Обсуждение анафемы сергианству
Икона свв. новомучеников и исповедников Российских
В храме Царя-Мученика Николая состоялось собрание верующих приходов Царя-Мученика, прп. Сергия Радонежского, прав. Иова Многострадального Московского Патриархата Русской Зарубежной Церкви в Удмуртии.
Собрание было посвящено итогам прошедшего недавно Архиерейского Собора РПЦЗ.
Протокол приходского собрания 30.05.2012.
Начинается пением молитвы.
Прот. Сергий Кондаков говорит о прошедшем Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви и том внимании, которое вызвали решения этого Собора среди верующих наших приходов. О. Сергий отмечает, что не надо смущаться дискуссией, которая возникла по поводу анафемы сергианству среди членов Собора. Он напомнил слова св. ап. Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11).
Поэтому дискуссии могут быть, но необходимо стремиться к истине. О. Сергию близки опасения архиеп. Софрония и других преосвященных членов Собора о том, что неправильно понятая анафема может вызвать соблазн у многих простых верующих Московской Патриархии. Но вместе с тем он полностью согласен с мнением митр. Агафангела о том, что эта анафема всё-таки должна прозвучать как набат, призывающий православных хранить себя от соблазнов сергианства перед лицом новых испытаний и гонений, надвигающихся на Православную Церковь по всему миру.
О. Сергий также напомнил, какое благотворное влияние оказала на нашу Церковь анафема св. патр. Тихона на безбожную власть и анафема Русской Зарубежной Церкви против ереси ересей ХХ века – экуменизма.
Прот. Михаил Карпеев говорит, что сергианство опасно тем, что оно разлагает Церковь изнутри, оно разрушает внутреннюю жизнь каждого человека, потому что позволяет нарушать церковные каноны ради сохранения внешнего управленческого церковного аппарата. Сергианство отвергает заповедь Христову: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Таким образом, сергианство расслабляюще действует на христиан, заставляя их спокойно смотреть, как Церковь умирает. О. Михаил высказывается за провозглашение анафемы сергианству.
Иер. Александр Малых говорит, что хотя в сергианстве официально и не формулировались ереси, как это правильно отмечено на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви, но тем не менее, искажение православного вероучения постоянно звучало в устах сергианских епископов. Одним из таких искажений является неправильное истолкование слов ап. Павла: «Несть власть, аще не от Бога» в том смысле, что всякая власть от Бога. Это понимание противоречит толкованию св. Иоанна Златоуста и является ересью.
Другим искажением является превознесение сергианскими иерархами Октябрьской революции раньше и провозглашение теперь, что православная монархия не является Богом благословенной формой правления. Это опять же противоречит святоотеческому преданию Православной Церкви.
Инок Георгий, приехавший с Валаамского монастыря, высказывает опасение, что осудив сергианство, мы тем самым осудим и всех верующих Московской Патриархии.
Отец Сергий на это возражает, что в Неделю Православия провозглашаются анафемы лжеучениям, в которых многие в Московской Патриархии узнают свои заблуждения. Так что же, нам отказываться анафематствовать грех и заблуждение, чтобы никого не обидеть? Анафема направлена не против грешника, а против греха.
Инок Георгий, говорит, что эта анафема будет направлена против руководства МП.
Отец Александр: «А какая беда, если будет анафематствовано руководство МП?»
Отец Сергий отвечает, что мы не должны сводить счёты с митр. Сергием, тем более что он писал под диктовку чекистов. Эта анафема необходима для нас, чтобы мы не повторяли его ошибок.
Инок Георгий: «Я лично поддерживаю анафему. Но должна быть правильная формулировка, потому что в наши дни сергианство стало многоголовой гидрой, опутавшей тело Церкви».
Отец Сергий отмечает, что анафема Зарубежной Церкви на экуменизм в начале 1980-х годов была очень положительно воспринята многими верующими и священниками в СССР, несмотря на то, что всё руководство МП по указанию безбожной власти активно принимало участие в экуменическом движении. «Мы понимали, - говорит о. Сергий, - что эта анафема не против нас, но против греха. Я лично задумался об опасности экуменизма, именно когда услышал об анафеме Зарубежной Церкви на экуменизм».
Олег Вышенский, юрист: «Я обеими руками за анафему. Люди понимают и прекрасно знают, что такое экуменизм и остаются в
МП».
Николай, прихожанин: «Люди забиты и ничего не знают».
О. Сергий говорит, что большинство прихожан МП ничего не знают об экуменизме, а тем более о сергианстве. Для них это как китайская грамота. Хотя с проявлениями неосергианства им приходится постоянно сталкиваться.
Начинается оживлённая дискуссия. Многие собравшиеся выражают своё осуждение сергианству.
Олег Вышенский напоминает точку зрения сщмч. Кирилла Казанского о том, что причащаются не в осуждение в МП те, кто ничего не знает о неправде сергианства. Но те, кто знает, и не борется со злом, тот причащается в осуждение.
О. Михаил Карпеев: «Поэтому и должна быть анафема, чтобы люди знали это зло и начали бороться с ним».
Виталий Прокопьев, певчий и чтец, говорит, что в современной религиозной жизни России мы видим, как церковные деятели стремятся прильнуть к ногам сильных мира сего. Вместо того, чтобы объединять и умиротворять они занимаются политиканством. Конечно, анафема должна прозвучать, чтобы люди задумались.
Григорий Полянкин, физик, предлагает обратить внимание на мистическую сторону анафемы.
Отец Александр Малых говорит, что анафемы всегда произносились на злобу дня, в ответ на возникавшие или чрезмерно распространявшиеся лжеучения или обычаи, противоречащие Священному Писанию и Преданию. Таковым в наше время является сергианство.
Дальше опять начинается оживлённая дискуссия. Собравшиеся обмениваются краткими сообщениями об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. На высказывание, что Русская Зарубежная Церковь в лице митр. Серафима (Ляде) сотрудничала с нацистской Германией, прот. Сергий Кондаков отвечает, что это неправда. Митр. Серафим (Ляде), хотя и шёл на личные унижения перед нацистскими властями для того, чтобы хоть как-то смягчить их, при этом не позволял гитлеровцам управлять церковными делами. Митр. Серафим оказывал великую помощь нашим военнопленным и угнанным рабочим. Это один из самых замечательных архипастырей-исповедников того времени.
Кстати, надо заметить, что Русской Зарубежной Церкви не было позволено совершать свою миссию на оккупированных германскими властями территориях. В то же время Московской Патриархии эта возможность была предоставлена. Второй человек в иерархии МП митр. Сергий (Воскресенский), многолетний агент НКВД, продолжая оставаться сергианским иерархом, вёл активную церковную деятельность и пропаганду в поддержку гитлеровской Германии. Возникает вопрос: «Почему нацистская Германия запретила совершать своё служение Русской Зарубежной Церкви, одновременно дав свободу действий для Московской Патриархии? Не для того ли, чтобы у них была послушная карманная церковь?»
Иер. Александр Малых говорит, что св. патр. Тихон тоже делал компромиссные, даже унизительные заявления, приближающиеся к тому, что говорил митр. Сергий, но конкретных шагов никаких не делал, в отличие от митр. Сергия, который допустил НКВД влиять на поставление архиереев, передвигал их с кафедр по указке НКВД, терпел агентов в рясах в своём окружении.
Прот. Сергий Кондаков: «Слово Божие говорит: «Церковь – это столп и утверждение истины». Если же церковь считает, что на время можно отказаться от истины, то возникает вопрос: Церковь ли это?»
Роман, церковный сторож, цитирует отрывок из послания ап. Иуды о нераскаянных грешниках и говорит, что таковые подлежат анафеме. Заявляет, что он давно за анафему сергианству: «Мы же не людей осуждаем, а грех».
Феодор Тарасов, староста общины прав. Иова Многострадального: «Ересь сергианства должна быть осуждена, то есть сергианству анафема. Сергианство – это служение не Христу, а миру сему; это соглашательство, сотрудничество с врагами против святой Матушки-Церкви и народа российского; сергианство – это то же фарисейство, первосвященники, которые кричали: «Распни! Распни!», и продолжают распинать по сей день Божественного Учителя и Спасителя.
Они же тащат большую часть народа в духовную пропасть. «Слепец слепого тащит за собою; оба в яму впадут».
Путь ко Христу – это исповедничество. Другого пути нам, православным христианам, не дано. Господь говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мною».
А в сергианстве обнажается всякий грех: сребролюбия и властолюбия и т.п. Сергианство как ересь не подлежит оправданию.
Мы не хотим иметь с сергианами ничего общего, не иметь с ними молитвенного общения и причащаться из одной Чаши.
Община св. прав. Иова Многострадального, г. Ижевск»
Собравшиеся краткими возгласами выражают одобрение: «Ура!», «Всё понятно», «Всё чётко и ясно!», «Правильно!», «Глас народа!»
Виталий Прокопьев, говорит о необходимости предания анафеме конкретного исторического времени правления митр. Сергия.
Прот. Сергий Кондаков, отвечает, что идеи сергианства были созданы не митр. Сергием. Он лишь только их озвучивал. Вообще, мы должны отнестись с жалостью к окончательно сломленному в застенках ЧК старику.
По имени митр. Сергия называется явление. Мы можем видеть сергианство, когда был предан Царь Священным Синодом в дни февраля-марта 1917 года. Просто во время митр. Сергия сергианство приобрело законченные формы отступничества.
Сергей Воробъёв, учитель истории: «Когда это обращение Архиерейского Синода вышло, это меня смутило, но потом я как-то успокоился. Я думаю, что Русская Зарубежная Церковь к этому вопросу ещё вернётся. Если сказано «А», то нужно сказать и «Б» и «С». Ссылкой на то, что догматически сергианство Символ веры не тронуло, оно всегда прикрывалось, но по плодам мы можем его хорошо познать.
Сергианство основано на лжи, ложь в сергианстве постоянно пропагандируется. В частности о Зарубежной Церкви утверждалось, что она жила за границей припеваючи, а мы здесь кровь проливали. На самом деле, кто так говорил, кровь не проливал, а жил как раз припеваючи.
Аргумент, что анафема может отпугнуть и люди не перейдут в РПЦЗ, звучит двусмысленно. Необходима конкретная формулировка анафемы.
Синедрион пошёл на сговор не с безбожной властью, но попрал истину. Поэтому сергианство при любой власти возможно и опасно.
Явление сергианства необходимо нам, преподающим историю детям, чётко разъяснять, как приспособленчество к миру. Потому что нашим детям внушается, что самое главное – это материальное благополучие, карьера.
Современные сергиане за дворцы, дачи и яхты продали Христа».
Продолжается горячая дискуссия о проявлениях сергианства в прошлом и настоящем.
Прот. Сергий Кондаков напоминает, что Церковь в настоящее время живёт в постконстантиновскую эпоху. На земле не осталось ни одного в полном смысле этого слова христианского государства. Конечно же, необходимо иметь добрые отношения со властью. Но при этом нельзя путать светскую государственную власть с православной монархией. Если женщина не видит разницы между законным мужем и любым другим мужчиной, мы таковую называем блудницей. Поэтому мы можем назвать духовным блудом, когда иерархи церковные говорят о том, что нет различия между властью Царя-Помазанника Божия и светского правителя. Симфония Церкви и власти возможна только лишь в условиях христианской государственности.
В настоящее время мы должны стремиться к добрым отношениям с властью и нехристианским обществом, сохраняя при этом нашу православную веру. И если Россия станет по-настоящему правовым государством, где будут соблюдаться международные гарантии прав человека, это послужит делу свободной проповеди истинного Православия.
Галина Андреевна, инженер, говорит ещё об одной стороне, с которой опасно сергианство. Это непротивление и благословение глобализации, внедрения средств тотального контроля над каждым человеком на Земле, приготовления к чипированию всех людей на планете. Именно поэтому она считает необходимым предать анафеме сергианство.
Олег Полянкин, преподаватель физической культуры, высказывается за осуждение сергианства, но против анафемы. Он считает, что на этом пути можно уклониться в нездоровую крайность.
После продолжительной дискуссии участники собрания высказались за то, чтобы сергианство было предано анафеме. Но несколько уважаемых членов приходов, осуждая сергианство, высказались против анафемы.
После пения «Достойно есть» собрание было закончено.
Комментарии
Оставьте комментарий