Богоявленский (Елоховский) собор.
Прошло уже много лет как в Московской патриархии Русской Православной Церкви был принят новый приходской устав взамен устава 1998 года. Это был очень важный, хотя и не первый шаг, к окончательному замораживанию в официальной церкви элементарных соборных начал. Необходимо заметить, что работа по нивелированию и нейтрализации соборности началась в те самые 90-е годы ХХ-го века, когда, казалось бы, во всю шло возрождение церковной жизни: возвращались храмы, появились православные издательства и радио, создавались православные братства. Многие верующие чаяли воссоединения с зарубежной частью РПЦ, надеясь, что здоровые силы РПЦЗ смогут исцелить родимые пятна советского плена в Московской патриархии. Но этим надеждам сбыться не удалось.
Первые молебны на Красной площади после засилия безбожия в России.
В середине 90-х, когда в новой России появились православные братства, как проявление соборного начала церковной жизни, эта инициатива верующего народа была убита при непосредственном участии патриарха Алексия Второго. Чем же не угодили братства церковному священноначалию и как удалось сделать так, что сегодня такой формы религиозной жизни внутри Московской патриархи полноценно практически не существует за исключением пары примеров?
Что такое православное братство? Это добровольное объединение верующих людей из одного или разных приходов и общин, которые ставят своей целью защиту Православия, просветительскую деятельность, взаимную помощь, благотворительность. У братства, как правило, есть свой устав и оно регистрируется как юридическое лицо в министерстве юстиции.
Начало бурной деятельности православных братств приходится на время после празднования 1000-летия Крещения Руси.
Протоиерей Владимир Воробьев.
Вот как описал эту ситуацию свидетель тех событий ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьёв:
«В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции»
(https://clck.ru/RyaKQ).
Осенью 1990 года состоялся первый съезд представителей православных братств. Он проходил в Московском Доме кино, где был учрежден Союз православных братств. Патриарх Алексий Второй и митрополит Кирилл (Гундяев) направили приветственные послания, целью которых, очевидно, было возглавить, насколько это возможно, возникшее движение православных мирян. В общем, так и получилось. Патриарх Алексий Второй был избран почётным председателем Союза, рабочим председателем стал игумен Иоанн (Экономцев), заместителем председателя – протоиерей Иоанн Свиридов, сотрудник Отдела внешних церковных сношений, а Отдел внешних церковных сношений тогда возглавлял будущий патриарх митрополит Кирилл (Гундяев). Благодаря такому патронажу Совет Союза православных братств получил резиденцию в Московском Свято-Даниловом монастыре. Всего в Союз тогда вошло 23 организации, среди них общество «Радонеж» и Союз «Христианское Возрождение», во главе которого до самой своей кончины 20 октября 2020 года стоял многолетний узник советских политлагерей, патриот, публицист и общественный деятель Владимир Николаевич Осипов.
Один из крестных ходов, организованный Союзом «Христианское Возрождение». Начало 90-х годов.
Собрание Союза православных братств в храме свт. Николая на Берсеневке, г. Москва. Начало 90-х годов.
Ещё летом 1991 года состоялся второй съезд Союза православных братств, на котором председателем вместо игумена Иоанна (Экономцева) был избран иеромонах Кирилл (Сахаров). На этом съезде был составлен ряд обращений к священноначалию Московской патриархии: «О подготовке к таинству крещения», «О храмовом благочестии», «О положении на Украине», «О канонизации царской семьи». Братства стали говорить о воссоздании Православной Монархии через созыв Всероссийского Земского Собора. Казалось, вот оно возрождение церковной жизни, осталось только потрудиться и Православная Россия воскреснет. Но уже достаточно скоро начались горькие разочарования.
Патриарх Алексий Второй, который среди простого верующего народа обладал в то время огромным кредитом доверия, вдруг совершает странный, с точки зрения православного человека, поступок. 13 ноября 1991 года он посетил иудейскую синагогу в Нью-Йорке и произнёс там речь перед раввинами.
Патриарх Алексий Второй в Нью-Йорке.
Если бы предстоятель РПЦ МП проповедовал Христа, призвал иудееев принять Спасителя в своё сердце, то, наверное, он бы исполнил своё предназначение, как преемник апостолов, но, увы, его слова были далеки от Благой Вести. Вполне естественно, что православные братства, как сообщества наиболее активных православных мирян, очень негативно отреагировали на данное событие, а некоторые священники даже перестали поминать патриарха. Не удивительно, что нью-йоркский демарш патриарха Алексия Второго спровоцировал на собраниях братств горячее обсуждение больной темы еврейского влияния на российскую действительность, как в настоящем, так и в прошлом, благодаря чему сейчас то время обозначается критиками братского движения, как эпоха радикализации братств.
Летом 1992 года в Санкт-Петербурге прошёл третий съезд Союза православных братств. На нём были подняты вопросы, касающиеся экуменической деятельности Московской патриархии, в частности, было предложено выйти РПЦ МП из Всемирного совета церквей, оставаясь лишь наблюдателем на этом международном форуме, но никак не участником его сомнительных деяний. Заговорили о необходимости учреждения Церковного суда и приведении всей жизни церкви в каноническое русло. Такие рекомендации начали раздражать священноначалие Московской патриархии, ведь возврат Церкви к каноническому Православию предполагал бы исправление всей церковной жизни, начиная с покаяния самых высоких лиц в Русской Церкви.
В президиуме четвертого съезда Союза православных братств. Несмотря на то, что патриарх Алексий Второй периодически оказывался в президиуме съезда Союза православных братств, он не разделял чаяния православных участников съезда, игнорируя принимаемые декларации и заявления.
В 1993 году прошёл четвёртый съезд Союза православных братств, в рамках которого был принят ряд резолюций: введение молитвенных прошений о восстановлении «православного самодержавного царства», о восстановлении чина анафематствования в Неделю Православия, о нарушениях при совершении церковных таинств и о мерах по их устранению (https://clck.ru/RyeQw).
Может показаться, что данные вопросы – это прерогатива церковного собора, о чём, собственно, и говорили критики. Разве может какой-то съезд каких-то братств указывать всей Церкви, что нужно делать? Ответ однозначный – может. Потому что это не какие-то братства, а братства православные, объединяющие православных христиан. Это голос если не всей Церкви, то немалой её части, причём самой активной, неравнодушной, болеющей за веру православную. Тем более, что инициативы братств носили рекомендательный характер. Именно здесь и проявлялась здоровая соборность Церкви, нужно было лишь прислушаться, выполнить очевидно полезные рекомендации, а спорные моменты оставить для дискуссий в духе евангельской любви. Но священноначалие Московской патриархии решило, что Союз православных братств посягнул на их право решать куда направлять корабль Церкви. Обременённые нераскаянными грехами и сергианской идеологией, они решили пресечь развивающуюся деятельность православных мирян.
В 1994 году состоялся Архиерейский собор РПЦ МП, который и выполнил эту задачу: «в раздел 8 Устава об управлении Русской православной церкви был внесён пункт 8а, в соответствии с которым православным братствам и сестричествам и Союзу православных братств предписывалось переоформить свои уставы» ( Лукашова С. С., Журавский А. В. Братства православные // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 201-213). А епархиальным архиереям было предписано контролировать деятельность братств.
В результате таких действий активность братств стала снижаться. Тем не менее ещё несколько лет они оставались совестью православного народа, но священноначалие уже смотрело на них если не враждебно, то с большим подозрением, стараясь удерживать братства в весьма ограниченных рамках, прежней свободы уже не стало.
Одной из главной претензий к деятельности братств со стороны патриарха Алексия Второго было обвинение их в коммерции. Лицемерность таких заявлений со стороны священноначалия налицо. Сама по себе коммерция ни патриарха Алексия, ни его ближайших сподвижников в лице таких деятелей, как нынешний патриарх, а тогда митрополит Кирилл (Гундяев), нисколько не смущала. Их безпокоило, что кто-то ещё будет зарабатывать деньги, к тому же в отличие от них без помощи сомнительных экономических схем. По мнению руководителей Московской патриархии экономическая деятельность братств могла сделать их слишком независимыми, а этого они допустить не могли. Хотя, казалось бы, если братство финансово крепко стоит на ногах, то оно может безпрепятственно заниматься и благотворительностью, и восстановлением разрушенных святынь, и постройкой новых храмов. Но в патриархии решили иначе: лучше будем клянчить деньги у государства, чем позволим своим православным христианам зарабатывать и на заработанные деньги восстанавливать церковную жизнь.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Истре (Московская область). На официальном сайте монастыря есть список насельников во главе с патриархом Кириллом (он официальный настоятель обители). Их всего 10 человек, не считая обслуги.
Примером такой политики сегодня служат огромные и такие же затратные монастырские и епархиальные комплексы, в которых обитают всего несколько десятков человек. Кому они нужны? Церкви? Вместо того, чтобы направлять средства на помощь нуждающимся и на просвещение, деньги тратятся на белокаменные стены. Но ирония всей этой ситуация состоит в том, что денег-то как таковых совсем немного, нечего отдавать нищим.
Как правило, в наше время для архиерея при организации церковной жизни в городе или на селе целью является не христианская община, а сооружение, которое, чем больше, тем лучше, и для авторитета епископа в глазах патриарха, и для кармана, который выигрывает благодаря большим малоконтролируемым финансовым расходам. При этом заказчики безсовестно спекулируют на чувстве любви православных к церковному благолепию.
Проект огромного храма в Екатеринбурге.
Монументальные стройки, в том числе такие как непостроенный храм в одном из скверов Екатеринбурга, финансируются или из государственного кармана или из кармана богатенького дяди. Так же и обслуживание построек, т.е. расходы на благоустройство, отопление, электричество и прочее, а финансовые крошки, которые падают со стола прорабов этих проектов, достаются нужным людям в штатском и в рясах. Такая унизительная для Церкви схема весьма показательна и объясняет многое в поведении руководства Московской патриархии.
Но, к сожалению, тогда в 1994 году православные братства не смогли или побоялись отстоять право своей финансовой независимости, что в результате привело к тем последствиям, которые мы сейчас наблюдаем.
Митрополит Филарет (Вахромеев), бывший постоянный член священного синода, бывший экзарх Белорусской православной церкви, на покое с 2013 года.
В 1997 году 16 марта состоялась конференция Союза православных братств, на которой был поднят вопрос о соблазнительном, с точки зрения православного вероучения, «Баламандском соглашении», принятом священноначалием РПЦ МП в лице митрополита Филарета (Вахромеева), постоянного члена священного синода, экзарха Белорусской православной церкви. Суть критикуемого «Баламандского соглашения» сводилась к тому, что Православная и Католическая церкви декларировали «взаимный отказ от исключительности — признание, что и Католическая церковь, и Православная Церковь являются носителями спасения, а достижение единства «не может быть ни поглощением, ни смешением, но встречей в истине и любви»» (https://clck.ru/MgjzE). Таким образом, православные братства выступили как защитники Православия, однако и священноначалие, и подавляющее большинство духовенства и мирян остались равнодушными к антиканоническому «Баламандскому соглашению».
Игумен Кирилл (Сахаров).
На той же конференции Союз православных братств под председательством игумена Кирилла (Сахарова) сделал заявление в связи с 70-летием Декларации митрополита Сергия (Страгородского): «Как члены Православной Церкви, несущие ответственность за все, что в ней совершается, мы искренне раскаиваемся во всем том, что в Декларации и вообще в отношениях между Церковью и государством противоречит святоотеческому наследию, и выступаем за то, чтобы церковно-государственные отношения строились в соответствии с церковными канонами» (https://clck.ru/Ryg6q).
Но деятельность братств стала сходить всё больше на нет. Того запала уже не было. Становилось всё более очевидным, что священноначалию не нужна свободная православная соборная Церковь. Главным девизом в Московской патриархии стала фраза: «Послушание превыше поста и молитвы».
Преподобный Серафим Саровский.
Мы уже не раз отмечали, что данное выражение, приписываемое преподобному Серафиму Саровскому, не имеет ничего общего со святым старцем. Ведь преподобный прекрасно знал Слово Божие, он не уставал повторять, что ум христианина должен плавать в Священном Писании. Раз так, то православный помнит, что в Евангелии Господь учит нас: «сей же род (т. е. бесы) изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). И в Библии мы не раз читаем, что праведники служат Богу прежде всего постом и молитвой.
В Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП в начале 90-х годов ХХ века в Ижевске было организовано «Православное братство в честь исповедника Сампсона». Его возглавил священник Антоний Серов.
Священник Антоний Серов.
Люди, вступившие в братство, занимались помощью больным и нуждающимся, проводили вечера по изучению Закона Божиего, организовали детский хор. Его многолетним руководителем была Килина Людмила Николаевна, профессионал своего дела и добрая христианка. К сожалению, с переездом о. Антония в Москву деятельность братства прекратилась, что, в общем-то, совпало с решением священноначалия Московской патриархии ограничить деятельность братств.
На рубеже XX и XXI веков в Ижевске вновь создаётся братство, но теперь оно носит имя святого благоверного князя Александра Невского, его духовником назначается священник Виктор Сергеев.
Священник Виктор Сергеев.
Он с энтузиазмом взялся за это дело. Как и в случае с братством «Сампсон», его члены старались трудиться во славу Божию и проповедовать веру православную. Однако, как и тогда, братство прекратило своё существование с уходом его руководителя, только здесь причиной послужил не переезд на другое место жительства, а недостойный поступок самого священника. Епархиальное руководство поставило на место о. Виктора протоиерея Владимира Носкова, но эта замена не смогла спасти братство – ему был нанесён слишком сильный удар.
Протоиерей Владимир Носков.
Может показаться, что епархиальные власти старались сделать всё, чтобы уврачевать сложившуюся обстановку, но это не так. Ведь в братство шли прежде всего люди искренние, которые очень тяжело переносят неправду, поэтому простая замена одного священника на другого не приносит пользы особенно, если надругавшегося над священным саном клирика пытаются выгородить, а в дальнейшем и повысить по служебной лестнице.
На сегодняшний день официальная церковная действительность предлагает обществу православные братства в виде кучки маргиналов, одевающихся на подобие престарелых байкеров в кожанки с религиозной символикой. Эти мужики со следами не очень удачной борьбы с зелёным змием на своих лицах, возможно сами того не понимая, отпугивают нормальных людей от веры Христовой, занимаясь профанацией благородного служения православных братств.
Современные представители православных братств России.
Такая карикатурная упаковка вполне соответствует пожеланиям руководства Московской патриархии, ведь на фоне этой ватаги, больше похожей на анархистов, чем на порядочных людей, патриарх Кирилл (Гундяев) и его команда смотрятся весьма респектабельно, что само по себе показывает с их точки зрения ненужность таких общественных образований как братства. Мол, посмотрите на них, это же просто ненормальные люди, пусть будут для порядка, чтобы было кого показать на политических тусовках, а так, очевидно ведь, что настоящего толку от братств быть не может.
Итак, к началу-середине нулевых годов XXI века зачатки соборности Московской патриархии в виде деятельности православных братств пришли к упадку. Призрак жёсткой вертикали власти по подобию папизма римо-католиков, причём в самом отвратительном виде, начал обретать реальные формы при попустительстве основной массы верующего народа и духовенства.
Дальше будет больше:
– изменение приходского устава в 2000 и 2009 годах;
– отмена высшей власти Поместного собора в пользу собора архиерейского путём сокращения полномочий Поместного собора решением архиерейского собора 2013 года;
– встреча патриарха Кирилла (Гундяева) с папой Франциском 12 февраля 2016 года, подготовленная втайне от церковного народа, в том числе и архиерейского собора, который прошел 2-3 февраля 2016-го;
– заочное принятие решений Критского собора 2016-го.
Список далеко не полный.
Патриарх Кирилл (Гундяев). Жёсткая вертикаль власти наподобие западного папизма установлена.
К сожалению, шаг за шагом властолюбцы в архиерейских облачениях и их помощники выхолащивали соборность из Церкви. Признаюсь и я в грехе попустительства этому страшному процессу, потому что практически без рассуждения принимал новшества, порабощающие православную жизнь. Принимал новые уставы, объясняя прихожанам, что начальству виднее, не утруждая себя серьёзным разбором церковных документов. Ведь так проще жить. Зачем заморачиваться? Но такая логика привела нашу многострадальную Церковь к тому апостасийному корыту, которое мы сейчас наблюдаем: авторитет Церкви упал, молодёжь уходит, наблюдая лицемерие и ханжество в церковной ограде, священники и монахи бросают сан, вся официальная церковная жизнь стремится к показухе, мелочности и равнодушию.
Господь наш Иисус Христос предупреждал нас, Его учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1).
Слава Богу, Господь дал нам силы и разум встать на защиту Православия в 2011 году, отказавшись от пагубного пути, который предлагает патриарх Кирилл (Гундяев) и его команда. Будем молиться, чтобы Христос дал силы и терпения тем священникам и мирянам, которые также встали на путь борьбы с апостасией, и вразумил остальных наших братьев и сестёр, находящихся пока в тумане еретичествующего малодушия, присоединиться ко всем истинно православным, дабы Церковь наша Русская возродилась и с обновлёнными силами продолжила свой путь в Царство Небесное к Церкви Торжествующей.
Корабль Церкви Христовой.
Комментарии
Оставьте комментарий