Державная икона Божией Матери, явленная в с. Коломенском 2 марта 1917 года в день вынужденного отречения от престола святого Государя Императора Николая Александровича.
2/15 марта – дата, которая должна быть в России днем покаяния и скорби. В этот день предательством и обманом заговорщики добились от Царя-Мученика записки на имя начальника Штаба об отречении от власти, которая была затем представлена как Манифест «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти».
Множество людей в России и прежде всего Святейший Синод Российской Православной Церкви с готовностью восприняли это известие.
Первенствующий член Синода, будущий священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) помог обер-прокурору Львову вынести императорское кресло, символ присутствия Помазанника Божия, из здания Синода.
Святой Царь-Мученик Николай Александрович.
Святейший Синод Православной Российской Церкви. 1915 год.
Высший орган церковной власти обратился «к верным чадам Православной Церкви» со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути».
Синодалы поспешили удалить из богослужения любые упоминания о Царе и Царском Доме, хотя Россия юридически продолжала оставаться монархией. В этом отличился митрополит Сергий (Страгородский). Поминать предписали «благоверное Временное правительство», почти целиком состоявшее из членов масонских лож.
Эти действия Синода дезориентировали людей, преданных монархии.
Михаил Викторович Назаров.
Как писал выдающийся историк русской эмиграции Михаил Викторович Назаров, «даже Синод перестал осознавать духовный смысл православного самодержавия. И это нельзя оправдать тем, что сам Государь призвал признать Временное правительство – он как Главнокомандующий имел это в виду лишь для продолжения борьбы с внешним врагом, а против внутреннего врага, менявшего смысл российской государственности, должна была бы выступить именно Церковь» (Назаров М.В. Диалог РПЦЗ и МП: «Соединение может быть только в Истине». – М.: Русская идея, 2004. С. 12).
По мнению историка М.А. Бабкина Святейший Синод Российской Православной Церкви мог бы многое сделать для сдерживания революционной заразы. Он писал, что «монархия в России, как институт – согласно «Акта» вел. кн. Михаила Александровича – продолжала существовать. И ей требовалась поддержка». Члены высшего органа церковной власти могли и должны были предпринять ряд охранительных мер для ее возможной «реставрации» на Учредительном собрании. Синод мог тогда:
«1) разъяснить пастве с амвонов и печатным способом политическую обстановку в России: о сложившемся до решения Учредительного собрания о форме государственного правления «междуцарствии»;
(Как, например, 4 и 5 марта это сделал епископ (с апреля 1918 г. – архиепископ) Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский)...)
2) выпустить к архипастырям и пастырям Православной церкви послание, чтобы те в своей проповеднической деятельности не занимались самопроизвольной трактовкой свершившихся в стране политических событий, а в точности следовали содержанию «Акта» великого князя Михаила Александровича (то есть разъясняли бы пастве временную «неопределённость» формы правления в стране);
3) осуществить юридически строго выверенные изменения богослужебных чинов и молитвословий (не упразднять поминовение «царствовавшего» – в прошедшем времени, по версии Св. синода – дома, а совместить молитвы о Временном правительстве и о доме Романовых: вплоть до соответствующего решения Учредительного собрания);
4) по крайней мере намекнуть православной пастве пастырским словом о необходимости несения определённого покаяния за участие в любых антиправительственных манифестациях (будь то антимонархических, происходивших до 2 марта 1917 г., или возможных последующих выступлениях правых – против уже новой власти);
5) распорядиться для всего духовенства РПЦ, чтобы при церемониях принятия православной паствой присяги «на верность службы Российскому государству» (утверждённой Временным правительством 7 марта) пастыри подчёркивали её некоторую условность и временный характер. Поскольку по меньшей мере до решения Учредительного собрания о форме правления народ оставался связанным прежним клятвенным обещанием на верность царствующей династии;
6) заявить Временному правительству протест по поводу превышения тем своих полномочий (в связи с объявлением 11 марта в тексте присяги членов Временного правительства о фактической необратимости смены формы государственной власти в России).
(Протест Временному правительству со стороны шести архиепископов Св. синода прозвучал 8 марта по иному поводу: из-за решения новой власти принимать определённое участие в церковном управлении).
7) поставить перед Временным правительством вопрос о мотивировках ареста императора, его августейшей супруги и особенно их детей»
(источник).
К сожалению, ни одна из этих мер Святейшим Синодом предпринята не была. Многие тогда радовались наступлению «новой эры свободы». Даже явление Державной иконы Божией Матери в день отречения было воспринято ими как благословение свыше происходящих событий, в том смысле, что Богородица вместо «слабого» Царя теперь будет Сама управлять Россией. Об этом с радостью писалось в прессе, в том числе церковными людьми.
Но вскоре стала ясна ложность таких толкований, ибо что же это за правление свыше, при котором нашу страну и народ постигли такие величайшие бедствия, как гражданская война, голодомор, сталинский террор, война, гонения на веру. Всё это, несомненно, было попущено Богом за грехи народа, отступившего от православной веры, опустившегося до «измены, и трусости, и обмана» и допустившего убиение Помазанника Божия и его Семьи. Об этом говорили в Русском Зарубежье и так считали многие исповедники в СССР.
Если и можно говорить о явлении Державной иконы Божией Матери, как о знамении покровительства свыше над Россией, то только в покаянном духе. Именно так говорил архиепископ Аверкий (Таушев) в своей проповеди «Покров Пресвятой Богородицы и судьбы русского народа»:
Архиепископ Аверкий (Таушев).
«Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича – 2 марта 1917 года – Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя – Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу».
Иван Михайлович Андреев.
Выдающийся филолог и богослов Русской Зарубежной Церкви профессор Иван Михайлович Андреев писал:
«Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /.../ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»
Вот уже прошло более ста лет после чуда Божией Матери, явленного в тот скорбный и страшный день, но всенародного покаяния и обращения к Богу, о котором говорили наши предки в России и за ее пределами, всё еще приходится ждать. Большая часть народа остается чуждой тех основ, на которых стояла Святая Русь. Впрочем, не всё так безнадежно. У малого стада внутри России и в зарубежье это спасительное для каждого лично и для страны в целом покаяние есть. Эти люди являются последней надеждой России.
Комментарии
Оставьте комментарий