Свт. Николай Чудотворец (6/19.12)
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Дорогие братья и сёстры, свт. Николай является правилом веры и образом кротости для нашего православного народа. Нам неизвестно, обладал ли этот угодник Божий такими же богословскими или ораторскими талантами, какие были, например, у святителя Василия Великого, Григория Богослова или Иоанна Златоуста; он не оставил после себя никаких письменных поучений, но всё же этот угодник Божий является одним из величайших христианских проповедников всех времён и народов. Он проповедовал и продолжает проповедовать, творя дела евангельской веры, надежды и любви.
Как важно, чтобы и наша вера не расходилась с делами; как важно, чтобы наши слова подкреплялись конкретными поступками православного исповедничества.
Мы живём во времена, когда безответственное отношение к слову стало для многих, если не для большинства, нормой жизни. При этом даже многие христиане забывают грозное предупреждение Господа: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 13:37) и: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).
Но, слава Богу, и в наши бедственные для христианской жизни времена есть люди, которые стремятся взвешивать свои слова на весах разума и совести.
Мы с большим интересом прочли статью протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого «О Зарубежном Духе». Отец Герман — человек большого ума, культуры и, что особенно важно, он обладает настоящей душой белого рыцаря. Поэтому всегда читать работы мыслителя такого калибра интересно и поучительно. И вот новая его статья, как говорится, на злобу дня. Цитируем:
«Статья «Дорожим ли мы по должному своей принадлежностью к Зарубежной Церкви?» неожиданно для нас вызвала немало комментариев и вопросов – настоящих и, скажем так, клонящих к лицемерию. Наш остаток Зарубежной Церкви, не соблазнившийся на патриархийную приманку и оставшийся верным Зарубежным устоям, в связи с местной войной в восточной Украине переживает, как ни печально, серьёзнейший кризис и то, что в первое время сводилось всего лишь к разным оттенкам по отношению к событиям, мало помалу, превратилось со временем в нечто подобное непроходимой скале. Никому не удалось остановить вовремя это скольжение в бездну и нельзя было избежать – будем надеяться, временно – раскола.
Раздрание единства Церкви не может оцениваться иначе, как настоящая драма, которую всеми доступными средствами надо пытаться излечить. Это единственное возможное чувство, испытываемое настоящим христианином.
Но как ни странно и ни горько, вероятно в результате разгоревшихся страстей, с обеих сторон послышались совершенно необычные, и неприемлемые с христианской точки зрения, голоса то ли радующиеся, то ли злорадствующие над случившимся. И это для людей, сумевших не так ещё давно вместе выстоять перед настоящим катаклизмом предательства части Зарубежной Церкви, подчинившейся Московской Патриархии, и которые ещё вчера причащались из одной Чаши! Как не видеть в этом печальный результат обострившихся до предела страстей, что столь не свойственно церковному поведению. И ещё менее свойственно то, когда каждый считает себя полностью правым и всю вину возлагает на другого, по-видимому не допуская даже и мысли о том, что вина может быть и с двух сторон, что каждый в чём-то погрешил…»
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Да, виновны, как правило всегда в конфликте участники как с той, так и с другой стороны. Конечно, была вина и у белых воинов перед некоторыми красными и петлюровцами, но это не отменяет подвига первых и измены последних.
Мой старинный знакомый, известный общественный деятель и писатель, Александр Проханов часто спорил со мной и не только со мной, развивая мысль о необходимости соединить белый и красный патриотизм воедино. Мол, надо белым и красным попросить друг у друга прощения, забыть всё плохое, что их разделяет и строить новую великую Россию.
При всём моём глубоком уважении к Александру Андреевичу назвать эту идею христианской нельзя. Можно и нужно прощать своих личных врагов, но нельзя псевдопрощением закрывать глаза на преступления, совершённые против Церкви и нашего многострадального народа.
Конечно, мы готовы попросить прощения, если волей или неволей причинили боль кому бы то ни было в эти трагические для всех нас месяцы. Но, конечно, мы не имеем права просить прощения за то, что выступили против лжи. Потому что тем самым склоним свои колена не перед Богом, а перед дьяволом, который является отцом лжи.
Цитируем дальше: «Итак, вернёмся к задаваемым нам вопросам. Выделим в частности вопросы иеромонаха Никандра, человека часто выступавшего в этой теме, и который просит ответить на три вещи:
о. Герман, объясните, как нам понять Назарова, ижевских и барнаульских? Я вот пока не могу их понять.
И еще, митр. Антоний разве "понимал" Евлогия и Платона?
Еще вопрос, разъясните, почему вл. Антоний Женевский был против свт. Филарета?
Скажем сразу: поздновато задавать вопрос о том – как? Полезно было бы об этом подумать раньше. Мы сейчас в тупике и весьма трудно сказать как, человеческими силами, исправить создавшееся положение. Единственная возможность, это каждому ответить на один единственный вопрос: хотим ли мы этого исправления или мы рады тому, что произошёл такой между нами разрыв, будто очистивший Церковь (!) от непригодных чуждых элементов?..
Это основополагающий вопрос, от ответа на который зависит либо развязка нашего внутрицерковного кризиса, либо его укоренение.
И вот как, задавая свои вопросы, и сам того вероятно не подразумевая, иеромонах Никандр невольно наводит на размышление, могущее дать ключ для преодоления нашей драмы. Заранее скажем тем, кто не считает это драмой, что они тем самым явно проявляют свой чуждый Зарубежной Церкви дух.
Но вернёмся к вопросу «как понять?». Если подходить к нему в его сегодняшнем виде и состоянии, когда никто уже ни с кем не желает разговаривать, то на самом деле понять трудно, и на этом можно так и поставить точку. Но если есть сознание, что это на самом деле драма, непоправимый урон и искренне хотим этого избежать, то надо, как говорится, «смотреть в корень», понять с чего началось и признать, что сегодняшнее положение есть результат сцепления событий, взаимных обид, непониманий, неучтивых возражений, которые от снежинки превратились в громоздкий снежный ком, о чём каждый мог с горечью в течение нескольких недель и даже месяцев следить по интернету.
Постараемся, не вникая в подробности, в общих чертах, распутать это дело. С одной стороны ревностная защита Белой Идеи, с другой стороны определение её как политика, не относящаяся к учению Зарубежной Церкви. Совершенно справедливо говорить и думать, что на самом первом и главном месте должна стоять забота о спасении души и следовании христианскому учению. Но не менее верно говорить и думать, что Белая Идея тесно переплетается с самим Зарубежным духом и ни в чём не противоречит христианскому учению.
Надеемся, что все могут согласиться с этими двумя точками зрения. Так почему же тогда считать их несовместимыми?"
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Но хочется воскликнуть: «Дорогой отец Герман, а разве мы об этом не говорили и не писали, когда митр. Агафангел пытался вычеркнуть из скрижалей истории Русской Зарубежной Церкви Белое движение; когда он устроил настоящую травлю против нас? Именно после того мы вступились за белых героев».
Очень жалко, что тогда Вы вот так открыто не выступили по этому вопросу, но, наверное, у Вас на это были основания. Поэтому мы не смеем упрекать Вас.
Сегодня «Интернет-собор» наполнился статьями о подвижниках Русской Зарубежной Церкви. Многие этой перемене к лучшему радуются. Но мне на ум при этом приходят наша недавняя история. Когда в начале 1990-х годов иерархия Московской патриархии, не на шутку испугавших появившихся приходов Русской Зарубежной Церкви, явно наступила на горло своей собственной экуменической песне: стали распространяться произведения архиеп. Аверкия (Таушева), иером. Серафима (Роуза), более того, многие священники на страницах церковных изданий критиковали экуменизм. И нам казалось тогда, что вот, происходят положительные перемены внутри Московской патриархии, волки скоро станут овцами, а сергианские иерархи — подлинными архипастырями Божиими. Но приснопамятный митр. Виталий этому не верил, и как показала история, оказался прав, потому что не сотворили иерархи МП самого главного — покаяния. Они публично не попросили прощения Христа ради за своё сотрудничество с безбожными властями.
Так и сейчас, увы, мы видим, что положительные изменения и высказывания митрополита и в деятельности «Интернет-собора» надо воспринимать лишь как умелый тактический ход, потому что нет никакого намёка на покаяние за совершённые — скажем прямо — злодеяния против нашей Церкви.
После того, что совершил митр. Агафангел, ставить его в один ряд с великими первоиерархами нашей Церкви лично для меня является делом кощунственным.
Да, и у этих адамантов духа были какие-то ошибки, неправильные действия, но в главном они всегда были верны Христу и воплощали собой нравственность и совесть.
Например, митр. Антоний (Храповицкий) обладал удивительным даром любви, которой он сумел объединить самых разных русских белых изгнанников под единым омофором Русской Зарубежной Церкви.
О какой любви и примирении можно говорить в настоящее время, и с кем собирается разговаривать митр. Агафангел, если он даже не помышляет о снятии всех своих запрещений и прещений с инакомыслящих, если для сокрытия своих преступлений от церковного народа засекретил на семь лет протоколы последнего чрезвычайного Архиерейского Собора.
Мы готовы к диалогу и примирению, но не на основе лжи и неосергианского произвола. Самым лучшим для митр. Агафангела и всех нас был бы его уход на покой. Необходим такой человек, который бы смог примирить и соединить всех, архипастырь с хорошей репутацией. Например, еп. Григорий Сан-Паулский и Южно-Американский. Никто из нас не может сказать о нём ничего плохого, это человек заслуженно уважаемый и любимый своей паствой; разве что тень прошедшего чрезвычайного Архиерейского Собора несколько может смутить нас.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Но вернёмся к статье о. Германа:
«Беда в том, что слишком часто слова превышают мысль и, согласно вышеуказанному сцеплению взаимных обидных возражений, ситуация доходит до того, что одни безапелляционно определяются изменниками и предателями, а другие сектантами и раскольниками… Неужели после того, как мы очутились в такой абсурдной обстановке, может быть удовлетворительно или просто умно, безучастно смотреть на ''разбитое корыто'' и ничего не предпринимать для выхода из этого искусственного тупика, в который сами забрались?»
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Наверное, надо всё-таки по совести сказать, что в тупик забрался именно митр. Агафангел и его окружение. Разве его оппоненты превратили «Интернет-собор» в политический гадюшник украинских националистов и русофобов; разве его оппоненты отказались от диалога и пошли на конфронтацию; разве его критики организовали разбойничий Синод, а затем и т.н. Чрезвычайный Архиерейский Собор, на котором был узаконены беззакония?
Всё-таки ставить на одну доску жертв и пострадавших не вполне разумно. Это то же самое, что, примиряя блудливого супруга с женой, утверждать, что она такая же развратница.
Преступно закрывать глаза на то, что митр. Агафангел совершал дела неслыханные, по сути дела участвуя в информационной войне не против Путина, а именно против исторической России, и как следствие этого мы видим, насколько помрачилось сознание митр. Агафангела. Приходится только хвататься за голову, когда читаешь его новые решения, которые идут в явное противоречие не только с церковными канонами, но просто со здравым смыслом.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Удивительно, какие митр. Агафангел стал допускать безграмотные утверждения. Так, ему задали вопрос о том, как быть, если выяснится, что архиерей, цитирую, «по сути не был крещён». Он ответил: «По мысли митрополита Филарета (Дроздова) (если мне память не изменяет) - крестить в полном архиерейском облачении. Тогда заново ничего делать не надо».
Это же полнейшая чушь! Да ещё на свт. Филарета Московского ссылается.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Неужели митрополит Филарет (Дроздов) мог так говорить? Поистине, не знаешь, лучше промолчи. Тем более некоторые люди-то ведь потом будут повторять, скажут: «Ведь сам митрополит сказал».
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Раньше, когда митрополит в общении с нами по скайпу, говорил о тех или иных традициях в среде зарубежников, я слушал его с большим почтением. Но теперь авторитет митрополита, как знатока жизни Русской Зарубежной Церкви, в моих глазах снизился до нуля.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Лично я готов встать перед митр. Агафангелом на колени и попросить у него прощения, если я чем-либо обидел его, но при условии, что он откажется от своей неосергианской политики, реабилитирует всех тех, кого репрессировал за верность Русской Зарубежной Церкви, поблагодарит за стойкость верного её сына, Михаила Викторовича Назарова; если митрополит сможет отказаться от узурпации церковной власти; если принесёт покаяние за многочисленные лживые и клеветнические заявления, за насаждение фарисейского чувства превосходства украинцев над русским народом: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:40).
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Но ведь украинцы – это тоже русский народ.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Тем тяжелее вина митрополита, разделяющего наш триединый, многострадальный народ. Это есть и отказ от миссии нашей Русской Зарубежной Церкви по окормлению нашего народа, раскалываемого по вине мировой закулисы и большевицкой, коммунистической власти.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Отец Герман прекрасно говорит:
«Мы часто пишем о Зарубежном духе и призываем учиться и следовать ему на примере нашего исторического Зарубежного прошлого. Такой пример можно найти в Обращении III-го Всезарубежного Собора, адресованного к Русскому Экзархату Константинопольского Патриархата в сентябре 1974 года. Надо ли напоминать, что раны разделяющие нас с евлогианами, куда глубже и болезненнее, нежели то, что разделило в нашей среде людей, вчера ещё причащавшихся из одной Чаши.
Приведём только последний, заключительный абзац этого, можно сказать, примерного поведения в смысле выражения Зарубежного духа. «В любое время, в любом месте, на любом уровне готовы мы встретиться с вами для выяснения возможностей нашего братского сближения, которое будет великой радостью для верных сынов Церкви и большим ударом для врагов её. Предоставляя на ваше благоусмотрение это Обращение, остаёмся с любовью во Христе», следует подпись Митрополита Филарета от имени всего Всезарубежного Собора.
В любое время, в любом месте, на любом уровне готовы встретиться для выяснения возможностей нашего братского сближения! Тут всё, и христианское прощение прошлых обид, и выражение богоугодного братского единения, ради которого надо быть готовым идти на личные жертвы. Как нельзя более верно читаем также в Обращении: «Не будем оглядываться назад, на наше прошлое. В стремлении вперёд – обретём общий язык и братское понимание». Неужели такое умонастроение наших Отцов не может быть, вернее, не должно быть сегодня для нас и примером и указом?
Что тут от имени всей Церкви говорит Первоиерарх ? Неужели говорит он: «Вы раскольники, во всём виноваты без малейшей тени оправдания и вся правда на нашей стороне»? Нет, конечно. Можно полностью оставаться при своём и ничуть не считать себя униженным тем, что протягиваешь руку своему оппоненту с желанием понять его позицию и признать, что и у него есть своя доля правды. Редактором Обращения был наш приснопамятный Архиепископ Антоний Женевский и этот текст полностью показывает его мышление: не обличать другого, а снисходить к нему, причём ничуть не изменяя своим принципам. А в случае возврата евлогиан в покинувшую ими в 1926 году РПЦЗ, Владыка Антоний соглашался уступить своё место Правящего и стать викарным Западно-Европейской Епархии. Думаем, что каждый согласится с тем, что это немалая жертва, но на которую он охотно шёл ради Церкви, ради единства, то-есть ради большего, чем своё ''я''. Это и есть настоящий Зарубежный дух.
Но как, в конце концов, закончилась эта богоугодная инициатива ? Увы, самым плачевным образом: мы не удостоились даже простого ответа и вежливого отказа… Так – кому надо подражать, чтобы идти по стопам наших Отцов? Всем должно быть ясно, где настоящий Зарубежный дух.
То же самое можно наблюдать в связи с нашей недавней историей, когда в 2001 году произошло свержение Митрополита Виталия. Были те, кто, сплотившись вокруг старца-Первоиерарха по совести не видели другого выбора оставаться верными Зарубежной идее. Были те, кто хотели сохранить церковную структуру и в течение шести лет пытались выпрямить её изнутри, но когда часть Церкви окончательно совершила предательство, то верные Зарубежники решительно порвали с ними. Как тут не увидеть полное сходство с упомянутой выше темой с евлогианами в том, что у каждого могла была ''своя правда''? Зато продолжать талдычить сегодня, что только мой выбор и путь был единственно правильным, а другой ложный и предательский – никак не свидетельствует о верности Зарубежному духу, ибо эта верность проявляется именно в процессе сближения и единения, а поскольку все прежние преграды пали, нет больше повода оставаться разъединёнными. В этом проявляется настоящий Зарубежный дух. И поэтому надо неустанно продолжать думать, действовать и протягивать руку для объединения т. н. осколков.
Вернёмся к вопросам иеромонаха Никандра. «Митр. Антоний разве "понимал" Евлогия и Платона?» Блестящий для нашей темы вопрос! Ведь, как отец Никандр должен знать, но возможно и не знает, Митрополит Антоний несмотря на то, что отлично понимал неправильность и лукавство линии Митрополита Евлогия, тем не менее, ради единства Церкви и ради евлогианской паствы, пошёл даже на то, что в мае 1934 года, прочитав разрешительную молитву над головой митр. Евлогия, ради мира, дал ему прочесть ту же молитву над собой! Вот, где настоящий Зарубежный дух.
Прочтём выдержку из его письма от 23 июня/5 июля 1934 г., в котором Митрополит Антоний признаётся, что предвосхитил то, что должно было иметь место только по постановлению Собора и Сvнода: «Я прочёл над Вами разрешительную молитву, а желая предоставить облегчение Вашему самолюбию, предложил и Вам прочитать надо мною ту же молитву, хотя, как Вы знаете, я никогда не был ни под чьим запрещением».
Но и это не помогло. Вернувшись из Белграда с примирительного Собора 1935 г., собравшегося под председательством Сербского Патриарха Варнавы, митр. Евлогий, под давлением своего окружения, дезавуировал свою подпись. Можно и должно скорбеть о результате, но в этом блестящем ответе на заданный иеромонахом Никандром вопрос, можно лишний раз учиться у благостного старца о том, что есть настоящий Зарубежный дух.
Третий, заданный нам вопрос немного другого направления, но и он даёт возможность показать, как следует и как не следует подходить к истории Зарубежной Церкви без общего понимания и представления оной.
«Еще вопрос, разъясните, почему вл. Антоний Женевский был против свт. Филарета?», - спрашивает отец Никандр. Как видно, говорится без обиняков: почему Владыка Антоний был против. Тут вопрос не о том – был ли он против или нет. Тут уверенность, что он был против. Единственный вопрос в том – почему? Типично неправильное мышление: не задумываясь ставить сразу огульный диагноз, в виде конфронтации, на основании только что прочитанного на Интернет-Соборе одного письма. В данном случае письмо св. Митрополита Филарета будущему Епископу Григорию, протопресвитеру Георгию Граббе. Каждый знающий и понимающий историю Зарубежной Церкви никогда не скажет, что Владыка Антоний был против Митрополита Филарета. В Зарубежной Церкви внутренней войны не было. Могли быть, и на самом деле были, на некоторые вопросы различные подходы, что вполне свойственно истории РПЦЗ и вообще присуще Христианской Церкви, в которой всегда уживались оба понятия об акривии и икономии. Как правило, св. Митрополит чаще, но не всегда, придерживался акривии, в отличии от Архиепископа Антония, который, как выше было сказано, относился к людям со снисхождениям, с икономией. Эти различия особенно проявлялись по отношению к людям. Владыка Антоний всегда с большим снисхождением относился к мiрянам и простому духовенству, относящимся либо к евлогианской структуре, либо к патриархийцам, но совершенно определённо отвергал и обличал сергианскую Патриархию, как и откол от русской Церкви части Епархии в Западной Европе.
Применяя такой же метод огульного диагноза, можно задаться вопросом – а почему Митрополит Антоний был против Митрополита Анастасия и наоборот, ведь много можно найти между ними разногласий и даже определённых суждений. Зарубежная Церковь не Московская Патриархия, где все должны идти под одну дудку из боязни быть извергнутыми вон. В Зарубежной Церкви всегда царила свобода, царила любовь и никто не боялся высказывать своё мнение и защищать его.
И добавим для сведения отца Никандра, что в 1964 году, когда были выборы третьего Первоиерарха, то именно Владыка Антоний выдвинул кандидатуру, год до этого хиротонисанного Владыки Филарета. Мало кто знает, что РПЦЗ оказалась тогда на грани раскола. Трудно даже себе представить. Было две вполне приемлемых кандидатуры, двух Зарубежных столпов, но имеющие разные подходы: св. Архиепископ Иоанн и приснопамятный собиратель 17-томного ''Жизнеописания и Трудов'' Бл. Митрополита Антония – Архиепископ Никон /Рклицкий/. И на самом деле, возбуждённые прения вели к расколу, не по вине обоих кандидатов, а из-за их сторонников, составивших два противостоящих, несговорчивых лагеря. И тут никто иной, как Владыка Антоний внёс примирение и до некоторой степени спас, пошатнувшееся единство Зарубежной Церкви, выставив кандидатуру самого молодого по сану Архиерея, что привело к единогласному голосованию и вернуло, внезапно на время утерянные единство и братскую любовь всех Зарубежных Архиереев.
Чтобы создать себе правильное, а не однобокое впечатление, надо вникать и вникать в богатейшее наследие Зарубежной Церкви, а не довольствоваться одной взятой статьёй.
Можем только повторить, что Зарубежная Церковь имеет свой отличительный, неповторимый аромат, свой особый Зарубежный дух, где совмещаются и переплетаются все накопившиеся за восемь десятков лет ценности, а одной из самых важных является забота о единстве и о любви между всеми своими членами. Эту цель преследует и настоящая статья».
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Что ж, спаси, Господи, отца Германа, он пытается собрать обломки нашей Церкви, но может это сделать только Господь, потому что единство, как мы часто повторяем, возможно только в истине. Но для начала нужно отказаться от неосергианской системы митр. Агафангела и вспомнить всем нам, что Русскую Зарубежную Церковь всегда отличала верность Христовой любви.
Я хочу вспомнить слова прп. Иустина (Поповича) о митр. Антонии (Храповицком), первоиерархе и основоположнике Русской Зарубежной Церкви: «Господа, он чудотворец! Своим трогательным человеколюбием он творил чудеса с человеческими душами. Разве не чудо — воскресить мёртвую душу для евангельской веры, для евангельской жизни во Христе? Да, чудо, и это большее чудо, нежели воскресить мертвеца из гроба или переставлять горы. И таких чудес митрополита имеется много-премного. Кто из вас не переживал такого чуда в общении с ним? Как никто, он умел молитвенно и кротко войти в вашу душу и воскресить её из греховной мертвенности. И ещё он незаметно овладевал ею. Каким способом? Сострадательной любовью. Владеть же душами людей смиренномудренной любовью и есть путь евангельский, путь апостольский, путь святоотеческий, путь православный. Всякое господство над людьми и владение ими не любовью не есть евангельское, ни святоотеческое, ни православное, но есть неевангельское, папистское, инквизиторское».
Мы — чада Русской Зарубежной Церкви, свободной от папизма и инквизиторства, и мы из неё не уходили — напротив, мы за неё сражаемся. Но при этом мы бережно относимся к каждому её члену. Поэтому в Послании приходов РПЦЗ в России говорится: «Сознавая известные недостатки Поместного Собора 1917-1918гг, мы обращаем внимание на произошедшее в результате этого Собора восстановление соборности на разных уровнях церковной жизни. Мы надеемся на развитие нашей инициативы на этой основе, не порывая общения с епископами, духовенством и мiрянами, находящимися пока под управлением митр. Агафангела. Мы не разделяем сергианскую теорию о том, что связь Поместной Церкви со Вселенской осуществляется только через первоиерарха, а следовательно «кто не с первоиерархом, тот не в Церкви».
Одна из главных наших задач заключается в сохранении духовного наследия Русской Зарубежной Церкви, которая на протяжении многих десятилетий являлась свободной частью Русской Церкви, и на её Соборах звучал голос не только православного русского Зарубежья, но и всей полноты Российской Церкви-Мученицы. Мы должны смиренно признать, что как после безбожной революции Российская Православная Церковь лишилась единой организации, так и в начале нашего столетия Русская Зарубежная Церковь потеряла единую организацию церковной жизни.
Поэтому никто не может называть себя первоиерархом РПЦЗ и заявлять о своей исключительности, но должно нам со смирением и любовью трудиться над восстановлением церковного единства всех членов нашей Церкви. Надо простить обидные слова и поступки по отношению друг к другу, которые можно понять ввиду сложности нашего смутного времени.
Мы заявляем о преемственности нашей церковной жизни по отношению к нормам и соборным постановлениям Русской Православной Церкви за рубежом. Мы намерены твёрдо идти по спасительному пути великих святителей нашей Церкви митр. Антония, митр. Анастасия, св. митр. Филарета, митр. Виталия».
Вот наше маленькое кредо. Двери для диалога и примирения открыты, и каждый должен сделать свой выбор.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Мы все уважаем отца Германа. Считаю для себя большой честью быть с ним знакомым хотя бы посредством переписки через интернет. Отец Герман, как свою личную трагедию, переживает возникший в нашей Русской Зарубежной Церкви раскол. Очевидно, движимый этой болью, он и написал эту статью. Прекрасен его призыв к взаимному прощению обид, забвению ошибок. Думаю, что мы к этому готовы.
Но дело-то заключается не только в грехах против нас лично и даже вовсе не в них. Митр. Агафангел произвёл огромный соблазн в нашей Церкви. Поэтому со своей стороны мы ждём публичного покаяния от тех, кто допустил хулу на нашу Церковь; кто допустил отречение от её миссии по духовному исцелению и спасению русского народа; кто, наконец, согрешил против заповедей Божиих. Без этого покаяния изменение характера публикаций на «Интернет-соборе» не внушает доверия, а производит впечатление временной меры, наружного замазывания трещин, чтобы избежать капитального ремонта.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Всегда с удовольствием читаю работы протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого потому, что появляется ощущение, что беседуешь со старыми зарубежниками, современниками золотого века РПЦЗ. Но последняя статья о. Германа, у меня, как и многих, наверное, вызвала противоречивые чувства. Сравнение с бочкой мёда, в которой ложка дёгтя, я думаю, подойдёт. Отец протодиакон, хотя и обличает именно митрополита Агафангела, но всё же, ради примирения, пытается намекнуть, что и те, на кого обрушилась вся неправда митрополита, тоже кое в чём виноваты. Но несоизмеримость преступлений митрополита и его присных с возмущением, может быть и нелицеприятным, но всё же справедливым, очевидна. Боюсь, миротворчество о. Германа, его любовь к Церкви, да и вообще вся его доброта будут, если не растоптаны одесским руководством, то не замечены наверняка.
Ещё сам факт нашего собрания в Навережье уже свидетельствовал не против нас, но против митрополита, т.к. мы по совести собрались тогда обсудить преступные его действия и губительный курс для нашей Церкви. Руководство церковное должно было бы тогда обрадоваться, что наша Церковь жива и способна к самооздоровлению. Но, к сожалению, какая-то слабость, что ли, не позволила воспользоваться этим для пользы Церкви.
Уговаривание митрополита в том, что он поступил неосмотрительно, вряд ли приведёт к чему-либо. Твёрдая христианская воля сейчас необходима для того, чтобы собрать нас вместе ради Христа. Любовь к истине должна бы победить малодушие. Боязнь потерять выстроенную административную систему может сослужить плохую службу.
Надеюсь на то, что архиереи нашей Церкви смогут вернуть себе ту свободу во Христе, которой Русская Зарубежная Церковь всегда отличалась от великих своими администрациями, но не имеющих Евангельского духа официальных церковных организаций.
Комментарии
Оставьте комментарий