Протоиерей Михаил Карпеев. На распутье

15 декабря 2020

Фото 1
Разрушенный, но непокорённый храм – боль святой Руси.

Ни для кого не секрет, что современная обстановка в Русской Церкви, не побоюсь этого слова, катастрофична.

Официальной церковной жизнью (в данном случае имею ввиду земной религиозный институт под названием РПЦ МП) руководит группа людей, обслуживающих исключительно свои интересы, навязывающих своё, субъективное мнение о том, какая должна быть Церковь и как она должна жить.

Фото 2
Митрополит Ювеналий (Поярков), патриарх Алексий Второй (Редигер), митрополит Кирилл (Гундяев), будущий патриарх. 1993 г. Прорабы новой церковной жизни на благо сильным мiра сего.

По сути своей они являются паразитами на теле Церкви, живущими исключительно благодаря ей, в то же время нанося вред, как репутационный так и, что страшнее всего, онтологический. Онтологический не в смысле того, что Церковь, как богочеловеческий организм может повредиться, ибо как мы знаем сами врата ада не могут одолеть её, а в том смысле, что Поместная Русская Церковь окончательно надорвётся, не выдержав той ответственности, которая возложена на неё как на Церковь земную, воинствующую в известных границах.

Фото 3
Святой архиепископ Равеннский Петр Хрисолог.

«Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания» – писал еще в пятом веке архиепископ Равеннский Петр Хрисолог. (Петр Хрисолог, архиепископ Равеннский. Поучительные слова. Т. I. Слово 19. О укрощении морской бури). В том же слове «О укрощении морской бури» Петр Хрисолог приводит причины церковного кораблекрушения. Вот некоторые из них: «Мы (…) ни уклоняемся от зол, ни желаем благ (духовных). Лихоимение свирепствует, роскошь повсюду дышит, неправда нравится, чуждое (Евангелию) увеселяет, а наше (спасение) погибает».

Фото 4
И.К.Айвазовский. «Спасающиеся от бури». 1872 год.

Т.е., как мы видим, проблема возможной гибели отдельной поместной Церкви, как части земной воинствующей, была знакома ещё с самых древних времён, потому жонглирование термином «Церковь безгрешна» и прочее – всего лишь попытка ввести в заблуждение обывателей или показатель невежество оратора.
Сегодня ещё можно кое-что исправить, завтра может быть поздно.

Как мне видится, церковная община русского Православия стоит на распутье трёх дорог, если она действительно хочет влиять на судьбы России. Сразу оговорюсь, одна из дорог – это тупик того болота, в котором сейчас находится РПЦ МП, и задача церковного народа выйти из него, но, к сожалению, без помощи государства на данный момент она не осуществима. Почему? Постараюсь вкратце объяснить.

На сегодняшний день вся Российская Поместная Церковь представляет из себя разрозненную группу многочисленных юрисдикций, как официальных, так и неофициальных. Самая мощная и крупная – это, безусловно, РПЦ МП, остальные несравненно меньше, но таких маленьких церковных групп очень много, их наполняют, как правило, искренние люди, желающие возрождения церковной жизни согласно Евангельскому Православию, многие из них состояли до недавнего времени в юрисдикции Московской патриархии. Большую часть, наверное, среди неофициального русского Православия составляют так называемые осколки Русской Зарубежной Церкви, есть и представители Церкви Катакомбной. Все они, включая представителей РПЦ МП, считают себя чадами Поместной Российской Церкви. В данном случае перед нами предстаёт картина внутреннего раскола в самой нашей Поместной Церкви. Этот внутренний раскол принципиально отличается от раскола, который произошёл на Украине, потому что там при помощи Константинопольского патриархата создаётся отдельная Поместная Украинская Церковь. Ни РПЦЗ, ни Катакомбная Церковь, ни многочисленные общины, не признающие административную власть Московской патриархии, не считают себя отдельной Поместной Церковью, относя себя исключительно к Поместной Церкви Русской.

Фото 5
Поместный Собор Российской Поместной Церкви 1917-18 г.г. Последний собор ещё не разъединённой всей русской православной общины.

Руководство Московской патриархии, узурпировав название всей полноты Российской Поместной Церкви, провело ряд реформ в системе своего управления, чтобы добиться, насколько это возможно, безпрекословного послушания воле священноначалия. В результате на сегодняшний день институт соборности в РПЦ МП, можно сказать, упразднён и, как следствие, способность к самооздоровлению церковной жизни этой многочисленной юрисдикции стала невозможной. Любой православный, будь то мiрянин или священнослужитель, пожелавший встать на защиту Православия в РПЦ МП, выплёвывается системой современного церковного управления с ярлыком смутьяна и раскольника.

Фото 6
Протоиерей Михаил Ардов, писатель, незаурядный деятель Российской культуры, друг Ахматовой и Бродского. Священник с 1980 года. Не желая мириться с беззакониями в Московской патриархии, в 1993 году по велению совести перешёл в зарубежную часть Русской Православной Церкви, за что был объявлен раскольником.

Как это ни печально, но современная государственная политика в отношении Церкви поддерживает Московскую патриархию в её антицерковной и даже антиконституционной деятельности. Об этом в своё время писал убиенный протоиерей Павел Адельгейм.

Фото 7
Протоиерей Павел Адельгейм.

В результате, перед нами замкнутый круг: с одной стороны – без здоровой Церкви государство не может стать правовым в самом высоком смысле этого слова, поскольку задача Церкви говорить о правде, а проповедовать правду сильным мiра сего может только духовно здоровая Церковь;
а с другой стороны– оздоровления церковной жизни не может произойти без воли государства, потому что паразиты, убивающие Церковь, не уйдут сами, если не будут созданы невыносимые условия для их паразитической жизни.
Итак, три пути, один из которых современный тупик. Какие же другие два?
Первый путь – это невмешательство в дела Церкви со стороны государства.
Второй путь – государственная воля к исправлению церковной жизни в сторону чистоты православной веры.
Разберём чуть подробнее.

Путь первый. Следовать Конституции Российской Федерации. Проще говоря, жить по закону, не по понятиям, а по закону.

Фото 8

Закон гарантирует права религиозной группы, организации, значит нужно всего лишь уважать эти права и не посягать на них. Закон гарантирует равенство всех перед законом, значит так тому и быть. Закон гарантирует невмешательство органов власти в дела религиозных групп и организаций, значит необходимо это соблюдать.

Но, к сожалению, ещё с дремучих ельцинских времён государство вмешивалось в дела Церкви, как правило, по просьбе представителей самой Церкви, вернее одной лишь её части – Московской патриархии.

Фото 9
Изгоняли из храмов тех православных, кто не хотел признавать над собой власть патриарха Алексия Второго. Чиновников не волновали причины, почему верующие не хотят быть вместе с Московской патриархией, для них, что ни поп, тот батька. Готовый оправдать какие угодно реформы в государстве, Алексий Второй вместе со своей командой устраивал власть больше, чем думающие, болеющие за судьбу своего отечества православные. Но тогда, несмотря на массу духовных проблем в Московской патриархии ещё был шанс направить церковную жизнь в русло Православия, была ещё независима Русская Зарубежная Церковь, да и в самих общинах было много неравнодушных, желавших жить по Евангелию.

Фото 10
Архиерейский собор РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием (Устиновым). Пройдёт совсем немного времени и основная часть РПЦЗ замолчит в угоду сильным мiра сего.

Однако в 2007 году большая часть РПЦЗ склонилась к союзу с РПЦ МП на условиях Московской патриархии и замолчала. Рухнули надежды на то, что зарубежные архиереи, не отравленные жизнью в богоборческом плену, помогут вылечить язвы сотрудничества с безбожниками.

Итак, для оздоровления церковной жизни необходимо, чтобы государство перестало вмешиваться в жизнь Церкви и чтобы законы, защищающие интересы общин, охранялись прежде всего самим государством. Как известно, церковные общины контролируются министерством юстиции.

Фото 11

Там есть соответствующий отдел, который регистрирует общины в качестве юридического лица и следит за тем , чтобы деятельность общины соответствовала законам РФ и уставу религиозной организации, к которой она себя относит. На сегодняшний день налицо конфликт между уставом РПЦ МП и законами РФ.

Государство должно защищать права своих граждан и в случае с РПЦ МП указать церковному руководству на несоответствие устава законам РФ. При этом следует заметить, что сам устав 2009 года был навязан приходским советам без какой-либо альтернативы его неприятия, очевидно, что он имел своей целью беззаговорочно подчинить общины епископу, а именно прежде всего в том, что касается денежных средств и материального имущества.

Как мне видится, для начала оздоровления церковной жизни стоит вернуть устав 1998 года, который более соответствовал как и православному учению о Церкви, так и законам РФ, а министерство юстиции в силу своих полномочий должно этому всячески содействовать. Сейчас минюст довольствуется ежегодными отчётами, не желая замечать конфликт между Конституцией и документами РПЦ МП.

Когда произойдёт возврат к уставу 1998 года, у общин Московской патриархии появится определённая свобода, при условии гарантий государства в деле выбора головной религиозной организации или создания новой религиозной организации, что гарантируется законами РФ.

Перед общинами откроется перспектива – хотят ли они по прежнему подчиняться сомнительным указам и неправославию своего священноначалия или жить по Евангелию, как учили святые отцы.

Конечно такой выбор будет весьма болезненным, чиновники Московской патриархии станут спекулировать чувствами верующих, опираясь на массовое невежество в вопросах церковного права. Но со временем, не имея административной поддержки, архиереи РПЦ МП начнут терять всё больше приходов и вынуждены будут или измениться в лучшую сторону или покинуть пространство православной церковной жизни.

Наверняка в образовавшемся свободном от вмешательства государства церковном пространстве возникнут новые православные юрисдикции – люди сами будут выбирать куда им идти в зависимости от их предпочтений, к православным или к обновленцам. Скорее всего не будет красивого фасада, зато те, кому дорога вера святых отцов, смогут безпрепятственно жить по законам Православия и в будущем появится возможность возрождения Поместной Российской Церкви, имеющей выстраданный иммунитет к псевдоправославию.
Второй путь.

Фото 12

Государство проявит волю и потребует от Московской патриархии оздоровления церковной обстановки через смену патриарха и удаление с архиерейских кафедр порочных епископов, а независимым от патриархии церковным группам даст возможность существовать наравне с официальной церковной структурой.
Это может выглядеть примерно следующим образом. Патриарха Кирилла (Гундяева) сменяет некто с более-менее приличной репутацией. Он инициирует собор, на котором приводятся в соответствии с церковным правом уставные документы, смещаются архиереи, запятнавшие себя каноническими преступлениями, создаётся комиссия для диалога со всеми православными группами, считающими себя частью Российской Поместной Церкви.
Однако, не смотря на кажущуюся привлекательность, этот путь таит в себе самую главную опасность: основная часть священнослужителей останется с порочным менталитетом теплохладности Лаодикийской церкви, и со временем, всё снова вернётся к порочному образцу Московской патриархии нулевых и десятых годов XXI века.

Первый путь в отличие от второго имеет шанс отсеять священнослужителей, мимикрирующих под Православие, а потому, хоть и сложнее, больше подходит.
Несмотря на весьма печальную картину современной разрозненности и развала однозначно можно сказать, что унывать не следует. Церковная история знает немало примеров, когда казалось, что Православие ещё чуть-чуть и исчезнет с лица земли, но в конечном итоге истина торжествовала. В конце концов, в жизни Церкви и один в поле воин, потому что он не один, а с ним Сам Господь, Матерь Божия, все Небесные силы и безчисленный сонм угодников Божиих. Тем более мы знаем, что истинно верующих не так уж и мало.

Фото 13
Илья пророк. Картина 2008 г. Художник Шишкин Андрей Алексеевич.

Как тут не вспомнить слова, сказанные пророку Илие Самим Богом на его отчаяние в том, что верных не осталось совсем: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3-е Царств 19:18).

Молясь о возрождении нашей Российской Поместной Церкви, будем готовиться к встрече Господа нашего Иисуса Христа, проповедовать Его святое Евангелие и трудиться во славу Божию.

Фото 14
Собор всех святых в земле Российской просиявших.

Вернуться к списку записей

Комментарии

прот. Вяч. Никишин
5 января 2021 17:39

Ребята, я с вами ! храм пр. Илии, Краснодарский край. Вышел из МП три года назад.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры