Иеромонах Игнатий (Крутков)
Симоне Ионин, любиши ли Мя?
Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси,
яко люблю Тя.Глагола ему:
паси овцы Моя (Ин. 21.15).
Воскресший Спаситель, обращаясь к Петру «любиши ли Мя?» , показывает, какое служение в Его Церкви имеет первостепенную важность: «паси овцы Моя». Пастырский подход в решении церковных вопросов всегда был отличительной чертой святых Апостолов и их преемников, отцов Церкви.
Русская Зарубежная Церковь - это уникальное духовное явление церковной истории. Её особенность еще и в том, что во главе ее стояли выдающиеся, вселенского значения АРХИПАСТЫРИ. Митрополит Антоний (Храповицкий) – «Гора Любви», по слову современников, правило веры и духовный вождь Русского Исхода. Митрополит Анастасий (Грибановский) – изящная церковная свирель и одновременно адамант, прошедший горнило двух Мiровых войн. Митрополит Филарет (Вознесенский) – святитель и вселенский учитель в «Скорбных посланиях». Митрополит Виталий (Устинов) – живая школа сердечной молитвы, знаток русской души, исторически принявший под омофор РПЦЗ чад Церкви, в Отечестве сущих. Все они прежде всего — пастыри добрые, полагавшие душу свою за овец Христовых, не раз смотревшие смерти в глаза. И смерть, не вынося этого взгляда, обходила их стороной. От одного произношения этих великих имен души верных приходят в восторг, а врата адовы трепещут.
Избранный на 5-ом Всезарубежном Соборе в 2008 году Митрополит Агафангел (Пашковский) заверил Церковь, что в своем служении он будет следовать стопам наших великих Первоиерархов, сохраняя все прежние традиции и устои РПЦЗ. Прошло более семи лет. Какие мы видим плоды нашей церковной жизни? Прежде всего, слава Богу и благодарение Митрополиту Агафангелу за его исповеднический шаг в восстановлении церковного управления, за достижение евхаристического единства с Греческой старостильной Церковью-Сестрой. Много и иного доброго семени посеяно за эти годы на ниве церковной. Откуда же ныне плевелы? – «Враг человек сделал сие» (Матф.13:27-28) Но, увы, не без нашего содействия. На мой взгляд, нестроения в нашей Церкви связаны прежде всего с упущениями в пастырском служении. Как говорит свт. Иоанн Златоуст в толковании на послание апостола Павла к Ефесянам, «Мы не повелеваем, возлюбленные, не деспотически приказываем вам. Мы поставлены для научения вас словом, а не для начальствования и самовластия над вами».
Каноны в Церкви вторичны, первичны – заповеди Евангелия. Каноны призваны уточнить, как исполнить заповедь Господа в том или ином конкретном случае церковной жизни. Каноны призваны созидать Тело Церкви. Если какие-либо решения, основанные на определенных канонах, не проходят рецепцию народа церковного и вносят нестроения, то эти каноны используются в этом случае в виде смоковной листвы, прикрывая какие угодно, только не пастырские и созидательные цели. В таком случае иерархическая власть становится самовластием, т.е. злоупотреблением властью. Понятно стремление укрепить свои внешние позиции и упрочить финансовое и имущественное положение церковной структуры. Все это было бы приемлемо, если бы не происходило то, о чем говорит Митр. Виталий: «А человека забыли…»
Пастырство полагает душу за человека, а самовластие человека не видит, действуя по принципу: нет человека – нет проблемы. Чем больше запретим и исключим, тем лучше. Самовластие говорит: «Ну и пусть уходят!» По слову прп.Серафима Саровского, если бы только один человек на Земле ответил бы на Любовь Христову, то ради него одного Спаситель пришел бы на Землю и совершил Свой подвиг Искупления. Это пастырское слово, это устои и традиция Русской Зарубежной Церкви.
Поясню примером из наших церковных событий, послуживших последней каплей накопившегося горючего вещества. В приходском уставе Свято-Троицкой церкви в Астории, NY, говорится о том, что настоятель прихода избирается самим приходом, конечно, из достойных и проверенных временем кандидатов. Правящие архиереи Нью-Йоркской епархии следовали этому положению, и так был избран приснопамятный о. Всеволод Дутиков. Последнее общее приходское собрание в Астории, в присутствии Митр. Агафангела, открыто и свободно выбрало настоятелем о. Дмитрия Добронравова. Но вл. Агафангел почему-то продолжил настаивать на настоятельстве о. Владимира Петренко. Три письма от приходского совета, посланных вл. Агафагелу по этому-же поводу ранее, были просто проигнорированы.
Пастырство стремится к человеку, самовластие человека видеть не желает. Неизбежны вопросы: «А вам-то какое дело до Нью-Йоркской епархии? Нашли предлог, чтобы воду помутить?»
А дело мне до всего этого есть только потому, что злоупотребляют властью против людей, родных мне по Богочеловеческой Крови Христа. С протоколами приходского совета в Астории можно ознакомиться по адресу www.astoriaholytrinity.org
Тем, кто противостоит произволу самовластия угрожают весьма сильным аргументом: «Грех раскола не смывается мученической кровью». Мысль эта отражена, кстати, в том же толковании свт. Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к Ефесянам, выдержка из которого приводилась выше. Послушаем для общей пользы:
« Любовь воссоздает, соединяет, сближает и сопрягает нас между собою… Есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершить что-нибудь недостойное по отношению к этому Телу (Церкви). В том и другом случае мы отделяемся от целого. Если же еще нам поручено созидать и других, и мы не созидаем, но сами первые производим разделения, то чего не придется потерпеть за это? Ничто не может столько производить разделений в Церкви, как любоначалие…
Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая».
Итак, св. Златоуст здесь говорит о расколе по причине любоначалия. В приведенном мной примере прихода в Астории, причина разделения – навязывание прихожанам решения, противоречащего их свободному волеизъявлению, основанному на приходском уставе. Тому кто осмеливается на подобный нажим и произвол, лучше было бы еще раз прочитать предостережение свт. Иоанна Златоуста. К тому же наши греческие братья также могут задаться вопросами отношения нашей иерархии к церковным чадам и сделать объективные выводы. Думаю, вл.Андроник, приняв на себя окормление прихода в Астории, сделал с одной стороны неприемлемый в обычных условиях шаг, но с другой стороны в сложившейся ситуации он вынужден и пастырски оправдан.
Какой путь выберут теперь ответственные иерархические лица? Если путь пастырства во Христе, то все еще, на мой взгляд, можно восстановить и не созывая Всезарубежного Собора, хотя этот Собор и предпочтителен. Есть надежда, что ситуация не вышла еще за точку невозврата. Если же в очередной раз используют каноны в виде смоковной листвы и проявят самовластие, то… рискуют остаться у «разбитого корыта», так как такие действия так же преемственны архипастырскому служению наших Великих Первоиерархов, как ночь преемственна дню, а болезнь – здравию, по мысли свт. Григория Богослова.
Иеромонах Игнатий (Крутков),
29 июня/12 июля 2016 г. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Комментарии
Оставьте комментарий