Митрополит Антоний (Храповицкий).
Недавно на наш сайт поступил следующий комментарий: «Уважаемые Отцы, Уважаемый Протодиакон Герман, Вы пишете, что Антоний Храповицкий крупнейший, вселенски-признанный богослов, Моисей Русского Исхода и т. д. Однако еще В 1912 году Сщмч. Виктор Глазовский (Островидов) в статье "Новые богословы" раскрыл еретическую направленность в богословие архиепископов Антония и Сергия Страгородского. Так называемый нравственный монизм. Далее. В 1926 году духовник Царской Семьи архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) показал ошибочное понимание митрополитом Антонием Храповицким догмата Искупления. Верховное значение в искупительном подвиге Христа Спасителя у Антония Храповицкого переносится с Голгофы на Гефсиманию. Иначе говоря, в самом важнейшем догмате Антоний Храповицкий отступает от учения Православной Церкви. Разумеется возник конфликт архиепископа Феофана с митрополитом Антонием. Синод РПЗЦ молчал и Архиепископ Феофан фактически был отстранен от участия в заседаниях синода. Поясните, пожалуйста, данную ситуацию. Юрий.»
В связи с прославлением во святых митр. Антония (Храповицкого) у людей возникают недоумения относительно некоторых его частных мнений, которые подвергались критике еще его современниками. Как такое может быть, если есть люди, которые называют митр. Антония «вселенски признанным богословом»? Мне представляется, что канонизация аввы Антония состоялась прежде всего благодаря его праведной личной жизни, смирению, исповедничеству, а также тому, что он вел корабль Русской Зарубежной Церкви среди бушующих волн первых десятилетий ХХ века верным курсом. Именно в его время РПЦЗ была образована как свободная часть Русской Церкви. Именно при нём она дала покаянный ответ на причины крушения России, призвав к восстановлению Родины на основах Православия, Самодержавия и Народности. Все, кому была дорога Царская Россия, кто чтил Государя-Мученика, кто считал себя монархистом и консерватором, кто не принимал лукавых подмен и компромиссов, находили в РПЦЗ духовный приют. Именно при митр. Антонии масонство, как организация, враждебная Богу и Его Церкви, как одна из причин крушения христианских монархий и разрушения христианских устоев в ХХ веке, было предано анафеме Русской Зарубежной Церковью. За всё это митр. Антоний, как архипастырь, достоин прославления.
Но как человек, он имел несовершенства и ошибки. К их числу относят и его учение об искуплении. Владыка стремился освободить русскую богословскую науку от схоластического подхода. Критика западной схоластики ему удалась, а изложение положительного учения об искуплении вызвало серьезные возражения и обоснованную критику. Наиболее серьезными критиками, написавшими развернутые исследования, были архиеп. Феофан (Быстров) и свт. Серафим (Соболев). Поэтому вряд ли можно называть митр. Антония «вселенски признанным богословом». Сам владыка, видя, какие его учение об искуплении вызывает споры и разногласия, не стал во что бы то ни стало его отстаивать, стремясь к миру и любви в Церкви. Поэтому еретиком его называть нельзя. Если человек смиряется, то Господь не взыскивает с него строго. Так и мы должны простить его погрешности, помня, что для владыки Антония на главном месте были интересы Церкви, а не собственные амбиции.
Относительно острого разногласия, которое было между свт. Виктором и вл. Антонием нам не следует смущаться. Мы должны помнить, что только один Бог всесовершенен, без всяких погрешностей и изъянов. А у святых людей могут оставаться какие-то недостатки, которые при наличии у праведников смирения и самоукорения, не закрывают двери Царства Небесного. Святые люди, бывало, вступали в острые споры и даже ссоры. Книга Деяний святых апостолов повествует, как отправляясь в апостольское путешествие, «Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (по-славянски «распря») , так что они разлучились друг с другом» (Деян. 15:37-39).
Итак, даже среди святых апостолов происходили распри и раздоры. В качестве еще одного характерного примера можно привести письмо свт. Серафима (Соболева) архиеп. Вениамину (Федченкову) от 12.02.1934 г. Святитель Серафим, признавая изъяны в учении митр. Антония об искуплении, тем не менее защищает его от обвинения в ереси. Письмо это раскрывает причины известного отношения Синода РПЦЗ к архиеп. Феофану (Быстрову).
Святитель Серафим (Соболев).
«В 1932 году в августе месяце прибывшие из Парижа на собор русских зарубежных архиереев Архиепископ Серафим [Лукьянов], Епископ Николай [Карпов] Лондонский и Епископ Тихон [Троицкий] Сан-Францисский, ныне С[еверо]-Американский, передали остальным членам Собора, что архиепископ Феофан [Быстров] Полтавский всех нас, своих братьев-архиереев, считает еретиками и масонами, а на одного из нас возвел безумную клевету, будто бы он участвовал в отравлении одного архиерея, конечно умершего своею естественною смертью. Особенно сильно сравнительно с другими архиереями Архиепископ Феофан злословит Митрополита Антония, меня, Тебя и Архиепископа Анастасия.
В ответ на эти заявления вышеобозначенных трех архиереев члены Собора высказались в том смысле, что Арх[иепископ] Феофан находится в очень опасном и пагубном состоянии и что за него надо молиться Богу.
Все это я говорю Тебе потому, что надо относиться к его обвинениям нас в ереси и пороках крайне осторожно, ибо он ревнует о славе Божией не из любви ко Христу, а на почве только своего тщеславия и совершенно расстроенного своего душевного состояния<…>
В своих осуждениях иерархов он все ссылается на свою совесть. Но надо иметь совершенно извращенную совесть, чтобы так гнусно пачкать людей и через это быть их нравственным убийцей. Куда после этого, если он не покается, пойдет его душа, когда умрет он? – Вот о чем ему надо бы подумать.
Архиеп. Феофан (Быстров).
Я никому никогда не заявлял, что считаю учение Митр. Антония об искуплении вполне православным. Но и еретиком его не объявил, как это делается Арх[иепископом] Феофаном и Тобою. Не объявлял Митр. Антония еретиком, во-первых потому, что св. Афанасий Вел[икий] до осуждения Оригена Церковью «говорил о нем с уважением, объяснял его язык и защищал его от ложного понимания» (Ист. Христ. Церкви Джемса С. Робертсона. Т.1. Стр. 99. СПб., 1890), а св. Григорий Неокесарийский Чудотворец на смерть Оригена говорил ему похвальное слово. В жизнеописании Св. Кирилла, Арх[иепископа] Александрийского сообщается, с какою любовью и каким почитанием он относился к одному старцу, великому и популярному подвижнику, который учил, что упоминаемый в Библии Мельхиседек есть действительный Христос. Эта любовь Св. Кирилла и его молитва, при содействии молитв самого заблуждавшегося старца, и обратила последнего на путь истины.
Св. Церковь наша даже в числе прославленных ею святых имеет таких, мнения коих не совпадали с ее учением. Например, в творениях св. Иринея, Епископа Лионского, есть учение о тысячелетнем земном царстве Иисуса Христа (Сочинения Св. Иринея, еп. Лионского. Спб. 1900 г. кн. 5-я против ересей, стр. 519-526). В творениях св. Григория Нисского, в частности, в его разговоре с своею сестрою Макриною, на основании слов Ап. Павла: «Да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15. 28), выражается мнение о том, что некогда исчезнет зло и порок. Следовательно, прекратится и мучение. Правда, в том же разговоре и в других местах своих творений св. Григорий Нисский учил о вечности мучений (Творения св. Григория Нисского. О душе и воскресении, разговор с сестрою Макриною. Москва. 1862 г. стр. 275, 278-279). Тем не менее, Св. Церковь не скрыла от нас строк из творений сего св. отца о наступлении момента, когда будто бы исчезнет зло и прекратится порок; и не почла их препятствием для включения Св. Григория Нисского в число угодников Божиих.
Во-вторых, я не могу объявлять еретиком Митрополита Антония и потому, что он печатно объявил, что его учение об искуплении есть его частное богословское мнение, и просил его катехизис не вводить в учебные заведения в качестве учебника. Кроме того, он в том же своем учении об искуплении не отрицает спасительного значения для нас крестной смерти Спасителя, но больше придает значения в деле нашего искупления не человеческим, а гефсиманским страданиям на том основании, что душевные муки тяжелее телесных.
В своих же печатных проповедях и беседах, произнесенных в бытность свою ректором Казанской Дух. Академии, М. Антоний в вопросе об искуплении держится общецерковного учения. Интересно обратить внимание на следующие выдержки из этих проповедей и бесед: 1) «Самая жизнь, – говорит он, – с настойчивостью подтверждает учение Божественного Писания о том, что природа наша повреждена грехом, что мы требуем благодатного обновления, высшей духовной помощи» (Сочинения Епископа Антония. т. 1 Слово в день сошествия Св. Духа 1887 г. стр. 20).
2) «Господь наш Иисус Христос взял на Самого Себя смерть всех людей и Сам умер за нас на кресте» (ibid. Слово в день Св. Николая 6 дек. 1886 г. стр. 11).
3) «Ни один человек не мог своею праведностью загладить греховность всех, да еще ведь всякий человек рождается в грехе сам… Он (Сын Божий) от Чистой Девы был без мужа безсеменно принял в Себя естество человеческое. И затем Сам не сотворил ни единого греха, благоволил взять на себя вину всего человечества и страшными муками душевными и телесными удовлетворил правду Божию и искупил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, примирив его с Богом… Своим крестным подвигом исполнил все то, что должны были претерпеть люди… Поэтому старайтесь чаще и внимательнее вдумываться в тайну искупления, вчитываясь в священные строки Евангелия, – особенно в те его главы, где описываются крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа (ibid. Стр. 25-27. Беседа в неделю 4-ую св. поста произнесена в С-Пб Казанском соборе в 1887 г.).
Устно в беседах с М. Антонием и письменно – только для него, я лишь говорил о несоответствии его учения учению святоотеческому.
Интересно отметить, что 1½ года тому назад в беседе наедине с Владыкою Митрополитом я вновь об этом сказал ему. Причем он заявил мне, что не видит несоответствия в своем учении учению св. отцов Церкви. Этим заявлением М. Антоний свидетельствует, что у него нет желания расходиться с св. отцами Церкви; следовательно нет и настроения, свойственного еретикам, которые не стесняются открыто отрицать их авторитет.
Обо всем этом в кратком и существенном виде я хотел сказать на нашем соборе в 1928 г. и резюмировать свое отношение к учению М. Антония в такой форме: несмотря на то, что это учение не совпадает с учением святоотеческим, тем не менее я не могу М. Антония называть еретиком. Но А. Феофан в самом начале моей речи о сем прервал меня, не дав мне говорить, и я замолчал. Таким образом, он сам воспрепятствовал соборному обсуждению сего вопроса.
Если Бог приведет дожить мне до падения советской власти – до прекращения кровавого гонения на Русскую Православную Церковь и до созыва свободного канонического Всероссийского Собора Церковного, то об этом, если будет нужда, скажу на сем соборе.
В заключение настоящего моего письма я должен сказать, что не следовало бы и Тебе объявлять еретиком М. Антония не только в силу вышеизложенного мною, но и по той еще причине, что содеянный Тобою грех – признание советской власти и при том признание свободное и убежденное, тяжелее греха ереси. Этим признанием Ты сознательно и свободно санкционируешь безчисленные злодеяния советской власти по уничтожению ею нашего русского православного народа и нашей русской Православной Церкви, – осуждаешь безчисленный и доблестный сонм новых мучеников и исповедников, пострадавших от советской власти, как кровавой гонительницы не только веры нашей, но и всего доброго на земле, и предаешь всю нашу Русскую Церковь во власть сатаны, ибо советская власть служит не Богу, а сатане, являясь властью безбожною и богоборческою. Я не буду распространяться о том, что представляет из себя советская власть. Это с исчерпывающей полнотою выяснил в своих статьях Арх. Серафим [Лукьянов] Парижский.
Архиеп. Вениамин (Федченков). 1934 г.
Обличать в ереси М. Антония после свободного признания советской власти, это значит замечать сучок в глазе брата своего и не видеть в своем собственном глазе бревна. Если даже и допустить, что М. Антоний раскалывает один из камней в основании Православной нашей Церкви, то Ты, признавши советскую власть, валишь в пропасть все церковное здание.
Смотри на эти строки письма моего, как на выражение моей любви к Тебе, в ответ на Твою искреннюю братскую и дружескую любовь, которую Ты оказывал мне в наши студенческие годы, да и в последующее время. Я эту любовь никогда не забуду.
Если же означенные строки не найдут должного отклика в душе Твоей, и ты будешь ими огорчен, то тогда прости меня.
Всякий день усердно молюсь за Тебя, мой милый Владыко! И Тебя прошу не оставлять меня в молитвах Твоих. Тебе с любовью кланяется мой брат, очень тяжко страдающий головными и желудочными болями после операции.
Храни Тебя Господь.
Любящий Тебя Твой брат о Христе.
Епископ Серафим.
1934 г. 14/27. II.
С подлинным верно:
Р.S. Это письмо было отправлено мною А. Вениамину в ответ на политическую в его журнале «За православие» заметку Архиеп. Полтавского Феофана с обвинением М. Антония и меня в ереси.
А. Серафим. 1934. 18 сент.»
(Кострюков А.А. Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 127-132).
Вот такое очень содержательное и интересное письмо. Замечательно, что даже при чрезвычайно жестких обвинениях, которые предъявлял свт. Серафим (Соболев) архиеп. Вениамину, владыка Серафим сохранял любовь к нему, оставаясь чуждым ненависти и злобы. А любовь и есть главный признак святости.
Практически все люди, знавшие митр. Антония, отзывались о нем как об очень любвеобильном человеке, который мог относиться к любому как отец или брат. Митр. Антоний мог признавать свою неправоту и смиряться. Дай Бог всем нам иметь такие же качества, какие были у аввы Антония, чтобы быть ближе к Царству Небесному.
Комментарии
Оставьте комментарий