Под сенью Креста

2 мая 2017

Плакат

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Православное сознание исходит из непререкаемой истины, возвещенной Богом человечеству через пророка Моисея: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 21:17). Помышляя о судьбах нашего Отечества, невольно задумываешься над тем, что Промыслом Божиим самая кровавая война закончилась в дни празднования святой Пасхи. Где Крест, там и Пасха, там и Господне воскресение.

Для меня девятое мая – это прежде всего день памяти героев, которых я имел честь знать, день памяти моих духовных наставников и учителей, день памяти ветеранов, чьим духовником я стал в 90-е годы. Их рассказы навсегда остались в моем сердце. Но раньше всего ощущение соприкосновения с душой воина Второй мiровой пришло ко мне еще в младенчестве. Моя мама постаралась, чтобы ее отец был как можно ближе мне, и хотя дедушка умер незадолго до моего рождения, я чувствовал его присутствие почти физически: фотография на стене, генеральский китель в шкафу, поездки на кладбище и, конечно же, воспоминания. А потом, несколько позже, уже в отроческие годы я любил читать толстый фронтовой дневник, написанный мелким и неразборчивым почерком.

Мой дедушка Семека Сергей Александрович, генерал-майор медицинской службы, профессор, как будто сумел преодолеть главное препятствие своей жизни. Будучи дворянином по рождению, находясь в родстве с белоэмигрантами, он прежде всего смог выжить в самые людоедские десятилетия советской власти. И несмотря на это блестящая карьера: молодой генерал 37-ми лет возглавлял военных медиков во время решающих битв Великой Отечественной войны.

Перевязка в бою
Перевязка в бою.

Операционная

Переправа через Днепр
Переправа через Днепр.

Img 0076
Начальник военно-санитарного управления 1-го Украинского фронта. 1944 год.
Сергей Александрович Семека (1906-1966) – военный врач, теоретик и историк военной медицины, организатор медицинского обеспечения войск. Генерал-майор мед. службы (1943).
Окончив Военно-медицинскую академию в 1931 г. с отличием, С. А. Семека был оставлен кандидатом в адъюнктуру при кафедре судебной медицины. Однако в том же году его направляют в войска, где он начал службу с должности младшего врача полка. С 1932 по 1935 г. Сергей Александрович - старший врач полка, а с 1935 по 1937 г. - дивизионный врач. В 1936-1939 гг. работал в военно-санитарном отделе Ленинградского военного округа в качестве помощника начальника отдела кадров, а в последующем - начальником этого отделения. С 1938 г. одновременно руководил кафедрой военных дисциплин Ленинградского фармацевтического института. Участвовал в Советско-финской войне. В сентябре 1941 г. был назначен заместителем начальника санитарного отдела 54-й армии Ленинградского фронта, затем начальником санитарного отдела 52-й армии Северо-Западного и Волховского фронтов, с июля 1942 г. - начальником Военно-санитарного управления Воронежского фронта, переименованного в октябре 1943 г. в 1-й Украинский фронт.
Руководил военно-медицинской службой армии во время Ленинградской битвы и фронта во время Курской битвы, битвы за Днепр, Корсунь-Шевченковской операции.
Он участвовал (1940, 1955) в подготовке основополагающих документов мед. службы Советской армии, регламентировавших ее деятельность в боевых условиях. Им выполнены фундаментальные исследования по истории русской медицины, основанные на разработке архивных материалов 17—20 вв. Результаты этих исследований были обобщены в капитальном труде «Медицина военная» (1948); в нем впервые систематически проанализированы основные этапы развития отечественной военной медицины.
В 1944-1952, 1953-1957 гг. возглавлял военный факультет при Центральном институте усовершенствования врачей. В 1952-1953 гг. работал заместителем начальника Главного военно-медицинского управления МО СССР по научно-исследовательской работе. В 1958-1966 гг. был начальником военной кафедры 1 Московского медицинского института. Имел шестерых детей. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Безусловно, он ощущал себя, как и его боевые товарищи, победителем. Но вместе с тем в его душе была незаживающая и разрастающаяся рана. Он имел партбилет, но настоящим большевиком так и не стал. Он был дворянином, но боялся своим детям рассказывать о славных деяниях предков. Он стремился служить России, но был вынужден служить Советскому Союзу. Он был историком, но не мог писать о тех зверствах, которые на его глазах чинил коммунистический режим против народа, в том числе и во время войны. В конечном итоге внутренняя тоска свела его в могилу. Да, были болезни, вредные привычки и тому подобное. Но всё это вторично. Пожалуй, вот эту раздвоенность и духовную тоску многих генералов Великой отечественной с особой ясностью сумел запечатлеть в своем стихотворении «На смерть Жукова» Иосиф Бродский.

Вижу колонны замерших звуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? «Я воевал».

ЖуковГК
Маршал Г.К. Жуков.

Поэт признаёт, что Жуков – великий полководец, но в то же время он не может принять многие методы его командования и потому видит маршала в «адской области». И мой дед, несмотря на то, что умел молчать, тем не менее с горечью вспоминал о безчеловечных обычаях управления Красной армией. И здесь дело даже не в самом маршале Жукове, а в порочной, русофобской, античеловечной системе, не жалевшей свой собственный народ и требовавшей не скупиться на жертвы. От того столь катастрофичны наши потери в годы Второй мiровой войны. Об этом даже сейчас многие не решаются писать. А что говорить о 50-60-х годах! Ибо верно замечено:

К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.

Действительно, герои со страхом возвращались домой. Однако были среди ветеранов и те, кто выходил за красную черту, обретая в своей душе нравственные силы противостоять не только нацизму, но и коммунизму: архим. Кирилл (Павлов), иером. Филадельф (Боголюбов), Александр Солженицын, Владимiр Солоухин и множество других известных и неизвестных.

Вообще, когда говорят о ветеранах Великой Отечественной войны, как о некоем монолите, приходится удивляться. Ветераны были разные – верующие и неверующие, те, кто гнал Церковь и те, кто защищал ее, пьющие и непьющие; были ветераны коммунисты, антикоммунисты, сталинисты, антисталинисты, партаппаратчики и диссиденты, патриоты и либералы. Но, конечно же, нам ближе всего те, кто обратился в те страшные годы к Богу и постарался сделать свою жизнь христианской.

Однако, говоря об опасности советчины, мы должны с вами избегать и той страшной крайности, в которую нас сейчас толкают. Для большинства нашего народа Вторая мировая война стала священной, потому что битва была не столько за коммунизм, сколько за единую и неделимую России, за физическое существование народа. Эта же святая идея окрыляла белых героев в годы Гражданской войны. Ныне же предаётся забвению тысячелетний подвиг наших предков. И потому опять-таки мне хочется вспомнить стихи Бродского, написанные ко дню независимости Украины.

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.

БродскийИ, 1995
Бродский Иосиф Александрович (1940-1996) – поэт, эссеист, драматург. В 1955 году после окончания семи классов бросил школу, трудился чернорабочим, матросом, усиленно занимался самообразованием, изучал поэзию, философию, иностранные языки. Писал стихи, получившие в неофициальной среде признание. В 1964 году арестован, подвергался пыткам в психиатрической больнице. Приговорен судом к пяти годам ссылки за тунеядство. Под угрозой нового ареста и заключения был выдворен из страны. Жил в США. Удостоен Нобелевской премии в 1987 году. Будучи евреем по происхождению, считал себя русским поэтом, любил Россию и ее культуру. Многие стихи Бродского имеют ярко выраженный христианский характер. Но сам автор, несмотря на свою близость к христианству, так и не решился принять святое крещение. Близким другом и знатоком творчества Бродского является известный писатель и борец с сергианской Московской патриархией протоиерей Михаил Ардов.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Моих дедов война тоже не обошла стороной. Один из них был ранен в ноябре и умер в декабре 1942 года, другой был убит во время Курской битвы в июле 1943 года. Вспоминая о них в годовщину победы над гитлеровской Германией, невольно мысль обращается к Богу с вопросительной думой о том, где они теперь, и молитвой об упокоении их души. Молиться за них побуждает и то, что они были убиты, защищая свое Отечество, отдавая свою жизнь за других, а «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), – говорит Господь.

В СССР павшим в этой войне были построены многочисленные памятники, мемориалы, музеи, был создан даже целый культ почитания героев войны. Но самое главное, что отсутствовало в нём – это молитвенное поминовение. Ведь недаром пел Высоцкий: «На братских могилах не ставят крестов, но разве от этого легче?». На могилах ветеранов ставили другой символ, наполненный богоборческим смыслом, – красную звезду. Заявлялось, что они не нуждаются в церковных молитвах, что они живы, пока мы их помним, и тому подобная чепуха.

Безсмертный полк
Шествие "Безсмертный полк"

Мне кажется, что неплохая в принципе акция «Безсмертный полк», когда люди идут по улицам с портретами своих предков, воевавших во Второй мiровой войне, не является до конца свободной от советского безбожного культа ветеранов. Во-первых, большинство людей не идет в храм помянуть их в молитве, а, во-вторых, происходит некая нездоровая с христианской точки зрения идеализация, некое обожествление тех, кто воевал тогда. Мы не должны идеализировать кого бы то ни было. Один Бог всесовершенен, а всякий человек, какие бы добрые дела он не сделал, нуждается в покаянии и молитве. Сегодня же, как в советское время, возникает некий нецерковный культ. Всё это, конечно же, следствие глубокого духовного неблагополучия, как в гражданской, так и в церковной жизни нашего общества.

На мой взгляд, необходимо, прежде всего молитвенно, в храмах Божиих помянуть ветеранов. Затем, если мы так чтим защитников Отечества, то надо вспоминать и чтить и тех, кто оборонял нашу страну и в другие войны, прежде всего в годы Первой мiровой, которая до сих пор остаётся в забвении. И наконец, необходимо прекратить чтить предателей нашей Родины, каковым является Ленин с его компанией, ибо такое ненормальное положение вещей размывает наше нравственное сознание и делает нас беззащитными перед врагом нашего спасения дьяволом, навлекая гнев Божий на нашу страну.

Поклонская в шествии
Наталья Поклонская в шествии "Безсмертный полк" с иконой Царя-Мученика.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры