В январе 2013 года мною была написана статья посвящённая трудности епископского служения. Возможно, я сделал больший акцент на отрицательные примеры современных епископов. К сожалению такие примеры на сегодня являются доминирующими, это печальный факт. Но делать из этого вывод, что будто бы я тем самым похулил всех епископов РПЦЗ в настоящем и прошлом, никак нельзя. В моей статье нет обличения конкретных личностей, я и не ставил это своей задачей.
Однако на эту мою маленькую работу почти сразу последовал ответ нашего митрополита Агафангела, в котором владыка призывал меня, если я честный человек, добровольно уйти за штат, т. к. я, оказывается, ненавижу епископов, как таковых. Такая реакция митрополита ошарашила не только меня, хотя некоторые читатели посчитали её вполне закономерной, что и выразили в своих комментариях.
В течение нескольких дней с митрополитом шли переговоры священнослужителей нашей Церкви с целью успокоить владыку и переубедить его, сменить гнев на милость. В результате моя статья была убрана, а митрополит «великодушно» простил автора.
Сейчас, я считаю, имею полное моральное право публикацию вернуть, т. к. написанное имеет место быть в современном мiре. А если кому то не нравится собственное отражение в зеркале, то такому человеку могу выразить только искренние соболезнования.
Собственно сама статья.
Тема, которую я сейчас буду освещать, особенная. О епископах, как о мертвецах, обычно стараются говорить или хорошо, или ничего. Хотя в последнее время много говорят о патриархах, митрополитах, но это, как правило, связано с их общественной деятельностью. О самом епископском призвании же говорят и пишут чаще всего мiряне, и то очень смутно. А ведь наше время – это время епископов, вернее могло бы им стать. Из церковной истории мы можем узнать, что в былые времена архиереи безстрашно обличали сильных мiра сего, несмотря на то, что временами им приходилось страдать даже до смерти.
Сейчас многие архиереи вхожи к правителям стран, руководителям регионов. Благодаря их личному христианскому влиянию могло бы произойти оздоровление не только России, но и всего мiра. Если бы владыки подали добрый пример небоязненной проповеди правды, то священники и рядовые верующие, глядя на своих духовных предводителей, перевернули бы в положительном смысле весь свет. Но такого примера почти нет. Единичные случаи погребаются под завалами бездеятельности и деятельности не ради Христа. А всего то нужно – слово. Слово правды.
Здесь, на пепелище впустую прожитой жизни архиереев проливают слёзы о добром гипотетическом архиерее простые священники и мiряне.
Как дети мечтают о добрых и хороших родителях, так и священники хотят видеть своих епископов добрыми и хорошими. Очень часто они, как некую мантру, повторяют себе и окружающим, что владыка у нас хороший. Хотя действительность, если взглянуть на неё со стороны, говорит совсем о другом.
Какие основные черты присущи современному русскому (украинскому, белорусскому) православному епископу?
Важность, доходящая до чванства.
Неспособность вести диалог со священником.
Безграмотность в догматах.
Жёсткость, доходящая до жестокости.
Непримерное поведение.
Этот последний пункт особенно болезненно отзывается в сердцах людей. Если любой мiрянин обязан быть примером для внешних, то тем более церковнослужитель, ещё более диакон, ещё более священник, а уж ещё тем более епископ. Епископ, как занимающий высшую иерархическую ступень священства, должен соответствовать святости занимаемого места.
Но получается, что почести и привилегии получать готовы, а жить в соответствии со своим званием не то, что не готовы, но даже и не желают. Вместо того, чтобы пасти стадо Христово, пасут самих себя; вместо того, чтобы быть утешителями, всячески угнетают овец стада, пугают их, заставляя бояться себя. Таковым ли подобает быть архиерею?
В лучшем случае епископ напоминает хорошего хозяина, который любит своих рабов и относится к ним милостиво, но периодически напоминает рабам, что они есть рабы и ничего более. Не дети, но рабы. Рабу не обязательно давать ответ в своих поступках. Перед рабом не нужно нести ответственности воспитания. Раб не может надеяться на отцовскую помощь со стороны хозяина. За раба не нужно жертвовать собой как за детей. Да и вообще, хозяин должен всегда помнить, что «куда раба не поцелуй, всё равно поцелуешь в…»
В результате видим, что епископ перестал быть носителем образа Христа, единственного правомочного Архиерея.
Часто напоминают священникам, что они лишь легаты епископа и действуют постольку, поскольку им это позволяет архиерей. Но забывают при этом, что и они лишь смиренные легаты Спасителя и их епископский сан не самодостаточен, поскольку только Бог самодостаточен, но первосвященство своё они несут только благодаря тому, что Сам Христос их к этому призвал.
Невозможность личного общения с Первосвященником Христом, у некоторых вызывает приступы собственного достоинства. Если простой священник периодически предстаёт пред светлые очи своего архиерея, и в результате общения со своим владыкой смиряется зело, то сами епископы, не имея такой возможности личного общения со своим Архипастырем Богочеловеком Иисусом Христом, забываются и начинают верить в самих себя, как источник первосвященнической благодати и всего, что с этим связано. Сказал слово епископ, значит, так оно и будет; запретил в священнослужении, значит, так оно и есть; снял священнический сан - пусть никто и не сомневается в том, что оный гражданин уже не священнослужитель. А соответствует ли это воле Божией – это дело десятое.
Временами доходит до абсурда, когда архиерей заявляет, что дело обличения беззаконий – это сугубая прерогатива епископа.
Вот, например: «И в Священном Писании можно немало найти примеров того, что обличение даже предписывается как обязанность. Но когда вникнем во все те места Священного Писания, в которых говорится об обличении, то увидим, что эти места относятся в посланиях святого апостола Павла не к простым людям, а к епископам: их он обязывает обличать, когда это нужно» (http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi_1_40.shtml Проповеди. Том 1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)).
В данном отрывке проповеди, посвящённой неосуждению пастырей, перепутано обязательство архиерея надзирать за Церковью и за священниками, как пастырями словесных овец, с обличением вообще беззаконий, которые по немощи своей совершают люди. Из посланий ап. Павла видно, что беззаконие, как дело тьмы, боится света; для уврачевания его необходимо обличить беззаконие, вывести, по слову Христа, на свет, к чему призваны все христиане.
Но это всего лишь один пример неправильного осознания своей миссии, как епископа, причём весьма грамотным архиереем.
Но если мы обратимся к истории Церкви, то подобных примеров немало. Ведь и папизм возник благодаря теории особенности епископского служения без оглядки на истинного Архиерея. Вернее, можно сказать, благодаря лишь односторонней оглядке на высоту и важность служения епископского. Вот и получилось, и до сих пор получается, что раз я имею высокий сан епископа, значит, почитайте меня соответственно, а за подражание Христу я уж как-нибудь сам отвечу перед Богом, без вашей помощи.
Выходит, что епископ без Христа. Злой, самовлюблённый болван, кому подчиняются лишь за страх, а не за совесть. Конечно, это касается и священников и глав семейств и руководителей любого ранга. Но более епископов, как подражателей Христа в своём служении.
Добрый епископ в наше время редкость, таким памятники при жизни можно ставить. К сожалению, привыкнув быть рабами, некоторые пастыри, попав в епархию к такому архиерею, доброту его признают за слабость и безхарактерность, а диалог на равных вызывает у первых желание нахамить своему собеседнику, облечённому архиерейским саном.
Быть добрым епископом – великий крест. Надо уметь совместить доброту и необходимую строгость. Всегда быть готовым смириться, не унижаясь. Проповедовать слово Божие всем, не взирая на лица. Быть готовым пострадать за свою паству. Во всём подражать Христу. То есть при жизни стать святым, чтобы слова: «молитвами святаго владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных», - были искренними, исходящими из любящих сердец словесных овец стада Христова.
Протоиерей Михаил Карпеев.
Комментарии
Оставьте комментарий