Протоиерей Сергий Кондаков. Не тиха варфоломеевская ночь

17 октября 2018

Плач Христа об Иерусалиме

Любовь к отчизне заповедана нам Самим Богом. Когда Господь Иисус Христос приближался к Иерусалиму, Он видел духовными очами будущее бедствие Своей земной родины и плакал (Лк. 19:41). Свв. Царственные Мученики, претерпевая жесточайшие испытания и унижения, страдали не столько за себя, сколько за погибающую родину.

Вот и ныне не могут православные люди нашей страны спокойно смотреть на бедствия расчлененной родины. Создание «незалежной» Украинской Православной Церкви является одним из важных этапов уничтожения исторической России. Очень часто зло – это извращенная добродетель. Заложенное в нас Богом стремление любить свой родной край враг нашего спасения стремится превратить в узколобый национализм и шовинизм. Миллионы украинцев, опьяненные духом самостийности и неопетлюровщины, сами того не понимая, порывая с тысячелетним духовным наследием России, уничтожают не только свое прошлое, но и будущее.

КПЛ
Киево-Печерская лавра.

Эта же лукавая струна национальной гордыни, увы, уже не одно столетие используется силами зла и в греческом народе. Чувство превосходства над прочими народами приводило множество раз и греков, и другие братские православные народы к настоящим катастрофам.

Мне вспоминается 1985 год, визит в Советский Союз Папы и патриарха Александрийского и всея Африки Николая. Тогда Господь сподобил меня оказаться среди многочисленных его иподиаконов. Личность патриарха производила двойственное впечатление: с одной стороны почтенный старец, произносивший уверенные проповеди на греческом языке, а с другой стороны ощущалось какое-то явное несоответствие. Архиереи, священнослужители, иподиакона, семинаристы перешептывались о том, что высокий церковный гость приезжает в Советский Союз прежде всего за материальной помощью, поскольку Александрийская патриархия бедна. Власти через иерархов Московской патриархии щедро вознаграждали патриарха Николая за то, что он своими приездами создает видимость религиозной свободы в первом атеистическом государстве мiра.

Николай 6jpg
Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Николай VI.

Но особенно вызывал насмешки его официальный титул: Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной.

Не правда ли, хоть патриарх Александрийский и называет себя Тринадцатым апостолом, но апостолы, согласно Новому Завету, вели себя неизмеримо скромнее. Немыслимо, чтобы они называли себя «Божественнейшими», «Святейшими». И здесь трудно не согласиться с мнением о том, что подобные ласкающие слух архаизмы являются пережитками языческого прошлого.

Ну и конечно было странным, что Судия Вселенной ищет поддержку в безбожном Советском Союзе. Конечно же, не стоит толковать мои слова как упрек уже почившему патриарху Николаю VI – он был милый человек, но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Его титул провозглашает, что он патриарх Египта и Эфиопии, хотя на самом деле Александрийская Церковь давно уже не имеет ничего общего ни с Египетской (Коптской) Церковью, ни с Церковью Эфиопской. И здесь причина разрыва не только в монофизитской ереси, но и в крайнем греческом национализме. Потому и прихожанами Александрийской Церкви являются главным образом греки и эта Церковь воспринимается как греческая.

Когда мы рассуждаем о папизме Константинопольского патриарха Варфоломея или о папизме патриарха Кирилла (Гундяева), надо помнить, что это духовная болезнь с большой и многовековой бородой, болезнь, имеющая языческие корни. Национальная гордыня, иерархическая гордыня, как и все другие виды самопревозношения, всегда от лукавого. Перед Богом все равны, потому и утверждает св. апостол: «Во Христе нет эллина, ни иудея». Но тот же св. первоверховный апостол Павел пишет: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. Израильтян» (Рим. 9:34).
Какая удивительная и дерзновенная любовь к своему народу! Но она не превращает апостола языков в гордеца-националиста, потому что эта любовь основывается на Христе.

Разрыв с Константинопольской Православной Церковью РПЦ МП – это личное, позорное поражение патриарха Кирилла (Гундяева). И сегодня даже протодиакон Андрей Кураев с горечью пишет:

«Заявление Синода - "невозможно для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах" - кладет начало Реформации. По той причине, что в рамки старых канонов оно никак не укладывается.

10-е апостольское правило гласит: "Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен". «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2).

Наш синод сам это признает: "вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения". То есть все вступившие в общение с еретиками и раскольниками подлежат чистке.

По крайней мере дважды в истории было буквальное исполнение этого канона.
В 847 году, в год "Торжества Православия" св. Мефодий, став Патриархом Константинопольским, лишил сана более 20 000 клириков, которые были в общении с предыдущим иконоборческим патриархом.
(см. Житие Св. Мефодия. Цит. по: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 89) https://diak-kuraev.livejournal.com/602297.html.
И когда в 912 году был низложен патриарх Евфимий, то все "архиереи, рукоположенные патриархом Евфимием и сослужившие с ним (907-912 годы), были преданы церковному осуждению и изгнанию".
http://www.pravenc.ru/text/187723.html

И хотя патриарх Кирилл 8 октября в Лавре сам сказал - "Мы пошли на разрыв с Константинополем", "раскольниками" теперь моспатриархия будет обзывать фанариотов.

"Запорожское богословие", которое отказывало филаретовцам в действенности их крестин-венчаний-отпеваний-причастий теперь будет перенесено и на Вселенский патриархат.

Но при этом все равно останется чисто запорожской диковинкой.
Другие Поместные церкви могут осудить действие Фанара. Могут сказать слова поддержки Москве. Могут призвать к миру и к диалогу и даже ко Всеправославному совещанию. Но никто из них не прервет литургическое общение с Константинопольским патриархатом.


Ни одна из Поместных Церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится. Патриарх Кирилл хоть и человек со швейцарским бэкграундом, но швейцарский банкиром он не является. (Есть поговорка: если видишь швейцарского банкира, прыгающего из окна небоскреба - не раздумывая делай то же самое).

Кураев А

А раз они остаются в общении с Константинополем, значит - по канонам - становятся столь же заразны, как и он. То есть каноны потребуют порвать и с ними.

Но объявить анафему всем Поместным Церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не-следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары - видят? И почему же с этими "прельщеными слепцами" мы общения не прерываем - вопреки требованию канонов?
Придется каноны пускать на фарш.

И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации - помимо желания московских апологетов.
Но скорее нас ждет деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну как Армянская.

Я убежден, что эта изоляция будет односторонней. Константинополь не запретит нашим мирянам и священникам участвовать в их службах.
А нашим апологетам придется изворачиваться. Заявление московско-минского Синода гласит: "невозможно участие в таинствах, совершаемых в ее храмах". Так таинства все же совершаются? Но не для нас? Так это мы отлучены от совершаемых ими таинств? И кто тогда раскольник? Это и называется "бомбить Воронеж".

Варфоломей на Афоне
Вселенский патриарх на св. Горе Афон. Теперь прихожанам Московской патриархии запрещено причащаться на Афоне, поскольку монашеская республика подчиняется Константинопольскому патриарху Варфоломею.

Понимаю, что грех - причащаться с тем, с кем ты в ссоре. Ибо грех лицемерно давать "поцелуй мира" тому, кого ненавидишь. Но... Этот грех в наших алтарях совершается ежедневно. И второе но - поссорились лишь патриархи. Русские парижане обоих патриархатов не ссорились. Им-то отчего надо теперь чуждаться друг друга?

С детства мне не давал покоя вопрос: коли поссорились два царька - ну пусть они выйдут в чисто поле и помутузят там друг друга. Зачем народ вместо себя гнать на бойню ради их шкурных интересов? Ну какое дяде Ване дело до того, чей Порт-Артур или Марокко?

Если таинства у константинопольских общин есть - значит, они православны. Если православны и благодатны - как может быть разрыв и запрет на участие в таинствах? Как можно повернуться спиной ко Христу?
А если они безблагодатны - то возвращаемся к первому кругу вопросов.
Самый простой выход из этой вилки, увы, совершенно неканоничен. Только что в эту ветку некто написал "их благодатность сильно умалилась"... Интересно, харизмометр у автора этой реплики какой марки? ».

И хотя мы не всегда согласны с о. Андреем, но в данном вопросе наши мысли созвучны. Действительно, очень уж много всевозможных спекуляций по поводу того, кто стоит главным у краника благодати. «Вот, если поссоришься со мной, – говорит могущественный церковный владыка, – я перекрою кран и не будет никакой благодати».

Но фокус заключается с том, что никого такого крана нет и никто не может собой подменять живого Христа, говорящего нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 35:13). А вот именно этого-то мы и не наблюдаем. Есть политика, дипломатия, шантаж, деньги, угрозы, насилие, а самого главного нет.

Читая взаимные обвинения современных первосвященников официального Православия, всё время ловишь себя на мысли, что за этими трескучими словами нет самого главного – Христа. Сегодня справедливо обвиняя Константинополь в вероломстве, многие наши соотечественники забывают или не хотят вспоминать, что украинская церковная катастрофа стала возможной не только из-за политики Фанара, но и из-за экуменического курса Московской патриархии. Даже сейчас преданная МП не готова покаяться за совместную многолетнюю экуменическую деятельность с Вселенским патриархом; даже сейчас мы не слышим голоса обличения тех беззаконий, которые учинили в церковной жизни экуменисты и паписты.

Варфоломей, Кирилл, Лужков 24 5 2014
Патриарх Варфоломей, патриарх Кирилл, Юрий Лужков в едином экуменическом строю. Еще совсем недавно они были вместе.

Мы уже немало лет тому назад писали и говорили, что экуменический и сергианский курс ведет церковный корабль к катастрофе и трагические события последних лет стали ярким подтверждением наших слов. И всё же, как ни велика надвигающая буря, не будем унывать, ибо сказано, что «сила Божия в немощи совершается» (2Кор. 12:9), что Христос никогда не оставит Свое «малое стадо» (Лк. 12:32). Только бы нам самим не оставить Его.

Вернуться к списку записей

Комментарии

нет комментариев.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры