Совпадений в жизни, тем более церковной и духовной, не бывает. Итак, такое "не-совпадение" переживаем сегодня с памятью нашего дорогого, великого Митрополита Филарета, в канун нашего Архиерейского Собора, который состоится в известной тревожной обстановке. Думаю, что многие с особым вниманием, вникая за каждым словом, следили за службой нашему великому Святителю. На самом деле очень удачная, хорошо составленная служба. Сколько каждый может почерпать в ней ответов на вопросы, которые себе задаёт и которые сегодня подняты.
У нас может быть только один ориентир и один путь: постоянно изучать традицию Зарубежной Церкви, держаться того, что нам оставили наши великие предшественники и ни в коем случае от этого не отступать. Вне этого пути мы теряем право называться Зарубежной Церковью. Каждый должен над этим серьёзно задуматься. Всё тогда становится ясным и простым.
Вот сейчас снова поднимается вопрос о крещении, благодати, безблагодатности, перекрещивании, о принятии по какому чину и т.д. Снова хотят втянуть нас в эти излюбленные греками-старостильниками истории, которые нам уже навязывались в восьмидесятых годах, и которые чужды нашей традиции и нашей пастырской практике. Вот, наши милые Греки начинают запрашивать Владыку Митрополита о том, как и с кем мы общаемся, как принимаем того или иного...
Да какое их дело! Разве мы ставим им какие-то стеснительные вопросы, упрёки, делаем ли им поучения о том, что и как следует им поступать?.. Следим ли мы за их поведением ? Мы искренне рады, что наши братья Греки объединились, искренне рады быть с ними в евхаристическом общении, неужели этого не достаточно? Надо ли снова заваривать какую-то кашу ?
У нас есть НАША традиция, у них есть СВОЯ. Но мы им не навязываем НАШУ, почему же они считают себя обязанными навязывать нам СВОЮ ? Если мы идём путём Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия — разве это не православный путь ? Так, в чём тогда разговор ? Мы же их не просим выступать, например, против сергианства и принимать этот вопрос так же близко к сердцу, как и мы его принимаем? А он ведь, для нас, не менее важен, чем экуменизм. В силу исторических обстоятельств, своего состава и мiровоззрения нашу Церковь часто определяют, как «Белая Церковь». Разве мы кому нибудь другому навязываем это наше Белое мiровоззрение ?
У каждой автокефальной, национальной Церкви есть, помимо всего общего, свой собственный путь развития, обусловленный в основном историческими соображениями, оставляющий свой особый отпечаток на мiровоззрении пасомых. И мы можем не краснея, если кто спросит, выставлять наш путь, наш опыт, нашу практику и даже можем их рекомендовать другим, так как этот путь и эта практика вынашивались опытом великих всеправославного значения столпов в течение более 80 лет нашей славной Зарубежной истории. Но — ещё раз — мы никому ничего не навязываем !
Неужели снова втянемся в эту тину старостильных греческих вопросов и придётся жить под каким-то постоянным надзором и страхом, что не так поступили и в боязни о том — что нам за это достанется ?!
Зарубежный путь строго православный путь, он формировался в определённой исторической и идеологической обстановке, которая может быть и непонятной и чуждой для Греков, но они однако знают, что наша Церковь известна во всём православном мiре, как строго православная Церковь. И этого вполне достаточно. А с нас достаточно не сходить с того "среднего, царского пути", как часто называли Зарубежный путь, не падая ни вправо, ни влево.
Дай Богъ нам и не сойти с этого пути в наши тяжёлые времена.
Сегодня празднуемый святой Филарет Нью-Йоркский оставил нам на своей пишущей машинке, в виде самого последнего своего земного духовного завещания, краткую статью, своего рода православный манифест, на слова из Апокалипсиса: «Держи, что имеешь» /Откр. III, 11/.
Внемлим отеческому призыву нашего святого Владыки Митрополита Филарета и будем держаться всего того, что получили. Ни больше, ни меньше.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
Оставьте комментарий