Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Реформа языка, как новая попытка иконоборчества

15 октября 2011


Когда любой вопрос трактуется в узких рамках специалистов всегда интересно иметь мнение и освещение со стороны. Среди многих вопросов волнующих русско-православных людей из-за упорно проводимой верхушкой Московской Патриархии антиправославной политики, есть дело русификации богослужебного языка, открывающее широкое поле для сторонников перевода богослужений вообще на русский язык. Крайне-либералы не без оснований утверждают, что полумеры никогда удовлетворительными не бывают и реформа неизбежно должна быть доведена до конца.

Мы недавно освещали вопрос богослужебного языка и проводимых исподтишка попыток его извращения под давлением главы Отдела внешних сношений, Илариона Алфеева. Этот вопрос естественно волнует сознательный православный народ и мы представили критическую статью В.П. Виноградова «Идём на вас», предварив её нашими размышлениями «Нео-обновленческий курс Патриархии». В.П. Виноградов переслал ссылку на эти статьи своему другу, профессору МГУ Виктору Петровичу Мазурику, специалисту по японской культуре, и попросил сообщить каково его мнение в волнующем православных вопросе языка.

Профессор Мазурик ответил не научной статьёй, а простым дружеским электронным письмом, но в этом кратком ответе есть как бы план для развёрнутой статьи на обсуждаемую тему.

В.П. Мазурик начинает с того – что явно упускают из виду Иларион Алфеев и иже с ним –, что каждый язык связан с определённым міровоззрением, что конечно тем более чувствительно, когда речь идёт о церковном, богослужебном языке. «Язык есть знаковая система, отражающая определенную картину міра – каждый филолог прекрасно это знает. Изменение языка автоматически требует изменения всей знаковой системы Богослужения, включая стиль архитектуры, священнического облачения, церковного пения и иконописания. Невозможно механически выдернуть из этого единства один, к тому же центральный его элемент без разрушения всего целого», пишет профессор и уподобляет это требование обновления языка не более, не менее, «новой попытке (более тонкой и изощренной, чем в прошлом) иконоборчества».

И на самом деле, как пишет учёный, икона мало кому сегодня по настоящему понятна. Ведь икона не есть просто картина на церковную или евангельскую тему, а есть настоящее богословие в красках. Не зря говорится, что иконы пишутся, а не рисуются. Иконы пишут, как пишут богословские трактаты и одинаково следует их читать. Но кто сегодня умеет читать иконы, и вообще – многие ли даже подразумевают, что иконы читаются ? Так не следовало бы ли тогда, по логике обновленцев-либералов, упразднить иконы и заменить их наивными, примитивистскими "более понятными" рисунками, как сегодня водится в западных вероисповеданиях ?

Ведь на самом деле символика иконы мало кому сегодня понятна. Для понимания её следует сделать усилие "войти в міръ иконы". Такое же хоть и минимальное усилие следует предпринять, чтобы постичь церковно-славянский язык. Без усилия никому ничего вообще в жизни не даётся, особенно в духовной области, где «царствие небесное нудится» /Мф XI, 12/. «Если же человек изначально становится в позу капризного клиента, не желающего сделать малейшего усилия и мизерного шага в сторону традиционной культуры, то о каком христианском подвиге вообще можно вести речь?» – вопрошает профессор Мазурик. Добавим что на первый взгляд "благовидный" предлог модернизации, выдвигаемый будто для привлечения большего количества людей в Церковь, на самом деле есть всего лишь заманчивый, коварный обман, так как всем уже давно известно, а знатоку и поклоннику католичества Илариону Алфееву тем паче, что всякие попытки церковной модернизации, "приземления" Церкви, неизменно влекут за собой разруху и опустошение, что столь наглядно можно проверить на эксперименте II Ватиканского собора. Но тем не менее упорно муссируется выдуманный вопрос языка, которого на самом деле нет, так как церковно-верующий народ, как один человек, открыто выступает против уклонения от церковно-славянского и совершенно правильно утверждает, что просто преступно ради "захожан", которые всё равно в церковь не станут от этого больше ходить, переходить на мірской язык.

Нет ничего удивительного в том, что все попытки обмірщения Церкви и церковной жизни неизменно приводили к охлаждению религиозного чувства и удаляли народ от церковной практики, ибо міръ и Церковь суть два противоположных понятия и силы. Цель Церкви не в том, чтобы "приземляться" и растворяться в міру, а в том, чтобы возвышать верующий народ к небу. И на самом деле, как пишет профессор Мазурик, «церковный Канон будет все меньше соответствовать мірской жизни – это предсказывали еще первые отцы Церкви, но это еще не повод совсем отказаться от борьбы за христианские идеалы и перейти на язык Зверя. Так, конечно, можно достичь кое-каких "успехов", но нужны ли нам такие успехи»?

"Язык Зверя" – это язык міра сего, во зле лежащаго.

Пусть нас правильно понимают : наш русский язык мы любим и уважаем, что не скажем о сегодняшнем советском жаргоне, тем не менее он во многом уступает церковно-славянскому, по стилю, по возвышенности и по сакральности. Владыка Митрополит Виталий любил подчёркивать, что в нём нет ни одного ругательского слова. Этот уникальный язык никогда не был опорочен, осквернён бранным словом, ругательством, богохульством – он был создан исключительно для славословия и восхваления Бога. Как можно считать такой язык ненужным ?!

Сегодняшняя Российская Федерация только и говорит о свободе и о демократии, но свобода в основном применяется для восхваления власти и разных пороков, зато свобода для защиты правды и добра, или просто для выражения своего несогласия, всё больше ущемляется. После некоторой "весны" конца 80-ых начала 90-ых годов прошлого века Россия сегодня верным шагом явно возвращается к тоталитаризму, заглушая любую оппозицию, в том числе и внутри самой Патриархии.

Мы никогда не писали и не думали, что МП однородна. Всегда надо отличать полностью коррумпированную верхушку от народа и части простого духовенства, пытающихся честно служить правде. В области издательства таким примером, если не единственным, то самым видным, является крупный богословский журнал «Благодатный огонь», пытающийся изнутри Патриархии смело бороться с обновленческим духом и экуменическим братанием. За последние немного более двух лет что Гундяев и Алфеев полностью взяли в свои руки бразды управления Церковью и ведут – иначе не скажешь – борьбу с церковными традициями и священным преданием, журнал стал открытым полем, где разные церковные публицисты сражаются со сторонниками расшатывания церковных устоев.

С Гундяевым такое явление долго продолжаться не могло и вот, в середине сентября, было принято решение отказать журналу в грифе “Одобрено Синодальным информационным отделом” что значит, что отныне журнал не может ни продаваться, ни находиться ни в одном помещении, подведомственном Патриархии. Иными словами проголосовали смерть журналу, который после 18 лет существования вынужден прекратить свою деятельность, тогда как ещё всего 3 года назад журнал был удостоен высокой награды от Алексея II ... Редактор журнала обозначил это возмутительное решение, как « сознательный вызов и объявление начала войны со стороны высоких церковных чиновников всем противникам церковной Перестройки ».

Но происки врагов Церкви и Православия не ограничиваются внутрицерковными преследованиями. Путино-Гундяевская симфония не дремлет. Мы уже писали, что МП трещит по швам, всё чаще раздаются голоса обличающие то нравственные, то доктринальные пороки высшей иерархии и в Патриархии явно боятся возможной более менее массовой "утечки кадров". Поэтому, чтобы предотвратить таковое, не проще ли всего издать подходящий закон ? Итак, на днях был представлен Министерством юстиции законопроект, который значительно ограничивает права незарегистрированных религиозных объединений : «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"». Надо знать, что действующий закон «О свободе совести» 1997 года итак уже признан дискриминационным международными организациями. Выходит, что с одной стороны ужесточаются условия для регистрации религиозных организаций, а с другой представляется более широкий спектр возможностей для их запрещения и ликвидации. И тут не обойтись без обычного лицемерия : для законной ликвидации нежелаемого соперника проще всего применить на вид благородный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Весьма похвально бороться с экстремизмом, но известно как легко, когда надо, обвинить человека в экстремизме ... Когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная. Короче говоря, этот коварный законопроект, который по всей вероятности в скором будущем вступит в силу, будет идеальным орудием для удушения т.н. "альтернативного православия" и ценным защитником крупных церковных структур, в частности МП, от расколов. В этом его основная цель.

Итак, давление на умы, на совести, на структуры – всё должно быть подведено под одну гребёнку. Как политическая, так и церковная жизнь должны встроиться в жёсткую административную вертикаль власти. Такова хвалимая пост-советская демократия ...

Вернуться к списку записей

Комментарии

р.Б. Олег
19 октября 2011 00:25

Спаси Господи протодиакона Германа за труды его!!!Человеку уверовавшему,начинающему воцерковлятся и действительно хотящему спасти свою бессмертную душу церковно-славянский язык не помеха,а вот захожанину,и мне мнится,действительно без разницы на каком языке будет идти служба.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры