Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Сила Веры – Сила Прощения
Остановимся на одном крупном, можно даже сказать эпохальном, событии новейшей истории Православной Церкви. Крупном и эпохальном – потому что всего несколько лет до того, как оно свершилось, никто не мог просто даже предположить, что оно сбудется.
В день Крестопоклонного воскресенья, третьей недели Великого поста, в Греции, в Свято-Николаевском монастыре, духовном центре самой крупной старостильной греческой юрисдикции, расположенном в Пайяниа, в восточной части Афин, произошло то, что многие прямо назвали чудом: братское сослужение на самом высшем архиерейском уровне, двух греческих казалось бы совершенно непримиримых Сvнодов, обычно называемых «хризостомовцами» и «киприанитами», объединившихся отныне в единый Сvнод Истинно-Православной Церкви Греции.
На самом деле стоит вспомнить, что ещё совсем недавно, буквально вчера, некоторые «сверх-блюстители» Православия без смеха говорили о Сvноде Противостоящих и о «киприанизме», как о злейших еретиках, о ереси, о скрытой махинации экуменистов и либералов для разрушения истинного Православия, стражами которого они являлись. Те, кто были столь падки на такие вздорные безапелляционные суждения сегодня должны были бы быть в полной растерянности, хотя мы и не сомневаемся в их способности дальше продолжать плести свои небылицы, так как сознание своих ошибок не только христианский подвиг, но вовсе и не входит в рамки категории мышления и поведения многих «блюстителей».
Всё преступление «киприанизма» заключалось в одном спорном выражении о т. н. «больных членах Церкви». Против этой формулы можно долго спорить, даже с пеной у рта, не видя и не понимая, что тем самым ставишь слово выше дела. Чисто рационалистический подход и мышление. Упрекать Сvнод Противостоящих в экуменизме – чистый вздор, ибо, как мы не раз писали, никто не сделал больше для разоблачения этой ереси, чем киприаниты, своими облетевшими все православные страны видеозаписями, показывающими и осуждающими недопустимое экуменическое братание, практикуемое в т. н. официальных Церквах с одобрения и с прямым участием архиереев. Отрицать этот очевидный факт – либо знак неискренности, либо слабоумия.
Тем не менее, нам скажут, что «киприаниты» отказались от пресловутого нашумевшего выражения о «больных членах» и согласились считать его теологуменом, т. е. частным мнением. Но этот отказ свидетельствует менее об их слабости, чем о силе духа и веры, что следовало бы в самую первую очередь думать и хвалить. Они не только согласились снять этот камень преткновения, но и упразднили свой Сvнод и сам их Первоиерарх, митрополит Киприан II, с достойным смирением сошёл с первоиераршей кафедры и простым архиереем влился в новый объединённый Сvнод. Мало знаем примеров такого смирения, такого чисто христианского поведения, к которому, хотелось бы верить, разные «осколочные первоиерархи» будут чувствительны и которому последуют, если у них на то хватит силы духа и веры.
Здесь, как и в каждом сложном вопросе есть то, что относится к форме, и то, что относится к содержанию. О форме сказано выше, а о содержании мы продолжаем считать и думать, что даже если выражение о «больных членах» могло быть неудачным, как и не соответствующим святоотеческому языку, но имело то преимущество, что ставило ударение на важном вопросе. А вопрос этот имеет большое значение особенно в наше время, когда каждый готов считать себя богословом и на этом основании не прочь считать «безблагодатным» каждого несогласного с ним. Поэтому позиция Сvнода Противостоящих была полезным тормозом против этого явного изъяна. Была она и вполне созвучна с чётким разъяснением Митрополита Виталия в его Рождественском послании 1986 года относительно понимания нашей анафемы экуменизму, провозглашённой в 1983 году: «В данное время большинство поместных церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем, и упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать…»
Известно, что и эти благоразумнейшие слова нашего блаженнопочившего Первосвятителя были (и продолжают быть до сих дней) встречены ярой критикой со стороны горстки «сверхчистых» стражей чистоты веры. Неужели эти фарисеи серьёзно думают, что Митрополит Виталий не верил в святость Церкви, не верил в единство и единственность Церкви? Этими словами он только не без оснований предостерегал некоторые запальчивые умы от духовной фарисейской прелести. Традиционную позицию, как Зарубежной Церкви, так и Сvнода Противостоящих, можно было бы в общих чертах определить таким образом: экуменизм есть грубая ошибка, и даже в своей сути ересь, от которой надо стоять на расстоянии и против которой необходимо предостерегать паству, но тем не менее, нельзя говорить, что т. н. официальные Церкви, будучи все более-менее заражены экуменизмом, находятся ipso facto вне Церкви, вне которой нет спасения, из чего вытекает неблагодатность совершаемых ими таинств.
Теоретически можно, и даже надо придерживаться самых строгих взглядов, когда вопрос идёт о чистоте веры, но из пастырских соображений необходимо применять икономию, т. е. послабление, снисхождение – естественно в определённых рамках – и в полном созвучии со 102 правилом VI Вселенского Собора.
Хризостомовский Сvнод всегда был именно известен своим крайне строгим подходом к вопросам веры, что с одной стороны было весьма похвально, но с другой могло грешить с пастырской точки зрения. Но Сvнод Противостоящих не менее строго относился к чистоте православной веры. Их разделяли не вопросы чистоты веры, а скорее употребляемые слова и определения. И это представлялось непреодолимым между ними препятствием, несмотря на то, что вели они одинаковую исповедническую борьбу.
Только подвиг веры, подвиг смирения, подвиг любви мог позволить выйти из этого тупика. И одни, как и другие, совершили этот подвиг. «Хризостомовцы» признали, что «киприаниты» никакие не экуменисты, а православные борцы за Истину, «киприаниты» же согласились отказаться от смущающего выражения о «больных членах». Общее исповедание веры запечатлело это единство двух соперничающих до недавнего времени Сvнодов, отныне объединённых в одном Сvноде ИПЦ Греции, возглавляемой Афинским Архиепископом Каллиником.
Только глубокая, искренняя любовь к Истине могла быть способной подвигнуть людей на такой шаг, как будто малый, но открывающий на самом деле большие надежды для объединения всех здоровых православных сил, перед лицом неуклонно растущей мiровой апостасии. Поистине совершилось «великое в малом». Остаётся теперь каждому, позиционирующемуся, как «истинно-православный» показать и доказать настоящий лик своей церковной брани: действительное ли это стояние за Истину или дешёвая поза под видом исповедничества...
Церковное торжество, состоявшееся на третьей седмице Великого поста, надолго останется в памяти, как редчайшее Богослужение, возглавленное двумя Первоиерархами – Архиепископом Каллиником и Митрополитом Агафангелом – в котором участвовало более двадцати Архиереев, множество духовенства, что представляло огромное количество верующих Греческой, Румынской, Болгарской Церквей и конечно нашей Русской Зарубежной. Настоящее Торжество Православия, которым надо дорожить и по мере возможности умножать!
Но это торжество не было просто делом рук человеческих, своего рода церковной политикой, искусственным сопоставлением, арифметическим сложением отдельных единиц. Нет, это было настоящее чудо Божие. Ведь никто не мог бы ещё не так давно серьёзно сказать, что «хризостомовцы» и «киприаниты» смогут, едиными усты и единым сердцем, встать вокруг Престола, как родные братья, забыв все ещё недавние обиды, упрёки и даже вражду. Но «невозможное человекам, возможно Богу»…
Такое чудо смогло осуществиться благодаря всё исцеляющей силе прощения. То, чего широкая публика не знала, пока сторонники обоих лагерей продолжали критиковать друг друга, это что ныне покойный Архиепископ Хризостом несколько лет до этого навестил своего умирающего долголетнего соперника Митрополита Киприана I. Взаимно испросив друг у друга прощения, оба ушли в лучший мiръ, и на основании этого глубоко христианского прощения их преемники не могли не сесть за стол переговоров и снять наслоения недоразумений, надуманных претензий, взаимных обвинений и обид. И тут совсем не трудно стало прийти к выводу, что их исповедания веры совпадают, что запечатлено было торжественным подписанием общего Исповедания веры и совместными заупокойными молениями у гробниц покойных Архиепископа Хризостома и Митрополита Киприана.
Исповедание веры особо важно для греков, но и Митрополит Агафангел его подписал без всяких затруднений. Естественно, полное тождество во всём, в каждой йоте и немыслимо, и нежелательно. У каждого народа, у каждой Церкви сложились свои обычаи и особенности, которые вполне могут уживаться, как и уживались в прошедшие годы, десятилетия, века. У РПЦЗ, в частности, кроме вопросов нового календаря и экуменизма есть вопрос сергианства. Зарубежный опыт и практика весьма успешно сложились за многие десятилетия и хорошо известны всем блюстителям Православия, в чём мы сами могли убедиться, посещая знаменитый афонский монастырь Эсфигмену, где подвизаются ныне жестоко гонимые монахи. Для нас большая радость и честь быть в общении с Эсфигменским монастырём.
Объединение двух самых крупных старостильных греческих Сvнодов придаёт новое качество, силу и толчок стоянию всех противящихся повсеместному духовному упадку, царящему в современном мiре и все искренне православные должны примыкать к этому здоровому движению без каких-либо задних мыслей. Неужели и тут найдутся упрямые «исповедники», гордо остающиеся на обочине истории для доказательства уже не поймёшь чего?
Но будем надеяться, что таковых останутся только единицы и объединение истинно-православных сил будет прочным. Единство, построенное на фундаменте любви, веры и прощения, может только быть прочным, искренним и долговечным. Помоги Боже!
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
http://www.karlovtchanin.eu/istoriatcerkvi/709-sila-very-sila-proshcheniya-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj
Комментарии
Оставьте комментарий