Протоиерей Михаил Карпеев. Размышления по поводу некоторых исторических документов

4 июня 2020

Фото 1
Купола православных храмов московского Кремля.

В середине 90-х годов ХХ века, когда я во время учёбы в институте трудился в одном из московских приходов, мне однажды довелось услышать одну занимательную беседу. Настоятель храма, будучи человеком ярким и весьма интересным, особенно для меня, московского студента, приехавшего из провинции, красноречиво и авторитетно объяснял нам рядовым работникам церкви, что в крайнем случае, если поблизости нет православной общины, можно причаститься и у католиков. Например, если кто-то оказался за границей. В качестве доказательства священник рассказал о существовании особого церковного указа, который был издан ещё в 1970-е годы. Мол, если вокруг одни католические храмы, а душа требует причастия и церковной службы, то по икономии (церковному снисхождению) можно без зазрения совести приступать к таинствам у латинских папистов.

Фото 2
Интерьер собора святого апостола Петра в Риме, главного храма Римско-Католической церкви.

В то же время, объяснял священник, это правило не распространяется у нас в России, где подобная практика будет считаться предательством веры, потому что здесь практически везде можно найти православную церковь.

И что же мы, трудники общины? Я могу сказать с уверенностью только про себя. Мне, несмотря на всю противоречивость такого мнения, показалось, что подобная практика вполне оправдана, тем более, что её озвучивал такой незаурядный пастырь, которого я видел своим духовным отцом. А раз так, то разве можно сомневаться в том, что он говорит, пусть это и противоречит православному вероучению?

Прошли годы. Многое пришлось за это время передумать, переосмыслить и пересмотреть. Сама жизнь подтверждала из раза в раз, что противоречить православному вероучению нельзя ни в коем случае, кто бы что ни говорил – иначе беда.

Фото 3
В центре фото священник Иоанн Охлобыстин в роли Соловья-разбойника.

Вспоминая прошедшее, решил узнать, что же за документ был такой, который позволял православным Московской патриархии причащаться у католиков, и нашёл в электронной версии журнала «Благодатный огонь» в разделе «Библиотека» заметку под названием «Решения Синодов Русской Православной Церкви 1969 и 1986 гг. о допущении католиков и старообрядцев к Святым Таинствам Православной Церкви».
Приведу полностью этот материал, он невелик, а в конце постараюсь его разъяснить.

Фото 4
Обложка журнала «Благодатный огонь».

«В конце 1969 года Синод Русской Православной Церкви под влиянием митрополита Никодима (Ротова) и идей «аджорнаменто» II Ватиканского Собора издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви.

Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков.

Определение Священного Синода (16.12.1969)

''Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств.

Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется''
ЖМП, 1970, № 1, с.5.

Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970).

''В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение:

Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.

При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них.

Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя''
ЖМП, 1970, № 5, с. 25.

В 1986 году, когда контроль со стороны ЦК КПСС над Церковью стал явно ослабевать, Синод Русской Православной Церкви приостановил его действие:

Определение Священного Синода (29.07.1986)

''Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков.

Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой''.
ЖМП, 1986, № 9, стр. 7-8.»

(http://www.blagogon.ru/biblio/201/)

Как мы видим, сам документ прямо ничего не говорит о том, что можно причащаться у католиков в случае, если нет рядом православного храма. Но настоятель того московского храма, где я трудился сторожем, звонарём и алтарником, всё правильно понял: если католикам разрешено причащаться у нас православных, то и нам православным можно приступать к таинствам сторонников папизма. К тому же слова документа «Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них» не оставляют возможности какого-либо иного толкования.

Идеи «аджорнаменто» (от итал. aggiornamento – обновление), о которых упоминается редакторами журнала в начале заметки означают необходимость повернуться лицом к обществу и проявление внимания к обостряющимся взаимоотношениям и возможным трагичным судьбам человечества.

Фото 5
Работа II Ватиканского собора.

Во всяком случае, именно так толковали этот термин авторы II Ватиканского собора Католической церкви, проходившего с 1962 по 1965 год. А митрополит Никодим (Ротов), продавивший решение о причащении католиков в православных храмах, был искренним поклонником католицизма.

Фото 6
Митрополит Никодим (Ротов) и юный Володя, будущий патриарх Кирилл (Гундяев).

Ситуация с этим противоречивым документом была весьма непростой. Церковный народ продемонстрировал глухое сопротивление пагубным определениям, принятым в конце 1969 года.

Только в 1986 году было принято постановление «отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой».

Редакторы журнала лукаво сообщают, что произошло это благодаря ослаблению контроля ЦК КПСС над Православной Церковью в нашем отечестве, тем самым полностью возлагая вину за принятое антиканоничное решение на советскую власть.

Но, во-первых, в 1986 году никакого ослабления давления на Церковь со стороны безбожных властей не было.

Фото 7
XXVII съезд КПСС, 1986 год.

Верующие той эпохи вспоминают, что тогда было не понятно, куда повернёт линия партии: к усилению тоталитаризма или к его ослаблению. Поэтому данный аргумент не работает.

Во-вторых, в самом документе, приостанавливающем решения 1969 года говорится, что «практика эта не получила развития».

Но самое главное, в документе 1986 года мы не видим покаяния в содеянном. Даже больше – перед нами самое настоящее сожаление. Не поняли, видите ли, неграмотные православные, какого блага они лишились. Невежды, что с них возмёшь?

С тех времён прошёл не один церковный собор, но ни на одном из них не был поднят вопрос о решении 1969 года. Не дали Православной Полноте, как сами выражались члены Синода 1986 года, высказаться по этому вопросу. По факту, на сегодняшний день этот вопрос так и завис в воздухе. Хотя, если мы внимательно прочитаем Резолюцию совместной встречи папы Римского и патриарха Кирилла (Гундяева), прошедшей в 2016 году в Гаване, то увидим всё те же мысли, имеющие директивный характер. Давайте сравним.

Слова из Разъяснения председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970): «Следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них».

А вот выдержка из итогов Гаванской встречи 2016 года: «Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)».

Фото 8
Гаванская встреча папы Римского с патриархом Кириллом (Гундяевым).

Как будто бы слова из одного документа, не находите?
В первом случае утверждается, что таинства православных и католиков взаимно признаются, а во втором, что нечего проповедовать там, где уже есть католики, ибо их проповедь вполне авторитетна. Потому прилагать усилия для перехода католиков в православие недопустимо.

Но ведь, если следовать данной логике, зачем вообще оставаться православным? Выходит никакой разницы между католицизмом и православием нет? Для создателей приведённых документов, как мы видим, это действительно так. Мы, слава Богу, знаем, что такая позиция глубоко ошибочна и греховна, поскольку, если я люблю католика как брата, то буду стараться, чтобы он стал православным ради спасения его души, а не наоборот.

К сожалению, приведённые документы не являются досадным исключением, они – яркая иллюстрация лицемерия церковной деятельности среди руководящей верхушки Московской патриархии во главе с патриархом Кириллом (Гундяевым).

Происходящее ныне с Православной Церковью во всём мире было предвозвещено святыми угодниками Божиими. Потому не будем унывать. Наоборот, возблагодарим Бога, что Он судил нам жить в эти времена, когда мы можем встать на защиту истинной Православной веры, проповедовать её, жить ею. Основа же веры Христовой – Любовь. Ибо, как заповедал нам всем Господь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин 13:35).

Фото 9

Вернуться к списку записей

Комментарии

р.Б. Дионисий
7 июня 2020 09:14

Как же "исповедники РПЦ МП", такие как епископ Иоанн Снычев и другие, которые участвовали в поместных соборах РПЦ МП, и которых вы тут время от времени пропагандируете, пропустили такой документ?? Смешно.

Прот. Александр Малых
7 июня 2020 15:53

Митр. Иоанна (Снычева), мы исповедником никогда не называли, хотя он и считался коммунистической властью неблагонадежным. Ваша ирония непонятна, а впрочем, она может быть объяснена фарисейской гордыней.

р.Б. Дионисий
7 июня 2020 16:48

Простите, а кого вы назвыали "исповедниками в РПЦ"? И почему тогда исповедники РПЦ приняли этот документ, приняли вхождение во всемирный совет церквей, и тд? Почему они все это проглотили?

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры