Святитель Иоанн Шанхайский.
На днях в интернете появился видеоролик священника Георгия Максимова про святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца. Ролик называется «Был ли раскольником свт. Иоанн?».
Для нас очевидно, что не был. И отец Георгий в течение одиннадцати с лишним минут пытается доказать, что святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский не был раскольником.
Священник Георгий Максимов в данном ролике, как мне видится, старается перехитрить самого себя. Ведь всем известна его позиция, что все, кто прекратил поминать патриарха Кирилла (Гундяева), а ранее всех предыдущих патриархов, начиная с Сергия (Страгородского), должны считаться раскольниками, поскольку они по слову о. Георгия «покинули мать-церковь».
Священник Георгий Максимов. Его кажущаяся учёность далеко не всегда служит установлению истины.
Но в истории со святым архиепископом Иоанном (Максимовичем) эта парадигма перестаёт работать, поскольку святость угодника Божия настолько очевидна, что невозможно с этим спорить. Ведь не может же святой быть раскольником! Вот о. Георгий и решил взять на себя труд объяснить, как же так бывает, что хоть архиепископ Иоанн (Максимович) и не поминал патриархов Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского), но всё же был святым.
По меткому выражению Михаила Викторовича Назарова, священник Георгий Максимов ломится в открытую дверь. Он пытается доказать, что нельзя называть раскольнической Русскую Зарубежную Церковь, поскольку она имела общение с другими Поместными Церквами и не считала себя отдельной от всей полноты Российской Православной Церкви, что и закреплено в уставе РПЦЗ. О. Георгий рассуждает об этом, как о чём-то доселе неизвестном. Он даже, как некое открытие сообщает, что святитель Иоанн сослужил с владыкой Василием (Родзянко).
Епископ Василий (Родзянко).
Однако ничего особенного здесь нет для человека знакомого с церковной историей ХХ века, ведь духовенство РПЦЗ нередко сослужило с представителями Сербской Поместной Церкви, а епископ Василий в то время был её священником.
Епископ Сербской Православной Поместной Церкви Савва (Сарачевич) Эдмонтонский, Митрополит Филарет (Вознесенский) Восточно-Американский и Нью-Йоркский Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Иоанн (Максимович) Западно-Американский и Сан-Францисский, епископ Нектарий (Концевич) Сеатлийский.
Это потом он перейдёт в юрисдикцию Американской Православной Церкви и станет там архиереем.
О. Георгий делает упор на том, что архиепископ Иоанн (Максимович) не признавал безблагодатности Московской патриархии и не обвинял её в ереси, даже поминал в своих молитвах и на проскомидии патриарха Алексия (Симанского).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский).
Поэтому и раскольником его называть нельзя.
Ещё раз повторим, да, нельзя называть святителя Иоанна раскольником. Но кто же его так называет? Из слов священника Георгия следует, что будто сами раскольники святого раскольником и называют. Логика о. Георгия проста — если раскольники, т.е., те, кто не поминает патриарха Кирилла (Гундяева), считают святителя Иоанна своим святым, значит они называют его раскольником. Но нет! говорит о. Георгий, святитель Иоанн не раскольник, поэтому руки прочь от святого, он наш святой, а не ваш, обращаясь ко всем несогласным с курсом патриарха Кирилла (Гундяева).
Патриарх Кирилл (Гундяев).
И разъясняет нам: «По своему официальному статусу, и по факту продолжения евхаристического общения, хотя весьма сокращённого, и по самоосмыслению, выраженному святителем Иоанном (Максимовичем), Русская Зарубежная Церковь в его время не была в собственном смысле расколом, но пребывала лишь в административном неподчинении священноначалию в Отечестве, причём сознавая ненормальность, вынужденность и временность этого положения. И сам святитель понимал это и поминал патриарха Московского».
Но, довольно. Обратимся к нелицеприятной истории взаимоотношений свободной части Российской Православной Церкви, находящейся за рубежом, и Московской патриархии – этого рупора лживой советской пропаганды в безбожные времена.
Книга «Правда о религии в России» явилась образцом лживости и лицемерия. В книге сообщается, что в СССР гонений на веру Христову нет.
Сразу оговорюсь: мы отделяем административную верхушку от церковного народа и это в СССР хорошо понимали люди верующие. Увы, в наше время в исторической ретроспективе происходит искусственное смешение интересов Церкви и интересов органов советской власти, проводимых через подчинённых архиереев и священников. В результате получается странная картина – гонители выдают себя за гонимых и за выразителей чаяний церковного народа.
Итак. Не один раз Московская патриархия пыталась развалить церковную жизнь Русского зарубежья угрозами и прещениями, неизменно называя РПЦЗ и её духовенство раскольниками. Отцу Георгию стоит вспомнить об этом, но если он не помнит, то мы освежим память.
Заседание Поместного собора 1971 года. Выступает митрополит Пимен (Извеков), который скоро будет избран патриархом.
Вот, например, на Поместном соборе 1971 года звучали такие слова: «Ввиду того что активная деятельность приверженцев так называемой Русской Православной Церкви за границей… против Матери — Русской Православной Церкви и против Святой Православной Церкви в целом наносит вред святому православию, высшей церковной власти Московского Патриархата осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению к отступническому сонмищу… — Карловацкому расколу и его нераскаявшимся последователям».
Митрополит Антоний Сурожский и архиепископ Василий Брюссельский.
Но против осуществления таких «канонических санкций» в то время выступили владыки Антоний Сурожский и Василий Брюссельский с такими словами: «У нас церкви находятся в соседних кварталах. И это только усугубит ситуацию если будет анафема Зарубежной Церкви или какая-то мера».
И к ним вынуждены были прислушаться, но тем не менее Русская Зарубежная Церковь именовалась «Карловацким расколом» вплоть до 2007 года, когда произошло насильственное объединение с Московской патриархией.
Объединение РПЦЗ и Московской патриархии в 2007 году. Митрополит Лавр потом скажет: «Нас обманули», но расторгнуть унию сил уже не будет.
В 1964 году в 11 номере Журнала Московской патриархии вышла статья Алексия Осипова, кандидата богословия под говорящим названием «К назначению нового главы Карловацкого раскола». В общем то, можно было привести только примеры из этой статьи, чтобы показать всю несостоятельность выводов о. Георгия Максимова. Ведь он, повторюсь, убеждает, что нельзя называть раскольником святителя Иоанна, из чего может следовать вывод, что никогда святителя Иоанна раскольником в Московской патриархии не считали. Или всё-таки называли архиепископа Иоанна раскольником? На такой вопрос священник Георгий ответа не даёт, оставляя место обширным умолчаниям.
Алексей Осипов в обществе митрополита Никодима (Ротова) и нынешних патриарха Кирилла (Гундяева) и «почётного патриарха» Филарета (Денисенко).
Осипов приводит постановление Синода Московской патриархии от 22 июня 1934 года: «Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы, как восставших на свое законное священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе, предать церковному суду … с устранением обвиняемых, впредь до их раскаяния или до решения о них суда, от церковных должностей».
10 августа 1945 года патриарх Алексий (Симанский) выпустил послание, в котором звучат такие слова: «Над теми, кто останется и на этот раз глухим к нашему отеческому призыву, будет подтверждено вышеупомянутое решение Священного Синода Русской Православной Церкви 1934 года».
Как мы знаем, святитель Иоанн не подчинился указаниям из Московской патриархии, оставаясь в Русской Зарубежной Церкви, т.е. по мнению священноначалия МП он был раскольником. В данном случае о. Георгий Максимов противоречит официальной позиции своего церковного руководства или просто морочит людям голову.
Святитель Иоанн трижды оказывался под запретом Московской патриархии: первый раз в 1934 году, во второй в 1945 году и, наконец, в 1946 году, когда он был смещён со своей кафедры указом патриарха Алексия и запрещён в священнослужении представителем Московской патриархии архиепископом Виктором (Святиным).
Епископ Виктор (Святин).
Если о. Георгий говорит своим зрителям, что святитель Иоанн молился за патриарха Алексия, поминал его на проскомидии, то почему не упоминает, что на Великом входе святой владыка московского патриарха не поминал? Если довериться умозаключениям священника Георгия Максимова о том, что святитель Иоанн так хорошо относился к Московской патриархии, то как понять тот факт, что он никого и никогда не призывал в Московскую патриархию переходить или, выражаясь языком о. Георгия, «вернуться в мать-церковь»? Как объяснить упорную борьбу святителя Иоанна на Святой Земле против экспансии Московской патриархии и захвата ею при помощи руководства Израиля храмов и зданий Русской Духовной Миссии?
Ведь когда на картах мира появился Израиль при непосредственном участии СССР, то все земли и имущество Российской Церкви, оказавшиеся на территории еврейского государства, были переданы в приказном порядке в ведение Московской патриархии.
Здание русской больницы, ранее принадлежавшее Русской Духовной Миссии. В 1964 году большинство зданий Русского подворья, включая Русскую больницу, по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева были проданы Израилю в рамках так называемой апельсиновой сделки. Советский Союз продал Израилю 22 объекта недвижимости в Иерусалиме, Хайфе, Афуле, Назарете и Кфар-Каме за 4,5 млн. долларов. Основная часть платежа была осуществлена поставками цитрусовых, меньшая часть – поставками текстиля.
Может стоит рассматривать деятельность святого архиепископа Иоанна в общем контексте его жизни, не выхватывая удобные моменты?
Почему рассказывая о добрых словах в адрес патриарха Алексия в бытность святителя Иоанна епископом Шанхая, о. Георгий не упоминает скандал, случившийся благодаря показу советского документального фильма о поставлении в патриархи Алексия (Симанского)? Ведь владыка Иоанн, по свидетельству очевидцев, посмотрев этот фильм, сказал, что выборы в патриархи были постановочными.
Фрагмент из документального фильма о выборах патриархом Алексия (Симанского).
Почему признавая (по о. Георгию) патриарха Алексия, святитель Иоанн подчинился не московским указам, а Синоду Русской Зарубежной Церкви, и вместо того, чтобы без особых проблем уехать с паствой в Советский Союз, предпринял рискованный тяжёлый переезд в Филиппины на остров Тубабао? А ведь за всю эту деятельность архиепископа Иоанна клеймили как раскольника и при его земной жизни и после неё. Неужели о. Георгий этого не знал?
Святитель Иоанн на Филиппинах. Литургия в «кафедральном соборе» на острове Тубабао.
История жизни владыки Иоанна – это история борьбы и молитвы. Он, как истинный архиерей Божий, не боялся говорить правду, не стеснялся выглядеть не так как все, оказывая попечение о своих духовных чадах, защищая их от волков в овечьих шкурах. Святитель Иоанн был чужд крайностей осуждения, старался всех любить, за всех молиться, в том числе и за своего гонителя патриарха Алексия (Симанского), исполняя заповедь Божию: «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
Его при жизни называли святым. На святителе Иоанне исполнились слова Священного Писания: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Святой архиепископ Иоанн жизнью своей исполнил сказанное апостолом Павлом: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть — приобретение» (Флп.1:21).
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец.
Комментарии
Оставьте комментарий