ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Дорогие братья и сёстры, недавно мы получили от иг. Андрея из Мельбурна Открытое письмо «ко всем членам нашей Церкви». В нём он констатирует нарушение принципа соборности в нашей Церкви в связи с тем, что обвинения, выдвинутые против митр. Агафангела не были рассмотрены Собором архиереев, а критики митрополита последним подвергнуты церковным запрещениям; одним словом митрополит Агафангел стал грубо попирать церковные каноны и устраивать в Церкви «свою диктатуру».
Радостно читать это обращение о. Андрея, который стремится, чтобы в нашей Церкви господство принадлежало нашему Спасителю, на не человеку, всё более уподобляющемуся сергианскому управленцу-администратору.
Сам митр. Агафангел со своим сайтом теперь отошёл от той политической агитации, которой внёс столько смут и соблазнов, и ныне заявляет, что причин для разделений в РПЦЗ не было и нет.
Но здесь надо напомнить всем, что церковный раскол произошёл не по причине этих политических высказываний и публикаций митрополита. Это, как говорится, полбеды. Митрополит допустил хулу на нашу Церковь, на её Соборы, в частности на Первый Всезарубежный Собор, отошёл от Предания нашей Церкви, отказался о пастырской миссии по отношению к народу в России, допустив русофобские статьи своём сайте «Интернет-собор», и другие немыслимые для первоиерарха и просто для пастыря вещи.
Именно на это мы указывали митрополиту в ходе развернувшейся тогда дискуссии и хотим подчеркнуть ещё раз теперь. Митрополит упорно не хочет каяться в этом, обвиняя нас в увлечении политикой, хотя мы призывали митр Агафангела стать выше политических оценок.
Слава Богу, что люди, подобно иг. Андрею, начинают разбираться в сути происходящего и требовать торжества церковной правды. Дай Бог нам всем объединиться, чтобы сохранить честь и достоинство нашей Церкви, которые так грубо были попраны митр. Агафангелом и его сайтом.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Хотя уже много раз нами сообщалось, что мы против какого-либо участия в политических противостояниях, всё же приходится наблюдать, что нам приписывают обратное.
Вспомним Священное Писание. В Евангелии от Луки в 3-й главе стих 14 читаем: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Святой Иоанн Креститель Духом Божиим даёт нам пример как относиться к тем, кого собственный народ считает оккупантами и служителями языческой власти. Во всём Новом Завете даётся определённое правило, как относиться к политической власти – относиться равнодушно, как к некоей параллельной системе, не требующей особого внимания. Всё внимание Священного Писания сосредоточено на человеке, на его спасении. До тех пор, пока власть не требует отречения от Бога, до тех пор к ней отношение равнодушное. Если власть заставляет от Бога и от православной веры отречься, то тогда христианин не может подчиняться такой власти. Это очевидно.
О монархии я сейчас не говорю. Это отдельная тема.
Кому-то нравится та или иная политическая система – это его право и в том числе проблема. Но навязывать свои симпатии или антипатии к той или иной власти никто не вправе. Такая политическая узость может внести только раздор в среду верующих. Что и произошло на наших глазах. Сторонники (противники) политических режимов не только стали навязывать свои взгляды, но и нежелающих участвовать в политических потасовках обвинили в политиканстве. По принципу: если ты не согласен с моими политическими симпатиями (антипатиями), значит ты принимаешь политику противной стороны.
Ещё раз хочу напомнить тем, кто желает нас обвинить в политической деятельности, что нас прежде всего безпокоит церковная жизнь и забота о пастве.
Мы любим свою родину Россию и это не может означать, что, говоря так, мы занимаемся политикой. Наша любовь к отечеству выражается в молитвах за его народ. Народ нужно просвещать светом евангельской веры, а не обзывать его и не унижать. Только любовь к людям способна привести их к Богу. В такой проповеди и есть призвание всех православных христиан.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Недавно я заглянул на «Интернет-собор» и был удивлён перемене: несколько месяцев тому назад, когда на Украине бушевала гражданская война и лилась русская кровь как с той, так и с другой стороны, «Интернет-собор» под руководством митр. Агафангела вёл активную кампанию не только и не столько против Путина, сколько против России. По сути дела не скрывалось, что целятся в наш многострадальный народ.
Сегодня может показаться, что «Интернет-собор» стал совсем иным: публикации церковного характера, проповеди великих отцов РПЦЗ. Но это обманчивая перемена.
Помнится, как в самом начале 1990-х мы также удивлялись, открывая свежие номера ЖМП и других изданий Московской патриархии: испарились статьи просоветского характера, наоборот, теперь можно было читать публикации о новомучениках и исповедниках российских. Более того, патриарх Алексий II выступал как убеждённый антикоммунист и обличитель прежнего тоталитарного режима, не говоря о том, что совсем недавно он утверждал прямо противоположное.
Слава Богу, митр. Виталий не поверил этой метаморфозе, но, увы, он оказался одинок. И многие люди, которые должны были тогда его поддержать, утверждали: «Ну вот, всё меняется к лучшему. Патриарх теперь другой».
Сегодня с высоты прошедших лет мы видим, как жестоко ошибались многие из нас. Несомненно роковой ошибкой станет, если сейчас ради якобы «мира церковного» мы забудем о канонических и нравственных преступлениях митр. Агафангела.
А то, что он, увы, не кается в своих злодеяниях против нашей Церкви и народа, свидетельствуют конкретные дела. Господь говорит нам: «По делам их узнаете их» (Мф. 7:17).
И хотя сегодня он уже не выступает с русофобскими заявлениями, не борется с Белой идеей и даже говорит многие правильные слова, по сути митрополит остаётся прежним сергианином. Поэтому не желая каяться, увы, он распространяет неправду, заявляя о том, что мы ушли из Церкви по политическим причинам.
Во-первых, мы всегда последовательно выступали против того, чтобы митр. Агафангел занимался политической деятельностью. Это нетрудно проверить, обратившись к нашей гласной и негласной переписке.
Во-вторых, не мы клеветали против митрополита, не мы запретили себя в священнослужении, не мы боролись с приходами РПЦЗ в Удмуртии. Увы, митрополит по сергианскому обыкновению своему перекладывает, как говорится, с больной головы на здоровую.
Напомним, даже оказавшись в столь бедственном положении, мы и другие подписавшиеся под «Обращением» приходов РПЦЗ в России не создаём свою новую юрисдикцию, но лишь смиренно ждём, когда будет восстановлен канонический порядок в нашей Церкви.
Недавно многие удивились, узнав, что президент Порошенко, спонсор и прихожанин Московской патриархии, причастился у католиков. Но удивляться здесь не приходится: во-первых, в Московской патриархии нет строгого запрета причащаться в католической церкви; а во-вторых, он политик, для которого церковная жизнь прежде всего является средством, а не целью.
Увы, митр. Агафангел ведёт себя именно как настоящий, хитрый и вероломный политик. Весной и летом он был оранжевым националистом, сейчас он как-будто вновь белый, но по сути своей он продолжает оставаться тем же сергианином.
Конечно же, у вл. Агафангела есть спасительный выход — настоящее нелицемерной покаяние. Но пойдёт ли он на это?
Отец Андрей, на мой взгляд, смотрит в корень. Вопрос о том будет ли оставаться первоиерархом митр. Агафангел не политический, а эклезиологический: или Церковь — истинная, являющаяся столпом и утверждением истины; или же Церковь — земная организация по подобию сергианской Московской патриархии с одесской спецификой; или Церковь возглавляет Христос, или человек; или Церковь соборная, или подобие тоталитарной секты.
Вот в чём вопрос. Думается, для каждого православного человека ответ очевиден.
Отец Андрей — еще раз хочу это подчеркнуть — смотрит в корень проблемы, и за эту мужественную и правильную позицию низкий ему поклон.
Комментарии
Оставьте комментарий