Епископ Новгородский и Тверской Дионисий
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Владыко, в последние недели мы особенно часто вспоминаем слова Господа: «Дьявол — отец лжи», - поскольку митр. Агафангел весьма своеобразно готовится к чрезвычайному Архиерейскому Собору РПЦЗ. Он развязал настоящую кампанию травли и клеветы против всех тех, кто открыто выступает за сохранение традиционной Русской Зарубежной Церкви. Клевета настолько наглая, грязная и, я бы даже сказал, многогранная, что многие верующие приходят в смущение. Что бы Вы сказали им утешительного?
ЕП. ДИОНИСИЙ: Отцы и братья, помните, что отцы Зарубежной Церкви говорили, что мы живём в эпоху апостасии. В эту эпоху дьявол и его служители активно используют современные информационные технологии, клевету: вместо гонений открытых пользуются дискредитацией тех, кто желает стоять за правду.
Поэтому в реакции этих наших оппонентов, в общем, ничего удивительного нет: неприятно, но не удивительно. Это те люди, которые связались с мiровым порядком, связались с его лидерами и, конечно, усвоили их методы; и поэтому по существу ничего они не говорят.
Им говорят про глобализм, им говорят об утрате духовной свободы Церкви, им говорят про благословение ими революционной власти, про русофобию, про нацизм украинский — они по существу не отвечают, а вместо этого кричат во всё воронье горло: коммунисты, чекисты, совки! В огороде бузина, а в Киеве дядька. Другого ничего из их аргументов нет.
Дальше клевеща, они пытаются в личных биографиях копаться — всё это показывает духовный и нравственный уровень этих людей.
С самим митр. Агафангелом ясно, что ничего не может быть, с другими архиереями — посмотрим. Если они полностью его курс поддерживают, значит, придётся прервать общение. Другого выхода просто нет. Потому что в такой обстановке евхаристическое, молитвенное общение невозможно; в связи с утратой ими духовной свободы невозможно подчинение им; невозможно следовать этим их, так сказать, зигзагам, их политике.
Их грехи — это их личные грехи. Как говорили свв. новомученики и исповедники Российские, отходившие от митр. Сергия (Страгородского), «не хотим соучаствовать в его грехах».
Соучаствовать в грехах, которые они совершают против своей совести, мы не хотим. А дальше — Бог им судья. Мы не выносим никаких проклятий в их адрес, не хотим ругаться, просто речь идёт о расходе. Это самая естественная мера христианская, которая была. А дальше будет видно. Бог им судья, пред Ним они должны предстать.
А дальше, в общем-то, успокоиться нам надо. Ясно, что Волга впадает в Каспийское море. Давайте сейчас займёмся своей приходской, церковной, личной духовной жизнью. Вот, наверно, так.
Кстати, когда разойдёмся, будет гораздо легче. Вы же, наверно, тоже помните, что пока были в патриархии, ежедневно эти брани всё время разоряли. Когда разошлись — они там в своём углу, мы в своём — ну, как-то уже легче. Наверно, так.
Да, относительно клеветы. Будем помнить одного из апологетов Древней Церкви конца II — начала III века Тертуллиана из Карфагена, который писал: «О клевета, сестра мучеников, ты свидетельствуешь мне, что я христианин!»
Поэтому по поводу клеветы, особенно личного характера, будем это помнить, будем помнить, что Сам Господь был оклеветан: самарянин, бесноватый и т. п. Так что, во общем, всё нормально.
Владыка Лазарь покойный, кстати, которого добрым словом всегда поминаю, он, когда клеветали, говорил: «Пусть клевещут, потом на мытарствах воздушных, может быть, легче будет». Так что вот такое отношение христианское к этому вопросу.
Взаимно клеветать мы не собираемся и копаться, так сказать, в его белье. На это есть другие. Но просто тот, кто переходит на такой язык, пусть знает, что по суду Божию он может подвергнуться соответствующим обвинениям.
Есть такая песня у Высоцкого «Сентиментальный боксёр», где есть слова: «Удар, удар, ещё удар... Мне руку поднял рефери, которой я не бил». Господь, как настоящий Рефери, поднимает руку того, кто не бъёт. Наверно, так.
Комментарии
Оставьте комментарий