Ганс Христиан Андерсен
ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Советские люди жили в атмосфере лжи или полуправды. Это касалось даже мiра сказок. Например, Ганс Христиан Андерсен находился под частичным запретом советской власти. Уже сейчас я слышу возмущенные возгласы: «Неправда, Андерсена читали, издавали, по его книгам снимались прекрасные фильмы в Советском Союзе!»
Это не совсем так, потому что Ганс Христиан Андерсен был глубоко верующим человеком, и его сказки являются христианским притчами и для маленьких, и для взрослых. Большевики постарались вырезать главное из сказок Андерсена: те места, которые придавали ясный христианский смысл его произведениям. Печально, что до сих пор Андерсен переиздаётся в изуродованном советской цензурой виде.
Ну кто, например, знает, что в «Снежной королеве» Герда сумела растопить лед в сердце Кая и возвратить его к жизни словами песни: «Розы цветут, красота, красота, скоро узрим мы Младенца Христа». Именно призыванием Христа разрушаются магические чары снежной королевы.
И таких советских изъянов было много. Этим дети, мы с вами, лишались главного, о чем нам хотел рассказать мудрец Андерсен.
Не то же ли самое произошло и с празднованием нового года? Мало кто помнит, что в 20-е и 30-е годы новый год вместе с Рождеством был объявлен поповским и контрреволюционным праздником. Большевики боролись с рождественскими елками, как символами старого режима и религии. И лишь во второй половине 30-х годов прошлого столетия по воле Сталина новый год вновь разрешили праздновать, но без всякой христианской окраски.
Агитация против Рождества и елки
И сегодня мы наблюдаем печальную картину: люди приносят в дома зеленые елки, даже не задумываясь, что они являются символами Рождества, что всегда зеленые красавицы в наших домах напоминают о вечной и неизменяемой вере, принесенной на землю Господом нашим Иисусом Христом; не задумываются о том, что подарки на елках и под ними напоминают нам дары волхвов; что звезда, возвышающаяся над рождественским древом, — образ Вифлеемской звезды, возвестившей человечеству о приходе в мiр Богочеловека Иисуса Христа.
Мало кто помнит и о том, что прообразом Санта Клауса стал свт. Николай Мирликийский, чудотворец. И мы с вами, следуя примеру свт. Николая, обязаны в святые дни Рождества дарить окружающим нашу веру, надежду и любовь.
Промыслом Божиим первое января гражданского нового года по апостасийному григорианскому календарю приходится на день памяти святого мученика Вонифатия, угодника Божия, имеющего особую благодать помогать людям, сражающимся с пьянством и блудом, т. е. с теми грехами, чьи адские плоды особенно проявляются во время новогодних торжеств. И это грозное напоминание нам всем из вечности. «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд, но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).
Однако кто-то скажет: «Но ведь в Священном Писании есть и другие слова: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Нет ли здесь противоречия?»
Когда говорят об этом, мне вспоминается передача, увиденная еще в детстве. Ведущая программы «Здоровье» подошла к больному, лежащему в кровати. На лице мужчины можно было прочитать без труда глубокую печаль. «Как вы сюда попали?» - «Да, вот, у меня заболела голова. Решил принять таблетку. Принял. Потом еще одну. Полегчало. Тогда я взял и съел всю пачку. И вот, я здесь».
Думается, не надо нам уподобляться этому больному. Бокал вина может быть для кого-то благом, хотя далеко не для всех. Но безмерное употребление алкоголя самоубийственно для души и тела человека. Хотя мы знаем, что в наше время есть энтузиасты не только среди протестантов, но даже православных, утверждающие, что любое употребление вина является грехом.
Отец Александр, как Вы считаете, с библейской и церковной точки зрения насколько эти утверждения соответствуют действительности?
ИЕР. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Да, в самом деле, есть среди протестантов и среди православных люди, так считающие. Они выступают с лекциями, которые выложены в интернете. Главный их аргумент в том, что, Священное Писание многократно осуждает чрезмерное употребление вина. Самый известный текст, наверное, цитата из Первого послания ап. Павла к коринфянам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6: 9-10).
Библия ярко описывает, как пагубно влияет на человека увлечение спиртными напитками: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
[И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же" (Притч. 23: 29-35).
Апостол Павел в послании к Ефесянам (по-славянски): «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5:18).
Однако можно ли делать отсюда вывод, что вина нельзя пить совсем, даже умеренно? Библия осуждает и чревоугодие, и обжорство, но никто из этого не выводит, что кушать грешно. Конечно, если человек довел себя увлечением спиртным до того, что даже малое его количество вызывает в нем непреодолимое желание пить и пить дальше, то, очевидно, что такому действительно следует не брать в рот ни капли вина. Вполне возможно, что вышеупомянутые ревнители трезвения прошли через горнило этого искушения и им теперь именно так и следует вести себя, но объявлять вино скверной — это конечно же новая крайность, потому что Библия не запрещает пить вино.
Апостол Павел советует апостолу Тимофею употреблять немного вина, т. к. у того был больной желудок. Вообще в древнем мире даже в воду часто добавляли вино именно из санитарных соображений.
Во время брачных торжеств в Кане Галилейской Господь превратил воду в вино, когда у небогатых молодоженов его не хватило (Ин. 2:1-11).
Спаситель Сам неоднократно употреблял вино, когда ел и пил с раскаявшимися мытарями и грешниками (Мф. 11:19).
Тут, впрочем, надо сказать, что вышеупомянутые ревнители утверждают, что в подобных местах Священного Писания, т. е. там, где упоминается о вине в положительном смысле, без осуждения его употребления, под вином надо понимать виноградный сок. Но, очевидно, что такой принцип толкования явно предвзят и необъективен. Виноградный сок чрезвычайно трудно хранить. Это сейчас есть разные консерванты, герметичные упаковки, холодильники. А в библейские времена этого не было, из винограда люди делали не сок, а именно вино.
Более того, можно утверждать, что с точки зрения Библии, Евангелия, православной веры приравнивание даже малого употребления вина к греху, а таким образом и самого вина к скверне, является хулой на величайшее таинство Церкви — Евхаристию, для которого нужно именно вино, а не виноградный сок. За богослужением часто освящается хлеб, вино и елей. Но если вино — это скверна, то как Церковь освящает его?
Наконец, существует 53 апостольское правило, которое гласит: «Если епископ или пресвитер или диакон во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания — да будет извержен, как сожженный в собственной совести и оказывающийся причиной соблазна для многих».
Впрочем, православные христиане должны всегда быть бдительными, потому что враг нашего спасения не дремлет. И даже выходя из поста и позволяя себе некоторые утешения на трапезе, мы должны не выходить из пределов трезвения душевного и телесного.
ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Святки. Светлые святые дни от праздника Рождества Христова до торжества Богоявления.
Во многих странах зима, время, когда природа спит под белым снежным покрывалом, тем не менее люди радуются и в их сердцах появляется спасительная надежда на то, что всё равно жизнь победит смерть в этом падшем мiре, несмотря на горе и страдания, которые повседневно окружают нас.
Эту радость и надежду подаёт человечеству Богочеловек Иисус Христос. И даже те люди, которые не знают Спасителя или отвергают Его, или не хотят знать, побеждаются Божией милостью и становятся соучастниками всеобщей радости. «Душа по природе христианка» – эти слова Тертуллиана объясняют трансцендентность торжества и способность чувствовать всеми людьми необъяснимую тайну Рождества Христова.
У неверующих и нецерковных людей праздник, как правило, состоит в ожидании самого дня торжества и в гастрономическом его завершении.
И та, искра Божественной Любви, которая касалась души такого человека накануне этого великого события, погребается не только салатами и бутылками, но прежде всего подменой пира духовного службой своим страстям.
Такая опасность подстерегает и многих православных. Увы, но бывает, что человек придаёт излишнее значение в своей душе тому, что он будет есть и пить на праздник, забывая о том, как его душа будет переживать светлые дни Рождества Христова.
Здесь необходима разумная осторожность. Ведь излишнее употребление спиртных напитков и обжорство кроме того, что могут повредить здоровье и уложить на больничную койку, как некий зловонный ураган, способны разметать и плоды прошедшего поста и, что самое страшное, саму радость встречи Рождества Христова. Обычным спутником такого чревоугодия становится ещё одна страсть – уныние. У невнимательного христианина вместо духовного веселья душа погружается в тоску и начинает искать удовольствий в угождении своим преступным сладостям. Появляются блудные помыслы, переходящие в срамные мысли и желания, подогретые обжорством и пьянством. На радость демонам, душа, поддавшаяся таким искушениям, к Теофании, т. е. к празднику Богоявления, Крещения Господня подходит весьма в помятом, если не сказать, истерзанном виде.
И здесь уместно вспомнить предупреждение апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1Петр. 5:8).
Пусть в эти святые дни в наших сердцах звучат слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:16-23).
Комментарии
Оставьте комментарий