Священномученик Кирилл, митрополит Казанский.
Мы уже писали (http://kondakov.ws/blog/O-Moskovskom-Patriarhate), что в нашем отношении к РПЦ МП, которую возглавляет апостасийная верхушка, мы руководствуемся соборным голосом РПЦЗ, а также позицией, пожалуй, самого авторитетного среди новомучеников Российских сщмч. Кирилла, митр. Казанского. Приведем снова его слова из письма 1934 года:
«Сдается мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы пишете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».
Но вот, некоторые ревнители не по разуму, обвиняющие всех и вся, кроме самих себя, в безблагодатности, утверждают, что мы, ссылаясь в нашем отношении к МП на вышеприведенные слова свт. Кирилла, митр. Казанского, поступаем неправомерно и даже лукаво, поскольку-де сщмч. Кирилл под влиянием св. митр. Иосифа к концу жизни ужесточил свою позицию по отношению к сергианам.
Действительно ли это так и какие основания имеет такое утверждение?
Истоком подобного заявления является, по-видимому, публикация доктором исторических наук М.В. Шкаровским в книге «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1. 1917-1990». (Спб.: Воскресение. – 1997. С. 982-983) черновика письма свт. Кирилла (Смирнова) иеромонаху Леониду от 23/8.03.1937 г.
Приведем его полностью (слова в угловых скобках зачеркнуты святителем Кириллом).
«Милость Господня да будет с Вами, боголюбивый о. иеромонах Леонид!
19/4 III получил письмо Ваше и перевод на 10 р. Спаси Вас Господи за попечение о моих нуждах, только смотрите, чтобы это не было самому себе в обиду и лишение чего-нибудь необходимого.
По поводу Ваших недоумений относительно Сергианства могу сказать, что те же самые вопросы и в такой же почти форме были обращены ко мне из Казани десять лет тому назад, и тогда я отвечал на них утвердительно, потому что считал все сделанное митрополитом Сергием ошибкой, которую он сам сознаёт и пожелает исправить. К тому же среди рядовой паствы нашей было множество людей, не разбиравшихся в происшедшем, и нельзя было требовать от них решительного и деятельного суждения о событиях. С тех пор много воды утекло. Ожидания, что митрополит Сергий исправит свои ошибки, не оправдались, но для прежде несознательных <верующих> членов Церкви было довольно времени, побуждений, и возможности разобраться в происходящем, и очень многие разобрались и поняли, что митрополит Сергий отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св. патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства. Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства (каковы Ваши вопросы) было бы непростительным лукавством закрывать глаза на эту неправду и там искать <духовного руководства> удовлетворения духовных своих <нужд> потребностей с совестью, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения. Всё, что не от веры, грех. Ложь нельзя исправлять ложью и <никоим образом>, стало быть нельзя предпочитать Григорьевство Сергианству.
С митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности. <У предстоятелей этой епархии искали и находили руководство по смерти епископа Виктора послушные ему верующие Вятской епархии. Правда, среди них проявляются иногда крайности в отношениях к Сергианству (например перекрещивание крещенных), но эта ревность не по разуму представляется мне не как принятое у викторовцев исповедание, а как печальная случайность, порожденная личным темпераментом отдельных неразумных ревнителей>. С православными предстоятелями сей епархии находился в постоянном общении еп. Виктор при своей жизни, у них же искали и находили руководства <послушные ему> после смерти еп. Виктора послушные ему верующие Вятской епархии».
Публикация этого письма в вышеупомянутой книге сопровождалась таким сообщением:
«Публикуемое письмо митрополита Кирилла, по-видимому, являлось черновиком. Письмо интересно тем, что в определенной степени меняет устоявшиеся представления о церковной позиции митрополита Кирилла. До сих пор считалось, что он принадлежал к наиболее «мягкому» по отношению к митрополиту Сергию течению «непоминающих». Но к концу жизни, как видно из этого письма, его взгляды претерпели эволюцию и сблизились с позицией упоминаемых в письме митрополита Иосифа (Петровых) и епископа Виктора (Островидова) – руководителей иосифлянского и викторианского разделений» (Там же, с. 983).
Скорее всего этот вывод и был с энтузиазмом воспринят «ревнителями». Но обоснованность такого заключения вызывает сомнения и производит впечатление поспешности.
Доктор исторических наук Михаил Васильевич Шкаровский.
Доктор исторических наук Михаил Васильевич Шкаровский, известный своими замечательными книгами по истории Русской Церкви в ХХ веке, допускал в них досадные ошибки. Так, например, он путал святого Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, и архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). В изложении истории Катакомбной Церкви в СССР он ссылался на данные, сообщаемые такой, мягко выражаясь, сомнительной личностью как «архиепископ Готфский Амвросий (Сиверс)» (помимо многих других своих экстравагантных «деяний», с которыми можно ознакомиться в интернете, этот «катакомбник» «канонизировал» Адольфа Гитлера).
Не является ли этот комментарий к публикации очередной ошибкой историка?
Не выдается ли здесь желаемое за действительное?
Почему не обращают внимание на слова, которые хоть и зачеркнуты в черновике, но весьма характерны для митр. Кирилла:
«У предстоятелей этой епархии искали и находили руководство по смерти епископа Виктора послушные ему верующие Вятской епархии. Правда, среди них проявляются иногда крайности в отношениях к Сергианству (например перекрещивание крещенных), но эта ревность не по разуму представляется мне не как принятое у викторовцев исповедание, а как печальная случайность, порожденная личным темпераментом отдельных неразумных ревнителей»?
Сщмч. Кирилл всегда воспринимал подобные «крайности» как «печальные» явления и никогда не одобрял их ни в среде сергиан (6.08.1929 г. митр. Сергий (Страгородский) и его Синод издали постановление, воспрещавшее «несмотря ни на какие просьбы, отпевать умерших» и предписывавшее «перемазывать крещенных и перевенчивать венчанных в отчуждении от его церковного управления»), ни среди их оппонентов. В своем письме от 27.01.1929 митр. Кирилл писал:
«В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражде, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету с одной стороны на другую; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святого, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1Ин. 4, 16).
Поэтому всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры в раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водой, всегда всплывет вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды»
(Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 93-94).
О том, что эта позиция свт. Кирилла осталась неизменной, свидетельствуют слова из его письма еп. Евгению (Кобранову), написанном в июне 1937 года:
«Я не могу усматривать надобности каких-либо перемен в создавшемся у меня представлении о сущности сергианства»
(Мазырин Александр иерей. Цит. соч., с. 186).
Слова же митр. Кирилла из его письма иеромонаху Леониду о том, что «происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства», вызваны были указом МП от 27.12.1936, провозгласившим митр. Сергия Патриаршим Местоблюстителем. Обновленчество усматривалось митр. Кириллом в синодальной, коллегиальной форме церковного управления, заведенной митр. Сергием учреждением при себе Синода. Вопрос же о благодатности сергиан он оставлял на рассмотрение законного Собора.
В письме от февраля 1934 года он так писал об этом:
«Иное понимание патриаршего завещания, утверждаемое митрополитом Сергием, привело уже к тому, что завещание, составленное для обезпечения скорейшего избрания нового Патриарха, стало основой для подмены в церковном управлении личности Патриарха какой-то коллегиальной «Патриархией». Почиет ли на этом начинании митрополита Сергия благословение Божие, мы не дерзаем судить, доколе законный Собор своим приговором не изречет о нем суда Духа Святого, но, как и всё обновленчеству сродное, не можем признать обновленное митрополитом Сергием и церковное управление нашим православным, преемственно идущим от Святейшего Патриарха Тихона, и потому, оставаясь в каноническом единении с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром, при переживаемой невозможности сношения с ним признаем закономерное устроение церковного управления на основе патриаршего указа 7(20) ноября 1920 г»
(Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг./ Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 701).
Таким образом, жесткие слова свт. Кирилла о сергианах в его письме иеромонаху Леониду не говорят о каком-то принципиальном изменении его позиции по отношению к сергианству.
Св. митрополит Иосиф (Петровых).
В конце жизни в ссылке в южном Казахстане сщмч. Кирилл переписывался со свт. Иосифом (Петровых), находившемся там же. Последний после ложного сообщения НКВД в 1936 году о смерти свт. Петра (Полянского) признал митр. Казанского Кирилла главой Русской Церкви в качестве Патриаршего Местоблюстителя. Таким образом, если нахождение в братском общении митрополитов Кирилла и Иосифа в Казахстане в 1937 году подразумевало ужесточение одного или смягчение другого, то в свете всего вышесказанного мы можем утверждать, что не митр. Кирилл изменился, а скорее свт. Иосиф (Петровых) отошел от своей крайней точки зрения и приблизился в отношении к сергианству к позиции священномученика Кирилла.
Комментарии
Оставьте комментарий