Святитель Тихон, патриарх Всероссийский.
Переживая знаменательные и несомненно судьбоносные для России столетние годовщины страшных событий, вспомним слово святого патриарха Тихона, сказанное им в Москве в храме Христа Спасителя перед началом новогоднего молебна по случаю наступления 1918 года.
Ныне, спустя сто лет, происходит идеализация советского прошлого и его вождей. Для истинно православного человека очевидно, что такой возврат к прославлению советских идолов лишает наш народ Божиего заступления. Усугубляет наше положение то, что патриарх Кирилл, слово которого могло бы быть наиболее действенным, умалчивает об этой беде, в то время как некоторые священнослужители МП с одобрением вспоминают советское время. В связи с этим нам полезно обратиться к проповеди свт. Тихона, которая является своего рода вступлением к анафеме на советскую власть, прозвучавшей спустя две недели.
От этого «Новогоднего слова» веет духом древних пророков, обличавших нечестие, забвение истинного Бога, предрекавших казни и призывавших народ к покаянию. Свт. Тихон сравнивает «минувший год строительства Российской державы» с «печальным опытом вавилонского строительства». Как в Вавилоне строителями башни двигало горделивое желание «сделать себе имя», так и новые правители России, большевики, одержимые тою же гордыней, стремятся «своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мiр и даже народы гораздо более нас культурные», но вместо блага несут безмерное горе.
Б. Кустодиев. Большевик. 1920г. ГТГ.
«Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3, 17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь „Плач Иеремии“, невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину».
Причиной же таких разрушительных результатов правления большевиков является тот факт, «что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его (Плач. 1, 18)».
Красногвардейцы уничтожают портреты русских Царей в Зимнем дворце в октябре 1917 года.
Разграбление винных магазинов после захвата власти большевиками.
Но и сам факт прихода к власти богоборцев и ненавистников православной России является наказанием Божиим:
«Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, – прилежати же о душе вещи безсмертней совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (см. Ин. 15, 5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (см. Мф. 22, 37)».
И такое покаяние тогда проникало в сердца многих людей, которые, несомненно, и стали новомучениками и исповедниками Российскими. Именно о них говорит свт. Тихон в конце своего слова:
«Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо, – если мы будем достойны этого.
Будем же молить Господа, чтобы «Он благословил венец наступающего лета Своею благостию» и да будет оно для России «лето Господне, благоприятное» (Ис. 61, 2)».
Слова свт. Тихона, патриарха Всероссийского, полностью применимы и для нашего времени, т. к. покаяния в советском безбожии на общенациональном уровне не было. Нынешние греховные язвы в жизни общественной и церковной (а вернее псевдоцерковной) – прямое следствие отсутствия такого покаяния. Поэтому, как и сто лет назад, остается надеяться только на чудо Божие, которое может совершиться, если мы будем, по словам св. патриарха Тихона, достойны его своим глубоким покаянием.
Св. Патриарх Тихон.
Св. Патриарх Тихон. "Новогоднее слово". 1 января 1918 года
Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?
На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле (Быт. 11, 1, 4–5, 7–8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» – не напоминает ли это желание наших прародителей быть яко боги (Быт. 3, 5), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое.
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его, напрасно рано встают и поздно просиживают (см. Пс. 126, 1–2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см. Откр. 3, 17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.
Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока как вдова, «великий между народами, князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простер руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах и воспитанные на багрянице жмутся к навозу (Плач. 2, 1-2; 1, 1-2, 5, 10-12; 4, 4-5; 5, 2-4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.
И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его (Плач. 1, 18).
Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, – прилежати же о душе, вещи безсмертней, совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (см. Ин. 15, 5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (см. Мф. 22, 37). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо, – если мы будем достойны этого.
Будем же молить Господа, чтобы Он благословил венец наступающего лета Своею благостию и да будет оно для России лето Господне, благоприятное (Ис. 61, 2).
Января 1(14) дня 1918 г. Патриарх Тихон.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий