Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. К славному столетию Зарубежной Церкви. Вспоминая духовное падение 17-го мая 2007 г

21 января 2021

Герман Иванов Тринадцатый

Вспомнить прения, раздоры, волновавшие русскую православную общественность, особенно в Зарубежье, 13 лет назад и сравнить с сегодняшней, можно сказать, полной апатией... Все более менее свыклись с постигшей всех нас тогда травмой. Кто сейчас вспоминает тот факт, что для лучшего поглощения незадачливых Зарубежников Московская Патриархия предоставляла пятилетний мораторий — возможность в течении пяти лет не поминать вслух патриарха на богослужениях(!), что, однако, отнюдь не должно было малейшим образом затмевать факт его первосвятительства! Какая-то детская игра, но тем не менее это показывало, что некоторые могли испытывать вполне понятное чувство неловкости. Совесть как-то ещё шевелилась. Но даже этого сегодня уже нет…

Да, тринадцать лет назад, в историю Церкви вошло то, что в самый день, когда весь христианский мiръ праздновал славное ВОЗНЕСЕНИЕ Господне, православным христианам дано было наблюдать великое ПАДЕНИЕ. С церковного небосвода в бездну свалилась некогда славная звезда.
До сих пор трудно понять, осмыслить — как такое могло случиться?
Как и почему могла расцвести такая духовная порча в ещё совсем недавно безкомпромиссных душах — трудно сказать.

Конечно свою роль могло сыграть обмiрщение паствы и клира, всё большее давление окружающей нехристианской среды. Все мы знаем, куда идёт мiръ. Вспоминаются скорбные, но мудрые слова нашего покойного Архиепископа Серафима, когда все радовались падению советской власти. Он правильно предупреждал, что теперь для нас настанут самые трудные времена: до сих пор всё было ясно — белое было белым, чёрное было чёрным, а теперь всё станет серым… Так оно и вышло. До некоторой степени повторилась ветхозаветная история Вавилонской башни и смешения языков. Конечно вполне оправданную радость вселяло долгожданное падение советской власти, но как ошибочно и грешно было не видеть, что с падением власти Зло, то страшное Зло, которому десятилетиями противлялись, не было искоренено. Оно на время притухло, замолкло и под всякими видами, ложными видами, пыталось усыплять совесть людей. И это в частности проявлялось через наплыв чуждых Зарубежному духу элементов, поступающих в приходы и особенно пополняющих ряды священства. Всё больше слышалось восторженных голосов, говорящих об охватившей нашу Церковь весне, о неком возрождении, тогда как на самом деле соль обуевала и продолжает обуевать…

Свою роль естественно сыграла и безстыдная ложь, распускаемая патриархийными сановниками и зарубежными предателями о том, что сергианство, будто, «перечёркнуто», а экуменизм - вопрос прошлого, которым в советское время приходилось заниматься по чисто политическим соображениям, но теперь можно открыто говорить о разрыве с экуменизмом, о выходе из Всемiрного Совета Церквей, и т. д.
Теперь что прошла необходимость ложью заманивать людей, каждый волен наблюдать настоящее положение дел: Сергию не только воздвигаются сегодня памятники, но и бывшим зарубежникам приходится признавать, что, да, своей политикой Сергий «спасал Церковь». А что касается экуменизма, тут уж всякий разговор излишен. Вот, недавно узнали о существовании какого-то странно названного «Летнего Института», организованного Папским советом по содействию христианскому единству при участии Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Это только цветочки от Гаванской встречи между Папой и Кириллом Гундяевым, а плоды — впереди.

Серый кардинал — во всех смыслах слова — Иларион Алфеев, отмечавший годовщину исторической, знаменательной Гаванской встречи, на торжественном мероприятии во Фрибургском университете (Швейцария), именно говорил об этих будущих плодах. Не знаем, как в России, но заграницей мало рекламы было дано этому ''славному мероприятию'', видно этот деликатный момент следовало покрыть скромной вуалью умолчания. А было чего стыдиться. И чего опасаться — кто знает, может быть ещё у некоторых заговорит совесть ? И на самом деле, Иларион Алфеев, невзирая на бурю негодования, поднявшуюся среди собственной паствы, разразился там обычной ему воодушевлённой речью, в которой он откровенно привёл итог состоявшемуся событию и открыл перспективы. Знаем, что нет более глухого, чем тот, кто не хочет слышать, тем не менее предлагаем желающим ознакомиться с тем, что в церковной жизни их ожидает, открыв следующую ссылку: http://www.pravoslavie.ru/101063.html

Что МП идёт таким путём, увы, нас не удивляет и только слепые могут не видеть, значит не понимать, что никакого улучшения ожидать не следует. Всё уже заранее написано. Вся программа начертана. Как было ясно, что после Алексея Ридигера к высшей власти придёт Кирилл Гундяев, так и сейчас ясно, что его заменит Иларион Алфеев, даже если за последнее время появились новые молодые соперники. Можно только пожелать Кириллу, что эта смена не произойдёт в таких же тёмных и до сих пор загадочных условиях, как когда он перенял власть от Алексея … Но вся программа и картина будущих лет, как на ладони видны.

Зато продолжает удивлять, с каким невозмутимым спокойствием относятся к своему положению те, кто ещё не так давно принадлежал к Церкви, сознательно и успешно боровшейся с доктринальными пороками МП, в то время как эти пороки ничуть не исчезли, а к ним ещё прибавились открытая нравственная распущенность и безстыдная погоня за деньгами, превратившая церковное служение в вертеп наживы. Как такое безучастие, такое смирение перед Злом стало возможным, остаётся для нас непонятным. Однако и тут можно было предугадать развитие дел.

Для этого надо вернуться несколько лет назад, когда стали проявляться трещины, развалившие наше церковное здание в конце девяностых и начале двухтысячных годов. Пожалуй, происки Вл. Марка на Святой Земле были первым видным сигналом намечавшегося штурма на церковную крепость. Затем в июле 2001 г. состоялся ''преступно-разбойнический синод'', официально созванный ко дню пятидесятилетнего архиерейского юбилея Блаженнейшего, ныне святого, Митрополита Виталия. Горько вспоминать эти события и всё то безобразие, которое последовало, но и забывать нельзя, как многим, видно, хотелось бы. Да, хорошее чествование маститого Первоиерарха устроили синодалы, ни перед чем святым не останавливавшиеся, и совершившие невообразимое: насильственно принудили всеми — только не ими! — уважаемого старца-Митрополита выйти на покой, а вернее сказать — уволили Главу Церкви!
Словно по примеру Великого Инквизитора Достоевского — Уходи. Ты нам мешаешь! И стали затыкать рты и безцеремонно убирать всех несогласных с политикой развала Зарубежной Церкви, продолжая одновременно уверять весь мiръ, что ничего, мол, нового они не вводят, а весь шум — чистейший вымысел злонамеренных провокаторов. В эти памятные позорные дни, обойдя верных Архиереев, все съехавшиеся на ''празднование'' юбиляра-Митрополита, прибыли с определённой мыслью и миссией — силою или добровольно добиться отречения Владыки Митрополита Виталия. Пришлось применять силу, в этот самый день, как и неоднократно после этого. Как коршуны кидаются на свою добычу, так несколько епископов резко обращаются к Митрополиту, грубо отказывая пустить священника, которого Митрополит пригласил быть его секретарём. Со всех сторон посыпались нападки, хотели заставить Митрополита отречься, но он мужественно сопротивлялся целых два дня. И только на третий день, 13 июля 2001 г., он как будто согласился, чтобы вопрос о его уходе в отставку обсуждался на следующем соборе и тут же покинул зал заседания, сказав: «Мне кажется, что нам не о чем больше говорить». На этом закончились ''юбилейные торжества''...

К открытию Собора в октябре того же года (очередная октябрьская революция!) Митрополит пришёл и выдал всем письменное Заявление следующего содержания: «Сознавая глубину греховного падения некоторых членов Архиерейского Собора нашей Церкви, в их интенсивном, но ещё не высказанном полностью желании соединения с Московской Патриархией, я, с полной ответственностью перед Богом, русским православным народом и перед своей совестью, считаю своим архипастырским долгом заявить, что предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных», устно добавив: «Я не вижу среди вас никого, кто мог бы стать преемником наших Митрополитов».

Кто мог бы сегодня ему противоречить?
После этого последовало избрание нового т. н. ''первоиерарха митрополита'' Лавра и два возмутительных покушения под неумелым водительством подручного по грязным делам преступного Синода Михаила Донскова, возглавившего чудом неудавшуюся попытку похищения Митрополита с помощью наёмной силы, и новое покушение три недели спустя с насильным увозом Митрополита в психиатрическую больницу для экспертизы, которая, к посрамлению синодалов, законным порядком официально определила здравый ум и дееспособность Митрополита в ведении церковных дел. Но всё это не помешало новоизбранному только по имени ''Зарубежному'' первоиерарху и синоду продолжать свои предательские дела, а трижды анафематствованному Михаилу Донскову восседать в архиепископском сане, как ни в чём ни бывало, на женевской кафедре, с которой он, кстати, был с позором изгнан своими же Синодом за разные тёмные делишки, что не мешает ему продолжать выступать на разных мероприятиях под видом достойного представителя Белой Эмиграции...

К чему вспоминаем мы эти горькие дни, эти печальные события ? Потому что нельзя их забывать, ибо если не мы, то кто будет об этом напоминать… Но также и для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что как в истории России не будь февраля, не было бы и октября, не будь беззаконного увольнения Митрополита, не было бы и последовавшей позорной унии, повергшей Зарубежную Церковь в её сегодняшнее состояние.

Нас осталось мало, но служим мы ИДЕЕ, а не людям, не моде, не мiру. Поэтому, сегодняшнее сопротивление малого остатка Зарубежной Церкви является ничем иным, как священным долгом памяти по отношению к нашим Отцам, к нашему прошлому, долгом памяти во имя духовного будущего, чего можем достичь только объединением наших разрозненных сил.

А есть ли ещё смысл призывать людей к возврату на исторический путь Зарубежной Церкви? Им одним принадлежит ответ. Ведь столько раз уже призывали, и за всё это время только единицы, которых можно сосчитать на пальцах ОДНОЙ руки, отшатнулись от позора. Но никогда нельзя терять надежды.

Но пусть, кто знает, 100-летний юбилей Церкви подвигнет хоть некоторых к осознанию их долга перед памятью Отцов и перед собственной совестью.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

https://www.karlovtchanin.eu/index.php/istoriatcerkvi/941-k-slavnomu-stoletiyu-zarubezhnoj-tserkvi-vspominaya-dukhovnoe-padenie-17-go-maya-2007-g-protodiakon-german-ivanov-trinadtsatyj

Вернуться к списку записей

Комментарии

МВН
22 января 2021 13:07

Этот текст досточтимого о. Германа заимствован из изданной в США нашими архиереями брошюры к 100-летию РПЦЗ: "Путь Русской Зарубежной Церкви 1920‒2020" (в интернете ее не разместили).

Поскольку речь идет об официальном печатном издании нашей Церкви, опубликованный текст привлеченного со стороны автора из другой юрисдикции должен предполагать возможные публичные же читательские возражения, что я позволю себе вновь сделать уже здесь, с разрешения редакторов данного блога.

Капитуляция синода РПЦЗ перед шантажом МП в мае 2017 года, безспорно, ‒ духовное падение. Но не очень понимаю, зачем для его обоснования возобновлять более ранние упреки 20-летней давности, направленные ко многим из нас, не поддержавших инициативу создания РПЦЗ(В) в 2001 году.

Имеется и другая точка зрения на те печальные события 2001 года, внесшие свой немалый вклад в ослабление РПЦЗ и ее последовавшую капитуляцию. Не надо было вам устраивать протестный фальстарт (уход из РПЦЗ) с преждевременной истерикой некоторых ваших активистов, якобы архиереи "продались КГБ" (причина их капитуляции была в другом). Этот уход ослабил позиции в РПЦЗ противников объединения с МП. Вместо этого надо было отстаивать вместе с нами правду внутри РПЦЗ, и для этого имелись все возможности.

Кто был прав - показал IV Всезарубежный собор в С.-Ф. в 2006 г. (даже тогда большинство отобранных пассивных делегатов сочло объединение преждевременным, но Синод поступил вопреки этому). Вашу эмоциональную несостоятельность показало и последующее дробление РПЦЗ(В) на десяток враждующих между собой "осколков", каждый из которых провозглашает себя "единственно истинным". Неужели так можно было сохранить истинную РПЦЗ? И как же Вы, отче, всё-таки ушли из "истинной" РПЦЗ(В) к м. Агафангелу? Ведь в описанном Вами "изгнании" митрополита Виталия Ваш нынешний первоиерарх принимал непосредственное участие, но как очевидец описывал происшедшее тогда совсем иначе, осуждая тогда именно вас, неоправданно ушедших из РПЦЗ.

А главное: неужели теперь тот фальстарт 2001 года Вам нужно постоянно ставить себе в заслугу, пытаясь оправдать этим нынешнее отступничество РПЦЗ(А), теперь уже и в нашей брошюре к 100-летию РПЦЗ?

Не выглядят уместными в юбилейной брошюре нашей юрисдикции такие упреки от клирика юрисдикции РПЦЗ(А), из которой мы вышли по причинам, изложенным в Послании собрания представителей российских приходов РПЦЗ ко всем верным чадам Русской Зарубежной Церкви (декабрь 2014):

«Главный сайт Русской Зарубежной Церкви [internetsobor.org] под руководством митр. Агафангела был превращен в орудие русофобии, борьбы с исторической Россией и шельмования несогласных с этим... Митр. Агафангел в своем управлении Церковью обнаружил множество неправд: вероучительные, канонические, нравственные, пастырские, исторические....»

kondakov.ws/blog/Poslanie-sobraniya-predstaviteley-r

Уместно спросить о. Германа: кого он имеет в виду, когда пишет: «Нас осталось мало, но служим мы ИДЕЕ, а не людям, не моде, не мiру». Нет больше в Вашей структуре РПЦЗ(А) прежней Идеи, дорогой о. Герман, и к традиции РПЦЗ вы не принадлежите.

Мы благодарны Вам лично, когда вы осмеливаетесь частично перечить преобладающему изменническому духу в Вашей юрисдикции и защищать "отлученных" от нее бывших собратьев. Но мы вообще не нуждаемся в прощении от Вашего первоиерарха, ибо не мыслим себе "возвращение" в вашу структуру, где вы его распоряжением молитесь о власти русофобской киевской хунты и поставляете "гуманитарное" обмундирование карателям АТО в их войне против сопротивляющегося русского Донбасса. К тому же вашей структуре господствует учение, что хилиазм якобы не был осужден Церковью, что приход антихриста инициирует не иудейский, а русский народ, который в то же время вообще для вас "не существует" - потому и АТО в Донбассе против "совков" "благочестиво". Лично для меня такое "возвращение" к вам было бы как страшный сон возвращения в атмосферу ереси и предательства, покрываемых постоянной ложью вашего первоиерарха.

Прошу меня простить за откровенность.

р.Б. Дионисий
23 января 2021 18:21

Во всем надо искать духовные причины,киприанизм РПЦЗ не мог не привести к падению.

МВН
25 января 2021 13:00

Дионисий, по-Вашему вся история РПЦЗ в ее отношении к РПЦ МП - это киприанизм? А что такое "киприанизм"?

Александр
27 января 2021 12:11

Киприанизм - это отступление от Православия, учение о том, что в сообществах, отколовшихся от Православной Церкви действует та же спасительная благодать, что и в Церкви. Православное же учение утверждает, что Спасительная Благодать действует только в одной организации -являющейся истинной Невестой Христовой на земле. В других же сообществах , признающих Богом Святую Троицу, могут спастись только исключительные единицы по особой милости Божией.

Григорий
29 января 2021 08:32

Дорогой, Александр!

Во-первых, приведите для начала соответствующие высказывания митрополита Киприана или то самое "учение о том, что в сообществах, отколовшихся от Православной Церкви действует та же спасительная благодать, что и в Церкви". Желательно в контексте без ваших толкований.

Во-вторых, и это мне кажется самым главным,утверждение, что "Спасительная Благодать действует только в одной организации -являющейся истинной Невестой Христовой на земле", является самым банальным сектантством или папизмом, как хотите, ибо организаций в Церкви Христовой может быть множество. Любой приход уже является организацией.

МВН
29 января 2021 16:32

А разве м. Киприан и находившаяся с ним в общении РПЦЗ утверждали "учение о том, что в сообществах, отколовшихся от Православной Церкви действует та же спасительная благодать, что и в Церкви"??? Это Ваша надуманная интерпретация.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры