишком много внимания половой разнузданности Распутина, ставшей синонимом его фамилии, на это обстоятельство при производстве следствия было также обращено надлежащее внимание, а богатейший материал для освещения его личности с этой стороны оказался в данных того самого негласного наблюдения за ним, которое велось охранным отделением; при этом выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц. Что же касается близости его к дамам высшего общества, то в этом отношении никаких положительных материалов наблюдением и следствием добыто не было».
Вот здесь бы и привести конкретные факты «оргий» – где, когда и с кем. Неужели у Руднева в памяти не сохранились самые вопиющие, разнузданные факты? Их можно было бы назвать. Но Руднев не называет. А с учетом того, что без такой конкретики «оргией» при желании можно назвать и обыкновенное посещение ресторана, и здесь возникает ощущение явной предвзятости. Возможно, какие-то падения у Григория Ефимовича могли быть, но какие именно и в какой степени они преувеличены и раздуты, этого мы не знаем. Мы можем об этом только догадываться. Известно, что многое фабриковалось, когда начальником Корпуса жандармов был генерал Джунковский.
В.Ф. Джунковский. С 1913 по 1915 годы занимал пост Командующего Отдельным корпусом жандармов. Известная исследовательница масонства Н. Берберова, а также другие авторы пишут о том, что Джунковский был масоном. Расстрелян по постановлению тройки НКВД в 1938 году.
Именно его стараниями была сфабрикована и пущена в ход история с посещением Григорием Распутиным 26 марта 1915 года московского ресторана «Яр», где последний, якобы, обнажил в пьяном угаре свои половые органы. По воспоминаниям Джунковского, написанным им после 1917 года, он 1 июня 1915 года доложил об этом Государю, передав ему единственный экземпляр донесения. Однако это «совершенно секретное и личное», составленное Джунковским в «одном экземпляре» донесение вскоре было растиражировано и пошло гулять по рукам.
Флигель-адъютант Н.П. Саблин и Царевич Алексий. Могилев. 1915 г.
Государь послал в Москву флигель-адъютанта Н.П. Саблина выяснить суть дела. Тот обратился к занимавшему в марте 1915 года пост московского градоначальника Адрианову (кстати, уволенному Джунковским). Адрианов показал, что «по проведенному им самим расследованию Распутин не принимал участия ни в каких неприличиях и непристойностях в ресторане «Яр»». Полицейские чины в Москве заявили, что все «документы переданы генерал-майору Джунковскому».
Вот тогда-то и открылось, что доказательств скандального случая у Джунковского нет никаких. После этого в глазах Государя и Государыни он потерял доверие, хотя они, возможно, и не представляли, что Джунковский не только составил свое донесение на основе непроверенных данных, но и являлся инспиратором этой истории. В августе 1915 года Государь относительно главы Корпуса жандармов Джунковского дал такое распоряжение министру внутренних дел: «Настаиваю на немедленном отчислении Джунковского от должности с оставлением в Свите». Подобная формулировка, хоть и смягченная указанием на оставление в свите, означала изгнание со службы. Это был редчайший случай такого сурового наказания. Подробности можно узнать в книге доктора исторических наук А.Н. Боханова «Распутин: анатомия мифа» (одно из изданий: Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. Глава «Генерал с масонской отметиной»).
Доктор исторический наук А.Н. Боханов.
Книга А.Н. Боханова, развенчивающая многие домыслы в отношении Распутина.
Еще один пример предвзятости Руднева:
«Вообще Распутин по природе был человек широкого размаха. Двери его дома были всегда открыты. Там всегда толпилась самая разнообразная публика, кормясь на его счет. В целях создания вокруг себя ореола благотворителя по слову Евангелия: “Рука дающего да не оскудеет”, Распутин, постоянно получая деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к нему обращавшимся тоже с какими-либо просьбами, даже и не материального характера. Этим он создавал себе популярность благотворителя и безсребреника.
Кроме того, большие суммы Распутин сорил по ресторанам и загородным садам, вследствие чего никаких особенных средств после его смерти семья его, проживавшая в Сибири, не получила».
Вот так! Если раздавал деньги бедным, то не иначе как для того, чтобы создать себе славу благотворителя и безсребренника. А почему мы не можем допустить, что Григорий Ефимович делал это искренне, руководствуясь упомянутыми словами Евангелия? Ничего не накопил, так что и семья его никаких особенных сумм не получила после его смерти.
Относительно просьб, с которыми обращался Распутин к разным государственным лицам, Руднев приводит любопытные сведения, разоблачающие ложь о его влиянии на политику.
«Следствием был собран многочисленный материал относительно просьб, проводимых Распутиным при Дворе; все эти просьбы касались, как было выше указано, назначений, перемещений, помилований, пожалований, проведения железнодорожных концессий и других дел, но решительно не было добыто никаких указаний о вмешательстве Распутина в политические дела, несмотря на то, что влияние его при Дворе, несомненно, было огромное. Примеры этого влияния очень многочисленны; так, между прочим, при обыске в канцелярии Дворцового коменданта генерала Воейкова, было обнаружено несколько писем на его имя такого содержания: “Генералу Фавееку. Милой, дорогой, устрой ее. Григорий”. На подобных письмах оказались отметки, сделанные рукой Воейкова, сводившиеся к указанию имени, отчества и фамилии просителей, их места жительства, содержание просьбы, отметки об удовлетворении просьбы и об оповещении просителей, тождественного содержания <письма> были обнаружены и у бывшего Председателя министров Штюрмера, а равно и у других высокопоставленных лиц. Но все эти письма касались исключительно просьб об оказании личных протекций по поводу разных случаев в жизни лиц, о которых ходатайствовал Распутин».
Б.В. Штюрмер, председатель Совета министров с января по ноябрь в 1916 году. В феврале 1917 года арестован Временным правительством, скончался в тюремной больнице.
«Из всех государственных деятелей Хвостов был ближе всех к Распутину, что же касается до столь нашумевших отношений его со Штюрмером, то в действительности отношения эти не выходили из области обмена любезностями: Штюрмер, считаясь с влиянием Распутина, исполнял его просьбы относительно устройства отдельных лиц, посылал Распутину иногда фрукты, вино и закуски, но данных о влиянии Распутина на направление внешней политики Штюрмера следствием не было добыто решительно никаких».
А.Д. Протопопов, последний министр внутренних дел Российской империи. В октябре 1918 года расстрелян в Москве большевиками.
«Среди бумаг Протопопова, так же как и среди бумаг всех остальных высокопоставленных лиц, не было найдено ни одного документа, указывавшего на влияние Распутина на внешнюю или внутреннюю политику».
Еще одна характерная цитата, которая говорит больше о самом Рудневе:
«Признавая на основании всего следственного материала несомненно его [Г.Е. Распутина] большое влияние на Царскую Семью, этот же следственный материал приводит к несомненному же заключению, что источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного, действительного предстателя и молитвенника за Государя, Его Семью и Россию перед Богом. Причем наличность этой святости усматривалась Царской Семьей в отдельных случаях в исключительном воздействии Распутина на психику приближенных ко Дворцу лиц, как например, о чем указано выше, приведение в сознание г. Вырубовой, затем благотворное влияние на здоровье Наследника и ряд удачных предсказаний, при этом, конечно, указанное воздействие на психику должно быть объяснено наличностью необыкновенной гипнотической силы Распутина, а верность предсказаний — всесторонним знанием им условий придворной жизни и его большим практическим умом».
Вот это «конечно… должно быть объяснено» гипнотической силой и практическим умом наиболее ярко, как мне кажется, говорит о предвзятости Руднева. А почему чудесные факты должны, «конечно», объясняться естественными причинами? Если мы верим в Бога, то не можем согласиться с таким выводом. Мы должны допускать, что Бог мог помогать по молитвам Григория Ефимовича.
Следующие строки о св. Государыне Рудина, человека, настроенного по отношению к Царской Семье предвзято, но стремившегося к объективности, говорят сами за себя:
«Нравственный облик Императрицы Александры Федоровны достаточно ярко выяснился для меня из ее переписки с А. А. Вырубовой и с Государем. Эта переписка, веденная на французском и на английском языке, была вся проникнута горячим чувством любви к Мужу и Детям. Воспитанием и образованием своих Детей Императрица заведовала лично сама, почти по всем предметам, кроме узкоспециальных. В помянутой переписке Императрица неоднократно указывала на то, что Детей не надо баловать игрушками и пробуждать у них страсть к роскоши. Вместе с тем, также переписка носила печать глубокой религиозности.
Государь с Государыней.
Государыня в письмах к Мужу часто описывает свои переживания во время прослушанных ею богослужений и часто говорит о чувстве полного удовлетворения и нравственного покоя, которые она испытывала после горячей молитвы. Вообще надо заметить, что во всей этой обширной переписке почти нет никаких указаний или рассуждений на политическую тему; переписка эта носит чисто интимный, семейный характер. Те места переписки, в которых говорится о Распутине, именуемым в ней “Старцем”, достаточно освещают отношения Императрицы к этому человеку, как к проповеднику Слова Божия, к прорицателю и искреннейшему молитвеннику за Царскую Семью. Во всей этой переписке на протяжении почти десяти лет мне не попалось ни одного письма, написанного на немецком языке, а допросом приближенных ко Двору лиц я установил, что немецкий язык еще задолго до последней всемирной войны при Дворе не применялся. В связи с упорными слухами об исключительной симпатии Императрицы к немцам и о существовании в Царских Покоях прямого провода на Берлин мною были тщательно произведены осмотры помещений Императорской Фамилии, причем никаких указаний на сношение Императорского Дома с немецким во время войны установлено не было.
При проверке же мною слухов об исключительно благожелательном отношении Императрицы к раненым военнопленным немцам, выяснилось, что отношение ее к раненым немцам было таким же одинаково теплым, как и к раненым русским воинам, причем такое свое отношение к раненым Императрица объясняла выполнением лишь Завета Спасителя, говорившего, что кто посетит больного, тот посетит Его самого.
В силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного болезненного состояния Императрицы, вследствие ее болезни сердца Царская Семья вела удивительно замкнутый образ жизни, что естественно способствовало самоуглублению и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно исключительный, преобладающий характер. На почве этой религиозности Императрица Александра Федоровна вводила монастырский устав Богослужения в некоторых придворных Церквах и с особым наслаждением, несмотря на болезненное состояние, выстаивала до конца длившиеся долгими часами службы. Это исключительное настроение Императрицы Александры Федоровны и послужило единственной причиной преклонения ее перед личностью Григория Распутина, который несомненно, как уже было объяснено, обладая способностью внушения, благотворно действовал в некоторых случаях на состояние здоровья тяжко больного Наследника. При этом, вследствие своей религиозной настроенности, Императрица не могла объективно оценивать источник несомненно поразительного влияния Распутина на состояние здоровья Наследника и искала этот источник не в гипнотической силе, а в тех высших Небесных Силах, которыми был наделен, по ее глубокому убеждению, за свою святую жизнь Распутин».
Таким образом, по мнению В.М. Руднева, религиозная настроенность Императрицы мешала ей быть объективной в оценке Г.Е. Распутина. И это при аналитическом складе ума Царицы, что Руднев также отмечает! На мой взгляд, этот вывод больше говорит о вере самого Руднева или скорее о ее отсутствии, поскольку такое поверхностное суждение характерно для атеиста или нигилиста, каковых, увы, стало много в России ко времени революции.
Григорий Ефимович Распутин.
Мы должны ясно осознать, что Царская Семья, которая непосредственно общалась с Григорием Ефимовичем Распутиным, имела о нем мнение как о Божием человеке. Это мнение очевидцев, как говорится, из первых рук. Это мнение людей не просто честных, а высоконравственных, святых. Почему же оно отвергается до сих пор даже в среде почитателей Царственных Мучеников? Нет ли тут черной тени того греха, о котором Государь написал: «Кругом измена, и трусость, и обман»?
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Распявшие Христа уходили от креста, бия себя в грудь (Лк. 23:48). Шли дни, но совесть и память пробуждали в их сознании картины ужаснейших издевательств и распятия Богочеловека Христа. Они нашли в себе силы покаяться и прийти в Церковь после проповеди св. ап. Петра в день св. Пятидесятницы. Они стали вновь детьми Божиими и духовными чадами Пресвятой Девы Марии и св. апостолов.
Проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы.
Покаяние присутствует в жизни Церкви с самого ее начала. Без покаяния Церковь не Церковь и христианин не христианин. Одним из главных признаков истинной Церкви является покаяние ее членов. К сожалению, очень часто мы, церковные люди, заражаемся горделивым чувством триумфализма и зазнайства. Потому так нам порой трудно мыслить без шаблонов и штампов.
Члены Третьего Всезарубежного Собора. 1974г.
Дивный пример подлинной Церкви явила РПЦЗ, принеся покаяние за гонение на старообрядцев. На Всезарубежном Соборе 1974 года и в обращении к ревнителям старых обрядов иерархов нашей Церкви в 2000 году звучат удивительные, врачующие любовью и раскаянием слова. Хотя для многих признать, что гонения на старообрядцев были великим грехом, очень трудно. Ведь не секрет, что в них по неведению своему принимали участие даже достойные и святые люди.
Полагаю, что такое же дерзновенное трезвомыслие нам требуется и при рассмотрении вопросов, связанных с жизнью и мученической кончиной Григория Ефимовича Распутина. Мы знаем намного больше, чем наши предки, о подлинной истории этого таинственного человека. Вихри прошедшего столетия выбросили на берег факты и свидетельства, помогающие нам взглянуть на то, что случилось уже более ста лет тому назад совсем иным образом.
Мы часто слышим ссылки на некоторых святых и героев Белого Зарубежья, что они относились крайне отрицательно к Григорию Распутину. Да, верно. Но почти все эти утверждения основываются на салонных разговорах, сплетнях, статьях, оплаченных врагами православной России. К сожалению, мы, русские, бываем слишком доверчивы.
Я далек от мысли о необходимости немедленной канонизации Григория Ефимовича Распутина, как этого требуют некоторые энтузиасты. Но признать то, что он был оклеветан, необходимо. Были ли падения и грехи у Распутина? Тех, о которых трубит весь мiр, не было. Но, конечно, мы не можем исключать ошибок или даже падений сибирского странника, свойственных всем людям. Всё это нуждается в пристальном внимании православных историков и исследователей. Но если и были грехи, то он их смыл мученической кровью.
Очевидно, Григорий Распутин обладал даром молитвы и подлинно христианской любви. Он принял мученическую кончину. Поэтому не случайно, что уже под водой Распутин сумел освободить одну из рук и сложить свои персты для крестного знамения. Так и умер.
Почему многие из нас отказываются уважать взгляды на Распутина св. Царевича Алексия и свв. Царевен-Мучениц, на чьих израненных телах после зверского убийства нашли медальоны с портретами Распутина? Почему такое неуважение к точке зрения св. Императора Николая Александровича и св. Императрицы Александры Федоровны?
Когда под арестом св. Царскую Семью в августе 1917 года увозили в неизвестном направлении, Государыня написала ближайшей своей подруге и сомолитвеннице Анне Вырубовой, только недавно выпущенной из Петропавловской крепости: «Нам не говорят, куда мы едем (узнаем только в поезде) и на какой срок, но мы думаем, что туда, куда ты недавно ездила – святой зовет нас туда и наш друг».
Святая прозорливая Императрица была права. Их везли в Сибирь. Дважды Царская Семья поклонится дому Григория Распутина. Первый раз это случится, когда они будут проплывать село Покровское на пароходе «Русь», следуя в Тобольск. Августейшие страдальцы встанут, как свечи, смотря на берег и вспоминая пророчество сибирского старца. Второй раз Государь, Государыня и Великая княжна Мария проедут на убогих повозках Покровское 27 апреля 1918 года, следуя под конвоем в Екатеринбург. Они увидят в окне семью Распутина. Царица благословит ее крестным знамением.
Дом Распутиных нарисованный Великой Княжной Марией Николаевной при проезде Августейших Узников села Покровское.
Село Покровское, сфотографированное 8(21) мая 1918 г. с парохода «Русь» учителем Царских Детей Ч.С. Гиббсом во время переезда из Тобольска в Екатеринбург.
Для Царской Семьи это было свято, значимо, промыслительно. А для нас?
Сколько таких поразительных, таинственных, чудес-совпадений, связанных с этой великой дружбой святой Царской Семьи и простого странника-мужика! Сколько раз Господь являл грозные знаки вразумления, а мы всё продолжаем судить о нашем святом прошлом по советским и голливудским фальшивкам или салонным сплетням, сведшим Российскую империю в могилу! Как бесновался мiр под ритмы известной группы «Бони М». Гвоздем их программы была известная песня «Распутин». Бог долго терпит, да метко бьет.
Фаррелл в роли Распутина исполняет музыкальный пасквиль.
Группа "Бони М" в антицарском угаре поет песню "Распутин".
Солист «Бони М», исполнявший адскую пародию на Распутина, Бобби Фаррелл, приехал в 2010 году в Россию. И надо же было такому случиться, что именно в годовщину убийства Распутина, 30 декабря, именно там, в Петербурге, где случилось это злодеяние Фаррелл скоропостижно скончался. А ведь таких случайностей тысячи.
Неужели мы не понимаем, что соглашаясь с хулой на Распутина, прямо или косвенно участвуем в ритуальном убийстве святой Царской Семьи. Можно признать, что это было не вполне понятно еще несколько десятилетий назад, но сегодня Господь как никогда ясно указывает на всю самоубийственность антираспутинской мифологии.
Великая княгиня Ольга Александровна (1882-1960), младшая дочь Императора Александра III, сестра св. Императора Николая II, в годы Великой войны безстрашная сестра милосердия. Оставалась верна Царю до конца своих дней. Талантливый художник.
Вспомним одну из немногих, кто оставалась верна Царю и его Семье всегда. Я говорю о Великой княгине Ольге Александровне, родной сестре св. Царя-Мученика Николая. Давайте обратимся к тому, что поведала Великая княгиня Ольга канадскому журналисту и знатоку иконописного искусства Йену Ворресу.
«Великая княгиня Ольга Александровна была завсегдатаем Александровского дворца.
– Мне представляется, что Ники и Алики ценили то, что я не вмешивалась в их сугубо личные дела. Я вменила себе за правило никогда не задавать вопросов или же давать непрошенные советы, тем более, вторгаться в их частную жизнь.
Разумеется, я в душе надеялся, что Великая княгиня заговорит о Распутине. К моему удивлению, сначала она отнеслась к подобному вопросу с большой неохотой.
– Распутин стал главным персонажем истории, которую весь мир воспринял, как сущую правду. Все, что я захотела бы рассказать о нем, люди или пропустили бы мимо ушей, или сочли бы за небылицу. Все, что написано про этого человека, настолько приукрашено или искажено, что публика фактически не в состоянии отделить подлинные факты от вымысла.
Но я стал приводить разного рода доводы и в конце концов сумел убедить Великую княгиню, что ее долг перед своей семьей не исключать тему о Распутине из своих воспоминаний. Я отметил, что из всех Романовых, оставшихся в живых, она была единственной представительницей Императорской фамилии, которая имела возможность наблюдать за интимной жизнью ее брата и его супруги. Великая княгиня очень терпеливо выслушала мои аргументы. Я видел, что тема была ей очень неприятна. Но выбора у меня не было: я был убежден, что обойти тему Распутина в своих воспоминаниях она не может.
Наконец, она проговорила:
– Пожалуй, вы правы. Да, я действительно не только знала Ники и Алики слишком хорошо, чтобы поверить всем гнусным сплетням, но я знала и сибиряка слишком хорошо, чтобы знать пределы его влияния во дворце. Обо всем этом написаны горы книг. Но, скажите на милость, кто из их авторов имел возможность получать сведения из первых рук? Мне на память приходят только два имени.
Ни одного из них Великая княгиня не назвала, но заявила, что все остальные руководствовались лишь слухами, да сплетнями, рождавшимися в стенах великокняжеских дворцов и неуемной болтовней завсегдатаев петербургских и московских гостиных.
– Возьмем, к примеру, воспоминания Палеолога, французского посла. Его посольство было всего лишь большим петербургским салоном. Он похвалялся своей дружбой с тетей Михен [тетя Михен или Михень – Великая княжна Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича.]. Его мнимая конфиденциальная информация относительно моего брата, его супруги и Распутина – была всего лишь выжимкой из сплетен и слухов, распространявшихся в гостиных петербургского света, в особенности, в салоне тети Михен. Он действительно встречался с этим человеком раз или два, но никогда не приезжал в Царское Село неофициально, а аудиенции – вовсе не повод для доверительных разговоров. Но Палеолог предпочел выставить себя в качестве авторитета по нашим делам, и читающая публика клюнула на его удочку.
Я не сразу решился задать Великой княгине следующий вопрос:
– Неужели вы не считали Распутина злым гением?
Определение мое оказалось неудачным. Великая княгиня почти сердито посмотрела на меня.
– Ну еще бы. Мефистофель, да и только, – заметила она язвительно. – Именно таким он предстает в воображении нынешней публики, не знающей чувства меры, причем, легенда эта начала создаваться еще при жизни Распутина. Я знаю: то, что я намерена сказать, разочарует очень многих из тех, кто охоч до пикантных разоблачений. Однако я полагаю, что давно пора свести этого сибирского крестьянина до его подлинных размеров и значения. Для Ники и Алики он всегда оставался тем, чем он был – человеком глубоко религиозным, который обладал даром исцеления. Ничего таинственного в его встречах с Императрицей не было. Все эти мерзости родились в воображении людей, которые никогда не встречали Распутина во дворце. Кто-то причислил его к штату придворных. Многие другие сделали из него монаха или священника. На самом деле он не занимал никакой должности ни при дворе, ни в церкви. И, если не считать его несомненной способности исцелять людей, в нем не было ничего впечатляющего или притягательного, как думают некоторые. Он был обыкновенным странником.
Странник – это мирянин-богомолец. Таких странников было много в старой Руси. Они бродили от монастыря к монастырю, из одной деревни в другую, наставляя людей и утешая, иногда исцеляя хворых, и питались подаянием. Церковные власти не всегда поощряли странников, зачастую подозревая их в ереси. Если же они проповедовали простому народу, то их следовало заключить в острог. Но Распутина нельзя было назвать странником. У них не было ни дома, ни семьи. У Распутина же была жена и трое детей, да и собственный дом в селе Покровское. По словам Великой княгини, странствуя, Распутин никогда не оставлял своими заботами семью. Он был крепко привязан ко всем своим близким.
Ничего не известно о том, кем был дед Распутина. Отец его, Ефим, поселился в сибирской деревне неподалеку от Тобольска. Там, в селе Покровское, их семью стали называть просто «новые». Распутин – имя, под которым сын Ефима вошел в историю, представляло собой презрительную кличку (слово имеет два значения: бродяга и сластолюбец), которая закрепилась за Григорием после одной или двух греховных историй с молодыми девушками, жившими поблизости от села. Он решил сохранить это прозвище после его обращения к Богу, в знак уничижения.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский.
В Петербурге о нем впервые узнали в 1904 году. Отец Иоанн Кронштадтский, впоследствии причисленный к лику святых, встретился с крестьянином и был глубоко тронут его искренним раскаянием. Распутин не пытался скрывать свое греховное прошлое. Видя, как тот молится, отец Иоанн поверил в его искренность. Две сестры, Анастасия Николаевна, тогда герцогиня Лейхтенбергская (впоследствии вышедшая замуж за Великого князя Николая Николаевича-младшего), и Милица Николаевна, жена Великого князя Петра Николаевича, которые были горячими почитательницами отца Иоанна Кронштадтского, приняли у себя во дворце сибирского странника. Всякий, кто встречался с ним, был убежден, что он – «человек Божий». Однако Распутин, несмотря на теплый прием в Петербурге, долго там не задержался и отправился в очередное свое паломничество.
Брат и сестра - св. Император Николай и Великая княгиня Ольга Александровна. Находясь в изгнании в далекой Канаде, когда Великую княгиню Ольгу спрашивали, молится ли она за брата, она отвечала: "Не за него, а Ему. Он мученик". Эти слова она произносила за многие десятилетия до канонизации Царственных Мучеников.
1 ноября 1905 года Император записал у себя в дневнике: «Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губ.» А 13 октября 1906 года отметил: «В 6 1/4 к нам приехал Григорий, он привез икону Св. Симеона Верхотурского, видел детей и поговорил с ними до 7 1/2».
К тому времени, как впоследствии узнала Великая княгиня Ольга Александровна, вокруг имени Распутина стали ходить какие-то слухи.
– Важно иметь в виду, что Ники и Алики прошлое Распутина было хорошо известно. Совершенно неверно полагать, будто они его считали святым, неспособным ни на что дурное. Повторяю еще раз – причем с полным правом – ни Государь, ни Императрица не обманывались насчет Распутина и не имели ни малейших иллюзий на его счет. Беда в том, что публика не знала всей правды; что же касается Ники или Алики, то они, благодаря своему положению, не могли заниматься опровержением лжи, распространявшейся повсюду. Теперь представим себе, как все было. Во-первых, существовали тысячи и тысячи простых людей, которые твердо верили в силу молитвы и дар исцеления, которыми обладал этот человек. Во-вторых, к нему благосклонно относились иерархи церкви. Общество же, падкое на все новое и необычное, последовало их примеру. Наконец, родственница Ники приняла у себя во дворце сибиряка и познакомила с ним моего брата и его жену. И когда это произошло? В 1906 году, когда состояние здоровья моего маленького племянника стало для них источником бесконечных забот и волнений. Я где-то читала, будто Распутин проник во дворец благодаря Анне Вырубовой [А.А.Танеева (Вырубова) – фрейлина Государыни Императрицы.], которая тем самым надеялась усилить собственное влияние на Императорскую чету. Это совершенный вздор. Анна никогда не имела на них влияния. Сколько раз, бывало, Алики говорила мне, что ей так жаль «эту бедную Аннушку». Она была совершенно беспомощна и наивна, как ребенок, и очень недалека. В натуре ее было много от истерички. Она цеплялась за Распутина, как за якорь, но никогда не обращала на него внимание Алики.
Григорий Ефимович Распутин.
Истинная правда, после того, как Распутин несколько раз побывал во дворце, чересчур приукрашенные рассказы о его влиянии при дворе побудили многих использовать этого сибирского крестьянина в своих собственных честолюбивых целях. Распутина осаждали просьбами, щедро одаряли, но для себя он ничего не оставлял. Я знаю, что он помогал беднякам – как в Петербурге, так и в других местах. И я ни разу не слышала, чтобы он что-то просил у Алики или Ники для самого себя. Но за других хлопотал. Я убеждена, что его преданность моему брату и его супруге была лишена каких бы то ни было эгоистических интересов. Он без труда смог бы скопить себе целое состояние, но когда он умер, то все, что у него осталось, это библия, кое-что из одежды и несколько предметов, которые подарила ему Императрица для его личных нужд. Даже мебель у него в квартире на Гороховой в Петербурге ему не принадлежала. Он действительно получал крупные суммы денег, но все деньги он раздавал. Себе он оставлял лишь на то, чтобы обеспечить свою семью, жившую в Сибири, пищей и одеждой. А если к концу своей жизни он и приобрел определенное политическое влияние, то лишь оттого, что к этому его принудили некоторые беспринципные, не знающие, что такое жалость, люди.
Тут Великая княгиня остановилась и посмотрела на меня вопросительно.
– Знаю, судя по всему тому, что я вам рассказала, можно подумать, будто я поклонница Распутина. Однако, скажу прямо, он никогда мне не нравился. И все равно, в интересах истории нельзя руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями.
Ольге Александровне отчетливо запомнился тот осенний день 1907 года, когда она впервые встретила Распутина в царскосельском Александровском дворце. В то время Великая княгиня жила в Санкт-Петербурге, но раза два или три в неделю, иногда чаще, ездила в Царское Село. В тот день ей предложили остаться на обед. Других гостей не было. По окончании трапезы Император сказал сестре: «Пойдем со мной, я познакомлю тебя с русским крестьянином, хорошо?»
Она последовала за Государем и Императрицей и по лестнице поднялась на детскую половину. Няни укладывали в постель четверых Великих княжон и их маленького брата, надевших белые ночные пижамки. Посередине комнаты стоял Распутин.
– Когда я его увидела, то почувствовала излучаемые им ласку и тепло. По-моему, дети его любили. В его обществе они чувствовали себя совершенно непринужденно. Помню их смех при виде маленького Алексея, который скакал по комнате, воображая, что он зайчик. Неожиданно для всех Распутин поймал ребенка за руку и повел его к нему в спальню. За ними последовали и мы с Ники и Алики. Наступила тишина, словно мы оказались в церкви. Света в спальне Алексея не было, горели лишь свечи перед чудными иконами. Ребенок стоял, не шевелясь, рядом с рослым крестьянином, склонившим голову. Я поняла, что он молится. Картина произвела на меня сильное впечатление. Я поняла также, что мой маленький племянник молится вместе с ним. Я не могу всего объяснить, но я была уверена, что этот человек совершенно искренен.
После того, как детей уложили в постель, Император, Государыня и Великая княгиня вернулись в лиловую гостиную на первом этаже. К ним подошел и Распутин. Произошел какой-то разговор.
– Мне стало понятно, что Ники и Алики надеются на то, что я почувствую расположение к Распутину. Конечно же, я была под впечатлением сцены в детской Алексея и видела искреннюю набожность сибирского крестьянина. Но, к сожалению, не смогла заставить себя отнестись к нему с симпатией, – призналась Ольга Александровна.
Уж не боялась ли она его? Этого она не сказала. Она призналась, что была поражена его глазами, которые казались то карими, то голубыми; он ими вращал, «производя устрашающее впечатление», но никакого магнетического их воздействия она не почувствовала.
– Он никогда не производил на меня гипнотического влияния. Не думаю, что в его личности было что-то непреодолимое. Если уж на то пошло, – заметила Великая княгиня, – то я находила его довольно примитивным. Голос у него был низкий и грубый, разговаривать с ним было почти невозможно. В первый же вечер я заметила, что он перескакивает с одного предмета на другой и очень часто приводит цитаты из Священного Писания. Но это не произвело на меня ни малейшего впечатления... Я достаточно хорошо изучила крестьян и знала, что очень многие из них помнят наизусть целые главы из Библии.
– Что же явилось главной причиной того, что этот человек в первый же вечер пришелся вам не по душе? – спросил я. – Он произвел на вас сильное впечатление в спальне вашего племянника. Он понравился вам, когда вы увидели его в детских.
Великая княгиня тотчас ответила:
– Его любопытство – назойливое и не знающее никакой меры. Поговорив с Алики и Ники несколько минут у нее в гостиной, Распутин подождал, когда прислуга накроет на стол для чая, и он принялся засыпать меня самыми неуместными вопросами. Счастлива ли я. Люблю ли своего мужа. Почему у нас нет детей. Он не смел задавать мне такие вопросы, и я ничего не ответила. Мне кажется, что Ники и Алики чувствовали себя неловко. Помню, какое облегчение я испытала в тот вечер, покидая Александровский дворец. «Слава Богу, что он не стал провожать меня до вокзала», – сказала я, садясь в личный вагон поезда, отправлявшегося в Санкт-Петербург.
Немного времени спустя Великая княгиня снова встретила Распутина – на этот раз не во дворце, а в домике Анны Вырубовой неподалеку от входа в парк. Проведя день в Царском, Ольга Александровна вместе с братом и его супругой отправилась после обеда в гости к госпоже Вырубовой.
– У нее сидел Распутин, – вспоминала Великая княгиня. – Похоже, он был рад моему приходу. После того, как хозяйка вместе с Ники и Алики отлучились из гостиной на несколько минут, Распутин поднялся, обнял меня за плечи и начал гладить мне руку. Я отодвинулась от него, ничего не сказав. Я просто встала с места и присоединилась к остальным. Этим человеком я была сыта по горло. Я невзлюбила его еще больше, чем прежде. Хотите – верьте, хотите – нет, но, вернувшись в Петербург, я совершила странный поступок: пошла к мужу в его кабинет и рассказала ему обо всем, что произошло в домике Анны Вырубовой. Он выслушал меня и с серьезным лицом посоветовал мне избегать встреч с Распутиным в будущем. В первый и единственный раз я знала, что муж прав.
Спустя несколько дней, когда Великая княгиня находилась одна у себя в гостиной, лакей сообщил о приходе Вырубовой. Та пришла растрепанная, красная и, видно, взволнованная и, упав на пол перед креслом Великой княгини, принялась умолять ее принять у себя Распутина.
– Помню, она твердила: «Ну, пожалуйста, он так хочет снова с вами встретиться». Я наотрез отказалась. С того времени я виделась с Распутиным лишь в присутствии Алики, когда та приходила к Вырубовой в гости. Ники не хотел его больше видеть во дворце из-за злых сплетен, распространявшихся в обществе. Насколько мне известно, Ники терпел Распутина только потому, что тот помогал Алексею, причем, мне это известно, помощь была существенной.
Тут я спросил у Ольги Александровны, есть ли хоть крупица правды в утверждениях, которые можно часто слышать, относительно дерзкого обращения Распутина с Императором и Императрицей. Примеры такого обращения можно было якобы видеть как во дворце, так и за его пределами.
– Подобные россказни выдуманы людьми, которые не имели ни малейшего представления о личности моего брата или Алики и не были знакомы с крестьянской психологией, – горячилась Великая княгиня. – Во-первых, подобное поведение было бы тотчас же пресечено. А во-вторых, и это особенно важно, Распутин был и всегда оставался крестьянином, в глазах которого Царь – особа священная. Он всегда был почтителен, хотя я не думаю, чтобы он где-то учился хорошим манерам. Он называл моего брата и Алики «батюшкой» и «матушкой». Они же называли его как при личном общении, так и без него Григорием Ефимовичем. Во время его редких появлений во дворце он или молился за Алексея или же вел с Алики беседы о религии. Если судить по глупостям, которые написаны о нем, он безвылазно жил во дворце.
Государыня и одна из Великих княжон беседуют с крестьянками.
Тут Великая княгиня сослалась на одну книгу, опубликованную сравнительно недавно, где автор описывает столовую в Александровском дворце, в которой Император, Императрица и все их пятеро детей сидят за столом и с нетерпением ждут прихода Распутина. Причем Императрица, по словам автора, говорит в отчаянии, что она уверена: случилось несчастье. Ведь Распутин никогда раньше не опаздывал к обеду.
– Весь этот эпизод – глупая выдумка от начала и до конца, – сердито проговорила Ольга Александровна. – Как правило, дети не ели вместе с родителями. Обед подавали Ники и Алики – кроме тех случаев, когда у них были гости – или же в сиреневую гостиную, или же в маленькую гостиную. В крыле, занимавшемся Императорской семьей в Александровском дворце, фактически не было столовой. Став, по существу, une habituee [завсегдатай (франц.)] дворца, я не могла не знать, что Распутина никогда не приглашали к столу во дворце. Те, кто пишут подобную чушь, не имеют ни малейшего представления о том, каков был образ жизни у Ники и Алики. А то, что написано про моих племянниц и Распутина, еще хуже. Я знала девочек с их младенческих лет и была так близка с ними, что иногда они поверяли мне свои маленькие секреты, которыми не могли поделиться с матерью. Я до мельчайших подробностей знаю, каково было их воспитание. Даже тень намека на дерзкое отношение к ним со стороны Распутина поставила бы их в тупик! Ничего подобного никогда не происходило. Девочки всегда были рады его приходу, потому что знали, как велика его помощь их маленькому братцу.
Тетя и племянницы. Святые Царевны Мария, Ольга, Великая княгиня Ольга и Царевна Анастасия.
Не изменяя своего гневного тона, Великая княгиня рассказала, что всякая провинность со стороны дворцового персонала относилась злыми языками на счет Распутина. Одна из таких историй, где рассказывалось об изнасиловании одной из нянь, дошла до Императора, который тотчас приказал произвести дознание. Выяснилось, что молодую женщину действительно застали в постели – но с казаком из Императорского конвоя.
– Хорошо помню разговоры, которые я слышала в Петербурге о том, будто бы моя невестка осыпает Распутина деньгами. И это утверждение не основано ни на чем. Алики была, что называется, довольно бережлива. Швырять деньги налево и направо было не в ее натуре. Она дарила ему рубахи, да шелковый пояс, который сама вышивала, и еще золотой крест, который он носил.
По словам Ольги Александровны, не было ни капли правды в рассказе, будто Императрицу погружали в транс во время спиритических сеансов, которые устраивал Распутин в домике Анны Вырубовой.
– Это заявление можно было бы назвать смехотворным, если бы оно не было таким подлым. Возможно, набожность Алики несколько преувеличивают, но она была искренне религиозной, а Православная церковь запрещает занятия подобного рода. Возможно, вы помните, что в книге Катерины Кольб, у которой было много noms de plume [псевдонимы (франц.)], в том числе княгиня Катерина Радзивилл, можно прочитать, будто бы у Вырубовой был ключ к дневнику моей невестки и будто бы Вырубова знала все ее секреты. Нужно сказать, что дневник Алики не был зашифрован и что она никогда не была очень аккуратной в своих дневниковых записях. А в последние годы она была слишком занята и слишком часто недомогала и вовсе перестала вести дневник.
Хотя Великая княгиня недолюбливала Распутина и с трудом понимала его сибирский говор, она никогда не критиковала его в разговорах с братом или его супругой.
– Я понимала, что их дружба с этим крестьянином – это их личное дело и что даже я не вправе вмешиваться в их отношения. А ведь у меня было много таких возможностей, поскольку в течение многих лет я имела возможность видеться с Ники и Алики практически ежедневно. Однако я этого не делала никогда – отчасти потому, что могла судить: никаким пресловутым влиянием на Ники Распутин не обладал, но, главным образом, из-за Алексея.
Великой княгине было трудно понять, почему мало кто понимал в России, что единственной причиной доверия и дружбы с Распутиным был страшный недуг ее племянника. Ведь вера в силу молитвы, в дар исцеления, которым наделены некоторые люди, в чудеса была широко распространена среди русского народа. А Распутин был несомненно наделен этим даром.
– На этот счет нет никаких сомнений, – свидетельствовала Великая княгиня. – Я сама не раз наблюдала чудесные результаты, которых он добивался. Мне также известно, что самые знаменитые врачи того времени были вынуждены это признать. Профессор Федоров, самый знаменитый хирург, пациентом которого был Алексей, сам не раз говорил мне об этом. Однако все доктора терпеть не могли Распутина.
Как хорошо известно, малейшая травма Наследника могла привести и часто приводила к невыносимым страданиям, когда ребенок оказывался на краю от гибели. Первый кризис произошел, когда Алексею едва исполнилось три года. Он упал в Царскосельском парке. Он не заплакал, и на ножке почти не осталось ссадины, но произошло внутреннее кровоизлияние, и несколько часов спустя ребенок корчился от невыносимой боли. Императрица позвонила Ольге, и та тотчас же примчалась в Царское Село.
– Какие только мысли не приходили, должно быть, Алики в голову – а ведь это был первый кризис из многих, которые затем происходили. Бедное дитя так страдало, вокруг глаз были темные круги, тельце его как-то съежилось, ножка до неузнаваемости распухла. От докторов не было совершенно никакого проку. Перепуганные больше нас, они все время перешептывались. По-видимому, они просто не могли ничего сделать. Прошло уже много часов, и они оставили всякую надежду. Было уже поздно, и меня уговорили пойти к себе в покои. Тогда Алики отправила в Петербург телеграмму Распутину. Он приехал во дворец около полуночи, если не позднее. К тому времени я была уже в своих апартаментах, а поутру Алики позвала меня в комнату Алексея. Я глазам своим не поверила. Малыш был не только жив, но и здоров. Он сидел на постели, жар словно рукой сняло, от опухоли на ножке не осталось и следа, глаза ясные, светлые. Ужас вчерашнего вечера казался невероятным далеким кошмаром. Позднее я узнала от Алики, что Распутин даже не прикоснулся к ребенку, он только стоял в ногах постели и молился. Разумеется, нашлись люди, которые сразу же принялись утверждать, будто молитвы Распутина просто совпали с выздоровлением моего племянника. Во-первых, любой доктор может вам подтвердить, что на такой стадии недуг невозможно вылечить за какие-то считанные часы. Во-вторых, такое совпадение может произойти раз – другой, но я даже не могу припомнить, сколько раз это случалось!
Однажды молитвы Распутина произвели тот же результат, хотя сам старец находился в Сибири, а Наследник Алексей в Польше. Осенью 1913 года, находясь в Спале, неподалеку от Варшавы, где у Императора был охотничий дворец, мальчик, неудачно прыгнув в лодку, ударился об уключину. Тотчас были направлены срочные телеграммы профессору Федорову и другим специалистам. Великая княгиня находилась в это время в Дании вместе с Императрицей Марией Федоровной. От профессора Федорова она узнала, что это была самая тяжелая травма в жизни мальчика. Тогда его мать послала телеграмму в Покровское, моля о помощи. Распутин ответил: «Бог воззрил на твои слезы. Не печалься. Твой сын будет жить».
– Час спустя ребенок был вне опасности, – заявила Великая княгиня. – Позднее я встретилась с профессором Федоровым, который сказал мне, что с медицинской точки зрения исцеление совершенно необъяснимо. Я слышала такое утверждение, будто публике было бы проще понять положение распутина, если бы ей стало известно о болезни моего племянника. Это клевета чистой воды. Действительно, Ники и Алики не стали трезвонить о недуге ребенка, как только узнали о нем, но ведь сохранять ее долго в тайне было невозможно. Все обвиняли мою бедную невестку за то, что она передала сыну болезнь, а затем принялись винить ее за то, что она выбивалась из сил, чтобы найти способ ее вылечить. Разве это справедливо? Ни мой брат, ни Алики не верили, что человек этот наделен какими-то сверхъестественными способностями. Они видели в нем крестьянина, истинная набожность которого сделала его орудием Божиим, но лишь для помощи Алексею. Алики ужасно страдала от невралгических болей в ногах и пояснице, но я ни разу не слышала, чтобы сибиряк помогал ей.
Святые Царевна Ольга, Царевич Алексий, Царевны Анастасия и Татьяна.
С печалью в глазах Великая княгиня стала вспоминать о веселом, жизнерадостном характере своего племянника, его мужестве, терпеливости, спокойствии, с которыми он мирился с тем, что не может развлекаться, как здоровые мальчики.
Мы приближались к вопросу, который мог поставить меня в неловкое положение, потому что я не знал, что мне нужно сделать, чтобы не причинить Великой княгине страдания. Я имел в виду письма Императрицы к мужу, написанные ею в период с 1915 по 1916 год, в которых она бессчетное количество раз ссылается на «Нашего Друга» и на советы, которые он давал по вопросам, которые не имели никакого отношения к болезни Наследника – таким, как назначение министров. Письма эти создавали такое впечатление, словно существование или падение Империи находилось в руках Распутина. Я прекрасно понимал, что материал использовался недобросовестными людьми, а один автор договорился до того, что высказал предположение, будто Император не принимал ни одного важного решения, не посоветовавшись предварительно с Распутиным.
Св. Император Николай и Великая княгиня Ольга в госпитале.
– Меня не было в Петрограде – в это время я была на фронте в качестве сестры милосердия, но до меня поневоле доходило много слухов, – спокойно ответила Великая княгиня. – Во-первых, поскольку я хорошо знала Ники, то должна категорически заявить, что Распутин не имел на него ни малейшего влияния. Не кто иной, как Ники со временем запретил Распутину появляться во дворце. Именно Ники отправлял «старца» в Сибирь, причем, не однажды. Некоторые из писем Ники к Алики в достаточной мере свидетельствуют о том, что он действительно думал о советах и рекомендациях Распутина. В тот период, когда Ники находился в Могилеве, а Алики оставалась совсем одна в Царском Селе, положение с каждым днем ухудшалось. Признаю, из ее писем действительно видно, что она все чаще прислушивалась к мнению Распутина. Но не забывайте, что она видела в нем спасителя своего сына. Издерганная, измученная до невозможности, не видя ниоткуда поддержки, она, в конце концов, вообразила, что «старец» является и спасителем России. Однако Ники никогда не разделял такого ее отношения к Распутину. Несмотря на преданность супруге, он отстранял и назначал людей вопреки ее пожеланиям. Сухомлинов был замещен на его посту военного министра Поливановым несмотря на то, что Императрица умоляла его не делать этого. Ники снял Штюрмера с должности министра иностранных дел и назначил Самарина обер-прокурором Святейшего Синода. И снова по собственной инициативе. Некоторые охотно вспоминали, что Распутин был настроен решительно против войны с Германией в 1914 году. Поэтому в 1916 году отдельные лица стали всем нашептывать, будто Алики выступает за сепаратный мир с Германией под влиянием Распутина, который, мол, стал теперь всего лишь орудием в руках немцев. Ложь эта теперь опровергнута, но сколько вреда она причинила в свое время!
Григорий Ефимович Распутин со святыми Царевичем Алексием и Царевнами.
Святые Царевна Ольга, Мария, Анастасия с крестьянскими детьми.
Ольга Александровна сделала паузу, а затем продолжила:
– Будучи так близка к ним обоим, я никогда не вмешивалась в их дела ни со своими советами, ни с критическими замечаниями. В сугубо политических вопросах я мало, вернее, вовсе не разбиралась, все же остальное было личным делом Ники и Алики. Но вы обратите внимание на Императорскую фамилию! Лишь Мама и тетя Элла по-настоящему защищали интересы Ники – но ни Мама, ни моя тетушка не знали, по существу, всех деталей. Они тоже основывали свои суждения на слухах. Но они обе, по крайней мере, искренно болели за дело. Между тем как остальные начали приезжать в Царское Село и давать свои советы, которых у них никто не спрашивал. Изрекали предупреждения, не стесняясь в выражениях и даже устраивали сцены. Некоторые даже заявляли, что Алики следует отправить в монастырь. Димитрий, молодой кузен Ники, вместе со своими друзьями активно участвовал в гнусном заговоре. В убийстве Распутина не было ничего героического. Вспомните, что сказал о нем Троцкий: «оно было совершено по сценарию, предназначенному для людей с дурным вкусом». А ведь вряд ли можно назвать Троцкого защитником монархии. Полагаю, на этот раз коммунисты были недостаточно суровы в своих суждениях. Это было заранее обдуманным и донельзя подлым убийством. Вспомните два имени, какие и по сей день связывают с этим злодеянием. Один был Великий князь, внук Царя-Освободителя, второй – потомок знаменитого рода, жена которого приходилась дочерью другому Великому князю [Речь идет о Димитрии Павловиче, единственном сыне Великого князя Павла, сына Императора Александра II. Представителем знаменитого рода был князь Феликс Юсупов, женатый на княгине Ирине, единственной дочери Великого князя Александра Михайловича и Великой княгини Ксении Александровны. ]. Это ли не свидетельство того, как низко мы пали!
Не скрывая своего отвращения, Ольга Александровна добавила:
– Чего они надеялись добиться? Неужели они действительно полагали, что убийство Распутина улучшит наше положение на фронте, положит конец безобразной работе транспорта и, как результат, нехватке снабжения? Не поверю этому ни на секунду. Убийство было обставлено таким образом, чтобы превратить Распутина в исчадие ада, а его убийц – в героев из волшебной сказки. Мерзкое это убийство было величайшим преступлением по отношению к тому единственному человеку, которому они присягали верно служить – я имею в виду Ники. Участие в злодеянии двух членов нашего семейства лишь свидетельствовало об ужасающем падении нравов в высших кругах общества. Более того. Оно вызвало возмущение среди крестьян. Распутин был их собратом. Они испытывали гордость, слыша, что он друг Царицы. Узнав о том, что его убили, они начали говорить: «Ну, вот, стоит кому-то одному из нас приблизиться к Царю и Царице, как тут же князья да графья убивают его из зависти. Вот кто вечно стоит между Царем и нами, мужиками».»
Великая княгиня Ольга Александровна с ранеными воинами.
Великая княгиня Ольга с сыном и мужем.
Романовы были изолированы от внешнего мира и практически ничего не знали о судьбе святой Царской Семьи. В феврале 1918 года большая часть императорской семьи переехала из Ай-Тодора в Дюльбер, где уже находились под домашним арестом Великие князья Николай и Пётр. Ольга Александровна с мужем остались в Ай-Тодор. Ялтинский революционный Совет «приговорил» к смерти всю семью Романовых, однако исполнение приговора затянулось из-за соперничества между красными.
Спасшаяся от красных палачей семья в изгнании.
Великая княгиня Ольга Александровна после Второй мiровой войны, спасаясь от сталинских головорезов вынуждена была уехать вместе с семьей в Канаду, где она занималась фермерством и писала прекрасные картины.
Портрет внучки Ксении. Акварель Великой княгини Ольги Александровны.
Тихон и Гурий. Акварель Великой княгини Ольги Александровны.
Все картины Великой княгини Ольги наполнены внутренним светом, освещавшим ее жизнь и жизнь святой Царской Семьи.
Могила Великой княгини Ольги Александровны на кладбище в Торонто.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий