Первые уроки воссоединения
19 июня 2011
Рубрика
Последние события
Первую беседу с нами после вечерней службы на родительскую Троицкую субботу владыка Софроний начал со слов о русскости, с того, что составляло всегда суть главной тайны русской души, и это сокровище наше во многом мы утратили. Эти слова, сказанные им, как-то сразу запали в душу. Я почувствовал, что эти слова мне надо переосмыслить, пережить.
«И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово»
А. Ахматова.
Как-то сейчас я по-новому осмысливаю слова Анны Андреевны, сказанные ею в войну, о русской речи. Именно в сохранении русского слова видела Ахматова залог грядущей победы. Эти слова, пожалуй, вдвойне актуальны в духовной брани или, как привычнее для слуха светского человека звучит, в психологической войне против России, ведущейся сейчас. Мало кто замечает, что эта война ведется всё более на уровне ментальном, к которому, прежде всего, относится язык. Как недавно отметила Н. Солженицына, в российской школе начиная с 1987 года часы, отводимые на преподавание русского языка и литературы, сокращены в два раза. Причем всё это делается тихо, без всякого совета с педагогическим сообществом. Особенно печально становится, когда видишь в слове основу нашей православной веры. Слово в русском сознании означает Бога-Cына. Словом всё сотворено. Искази слово, исковеркай речь – этим ты можешь до неузнаваемости изуродовать душу не только человека, но и целого народа. Русский язык пропитан христианской духовностью. Поэтому хранение именно веры и составляет главное в деле национального строительства, а ныне спасения. Весь вопрос только в том, кто в «железный XX век» сумел веру эту сохранить?
Долгое время мы были пропитаны официальной пропагандой Московской патриархии о том, что Русская Церковь за рубежом жила чуть ли не в неге, а мы, живущие в СССР, теснимы были и кровь проливали. Многие в МП и сейчас верят в это. Но, во-первых тот, кто это изрекал и изрекает, сам в неге пребывал, власти угождал, именем новомучеников прикрывался, но о заветах их помалкивал, часто намеренно искажая их подвиги и житие (многие из новомучеников были катакомбниками и не принимали «Декларации» митрополита Сергия, но об этом говорилось вскользь или замалчивалось). Во-вторых, никаких благоприятных условий у русских за границей не было, скорее наоборот, многие белые вынужденные эмигранты, - они так предусмотрительно заранее, как нынешняя российская элита, капиталов за границу не вывозили,- оказались в состоянии крайней нужды и нищеты. Но была у них вера православная, которую они пытались с оружием в руках отстоять, было упование на Христа, любовь к Отечеству, которое, как были убеждены они и в чём убеждали своих детей, они покинули не навсегда. В их числе были и наши земляки, легендарные ижевские и воткинские рабочие, удмуртские крестьяне, прошедшие всю гражданскую войну от Ижевска до Владивостока. Но мало кто сейчас на родине знает и помнит о них, зато лжи в их адрес и поныне хватает. Сейчас некоторые историки делают хитрый манёвр, пытаясь вину в гражданской войне возложить и на красных, и на белых и призывают на этой ложной основе примириться. С кем? С теми, кто уничтожал святыни, глумился над отеческими гробами, уничтожал нравственность, культуру? Примирение может быть лишь на почве покаяния. Кто из красной банды каялся? А вот, многие белые каялись в том, что в своё время предали православного царя, который по выражению лютого его врага Ленина мог стать «знаменем русского народа». Русская Церковь за границей была призвана там, в чужом краю, как Израиль в Вавилоне, сохранить Православие в чистоте без Удерживающего. И надо нам признать, что несмотря ни на что, эту миссию она исполнила, а неприсоединившаяся к МП её часть исполняет и поныне. Так что укоры в наш адрес о нашем воссоединении с РПЦЗ, как с какой-то неблагонадёжной для спасения, беспочвенны. Меня наоборот радует тот факт, что на объединение пошёл церковный народ, а не иерархия с иерархией объединились, как произошло в 2007 году. Тогда мы ещё искренне ждали, что влившиеся в МП зарубежники, дадут Церкви новое дыхание жизни. Но, увы, этого не произошло. Слава Богу, промыслом Божиим, не все пошли на этот сговор, и остались ещё подлинные пастыри Христова стада, стойкие хранители правды Бога-Слова, не пошедшие на унию с теми, кто в истине не устоял.
Быть русским - не кривить душой
Имя «русский» в XX веке для нас потеряло подлинное значение. Произошли страшные потери: искажена подлинная суть русской культуры. Это касается языка, песни, национального костюма, танца, обычаев, традиций, быта. Но особенно тяжело сказались на народной душе утраты нравственные. Десятилетия узаконенного безбожия, затем узаконенной криминальной революции вызвали такие уродливые явления, что можно в отчаянье впасть. Безбожие было наречено научным мировоззрением, предательство отца стало подвигом, стукачество возвели в ранг патриотизма. Типичным стало двоедушие, «кухонная» философия жизни: думать одно, говорить другое, делать третье: за спиной ругать начальство, а на людях пресмыкаться перед ним. С 90-х годов к этой заразе добавились новые болезни. Воровство стало предпринимательством и красиво именуется нерусским словом «приватизация». Политическое мошенничество воспарило в разряд политтехнологий, высокооплачиваемый мастер по лжи горделиво назвался имиджмейкером. Народ еще не решаются «быдлом» называть, но электоратом обозвали. Культура, которая даже для подворотни не годится, заполонила радио и телеэфир, и даже малую критику в её адрес относят к выступлению против свободы слова и демократии.
Уставшему, по словам Виктора Астафьева, надорвавшемуся народу трудно противостоять торжествующему злу. Но, может, воспрянет он, ведь «сила Божия в немощи совершается»? Только надо все скорби «возложить на Господа». Но, видимо, ещё не до конца испита нами чаша за грех отступничества от Царя и Бога? К этому как вал добавляются ныне новые грехи. «Жить не по лжи», - призывал народ Александр Солженицын. Но глас его был мало кем услышан. Почему-то многие отнесли это к власти, но не к себе. Вновь сказалась привычка кривить душой, в других, а не в себе искать истоки зла. Не хочет смиряться гордый человек, чтоб стать подлинно свободным (см. Пушкинскую речь Ф.М. Достоевского). Как тяжело сказать правду о самом себе. Но без этого трудного подвига ничего не изменить к лучшему. Спасём наши души – спасём и Россию.
Правда – горькое лекарство,
Нелегко её испить. Нам милей медок лукавства,
Кажется, легко с ним жить.
В суете мы торопливо
Не устали еще лгать,
Философствуя игриво:
Чему быть – не миновать.
Возрождаем вроде храмы,
Купола их золотим.
Горят свечи и лампады… Только чаще мы скорбим,
Что с косою не устала
Бродить смерть, ей жатвы мало,
Косит молодость страны –
Растут кладбища одни.
Бить бы целый день в набат:
С передозы умер брат,
Затем с горя спилась мать…
Подскажи, чем боль унять?
Но молчат колокола –
Поважнее есть дела.
Молчанием предается Бог
Рано или поздно православный человек обратится к «Декларации» митрополита Сергия 1927 года. Она означала отказ части церковной иерархии от исповеднического пути, не компромисс с безбожной властью, как пытаются нам преподнести некоторые богословы-мозгословы (так именовал многих современных богословов Паисий Святогорец), а как соглашательство и унию с врагами Церкви Христовой, как акт, происходящий от маловерия и малодушия его «творцов». Это событие положило начало формированию института церковной власти, тесно сотрудничающей с советской властью и нередко в угоду этой власти предающей ту часть епископата, клира и прихожан, чья деятельность и взгляды вызывали недовольство правящего совпартаппарата. Патриархия постепенно становилась, питаясь от крупиц, падающих от трапезы господ своих, сытой и блаженствующей материально элитой. Но ягодки будут потом. В 90-е годы, благословляя Ельцина на великие реформы, криминальный делёж собственности, патриарх Алексий невольно подтолкнул Московскую патриархию и епархиальных чиновников на такие же действия. В Церкви МП возникает своеобразная олигархия, такая же алчная, только для приличия нагло это не афиширующая. Но шила в мешке не утаишь, то дорогие часики подведут, то дачу экологи обнаружат.
Народ церковный стал прозревать. Стало понятно многим, что святители из современных епископов вряд ли получатся, общий-то тропарь святительский многие знают, так как святители «нищетою богатели», а не стяжанием. И не надо ссылаться на Иосифа Волоцкого: монастырь его богател, чтобы щедрее раздавать. Встреча с архиепископом Софронием меня удивила и обрадовала. Оказывается, таких владык, которым чуждо сребролюбие, владык-монахов, сохранила Русская Церковь за рубежом.
Где олигархия – там тирания. В Московской патриархии это всё более проявляется. Власть владык порой не регулируется никакими законами. Им никто не указ. Возникло своеобразное государство в государстве. Удмуртия скорее исключение из правила. Но во многих епархиях батюшек тасуют как колоду карт, постоянно меняя им приходы, чем вообще препятствуют налаживанию нормальной приходской жизни. А впрочем, умно делают. Отец Сергий на нашем приходе уже 21 год. Сейчас я осознал промашку нашего владыки. Поменяй он у нас на приходе батюшек хотя раза три - и не было бы «ижевского восстания». Ведь все знают, что в течении этого времени отец Сергий неустанно воспитывал приход, который стал для нас родным домом. Так что гоняют батюшек владыки МП, чтобы, как выразился архиепископ Софроний, народ не дочитался до Христа. Какие-то позитивные сдвиги в Московской патриархии вряд ли возможны, она живёт чуждым настоящему христианству духом, народ стал для неё лишь товаром, из которого что-то ещё можно выдавить. Но долго ли продлится этот обман? Народ не должен молчать, ходить под властью, у которой истина порой на языке, а не в душе.
Учитель истории, почётный работник общего образования РФ, учитель года Удмуртии, победитель приоритетного национального проекта «Лучшие учителя России» С. А. Воробьев
Комментарии
Оставьте комментарий