Патриарх всей Африки Феодор со своей паствой.
В 1985 году мне довелось иподиаконствовать во время официального визита Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI. Почтенный предстоятель Александрийской Церкви сурово критиковал американских милитаристов, «вынашивавших маниакальные планы так называемых звездных войн». В то же время он никак не обличал советскую власть за государственный атеизм. Блаженнейший Папа и Патриарх Николай любил посещать СССР, здесь он и умер в 1986 году.
Встреча патриарха Александрийского Николая в Троице-Сергиевой лавре.
Слева направо: митр. Киевский Филарет (Денисенко), патриарх Александрийский Николай, митр. Алексий (Ридигер).
А тогда среди духовенства, занимавшегося иностранными гостями, можно было услышать иронию по поводу природы столь горячей любви к нашей Церкви и социалистической родине. Не секрет, что Московская патриархия засыпала ценными подарками иерархов восточных Церквей. Этот курс был обозначен еще руководителем патриархов Сергия и Алексия генералом госбезопасности Карповым. Так на сугубо материальной основе создавалось официальное признание Московской патриархии и организовывалась блокада РПЦЗ. Для Советов особо была ненавистна Церковь, созданная белыми русскими витязями в изгнании. Использовались все удобные случаи для того, чтобы руками своих агентов в рясах наносить по ней всё новые и новые удары.
Шверник, патриарх Алексий с орденом Трудового Красного знамени, Карпов. 1946.
Чекистский генерал Георгий Григорьевич Карпов в 20-30-е годы активно участвовал в массовых репрессиях и гонениях на Церковь, отличался жестокостью и личным участием в пытках. Именно он по воле Сталина стоял у истоков новой МП. С 1943 по 1960-е годы Карпов – председатель «Совета по делам русской православной церкви СНК (впоследствии СМ) СССР». По сути он являлся начальником патриархов Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского).
Кто скажет, где кончается гибкость и начинается ломка, где кончается компромисс и начинается предательство?
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский; 1877-1970)
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) как личность и церковный деятель сформировался в конце XIX – начале XX столетий. Аристократ, выпускник университета, монархист, черносотенец, председатель Тульского отделения Союза русского народа, он стал епископом еще до начала Первой мiровой войны и гибель Российской Империи превратилась лично для него в настоящую катастрофу. Но, как ни странно, именно он был окружен почестями и роскошью и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе.
Четырежды кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, патриарх Алексий не переставал удивлять внешний мiр уровнем своей готовности к сотрудничеству с безбожной властью. Позорные речи, восхваляющие Сталина, вступление во Всемiрный совет церквей, предательские по отношению к Церкви решения Архиерейского Собора 1961 года и многое другое наводит на весьма печальные мысли.
Святые патриарх Тихон и митрополит Петроградский Вениамин.
Когда патриарх Алексий сломался? В 1922 году, когда его правящий архиерей священномученик Вениамин Петроградский оказался в большевицких застенках, Алексий, будучи викарием, смалодушествовал, снял запрет с красных попов-обновленцев, а потом и вовсе прекратил поминать святого патриарха Тихона. Говорят, он тем самым пытался спасти митрополита Вениамина, но на деле Алексий спас только себя, отделавшись лишь ссылкой в Казахстан. А святого митрополита Вениамина и других новомучеников Петроградских расстреляли.
Епископ Алексий (Симанский).
Один из лидеров обновленцев Введенский, запрещенный святым митрополитом Вениамином. Еп. Алексий снял запрещение, тем самым, по мнению многих современников, обрекая владыку Вениамина на гибель. Введенский мечтал стать первоиерархом всей советской церкви, но стал патриархом куда более незаметный Алексий.
Святой митрополит Вениамин Петроградский и другие мученики, расстрелянные вместе с ним.
Говорят, образ убиенных мучил совесть патриарха Алексия до конца его дней. Так ли это, мы доподлинно не знаем. Эту, как и многие другие тайны, патриарх Алексий унес с собой в могилу. Он умер 17 апреля 1970 года в возрасте 92-х лет.
Во второй половине 20-х годов Алексий примкнул к митрополиту Сергию (Страгородскому). Он вместе со своим маститым шефом называл новомучеников преступниками.
Митрополит Алексий - архипастырь блокадного Ленинграда.
В годы войны митрополит Алексий в блокадном Ленинграде. Многие тысячи голодающих стекались в храм, где служил будущий первоиерарх. Ну, а в 1945 году по воле Сталина Поместный Собор Русской Православной Церкви избирает патриархом митрополита Ленинградского Алексия.
Когда-то я слышал интересные рассказы о нём архиепископа, впоследствии митрополита, Серапиона (Фадеева). Молодым иеродиаконом, он нес послушание иподиакона Святейшего патриарха. Некоторые его воспоминания перекликались с тем, о чем писал в своих мемуарах Краснов-Левитин:
«Каковы были нравы Патриархии? Здесь, за границей, на этот счет существуют два мнения. Одно, что Патриархия и все ее работники были агентами органов. Другое мнение, что Патриархия была стражем веры, носительницей народных религиозных чаяний. И то, и другое мнения — одинаково неверны.
Прежде всего о личности того, кто в течение двадцати пяти лет возглавлял Русскую Православную Церковь. В первом томе моих воспоминаний я довольно подробно характеризовал личность Владыки Алексия, которого я знал задолго до его восшествия на патриарший престол.
При восшествии на вершину церковной власти он мало переменился. Те же барственность, высокомерие, верность традициям, глубокая религиозность, но английского типа, в строгих рамках этикета, в твердо установившихся, застывших формах. Строгий консерватор. Святейший мыслил церковь как нечто неподвижное в рамках нового советского государства. <...>
Консервативная церковь в консервативном государстве — такова новая формула, пришедшая на смену старой формуле церковных либералов «свободная церковь в свободном государстве».
Патриарх Алексий (Симанский). Справа от него стоит иеродиакон Серапион, будущий митрополит.
Патриарху Алексию, который получил образование под кровом катковского лицея, происходил из строго консервативной семьи (отец его был долгое время товарищем обер-прокурора Синода Саблера, известного своим консерватизмом), это была родная стихия. И он вполне удовлетворял новым требованиям диктатора: являлся воплощением старого русского консерватизма, но без всяких излишеств и крайностей. И к тому же аристократ. Сталину импонировали аристократы; конечно, при условии полной покорности. Он и графа Игнатьева окружил почетом, и графа Алексея Толстого жаловал. Почему бы ему не присоединить и Патриарха-аристократа к хору своих льстецов?
Тем не менее Патриарх был лично безусловно чистым человеком и никогда лично не имел никакого отношения к грязным делам, которые иные творили вокруг него.
В то время около него жила его сестра Анна Владимировна Симанская, которая была замужем за Погожевым (Поселяниным), когда-то известным церковным писателем. Во время войны она потеряла двух сыновей — Сергея и Серафима. Жила в патриаршем особняке, во флигеле, около брата. Впоследствии приняла монашество в Киеве, в Покровском монастыре, с именем Евфросинии. Несмотря на все пережитое, сохранила замашки знатной барыни.
Здесь вспоминается один эпизод, очень характерный для нее и для ее высокого брата. Святейший в то время спал на жесткой тахте, затем после легкого завтрака (все посты соблюдались в Патриархии строжайшим образом) гулял в саду, а затем перед началом занятий ежедневно заходил к сестре.
Анна Владимировна занимала небольшую квартирку, причем при ней жила одна бедная женщина с сыном, которая исполняла обязанности горничной и камеристки. Однажды Патриарх застал ее в слезах. На вопрос, в чем дело, камеристка ответила, что просто у нее такое настроение. Однако мальчик был более откровенен: оказалось, его мама, натягивая чулочки своей барыне, чем-то ей не угодила, и та заехала ногой ей в физиономию.
Патриарх, нахмурившись, прошел к сестре. Он ей что-то долго и резко говорил на французском языке. (По-французски он говорил как парижанин и даже служил с французским акцентом, а старый Париж, куда он много раз ездил со своими родителями, знал, как свои пять пальцев.) А затем закончил по-русски: «Это никак, никак нельзя себе позволять!» И вышел, не попрощавшись.
Анна Владимировна затем вышла в слезах и, низко кланяясь, просила прощения у обиженной женщины и у мальчика.
И другой эпизод, не менее характерный.
Однажды Патриарх должен был быть в гостях у Карпова — председателя Совета по делам Православной Церкви. Тот по какому-то случаю созывал банкет. Он должен был прислать за Патриархом в семь часов вечера автомобиль.
Семь часов. Автомобиля нет. Патриарх ждал минут пятнадцать. После этого неожиданно прослезился и ушел к себе в кабинет. Когда автомобиль все-таки прибыл, с двадцатиминутным опозданием, его отправили назад, а Патриарх приехал на своем собственном автомобиле.
Достоинство поддерживать Патриарх умел и никогда не унижался. Много раз бывал я на его служениях в начале его патриаршества. Служил по-прежнему, соединяя строгую уставность с изяществом аристократа. Глаза были грустные, манеры тонкие, интонация прежняя, — служил негромко, выговаривая возгласы с сильным французским акцентом.
Помню его проповедь в 1946 году в селе Всехсвятском, когда он несколько неожиданно сказал:
«На высотах духа все житейское становится более или менее безразличным».
В Лавре в 1947 году, говоря проповедь в день преподобного Сергия (8 октября), уже в Трапезной церкви, он указал на то, что в свое время везде и всюду прекратилось монашеское житие. Произошло это не по каким-то внешним причинам, а по попущению Господню, ибо монашество потеряло ту чистоту, которую имело при преподобном.
Заканчивая проповедь, обратился к верующим:
«Веруя вместе с вами, что преподобный Сергий и сейчас присутствует среди нас как живой, я призываю на вас его благословение. Преподобный! Утверди Лавру, которую ты восстанавливаешь в прежней чистоте и духовной силе».
Служил в Пименовской церкви (в конце декабря 1946 года) — недавней обновленческой цитадели, последней резиденции тогда уже покойного Митрополита Введенского, в храме, крыша которого была продырявлена, а стены от влаги, проходившей в храм через продырявленную крышу, имели красный цвет, так как вода смешалась с краской. После службы, указывая на стены, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».
Увы! Как это ни печально, это была правда. Но ведь и в окружении Патриарха было немало таких людей.
Патриарх это знал, и, когда в его кабинет входил протопресвитер Колчицкий, он резко менял тему разговора. Стены при этом сохраняли прежний цвет.
Примерно в 1948 году в патриаршем окружении появляется семья Остаповых. Было это так.
В Вильно к местному Митрополиту Корнилию обратился один пожилой человек, который заявил, что он родился в доме Симанских, знает Патриарха с детства и долгое время состоял при Сергее Владимировиче, когда он был студентом, после его пострижения в монашество, после его рукоположения в епископа. Затем гражданская война разлучила его с Патриархом надолго.
Митрополит Корнилий направил его к Патриарху. Патриарх принял его как родного, немедленно устроил его с семьей в Патриархию на место заведующего хозяйственной частью. Вскоре он делается наиболее близким к Патриарху человеком.
Таково начало необыкновенного влияния семьи Остаповых на Патриарха — влияния, возраставшего с каждым годом, длившегося до самой его смерти.
Остапов с его огромным влиянием на церковные дела стал притчей во языцех. О нем говорили без конца, а недруги дали ему язвительную кличку «Распутин».
Между тем мы здесь имеем дело с интереснейшим психологическим феноменом. Святейший Патриарх Алексий, окруженный необыкновенной византийской пышностью, имея множество резиденций, располагая большими средствами, на самом деле был очень одиноким человеком. Будучи монахом, он не имел семьи (в скобках сказать, как безусловно честный монах, он не имел никогда и никаких негласных связей). Он не мог доверять ни одному человеку, к нему приближенному, так как почти все они были связаны с госбезопасностью, во всяком случае, не было никаких гарантий, что они были этому чужды.
Все стены московской Патриархии были, безусловно, снабжены подслушивающими устройствами, и каждое слово Патриарха улавливалось.
Единственным близким человеком была сестра; однако после ее отъезда в Киев и поступления там в монастырь и она отошла.
В этом положении, вполне понятно, Патриарх привязался к семье, которую он знал с детства, к людям, которым он мог безусловно доверять.
Даниил Андреевич Остапов был сыном лакея, который служил в доме Симанских, а дед его был еще их крепостным. Сам Даниил Андреевич, родившийся в этом же доме, был казачком у молодого барина, а затем долгое время состоял при нем в качестве камердинера.
Его сын, названный в честь покровителя семьи Алексеем, был крестником Патриарха.
В связи с появлением семьи Остаповых в окружении Патриарха разыгрался эпизод, очень характерный для того времени. Щадя седины одного из действующих лиц, ныне облаченного высоким саном, опущу его имя.
Это духовное лицо решило, чтоб избавиться от Даниила Андреевича, пустить самый главный козырь — МГБ. Было использовано пребывание Даниила Андреевича во время войны в Литве, на оккупированной немцами территории. По дороге из Лавры после одного из торжеств Даниил Андреевич был арестован в поезде — и водворен во внутреннюю тюрьму на Лубянке.
Никто, однако, не учел реакции Патриарха Алексия. Святейший имел лимит: он мог раз в неделю говорить сорок минут по телефону со Сталиным. Этой привилегией он, однако, ни разу не пользовался. Воспользовался ею только один раз — после ареста близкого ему человека.
Позвонив Сталину, Патриарх заявил с несвойственной ему твердостью, что он решил уйти на покой, если не освободят Даниила Андреевича Остапова, так как это единственный человек, которому он доверяет.
В тот же день Даниил Андреевич был освобожден. После этого никто уже не смел выступать против Остапова.
Патриарх Алексий и его верный келейник Даниил Остапов. Скоро этой идиллии придет конец, один отправится на нелицеприятный Божественный Суд, другой станет узником советской тюрьмы.
Враги его, однако, притаились и ждали момента, чтобы ему отомстить. Они, действительно, свели с ним счеты самым низким и постыдным способом. После смерти Патриарха Даниил Андреевич был вновь арестован в 1973 году, и неизвестно, какова бы была его участь, если бы ему не пришел на помощь на этот раз… Андрей Дмитриевич Сахаров».
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) – выдающийся физик, академик, создатель советской водородной бомбы, трижды Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий, кавалер многих высших наград. Повинуясь голосу совести, Сахаров отказался от привилегированной жизни и стал критиком тоталитарного режима. В 1980 году он был лишен всех советских наград и сослан под надзор КГБ в город Горький. Во времена перестройки народный депутат СССР, критик Горбачева.
Сахаров не был безбожником. В беседе с моим другом он признался, что считает себя полуверующим. К сожалению, Андрей Дмитриевич не сумел возвратиться в Церковь. Этим объясняются некоторые его мировоззренческие ошибки и высказывания, достойные сожаления. Вместе с тем по воспоминаниям он обладал открытой и любящей душой. Занимаясь правозащитной деятельностью, Сахаров помог очень многим гонимым православным христианам, в их числе оказался и опальный келейник патриарха Алексия (Симанского).
Остапов мешал манипулировать патриархом Алексием, и то, что первоиерарх защищал своего верного слугу, делает ему честь.
Итак, мы видим, насколько противоречиво и неоднозначно всё в судьбах Русской Церкви ХХ столетия. Точнее почти всё. Святые новомученики митрополиты Петр (Полянский), Кирилл Казанский, Вениамин Петроградский и верные им показали прямой, чистый и святой путь христианской жизни. Несомненно, что именно в их подвигах мы можем увидеть то христианство, которое принес нам Богочеловек Иисус Христос.
К сожалению, для нас свойственно смотреть на мiр лишь только в черно-белых красках, мы забываем, что существуют разные цвета и полутона, что Русская Церковь оказалась в ХХ столетии в тяжелейших условиях.
Библия учит нас смотреть на жизни народов и отдельного человека с большой осторожностью и рассудительностью. В известной мере верно заметил Лев Николаевич Толстой, утверждавший, что ошибочно говорить: «такой-то человек умный, глупый, злой, добрый, – правильнее сказать, что этот человек бывает чаще глупым, чем умным, злым, чем добрым и т.д.»
Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). И еще: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5).
До Суда Божия не будем спешить выносить свой словесный приговор. Рассуждение в свете евангельской правды открывает нам путь, осуждение закрывает перед нами врата вечности. Именно поэтому нельзя не заметить, что за елейностью братских встреч очень часто скрывались лицемерие, сплетни, интриги, игры спецслужб.
Сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы» (Мф. 7:15-16).
Патриарх Александрийский Феодор за богослужением.
Поэтому не приходится удивляться тому, что взаимоотношения с Александрийской Церковью дали не просто трещину, но развалились. Увы, вслед за Константинопольской и Элладской Православной Церквами, Александрийская Православная Церковь признала ПЦУ. Имя первоиерарха Православной Церкви Украины митрополита Киевского Епифания (Думенко) вознес 8 ноября во время божественной литургии в Каире предстоятель Александрийской Церкви Феодор II, что конечно же, особенно обидно, поскольку патриарх Феодор считался большим другом России и Русской Церкви. Достаточно сказать, что он с 1985 по 1990 годы был экзархом патриарха Александрийского при патриархе Московском, настоятелем подворья Александрийской Церкви, располагавшегося в Одессе. Потом Феодор возглавлял епархии в Камеруне и Зимбабве и, наконец, его избирают патриархом Александрийским и всей Африки. Уже в 2009 году президент РФ наградил его орденом Дружбы.
Два патриарха Феодор и Кирилл. Скоро этот союз распадется.
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор и Блаженнейший митрополит Онуфрий.
Как будто патриарх Феодор в отличие от своих коллег предстоятелей других Православных Церквей стал на сторону патриарха Кирилла в конфликте с патриархом Варфоломеем. Он приезжал на Украину, поддерживал УПЦ МП и обличал украинских раскольников и вот такая метафорфоза, такой поворот! Интересно, какие тайные пружины были задействованы, чтобы заставить Феодора так изменить свою точку зрения.
Конечно, всё это очень печально, поскольку, вне всякого сомнения, ПЦУ является детищем украинского национализма со всеми вытекающими из этого разрушительными последствиями. То, что Московская патриархия в лице патриарха Кирилла и митрополита Илариона потерпела столь сокрушительное и даже катастрофическое поражение, еще раз показывает, что так строить церковную жизнь нельзя.
Полагаю, что есть только один достойный выход из создавшегося положения.
Первое, необходимо реабилитировать патриарха Иерусалимского Иринея и всех других ревнителей благочестия – жертв гонений, учиненных патриархами-экуменистами Варфоломеем и Кириллом.
Второе, необходимо вернуться к деяниям и нормам Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов и Соборов Русской Зарубежной Церкви, выражавших свободный голос не только Русского Зарубежья, но и всей Российской Церкви-мученицы.
Третье, необходимо отвергнуть экуменизм как ересь и строить церковную жизнь в соответствии с Евангелием, с Апостольскими правилами и канонами святых отцов Церкви.
Богомудрые архипастыри Русской Зарубежной Церкви. В центре св. митрополит Филарет.
Но способны ли патриарх Кирилл и его окружение на столь радикальные изменения? Хотя по большому счету необходимо просто, чтобы православные иерархи жили по-православному.
Вот и всё.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий