ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: «Via Dolorosa» - дорога скорби, крестный путь Господа нашего Иисуса Христа. Сердце какого христианине не сжимается, когда оказавшись в старом Иерусалиме, он идёт по этому пути. Вот здесь Христа бичевали, вот здесь был вынесен приговор, вот здесь Он взвалил на Своим израненные плечи тяжёлый крест, вот здесь Он встретился с Пречистой Своей Матерью, вот здесь впервые упал.
Всё скорбно, свято, но в то же время боголюбивый паломник сталкивается с большим искушением: арабы-торговцы прямо здесь на Виа Долороса устроили базар: сувениры, жареное мясо, скоромные ароматы, торговцы, безцеремонно предлагающие купить их товары.
Признаюсь, я, как и многие другие, был глубоко возмущён и даже оскорблён, столкнувшись с этим. Но через некоторое время задумался: а мы, христиане апостасийных времён не становимся ли много хуже этих арабских торгашей, когда несмотря на наше обещание следовать за Христом, останавливаемся на пути и устраиваем ярмарку тщеславия, земных хлопот, суеты, амбиций, занимаясь чем угодно, только не христианством. И как часто при нашем попустительстве религиозные лидеры от нашего имени творят дела мягко говоря не богоугодные.
Помнится, как несколько месяцев тому назад главный верный ленинец страны, лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов был награждён патриархом Московским и всея Руси Кириллом церковным орденом «Славы и чести». Такого ещё история не знала.
Проходит всего лишь несколько месяцев и вот новый орденоносец. Патриарх Кирилл награждает на сей раз губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, человека, имеющего очень недобрую славу.
Но вот незадача! Вскоре столь любезный сердцу патриарха губернатор был арестован по целому ряду очень серьёзных обвинений в коррупции. Сколько ещё будет таких горе-орденоносцев!?
А ведь когда-то мы, обращаясь к патриарху, писали: «Не может у нас не вызывать смущения, с какой лёгкостью раздаются церковные награды представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: какой орден РПЦ МП получил бы царь Ирод Иудейский? Ведь он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма».
Но мы с вами более чем помним, каким образом ответил патриарх на эти и некоторые другие вопросы.
Великий светильник РПЦЗ архиеп. Аверкий (Таушев) говорил: «История повторяется, и многие следуют этим мрачным примерам прошлого, продавая, подобно Иуде, если не Самого Христа Господа (потому, что это теперь невозможно), то веру в Него, непорочную Невесту Его — Святую Церковь, и все святое и возвышенное, что связано с истинно-христианской Православной верой. Продают и за деньги и за всевозможные другие тленные блага земные, отказываясь, подобно Исаву, от своего первородства — высокого звания православного христианина, ради удовлетворения трех основных греховных страстей: похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1Ин. 2:16). Эти подлинно несчастнейшие из несчастнейших жалкие торгаши, торгующие своею собственною совестию, забывают страшные, предостерегающая слова Господа: «КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЕТ ВЕСЬ МIР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ? ИЛИ КАКОЙ ВЫКУП ДАСТ ЧЕЛОВЕК ЗА ДУШУ СВОЮ?» (Мф. 16:26).
Какое поистине безумие — за блага временные, тленные продавать блага вечные, нетленные, небесные.
Но чем глубже и глубже опускается мiр в бездну «отступления», предреченного Словом Божиим (2Сол. 2:3), тем меньше и меньше людей, понимающих это, отдающих себе ясный отчет в этом.
И в частности, какими-то слепыми в этом отношении сделались многие православные русские люди, подлинно за «чечевичную похлебку» продавшие врагам своей веры и Родины свое «первородство» и очутившиеся вследствие этого в многоскорбном изгнании, далеко за пределами родной страны, но и здесь — увы! — еще не все и не вполне прозревшие. Некоторые же и тут сознательно или безсознательно продолжают торговать своим православно-христианским достоинством, своею совестию и общими нашими духовными ценностями. А сколько здесь заграницей людей, постоянно предлагающих несчастным, сбитым с толку русским людям подобного рода постыдные сделки! Есть, конечно, и тут, — мы этого не отрицаем, — отзывчивые и добрые люди, искренно желающие помочь обездоленным и безприютным, часто даже голодающим, русским изгнанникам, но сколько вместе с тем и лютых врагов нашей Веры и Родины, — врагов явных и тайных, лицемерно прикрывающихся личиной милосердия и путем оказания внешней помощи преследующих только свои собственный темные цели».
Каким страшным ударом для нас был взятый митр. Агафангелом русофобский курс во время украинской революции и братоубийственной гражданской войны в Новороссии!
Ложью являются обвинения нас в том, что мы, якобы, требовали от митр. Агафангела занять пророссийскую позицию. Мы всего лишь просили, умоляли его не заключать политический брак с украинским национализмом, который был всегда чужд Русской Зарубежной Церкви. Мы просили его не превращать главный интернет-орган Церкви в площадку для деятельности всевозможных русофобов и политиканов. Даже в страшном сне нельзя было представить, чтобы во времена Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого), митр. Анастасия, св. митр. Филарета, митр. Виталия в изданиях РПЦЗ публиковали статьи о Петлюре, Бандере, иерархах их церквей в сочувственном тоне.
Но зато митр. Агафангел не видит никакой беды в том, что руководимый им сайт «Интернет собор» систематически публикует статьи откровенно националистического и русофобского характера. Правда, когда протесты усиливаются, сайт на какое-то время становится вновь церковным и вегетарианским, но спустя время опять и опять вместе со святыми ликами иерархов Зарубежной Церкви помещаются физиономии и статьи прямо противоположного характера.
Показательно, что Римский папа Франциск, несмотря на оказанное на него униатами и другими сторонниками русофобской линии Ватикана давление, отказался участвовать в хоре обвинителей России, потому что он прекрасно осознаёт: христианский религиозный лидер в условиях братоубийственной гражданской войны должен выглядеть не ястребом, а миротворцем.
Так почему же то, что понятно даже Папе Франциску, не очевидно для архиерея, называющего себя первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом?
В прошлом году мы и наша паства не разрывали отношений с митр. Агафангелом, но лишь смиренно просили ответить на недоуменные вопросы. Но в ответ мы услышали грязную клевету, направленную в наш адрес, и запрещения.
И здесь вспоминаются слова Священного Писания. Когда после того, как слуга первосвященника ударил по щеке Спасителя, Господь ответил ему: «Если я сказал худо, покажи, что худо. А если хорошо, что ты бьёшь Меня?».
Увы, ответа на последовало. Была лишь адская клевета и злоба. Поэтому, дорогие братья и сестры, не надо нам удивляться, когда люди, избравшие дорогу сергианства, отвечают на наши справедливые вопросы сатанинской ложью и даже репрессиями.
Об опасности, которая грозит нашей Церкви, пророчески предупреждал архиеп. Аверкий (Таушев): «Слуги грядущего Антихриста, подготовляя его временное торжество в мiре, спешат купить себе возможно больше душ человеческих, стараясь прельстить, «аще возможно и избранныя» (Мф. 24:24). И эти старания их, как мы уже видим и теперь, не остаются безуспешными. Труд их значительно облегчается тем, что, по знаменитому предречению св. Нифонта Цареградского, «занимающие престолы священства во всем мiре, в эту последнюю эпоху существования мiра, будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели... ВСЕ БУДУТ НИЗЛОЖЕНЫ ЧРЕВОУГОДИЕМ И ТЩЕСЛАВИЕМ... СРЕБРОЛЮБИЕ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ ТОГДА... и многие падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкаго и просторнаго пути» (Преп. Варсануфия Вел. и Иоанна «Руководство к духовной жизни» стр. 496).
Поэтому нужна большая осторожность во всех тех случаях, когда нам предлагается в каком бы то ни было виде материальная помощь. Мы должны хранить строгую бдительность и решительно отказываться от такой помощи, которая может поработить нас, лишить духовной свободы и сделать пленниками врагов св. Православия. Надо помнить, что в нынешнее время весьма редко кто оказывает помощь вполне безкорыстно, не налагая никаких обязательств, если не явных, то скрытых. И если даже никаких таких обязательств не налагается формально, то почти всегда неизбежны обязательства внутреннего порядка: получивший помощь чувствует себя как-то обязанным своему «благодетелю» — он уже не вполне свободен, он связан психологически-естественным чувством благодарности тому, кто оказал ему помощь.
Печальные факты такого духовного порабощения налицо: это — наши церковные расколы, созданные в угоду мнимым «друзьям Православия», постоянные нестроения то тут, то там, смуты в отдельных приходах, ренегатство отдельных лиц, изменяющих Православию и переходящих то в католичество «восточного обряда», то в баптизм или еще какую-нибудь секту и т. п. Ошибочно было бы видеть во всем этом результат только принципиальных убеждений, принципиальных споров и расхождений. В очень значительной мере все это обязано отнюдь не идейным побуждениям, а тому «презренному металлу», который в нужных случаях довольно щедро раздается «безкорыстными благотворителями».
Если серьезно обдумать и взвесить все, свидетелями чего мы явились в последние годы, само собой напрашивается заключение, что гораздо благоразумнее и безопаснее нам, православным, самим строить, как свою личную, так и общественную, а, в особенности, конечно, церковную жизнь, своими собственными силами и средствами, полагаясь не на человеческую помощь со стороны разных «инославных» и всяких сомнительных. в духовном отношении организаций, а только на помощь Божию, которая в таких случаях не замедлит. Наш главный грех в том, что мы ныне слишком много надеемся на людей и слишком мало, а то и совсем не надеемся на Бога. Поэтому мы и не заслуживаем помощи Божией.
А эту всесильную помощь Божию мы всегда сможем заслужить, если во главу угла нашей жизни будем ставить не материальные ценности и не удовлетворение страстям сластолюбия и сребролюбия, а единственно — ВЕРНОСТЬ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ХРАНЯЩЕЙ СЕБЯ ОТ ПОРАБОЩЕНИЯ СЛУГАМ АНТИХРИСТА. На всех верующих лежит святой и радостный долг — И НРАВСТВЕННО И МАТЕРИАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ И ОБЕЗПЕЧИВАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ СВОЕЙ ЦЕРКВИ, и им должно с большой осторожностью обращаться за помощью к посторонним. А то, что мы, по большей части, бедны, и наши возможности весьма ограничены, это не страшно. Лучше создавать что-либо скромное и малое, но на свои собственные трудовые гроши, чем подвергать себя риску изменить истинной Церкви, пользуясь обязывающей нас помощью духовно чуждых нам организаций.
ДОРОЖИТЕ ЖЕ, БРАТИЕ, СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СВОБОДОЙ И НЕ ПРОДАВАЙТЕ ВАШЕГО ПЕРВОРОДСТВА ЗА «ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ» ТЛЕННЫХ ЗЕМНЫХ БЛАГ!»
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Недавно, заглянув на сайт «Интернет-собор», я был приятно удивлён, увидев фоторепортаж о. Евгения Корягина о его паломничестве в Иерусалим. Среди прочих фотографий есть и такие, где видно, как о. Евгений вместе с епископом Романом (РПЦЗ) помогает страждущему патриарху Иринею. Под рассказом о паломничестве скоро появился комментарий митрополита Агафангела со словами: «Хороший репортаж получился, спасибо».
В связи с тем, что митрополит дал такую хорошую оценку мне было интересно узнать, изменилось ли отношение к патриарху в лучшую сторону со стороны церковной администрации? Ведь если, наконец-то, патриарх Ириней снова поминается на богослужениях, то можно говорить о положительных сдвигах в тяжёлой современной церковной обстановке. И даже можно надеяться на то, что будет созван Собор нашей Церкви, где отменят ошибочные решения, касающиеся поминовения патриарха Иерусалимского Иринея. И я задал вполне конкретные вопросы по этому поводу. Но в ответ не получил ничего, кроме уже ставшими обычных оскорблений и неясных формулировок.
Нередко бывало в истории, что руководители церковных сообществ ради так называемого мира церковного прибегали к откровенной лжи. Из недавних исторических примеров самым ярким является, наверное, известное обращение митр. Сергия (Страгородского) с заявлением, что в Советском Союзе нет гонений на Церковь. Откровенная ложь иерарха вызвала справедливое возмущение православных как и в самой России, так и во всём мiре. Но и по сей день можно услышать такое мнение, что митрополит Сергий был прав, а несогласные с его ложью явились учинителями раскола. Говорят, что сложная обстановка того времени потребовала от заместителя патриаршего местоблюстителя такого шага. Ведь надо понимать, говорят они, что по другому поступить было нельзя, т. к. иначе Церковь в России могла совсем исчезнуть.
Что-то подобное мы наблюдаем и в истории с отношением митрополита Агафангела к патриарху Иринею. В данном случае я имею ввиду ложь, которая будто бы необходима ради мира церковного. Ещё недавно так почитаемый за своё исповедничество патриарх Ириней, теперь объявляется в Одессе чуть ли не экуменистом в угоду грекам-старостильникам. И если в 2011 году весь православный мiр узнал о том, что в Михайловском соборе города Одессы поминают страждущего патриарха Иринея на Литургии, то в 2014 году там же на чрезвычайном Архиерейском Соборе был составлен документ в котором между прочим говорится, что «Архиерейский Собор отметил, что нигде в приходах РПЦЗ не совершается поминовение ни Восточных Патриархов, ни, в том числе, Патриарха Иринея (разве что, по недоразумению)».
Как здесь не вспомнить «Министерство правды» из романа Оруэлла «1984», когда неудобная история с точки зрения сиюминутного политического момента переписывается, когда правда объявляется ложью?
На прямой вопрос, почему так произошло, следуют обвинения в провокации, «верным» же между строк даётся понять, что так надо ради церковного мира.
Что же это за церковный мир, который требует таких жертв в виде откровенной неправды и лукавства?
Господь наш Иисус Христос дал нам заповедь: «Да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). И апостол Иаков, напоминая нам слова Божественного Учителя, пишет в своём соборном послании: «Да будет у вас: "да, да " и "нет, нет ", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).
Нигде в Священном Писании мы не найдём указания к тому, чтобы церковный мир сохранялся при помощи лжи и лукавого приспособленчества.
История с патриархом Иринеем в числе прочих вопросов вскрыла глубокий кризис церковного сознания в нашей Церкви. И если церковный народ не даст своего ответа на усиливающуюся неправду, то может произойти печальное перерождение многих из защитников Правды Христовой в служителей лукавства по образцу мiра сего.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: ХХ век показал всем христианам пагубность сергианства. Это явление, когда посредством лжи и неправды церковные деятели хотят сохранить в неприкосновенности церковную организацию. В Московской патриархии даже говорили о «лжи во спасение», «святой лжи». Всё это очень напоминает иезуитский лозунг: «Цель оправдывает средства».
XXI век показывает нам многоликость сергианства. Люди, именующие себя зарубежниками, неустанно бичующие сергианство Московской патриархии, показывают себя прожжёнными сергианами. Ибо сначала поминают патриарха Иринея на великом входе, потом официально усомнившись в его православности, перестают поминать даже на проскомидии, а затем делают вид, что так же, как и раньше поддерживают его как гонимого экуменистами ревнителя Православия. И это для того, чтобы угодить всем, сохранив за собой как можно больше приходов, в том числе и российских, переданных греками-старостильниками в ведение митр. Агафангела. Руководством здесь мы видим не заповедь Христа: «Да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»», а слова из песни Бубы Касторского: «Чтоб да, так нет».
Священное Писание и Предание говорят нам о пагубности любой лжи, даже для благих целей, в том числе и для «пользы церковной».
Господь в ветхозаветные времена: «Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11).
Ап. Иоанн Богослов: «Всякая неправда есть грех» (1Ин. 5:17).
Прп. Исайя Отшельник: «Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтоб не заразиться их ядом и скверною»
Прп. Иоанн Ликопольский: «Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8:44)».
Прп. Авва Дорофей пишет, что даже вынужденная ложь, допускаемая крайне редко, оказывает пагубное воздействие на душу человека.
«Иногда случается — говорит святой — такое дело, что бывает крайность (или необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло, как я сказал, большого смущения и скорби, или обиды.
Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев. Ибо как бывает с терияком и слабительным: если кто часто их принимает, то они вредят; если же кто примет однажды в год по великой нужде, то они приносят ему пользу; так должно поступать и в этом деле: кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё, и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он все-таки получает».
Таким образом на основании Священного Писания и Священного Предания Церкви мы видим, что и в личной, и в церковной жизни нужно всячески избегать какой бы то ни было неправды, какого бы то ни было лукавства. Церковь — это Богочеловеческий организм, Тело Христово, и не нуждается во лжи и неправде для своего сохранения в мире. Ложь во всех её видах оказывает разрушительное воздействие и на человека, и на церковную жизнь, оставляя от последней одни только внешние признаки без Духа Христова. Ложь возведённая в правило церковной политики приведёт в конце концов и к принятию антихриста.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий