Дорогие братья и сёстры, мы живём с вами во времена настоящей информационной войны против истинного Православия. Поэтому для нас особенно актуальны слова ап. Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:16).
На неосергианском, раскольничьем сайте укронацистов «Интернет-собор» помещено письмо св. митр. Филарета (Вознесенского) с провокационным предисловием. Очевидно, цель этой публикации — навести тень на доброе отношение свт. Филарета к А.И. Солженицыну.
В частном письме, не предназначенном для публикации, св. митр. Филарет делится своими сомнениями и опасениями, говоря о вопросах церковной и общественной жизни. Среди прочего он высказывает следующие сомнения:
«Есть и многие другие вопросы, в частности, — о Солженицыне, по отношению к которому я продолжаю держаться более чем осторожно, и встречаться с ним совсем не хочу. Мне всё кажется, что дело с ним может оказаться грандиозным фарсом, с трагикомическим (а м. б. и просто с трагическим) концом…
Если бы он был действительно таким грозным противником коммунистов, если бы они действительно считали его таковым — они давно бы «вывели его в расход».
Когда Солоневич издал свой знаменитый труд «Россия в концлагере» — дело кончилось бомбой с убийством. Кутепов, Миллер — ликвидированы. Коммунисты не боятся никого. На т. назыв. «общественное мнение свободного мира» они плюют уже более полувека «с верхней полки»… И уверенно идут к своей цели, отнюдь ее не скрывая, и все время одерживая победы то в одном, то в другом пункте. А «свободный мир» явно и страшно разлагается… И смрад этого разложения не менее отвратителен, чем смрад коммунизма!»
Как мы видим, в этих словах нет даже намёка на осуждение А.И. Солженицына, митрополит лишь высказывает опасения и сомнения, вызванные в том числе и тем, что он не обладал полнотой информации. Например, ещё до изгнания Солженицына чекисты организовали покушение на великого писателя — в магазине ему был сделан смертельный укол, яд чуть было не привёл Александра Исаевича к концу. И лишь усиленная молитва и помощь искусного врача спасли Солженицына от неминуемой смерти. Это было явное чудо Божие. Но все обстоятельства этого покушения стали известны только в 1990-е годы, в том числе и благодаря признанию участника злодеяния.
Впоследствии руководство партии и КГБ не решалось идти на крайнюю меру, опасаясь мiрового скандала. В 1970-е годы Брежнев уже считался с тем, как смотрят на его страну за границей. Если бы Солженицына убили на пике его славы, то он мёртвым был бы опаснее для советской власти, чем живой.
То, что святитель опасался грандиозной провокации, вполне обоснованно и понятно. Кстати, этого же опасался и Александр Исаевич. Поэтому он редко общался с прессой и его называли «вермонтским затворником».
Свт. Филарет относился почтительно к Солженицыну и об этом он говорил в своих официальных заявлениях. В отличие от тех, кто в наше время объявляет себя его преемниками, этот угодник Божий не лгал. А то, что он, как и все мы, мог в чём-то ошибаться или сомневаться и говорить об этом в частной переписке, никак не умаляет подвига жизни святителя, поскольку он умел, как истинный христианин, очищать свою душу святым покаянием.
Кстати, в приведённом письме святитель говорит и о своих сомнениях относительно епископата РПЦЗ и даже о возможности ухода на покой: «Владыка Антоний, по его рассказам своему окружению, остался «доволен» нашим совещанием. А у меня оно оставило самое тяжелое воспоминание — я увидел, насколько я одинок среди архиереев с своими принципиальными взглядами (хотя «в личном плане» у меня добрые отношения со всеми). И я не шутя подумываю об уходе. Конечно, я не уйду «вдруг» — внезапно. Но намерен на следующем Соборе указать, что мне слишком многое не нравится в том, что происходит в нашей церковной жизни. И если большинство епископата со мною согласится — речи об уходе я не стану поднимать. А если я увижу свое одиночество, или увижу себя в меньшинстве — заявлю, что ухожу. Ибо не могу возглавлять и, след., нести ответственность за то, с чем принципиально не согласен».
Но владыка сумел победить в себе это искушение и именно с этими архипастырями в течение ещё многих лет возглавлял Русскую Зарубежную Церковь, которая прославила в годы его святительства свв. Новомучеников и Исповедников Российских и предала анафеме ересь ересей ХХ столетия экуменизм.
Свт. Филарет умел прислушиваться к соборному голосу Церкви, и потому в годы его первосвятительского служения наша Церковь шла от одной победы к другой. Хотя и тогда проблем было предостаточно.
Выставлять напоказ отдельное письмо св. митр. Филарета с целью дискредитировать Александра Исаевича Солженицына — дело нецерковное и недоброе. Кстати, это излюбленный приём шантажистов и фальсификаторов истории. Если мы будем, выхватывая из общего контекста, приводить переписку тех или иных святых, то мы придём к полному непониманию церковной истории и к нравственному хаосу в своей душе. Этим занимались профессиональные атеисты-богоборцы в Советском Союзе — увы, этим же занимаются авторы «Интернет-собора».
Мы же с вами, дорогие братья и сёстры, будем помнить слова свт. Филарета, которые он написал А.И. Солженицыну, как верному сыну Церкви, слова, от которых он никогда не отказывался:
«Глубокоуважаемый Александр Исаевич! От лица Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей благодарю Вас за то, что Вы поделились с нами Вашими наблюдениями и мыслями. Мы волновались за Вашу жизнь, когда Вас арестовали, но Господь услышал нашу молитву, и Вы вышли как бы из пещи огненной и можете беседовать с нами. Члены Собора с большим вниманием выслушали Ваше письмо, находя в нем много глубоких и ценных мыслей».
Будем же и мы, вслед за свт. Филаретом, митр. Виталием, прп. Иустином (Поповичем), о. Серафимом (Роузом) и другими столпами истинного Православия, находить нравственную мудрость в творчестве и жизненном подвиге великого писателя и патриота Земли Русской.
Р.S. Конечно, когда мы говорим о любом человеке, мы должны помнить, что есть только одно Солнце, на Котором нет пятен, и даже самые выдающиеся деятели Церкви и нашей страны допускали ошибки. Не исключением является и Александр Исаевич Солженицын. Но главное в нём было от Бога, об этом говорили многие духоносные светильники последних десятилетий. И то, что Солженицына так люто ненавидят и коммунисты, и украинские нацисты, и содомиты-либералы — это ещё раз подтверждает, что он, действительно, угодил Богу.
Вечная ему память.
Комментарии
Оставьте комментарий