Дорогие братья и сёстры, к сожалению, нам приходится слышать упрёк за то, что мы идеализируем Белое движение. Полагаем, что такой упрёк вытекает из невнимательного прочтения наших публикаций на эту тему. Например, критика некоторых сторон Белого движения, содержащаяся в статье архим. Константина (Зайцева), помещённой у нас на сайте, почему то осталась незамеченной.
Да, увы, некоторые вожди Белого движения, в особенности, в первое время борьбы грешили феврализмом, т. е. считали оправданной Февральскую революцию. Иные, даже находясь в изгнании, не смогли вполне оправиться от этого духовного недуга. Вот о них то и говорил свт. Иоанн Шанхайский в письме г-ну Рейеру:
«Вы ставите вопрос о поминовении вождей белых армий гражданской войны, а также о статьях в печати, чернящих их.
Конечно, молиться за них не только можно, но и должно, как в домашних, так и в церковных молитвах. Они были православные и остались таковыми до конца жизни; грех имеют все, и за тех, кто больше грешит, нужно еще больше молиться.
Также никак нельзя одобрить статей в печати, направленных против них. Они дороги многим своим соратникам, и дороги за свои положительные качества. Такие статьи затрагивают чувства многих и оскорбляют их, создавая вредный раздор среди русских людей.
Но самим, однако, надо ясно себе отдавать отчет не только в похвальных сторонах их деятельности, но и в отрицательных, чтобы знать причины наших бедствий, чтобы самим не подражать им; если мы тоже виновны в том, искренне стараться исправить то, что возможно. Никак нельзя оправдывать зло, а тем более его облагораживать. "Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом... горькое почитают сладким и сладкое — горьким" (Исаия 5,20).
Пишете, что многие считали Государя виновным в наших неудачах, а посему считают себя вправе нарушать присягу? Присяга есть клятвенное обещание перед Крестом и Евангелием, и нарушение ее есть клятвопреступление».
Абсолютно точные и справедливые слова великого святого нашей Церкви! Но свт. Иоанн никогда не отрицал подвиг белых героев, он всегда молился за них и был наставником белых витязей за рубежом.
Да, увы, многие из тех, кто в 1918 году выступили против большевиков, годом раньше согрешили против присяги перед Крестом и Евангелием на верность Царю. Но подавляющее большинство клятвопреступников отказались защищать православную родину и более того — многие из них пошли в ряды Красной армии.
Клятвопреступлением в 1917 году согрешили не только военные, но и лица духовного звания, в том числе и члены Святейшего Синода. Немалое число из этого духовенства впоследствии стали святыми новомучениками и исповедниками Российскими. Но критическая оценка их феврализма не должна заслонять подвиг новых мучеников Российских. Своими страданиями за Христа они искупили этот грех. Так и наша справедливая критика некоторых белых воинов не должна сводить на нет почитание их жертвенной борьбы за православную Россию.
Есть, конечно, ещё в истории те, кого называли белыми, но по сути они белыми не являлись. Например, Савинков и другие леваки в движении сопротивления большевизму. Конечно же, не их имели в виду отцы Зарубежных Соборов, когда призывали помнить и молиться за положивших жизни свои за Святую Русь. В нашей Русской Зарубежной Церкви всегда с большим почтением относились к подвигу белых богатырей, и если раздавалась критика, то она была всегда доброй и уважительной.
Будем же и мы следовать этому спасительному правилу.
Комментарии
Оставьте комментарий