Священник Даниил Сысоев
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Отец Даниил запомнился мне как яркий священник, яркий прежде всего своей детской непосредственной верой в Бога. Я познакомился с ним когда вместе с протодиаконом Михаилом Атамановым мы были на 3-м миссионерском съезде в 2002 году в Москве. Для меня в частности это было ещё то время, когда казалось, что для развития церковной жизни необходимо всего лишь собственное старание, что в ближайшем будущем Церковь Российская будет развиваться и укрепляться прежде всего духовной, внутренней приходской и истинной монашеской жизнью. К сожалению этим ожиданиям не удалось осуществиться.
Тогда, общаясь с такими искренними людьми как отец Даниил Сысоев, хотелось показать всему миру, какие есть у нас в церкви замечательные священники. И мне лестно было находиться среди них. Время показало, что от ошибок и заблуждений никто не застрахован и что уроки, которые преподала история, не были усвоены. Подвиг катакомб 20-го века широкой православной общественности был представлен лишь таким спорным произведением как книга «Отец Арсений». А про настоящих исповедников, не щадивших своей жизни ради Христа, десятки лет проведших в советских концлагерях, в руководстве Московской патриархии говорили исключительно как про раскольников.
Миссия Русского Зарубежья с большим трудом осознавалась церковным народом. Например, святая жизнь блаженного Иоанна (Максимовича), богословские труды иеромонаха Серафима (Роуза) и других замечательных деятелей Русской Православной Церкви Заграницей были известны лишь в дозированном варианте. Происходило столкновение явной святой жизни представителей Русской Зарубежной Церкви с официальным приговором руководства Московской патриархии, обзывавшей РПЦЗ карловацким расколом. Всё это порождало много вопросов, на которые в Московской патриархии не было вразумительных ответов. И отец Даниил в данном случае, к сожалению, был в фарватере официальной церковной политики.
Надеюсь, что душа отца Даниила, омывшись кровью, пролитой за Христа, сейчас пребывает с Богом.
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Безусловно, о. Даниил — личность незаурядная. Он талантливый миссионер, проповедник. Это человек написавший много книг и статей о разных аспектах нашей веры: по богословию, по истории, катехизические статьи и книги для начинающих. Однако в наш век, который считается веком специализации, очень трудно, а вернее почти невозможно, разве что для гениев, разбираться во всём и быть везде авторитетом. Вот и о. Даниил допускал досадные ошибки, которые говорили, что с предметом своих статей он был знаком весьма поверхностно. В частности есть у него статья «Зарубежная церковь: раскол или ересь?» Само название статьи говорит о том, что иной возможности кроме этих двух о. Даниил не предполагает. Написана она в духе статей Московской патриархии советского времени.
В этом труде он прямо называет всех, кто не признавал полномочий митр. Сергия (Страгородского), будь то представители Зарубежной Церкви или Катакомбной, раскольниками. Говоря о зарубежных церковных Соборах, он ставит это слово в кавычки. Т. е. статья скорее пропагандного характера, т. к. автор не затрудняет себя доказательствами.
Допускает о. Даниил и такие ошибки, за которые бы ему в семинарии поставили оценку «два». Например он путает Сремские Карловцы с Карловыми Варами. В качестве примера отношения зарубежных архиереев к указам патр. Тихона он приводит протоиерея Сергия Булгакова, который к Зарубежной Церкви не принадлежал. Утверждает о. Даниил, что к появлению Катакомбной Церкви в России имела непосредственное отношение такая эмигрантская организация как Высший Монархический Совет; что РПЦЗ была тесно связана с масонством, хотя она единственная осудила масонство. Примеры можно и дальше перечислять. Лучше адресовать читателя к ответу М.В. Назарова на эту статью о. Даниила.
И такую мягко выражаясь некомпетентность иер. Даниил Сысоев обнаруживал и в других своих статьях, даже в статьях по исламу, в котором он, казалось бы, должен был разбираться лучше всего. Поэтому к его слову нужно относиться критически.
Однако всё-же это был человек, который имел мужество обличать многие негативные явления в Московской патриархии. Он обличал экуменизм, открыто называл некоторых архиереев МП за их проповеди еретиками. Я думаю, за это мы должны его уважать. К конце концов ему многократно угрожали, он сам говорил об этом и когда угрозы дошли до дела, о. Даниил не скрылся, а вышел к своему убийце и принял мученическую смерть. Дай Бог и нам в трудную минуту не смалодушествовать, а прямо посмотреть в лицо ненависти и злобы.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вечером 20 ноября 2009 года в московский храм вбежал вооружённый человек в маске со словами: «Где Сысоев?»
Отец Даниил сделал несколько шагов навстречу убийце. Прозвучали роковые выстрелы, оборвалась жизнь известного миссионера, одного из самых жестких критиков ислама священника Даниила Сысоева. Спустя несколько часов после трагедии один достаточно высокопоставленный церковный функционер сказал мне следующее: «В том, что случилось, нет ничего удивительного. Такие долго не живут». Причем в голосе маститого архимандрита я уловил явные нотки раздражения в адрес покойного.
Действительно, о. Даниил своей непосредственностью, детскостью и напором раздражал многих. Помню, как в Ижевске было организовано собрание офицеров специально для проведения лекции о. Даниила. Я обратился к молодому батюшке: «Не забывайте, что в зале почти половина — мусульмане. Поэтому я очень Вас прошу максимально осторожно относиться к их чувствам».
Отец Даниил улыбнулся, согласился, но тем не менее провёл лекцию по-своему. Он не просто критиковал исламских экстремистов, но именно обличал религию Магомета, как таковую. Конечно, эти его высказывания вызвали возмущение среди мусульман.
Ижевск, 2004 год. Иер. Даниил Сысоев, прот. Сергий Кондаков в УИН РФ по Удмуртии
Признаюсь, я придерживался совсем другой линии в отношениях с мусульманами и, будучи руководителем епархиального отдела по связям с силовиками и работая в качестве священника в армии, в МВД, в горячих точках, в тюрьмах, в комиссии по делами помилования, в Общественной палате — везде, где мне приходилось встречаться и даже сотрудничать с мусульманами, я старался искать то, что нас объединяет, а не разъединяет, памятуя мудрую политику наших православных российских государей, памятуя слова свт. Иоанна Златоуста: «И не говори мне таких бессердечных слов: "Что мне заботиться о богохульнике? У меня нет с ним ничего общего".
У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем весьма много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили один и тот же естественный закон, призываются к тому же самому добру, что и мы. Не будем, поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому, что это голос сатанинский, дьявольское безчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость».
Отец же Даниил прежде всего обращал своё внимание на то, что нас отличает и разделяет с мусульманами. Он, как говорится, сразу брал быка за рога, и был безпощаден к мусульманским заблуждениям. Имел ли он на такую дерзость право? Думаю, что ответом являются те уверовавшие во Христа мусульмане и, наконец, та мученическая кровь, которую пролил приснопамятный отец Даниил Сысоев.
Помню, как он с какой-то неподдельной детской радостью рассказал мне о том, что его исламисты приговорили к смертной казни. Он был подобен в этой радости самому святому первоверховному апостолу Павлу, писавшему: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:20).
Наверно, за эту жертвенную любовь ко Господу нашему Иисусу Христу о. Даниил и был одарён Богом духовной радостью и силой слова. Хотя он физически был слабым и больным человеком. Он часто испытывал головные боли — результат укуса энцефалитного клеща. Но вопреки этой немощи он был энергичен и радостен во Христе. И этой благодатной силой и зажигал сердца многих.
Но прославляя подвиг мученичества о. Даниила, мы должны не забывать об, увы, многочисленных ошибках, которые допустил в своей пастырской деятельности по молодости и горячности угодник Божий. Надо по мудрому замечанию известного современного, церковного мыслителя, «снимать свои шляпы, а не головы», почитая подвиги тех или иных праведников. Даже святые не застрахованы от ошибок. У кого-то из святых их очень мало, у кого-то много, но совершенно безгрешен и безошибочен только Господь. Хотя странно, что о. Даниил, будучи выпускником МДА и кандидатом богословских наук, в особенности в области церковной истории допускал досадные ошибки.
И всё-таки, слава Богу, о. Даниил изменялся, причём в лучшую сторону. Вопреки моде на советчину в МП он обличал, как сатанинский соблазн, коммунистическую идеологию и любые проявления советчины. Он обличал архиереев-экуменистов. Сохранилось видео, на котором о. Даниил обвиняет митр. Владимира Ташкентского не просто в ереси, а в богохульстве. Уже прошло немало лет со дня убийства о. Даниила, а митр. Владимир по-прежнему блистает на Олимпе МП.
Кровь о. Даниила в храме
Комментарии
Оставьте комментарий