Новомученики земли Удмуртской

4 июня 2020

Икона

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Праздник Святой Троицы – день рождения Православной Церкви. Мы, как христиане, должны ощущать особую ответственность, которая лежит на каждом. Надо постоянно в свете Евангелия заниматься самоисследованием согласно апостольскому увещанию: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы» (2Кор. 13:5).

Святые угодники Божии для нас являются живыми образами жизни во Христе. В храме Царя-Мученика Николая рядом с иконами святого Государя Николая Александровича и явления святого Царя-Мученика белым воинам-ижевцам в 1919 году появился новый образ всех святых Новомучеников Удмуртских.

Спаситель с иконы

В верхней части иконы изображен сидящим на престоле Господь Иисус Христос. В раскрытом Евангелии в Его руках написано: «Аз есмь свет мiру». Рядом с ним символически предстоят евангелисты Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Ниже расположена группа новомучеников. Среди них мы видим белых воинов и сестер милосердия. В их лице представлены праведники-участники вооруженного сопротивления большевизму. Ижевские, воткинские рабочие, боголюбивые крестьяне-вотяки подняли восстание против богоборческой власти и героически прошли крестным путем Белого воинства.

Воткинец
На иконе мы видим белого повстанца-воткинца с повязкой на руке.

Сегодня на территории разорванной и находящейся под властью воров России, как в Российской Федерации, так и на Украине и в Белоруссии, подвиг белых героев охаивается или замалчивается или же приравнивается к «подвигам» Буденного, Чапаева, и других красных бандитов. Конечно же, чувство меры изменит нам, если мы станем утверждать, что все борцы с коммунизмом сохранили до победного конца чистые ризы. Но еще большей и роковой ошибкой станет заблуждение, ставящее на одну доску красных и героев царской России. Очевидно, что среди романтиков с большой дороги революции находились не только патологические садисты и циники, но и по-своему искренние люди, мечтавшие о светлом будущем. Но и они находились под властью идеи или проклятья богоборческого большевизма. Красные убивали и насиловали нашу Родину. Как, например, можно назвать то, что ленинцы боролись не только с живыми, но и давно почившими праведниками? Под руководством бесноватого Ильича коммунисты показательно осквернили мощи св. Александра Невского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и многих других святых Земли Русской.

Кощунники
Красноармейцы в разоренном храме. Для невоцерковленных читателей хочу пояснить. Красные бандиты в центре уселись на престол храма - самое святое место для русского человека. И таких проявлений откровенного сатанизма было по всей стране множество.

Прекрасно раскрыл суть того, что случилось в годы Гражданской войны, выдающийся русский писатель и патриот Владимiр Алексеевич Солоухин:

«Представим себе, что разбойники под угрозой оружия и смерти заставили взрослого мужчину изнасиловать собственную мать. Их было несколько сыновей.
Один, хоть и наставлены пистолеты и приставлены ножи к горлу, бросился на разбойников и тотчас погиб. Что же, были у России и такие сыновья. Подставьте сюда все восстания, прошумевшие в России после захвата власти бандитами в 1917 году, восстания Ижорско-Колпинское, Путиловское, Кронштадтское, Ярославское, Тамбовское, Пензенское, Ижевское, Астраханское, Якутское, Хакасское, восстания по всему Дону, по всей Сибири, Белое добровольческое движение — и все это было потоплено в крови. Все это были сыновья России, которые предпочли погибнуть, но избежать насилия и позора. Второй брат под угрозой бандитов покорился и совершил насилие. Третий, хоть сам и не насильничал, но смотрел, как насильничает его брат, и не пошевелился, потому что у горла — нож. И вот они оба остались живы, но жалка их участь и страшна их жизнь. И что же теперь с них спрашивать? Они теперь могут все, и ничего недозволенного для них нет. После насилия над собственной матерью что для них осталось святого? Что для них насилие над чужой женщиной? Или вообще над другим человеком?
Взрывать, жечь, убивать, мучить, предавать, доносить — все пожалуйста!
А уж глумиться на словах — про это и говорить нечего»
.

Чьи мы наследники? Насильников? Трусов? Или духовные преемники тех, кто пожертвовал своими земными жизнями за честь, свободу и веру Родины? Оправдывать насильников собственной матери преступно и грешно. Очевидно, борьба с красными стала действительно святым делом. Не случайно духовный наставник армии адмирала Колчака священномученик Сильвестр говорил о лучших белых воинах как о страстотерпцах. Терпя великие страдания, они сохранили верность России Христа даже до смерти. «Живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14:8). Имена большинства этих страстотерпцев нам не ведомы, но их молитвами и кровью еще жива Россия.
Лучшие представители духовенства ижевской земли поддержали и благословили трудовой народ встать за поруганное Отечество, за что коммунисты жестоко мстили пастырям церковным. Протоиерей Павел из удмуртов, много лет служил в Завьялове, пользовался большим уважением народа. В 1918 году, когда в селе зверствовали красные каратели, брошенные на подавление Ижевского рабоче-крестьянского антибольшевицкого восстания, отца Павла коммунисты схватили, подвергли издевательствам, таскали за волосы, после чего расстреляли у входа в храм.
В начале 1990-х годов старожилы села мне рассказывали, что перед кончиной отец Павел успел воскликнуть: «Господи, теперь я буду свободен!»

Казнь

Мученическую смерть принял протоиерей Николай Чернышев и его дочь сестра милосердия Варвара. Отец Николай и его дочь были арестованы и расстреляны большевиками за участие в сборе средств на нужды Народной армии.

Отец Николай Чернышев с дочерью Варварой

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: В 1919 году большевиками были расстреляны в селе Ягул возле алтарной стены настоятель храма святых апостолов Петра и Павла отец Михаил и его матушка.

Фото 1

Красные бандиты искали сокровища в храме. Ничего не найдя, они, обозлившись, решили убить настоятеля. Супруга священника добровольно пошла на расстрел за батюшкой, сказав, что если его будут убивать, то пусть и её стреляют. Так их вместе коммунисты и убили у стены храма.

Фото 2
Место расстрела. На стене храма видны следы от пуль.

Тот большевицкий стихийный расстрел, а он был именно таковым по воспоминаниям старожилов, произошел, когда красные заняли эти места. Родственники очевидцев и участников похорон до сих пор пересказывают как на могиле страдальцев были посажены в те лихие дни две лиственницы ради памяти, чтобы не забылось место, где положены тела убитых большевиками.

Фото 3

Фото 4
Место погребения убитых отца Михаила и его матушки.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский, казненный красноармейцами Троцкого, был известен при жизни своим ревностным исполнением богослужения, борьбой с пьянством, обличением мiровой закулисы, стремившейся к ниспровержению христианских устоев. Еще ярче его подвиг просиял после революции, когда еп. Амвросий стал на защиту подвергавшегося поношению доброго имени святых Государя Императора и Государыни Императрицы.

Амвросий (Гудко)
Священномученик Амвросий, еп. Сарапульский.

Владыка говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять».

Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, несколько раз подвергался советской властью арестам и ссылкам сначала за противодействие обновленческому расколу, затем за неприятие сергианства, которое по словам владыки Виктора, лишало Церковь богодарованной внутренней свободы.

Viktor Ostrovidov
Священноиспедник Виктор, еп. Глазовский.

Он писал: «Иное дело – лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное – внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками». Погиб в 1934 году в ссылке.

Еп. Синезий
Священномученик Синезий (Зарубин), еп. Ижевский, на иконе святых новомучеников Удмуртской земли (в центре).

Священномученик Синезий (Зарубин), епископ Ижевский, возглавил Ижевскую епархию в конце 1928 года. Митрополиту Сергию (Страгородскому) выразил свое несогласие с его «Декларацией», считая, что лояльность, понимаемая по-сергиански, нарушает слова Божии: «Воздавайте Божие Богу, а кесарю кесарево», вынуждая Церковь служить более мирской власти, а не Богу. В 1930 году прекратил поминать митр. Сергия, продолжив служение в Ижевске.

Еп.Синезий
Св. епископ Ижевский Синезий.

 Принимал под свое окормление обращавшиеся к нему общины. Установил связь со св. митр. Иосифом (Петровых). Служил открыто, катакомбником не был. На следствии виновным себя не признал, заявив: «Но этот суд для меня не последний, я остаюсь при своем: „Верую… во Единаго Бога, Отца и Сына и Св. Духа“, „Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века“. Ей гряди, Господи Иисусе!»
Был сослан в Беломоро-Балтийский лагерь НКВД, где в 1937 году был расстрелян.

Мефодий (Красноперов)
Священномученик Мефодий, еп. Петропавловский.

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии – наш земляк. Он родился в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской епархии. Окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую духовную семинарию. Служил священником в с. Паздеры, затем в Вознесенском соборе Сарапула. Впоследствии принял монашество с именем Мефодий, окончил Казанскую духовную академию, отличался ревностным служением Христу, стал епископом в Омской епархии. Занимался миссионерской работой, борьбой с пьянством. 17 февраля 1921 года после Божественной литургии в Петропавловске был красноармейцами заколот штыками, причем в одну из ран изуверы воткнули крест.

Епископ Онисим (Пылаев)
Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский.

Священномученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский, занимал Воткинское викариатство Сарапульской епархии с апреля 1926-го по 28 января 1928 года. Не раз арестовывался, подвергался ссылкам. Будучи епископом Тульским в 1933-1936 годах, несмотря на запреты властей, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал им посильную помощь посылками, письмами. Назначал на приходы возвращавшихся из ссылок и заключения священников, помогал им материально. 27 февраля 1938 года расстрелян в ссылке в г. Каргополь.

Священномученик Иоанн Глазков, родился в 1884 году в Нижнем Тагиле в семье рабочего. В 1934 году служил священником в селе Колюшево Сарапульского района Удмуртии. 20 марта был арестован, приговорен к пяти годам лишения свободы в Карагандинском концлагере в Казахстане. 18 ноября 1937 года арестован в лагере, обвинялся в том, что "в Самарском отделении Карлага среди з/к проводил а/с агитацию, направленную против советской власти и коммунистической партии. Проводил агитацию за невыход на работу. В разговорах с з/к говорил, что священники-обновленцы предали христианскую веру".

Иоанн Глазков
Священномученик Иоанн Глазков, пресвитер, на иконе новомучеников Удмуртской земли (во втором ряду в центре).

Отец Иоанн заявил: "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, я говорил и говорю, что советская власть, изолирует в лагерь ни в чем не повинных людей, а нас, священников, судят за то, что мы верим в Бога. В частности, я изолирован в лагерь не за агитацию против советской власти, а за то, что я верующий, так же я говорил, что я страдаю за веру Христа. Что же касается суждений о том, что в Советском Союзе преследуются верующие в Бога, я это уже сказал в отношении себя, а это говорит за все, что меня осудили за то, что я верующий. Такая же участь для всех верующих и не только для меня одного... Я агитацию за невыход на работу не вел, и в этом виновным себя не признаю. Более добавить ничего не могу".
8 декабря 1937 года тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. был приговорен к расстрелу. Расстрелян 10 декабря 1937 года.

Леонид Никольский, священник
Священномученик Леонид Никольский, пресвитер.

Священномученик Леонид Никольский родился в 1876 году в селе Данилово Киясовского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую духовную семинарию. С 1901 года служил священником в сельских храмах на территории современной Удмуртии. В марте 1931 года, будучи священником в селе Нечкино, был арестован. Приговорен к пяти годам заключения. В 1934 году освобожден, служил в Нолинском районе Кировской области. В июле 1935 года был арестован и приговорен к пяти годам заключения в Карагандинском концлагере. В сентябре 1937 года в лагере был арестован за то, что «...входил в группу бывших священников, проводил службы, находясь в "Тартауле" [отделение Карлага], на берегу реки выложили изображение алтаря, икон и крестов и в этой Церкви устраивали богослужения и беседы на антисоветские темы. В разговорах о необходимости работать на производстве в лагерях, Никольский говорил: "...На советскую власть работать не надо и не будем, пусть работают дураки, дураков работа любит"».
Расстрелян 2 ноября 1937 года в Карлаге, погребен в безвестной общей могиле.

Косма Коротких
Священномученик Косма, пресвитер.

Священномученик Косма Коротких родился в 1886 году в Пермской губернии в семье крестьянина. С 1917 года служил диаконом в Благовещенском соборе Воткинского завода, а с 1921 года священником в разных храмах Удмуртии. Подвергался арестам. С середины 1937 года о. Косма служил в с. Лукино Подольского района Московской области. Жил с семьей очень бедно. Известно, что говорил: «Кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа». Был арестован 27 ноября 1937 года по обвинению в систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса отца Космы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя не признал. Расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, где затем и погребен в безвестной общей могиле.

Алексий Канцеров
Священномученик Алексий Канцеров, пресвитер, на иконе новомучеников Удмуртской земли (справа).

Священномученик Алексий Канцеров окончил Уфимскую духовную семинарию, служил в 1918 году в с. Топорнино Уфимского уезда. В июне этого года крестьянами был убит местный комиссар-безбожник, безчинствовавший в селе. В ответ на просьбу отца убитого батюшка Алексий отказался отпевать безбожника. После этого на пароходе прибыл большевицкий карательный отряд, разграбивший село и арестовавший среди других поселян и священника Алексия. Арестованных в трюме парохода привезли в Сарапул, где издевательства продолжились. Отец Алексий был убит на пароходе в нескольких километрах от Сарапула, тело его было сброшено в воду. Перед смертью он сказал палачам: «Бог вас простит. Вы не знаете, что творите».

Михаил Тихоницкий
Священномученик Михаил Тихоницкий, пресвитер.

Священномученик Михаил Тихоницкий (1846-1918) начал свой путь служения Церкви в священном сане в Ижевском заводе, где в Ильинской единоверческой церкви с 1868 по 1870 годы прослужил диаконом, а с 1870 по 1872 – священником. Всю остальную жизнь он прослужил в Вятской епархии. В 1918 году он был настоятелем собора г. Орлова. 15 февраля отец Михаил зачитал за литургией послание св. патриарха Тихона с анафемой советской власти, после чего был посажен под домашний арест. Ревтрибунал признал его виновным в контрреволюционном выступлении, но учитывая преклонный возраст, ограничился «общественным порицанием». Виновным себя батюшка не признал. В сентябре о. Михаил снова был арестован с тем же обвинением: «за распространение воззваний против власти». Он и еще 29 человек были расстреляны 20 сентября 1918 года на городском кладбище г. Орлова.

Гурьян
Мученик Гурьян на иконе новомучеников Удмуртской земли (справа).

Мученик Гурьян (Гурий) Феоктистович Леонтьев родился в 1873 году в Завьялове в удмуртской, крестьянской семье. Был работящим, зажиточным и глубоко верующим в Бога. Лишен избирательных прав и раскулачен, т. е. ограблен в 1929-1930 гг. Будучи неграмотным, не смог разобраться в сущности обновленческого раскола. В 1936 году в Завьяловской церкви служили обновленцы и Гурьян занимал должность церковного старосты. Священником служил безнравственный аферист. Община решила порвать с обновленчеством, выбрав новую двадцатку, исполнительный орган и пригласив другого священника. Тогда обновленческий священник, пользуясь покровительством начальника милиции и председателя райисполкома, попросил от имени общины закрыть храм. Гурьян Леонтьев с единомышленниками продолжали добиваться передачи храма общине тихоновской ориентации. В декабре 1937 года Гурьян был арестован и обвинен в том, что собирая подписи за открытие храма, вел антисоветскую агитацию. Виновным себя не признал. Был расстрелян 4 января 1938 года.

Еп. Синезий
Священномученик Стефан, еп. Ижевский на иконе новомучеников Удмуртской земли (слева).

Священномученик Стефан (Бех), первый Ижевский епископ, прославлен еще в 1981 году Русской Зарубежной Церковью. Будучи очень смиренным человеком, решительно и деятельно выступил против обновленческого раскола в 1922 году, из-за чего был арестован в Ижевске и сослан. После освобождения некоторое время снова занимал Ижевскую кафедру в 1926 г. Вернулся в Ленинград, где был близок к иосифлянам, выступавшим против сергианства. Снова арестован в 1929 году и сослан. В ссылке арестован опять, умер во время следствия в тюрьме 26 марта 1933 года. Спустя месяц после смерти был приговорён к расстрелу с заменой десятью годами лишения свободы.

Петр Глазовский
Схиепископ Петр, исповедник, на иконе новомучеников Удмуртской земли (в центре).

Схиепископ Петр (Ладыгин), последний катакомбный епископ Русской Церкви, умерший в Глазове в 1957 году под фактическим домашним арестом. Родился на севере современной Удмуртии в крестьянской семье. Ушел на св. Гору Афон. Впоследствии занимал должность настоятеля Афонского подворья в Одессе в сане архимандрита. В 1925 был тайно хиротонисан в епископа. «Декларации» митр. Сергия не признал. Тайно служил, неоднократно арестовывался. Был творцом Иисусовой молитвы.

Все святые новомученики Удмуртской земли, молите Бога о нас!

Вернуться к списку записей

Комментарии

Надежда Загребина
5 июня 2020 07:46

Святые новомученики и исповедники земли Удмуртской, молите Бога о нас, грешных! Чудная икона! Спаси Господь!

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры