ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Многие православные недоумевают, как относиться к известному актеру Иоанну Охлобыстину. Недоумение это связано с тем, что он является священником. Причем снова сниматься в кино он стал в 2007 году, будучи священнослужителем, по благословению патриарха Алексия II. В 2010 году по собственному прошению он был патриархом Кириллом (Гундяевым) временно запрещен в священнослужении.
Суждение о том, насколько талантлив он как актер, режиссер, сценарист и писатель, – а во всех этих сферах он оставил след и продолжает трудиться, – пусть вынесет безпристрастное время. Если говорить о нем как о человеке, то в артистической среде он выглядит очень выгодно с точки зрения православных устоев: у него с момента женитьбы в 1995 году одна семья, что у современных «православных» кинозвезд встречается не так уж часто. Он отец шестерых детей. Они с супругой думают сейчас о седьмом ребенке. Жену и детей очень любит. Считает себя монархистом, отрицательно высказывается о содомии. Как говорит сам о. Иоанн, он старается регулярно посещать церковные службы и себя в актерской среде рассматривает как «посла в массовое бессознательное масс-медиа».
Отец Иоанн Охлобыстин с семьей.
«Моя работа, – говорит актер, – дает мне возможность делать и говорить о том, что я чувствую, о важных для меня истинах – о христианстве, о монархии – для большого количества народа. Я бы никогда не добился такой возможности, если бы не паразитировал на индустрии шоу-бизнеса. Причем сама индустрия знает, что я на ней паразитирую, и соглашается на это. Так что все происходит довольно честно» (http://www.pravmir.ru/ivan-oxlobystin-nachistotu/).
Как мiрянина, сделавшего себе имя на актерском поприще и обратившегося к Богу, его можно было бы понять и приветствовать его усилия проповедовать веру. Хотя и здесь с точки зрения церковных правил можно высказать много претензий. Но в том то и дело, что как священник он вызывает обоснованный соблазн и неприятие и сводит на нет то, что пытается делать для христианства.
Кто же здесь виноват? Хотелось бы прежде всего отметить, как и почему он стал священником. Рукоположен был Иван Охлобыстин в священный сан в 2001 году в Ташкенте правящим архиереем Ташкентской епархии архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом). Сайт «Правмир» сообщает: «Как вспоминает сам отец Иоанн, благословение было для него неожиданностью, и на тот момент он, кроме «Отче наш», толком не знал ни одной молитвы».
Митр. Ташкентский Владимiр и его ставленник Иван Охлобыстин. Кто бы мог подумать, что отец Иоанн тогда толком не знал ни одной молитвы, кроме "Отче наш".
Вообще-то таких «сырых» христиан посвящать в священники нельзя, тем более вчерашних актеров. Об этом говорят недвусмысленно правила Церкви. Архиерей таким образом совершил грубейшее каноническое преступление.
На вопрос корреспондента «Правмира» «Если бы вам предложили стать священником только сейчас?», – отец Иоанн ответил: «Пошел бы. А как не пойдешь, если архиерей говорит?» (http://www.pravmir.ru/ivan-oxlobystin-nachistotu/).
И Священное Писание, и Предание Церкви свидетельствуют, что отнюдь не всегда мнение архиерея выражает волю Бога. Часто бывает совсем наоборот. Но в любом случае человек вправе отказаться от «столь лестного» предложения. Подобное отношение о. Иоанна к словам архиерея снова обнаруживает в нем весьма недостаточное знакомство со Священным Писанием и Преданием.
Большая часть вины за посвящение совершенно неготового и не соответствующего требованиям кандидата ложится в данном случае на архиерея, которым двигало скорее всего мiрское тщеславие, т. е. желание использовать звезду массовой культуры для «пользы церковной» и для раскрутки своего собственного имени. Еще бы, самого Охлобыстина рукоположил! Вот это миссионер!
Других объяснений не найдешь. Но почему никто не предъявляет претензий митр. Владимиру? Ведь это его рук дело.
Но еще больше меня поразило то, как захлебываясь от восторга, приветствует деятельность актера в священном сане священнослужитель, который, казалось бы должен первым выступать против такого совмещения. Вот слова прот. Павла Великанова из его статьи на «Правмире» (http://www.pravmir.ru/pop-geroj-nashego-vremeni/):
Протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала "Богослов.ру", председатель Научно-методического совета МДА, преподаватель духовных учебных заведений.
«Перед нами – образец новой генерации священнослужителей. Долгожданной и столь желанной для тех, кому костью в горле так и встала реституция церковной собственности, не говоря уже о самом факте существования духовенства за счет прихожан и благодетелей. Талантлив до безумия, сногсшибательно эпатажен, одинаково комфортно ощущает себя и в священнической рясе, и в кимоно, и в рубище нищего, да и вообще почти без ничего, при этом сохраняя свою присную незаурядность и выразительность.
Священник-скоморох. Такого еще в истории Русской Церкви не было.
Куда бы он ни пошёл, чем бы он ни занялся – живительная влага из недр его глубокой веры фонтанирует во все стороны, увлекая в религиозный водоворот не только любителей духовного экстрима. Именно такой, по блистательному выражению одного очень тонкого проповедника, «отмиссионерит», «катехизнёт», а вдогонку и «оправославит» любого и любую. Без лишних слов и комплексов. Ad majorem Dei gloriam».
Так что учитесь, отсталые батюшки, существующие за счет прихожан и благодетелей, одинаково комфортно и выразительно выглядеть и в священнической рясе, и вообще почти без ничего. Неужели, о. Павел даёт такие уроки в духовных учебных заведениях? Или это только его мечты и пожелания будущим пастырям?
Далее восторг о. Павла выражается в таких словах: «В отличие от древлеправославного духовенства (каковым, увы, пока остаётся подавляющее большинство священников), новая генерация уже не будет говорить на «церковнославянской фене», а сможет изъясняется на любом актуальном диалекте и языке – от олбанского до новояза. Но даже не это главное. Если древлеправославное вечно унылое духовенство только и умеет, что бормотать о грехах да покаянии, да ещё и какие-то «страсти» там понапридумывало, новая генерация попов должна вбросить мощную дозу духовного адреналина в стремительно дряхлеющий от разврата, воровства и тотального бесстыдства социум. Раскрыть, так сказать, прежде запечатанные кладовые, неприкосновенные запасы духовной энергетики, влить юную, доселе неведанную, кровь в полуразложившееся тело. А вдруг агония ещё хотя бы чуть-чуть отодвинется?… И нет никакой разницы, в запрете такой батюшка или не в запрете – благодать священства-то не смоешь, она до самого Страшного Суда словно солью каждое слово, каждый жест, каждое действие батюшки так и будет осолять!»
Отец Иоанн Охлобыстин. Такой образ пастыря восхищает о. Павла Великанова, но сам он пока не решается подражать ему. И слава Богу!
По мнению о. Павла «бормотать о грехах да покаянии» и «каких-то страстях» уже неактуально. А нужно «раскрыть, распечатать кладовые, неприкосновенные запасы духовной энергетики», т. е. сбросив с себя рясу, а еще лучше почти всю одежду, употребляя новояз и соответствующие жесты и телодвижения, «влить юную, доселе неведанную, кровь в полуразложившееся тело» современного социума. Тем более, что «каждое слово, каждый жест, каждое действие батюшки так и будет осолять», ведь «благодать священства-то не смоешь, она до самого Страшного Суда». Но надо помнить, что за подобное поведение священнослужителю придется отвечать на Страшном Суде Божием и спрос будет гораздо более строгим, чем с мiрянина.
Отец Павел находит в деятельности о. Иоанна еще одно преимущество перед рядовыми священнослужителями: «Основная черта новой генерации, конечно же, не может не радовать – это беспредельная социализация. Такому батюшке, как отец Иоанн, будут рады везде, где так не хватает Слова Жизни: и в ночном клубе, и на футбольном поле, и в больнице для умалишенных, да и на Старой площади его всегда приветят. При этом, в отличие от древлеправославных, там ничего он просить не будет – денег, льгот, грантов, помощи и т.п. – он и сам всё найдёт, будучи безгранично креативен и конструктивен».
По-моему, в ночной клуб, да и на футбольное поле священнику ходить не надо, тем более чего-либо там просить. Это только унизит Церковь в глазах тех, кто там собирается.
И наконец, последний перл отца Павла: «Конечно, сейчас пойдёт активная волна негативной реакции древлеправославных на поведение отца Охлобыстина. Но знайте: это всё от зависти поповской, что не могут они так легко, как отец Иоанн, выпрыгнуть из священства и заняться никак не укладывающейся в рамки канонов светской работой; перспективности, свободе и творческому росту они просто завидуют, прокисая в своих душных приходах и монотонной поповской рутине.
Недолго жалился Невзоров, глядя на попов-тунеядцев: теперь держитесь, господа либералы и демократы, попы выходят на широкую дорогу креативить в поте лица своего!»
После подобных словоизлияний становится очевидным, что во всей этой соблазнительной истории с о. Иоанном Охлобыстиным виноват даже не столько он, сколько митрополиты владимиры, забывающие завет ап. Павла: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах», и протоиереи павлы, с нездоровой экзальтацией говорящие о возможности «выпрыгнуть из священства и заняться никак не укладывающейся в рамки канонов светской работой».
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий