Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Когда несколько лет тому назад митр. Агафангел (Пашковский) развязал против нас клеветническую кампанию из-за нашего неприятия политики неосергианского и неопетлюровского одесского синода, отец Андрей (Ерастов), ныне епископ РПЦЗ в Австралии, разобравшись, не побоялся возвысить свой голос в защиту церковной правды. Это был голос думающего молящегося пастыря Церкви Христовой. Сегодня он архиерей Русской Зарубежной Церкви и это не может не радовать. Мы живем с вами в времена невиданного в истории кризиса церковного управления, когда на наших глазах исполняются грозные пророчества прп. Серафима Саровского, касающиеся архиереев. Разлагающий дух папизма свил свои гнезда не только в гундяевской патриархии, но и даже в самых малых церковных юрисдикциях.
Мне приходит на ум светлый образ святого патриарха Тихона. Сегодня, кто всерьез обращается к истории жизни и деятельности этого святителя, кто читает подлинные документы его патриаршества, понимает, что он не имел тех качеств, какими обладал священномученик патриарх Ермоген. Свт. Тихон был человеком мягким и часто колеблющимся. Этим пользовалась самым ужасным образом богоборческая власть. Но несмотря на некоторые слабости, св. патриарх Тихон оставался для новомучеников и исповедников Российских подлинным первоиерархом Российской Церкви, потому что сей угодник Божий сохранял в себе любовь и смирение, завещанное Христом. Он жил без претензий на папскую непогрешимость, открывая своим смиренномудрием в собственной душе двери благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». Смирение и любовь – вот подушка безопасности, защищающая христианина от духовной катастрофы.
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него… Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин. 4:9,11).
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (1865-1925), родился в погосте Клин Псковской губернии в семье священника, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Уже в возрасте 33 лет рукоположен в епископа. Долгое время служил в Америке, где оставил после себя очень добрую память. Был архиереем в Ярославле и Литве. В 1917 году на епархиальном съезде избран митрополитом Московским и Коломенским. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви избирается патриархом Московским и всея России. В 1918 году безстрашно обличает большевиков, провозглашает анафему безбожникам, говорит о предательстве Брестского мира. С 11 ноября по 24 декабря 1918 года находился под арестом. 29 июня 1919 года на него было совершено покушение. В 1919 году св. патриарх Тихон отказывается от жесткой критики режима, пытаясь нормализовать отношения с властью. Святой патриарх Тихон много сделал для организации международной помощи голодающим России. 16 мая 1922 года был арестован и находился в заточении по июнь 1923 года. Еще в заключении согласился выполнить ряд требований большевиков. Патриарх отказался от прежних своих обличений богоборцев, отрекся от русского патриотического движения, ввел новый стиль – григорианский апостасийный календарь, а через некоторое время принял без покаяния красных попов Живой церкви и ввел их в Высший Церковный Совет Российской Православной Церкви. Но после беседы со священномучеником Кириллом, митр. Казанским, недавно вернувшимся из ссылки, святой патриарх Тихон осознал ошибочность своего курса, прекратил общение с обновленцами и отказался от нового стиля. Это вызвало раздражение чекистов, давление на святителя вновь стало усиливаться, был убит келейник патриарха, наконец, 7 апреля 1925 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в больнице при таинственных обстоятельствах свт. Тихон скончался. Вероятно, он был отравлен.
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский, (1863-1937), окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, служил священником. После трагической смерти ребенка и супруги принял монашество. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский завещал, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл (Смирнов). С 1919 по 1937 год был на свободе немногим более года, все остальное время находился в тюрьмах и ссылках. После кончины святого патриарха Тихона большинство архиереев Российской Церкви тайно проголосовали за избрание на патриарший престол свт. Кирилла Казанского. Отвергал декларацию митр. Сергия. На допросах, несмотря на истязания, в том числе перед расстрелом, вел себя мужественно.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Мы видим, как раздирается современная церковная жизнь взаимными обвинениями. И это происходит в среде ревнующих о том, чтобы Православие было православным. Почему? Очевидно, что диавол старается искушать всех. Если не удалось толкнуть церковных людей, прежде всего архипастырей и пастырей, на путь искажения веры, то он заходит с другой стороны и старается развить у тех, кто выдержал одно искушение, гордость и высокомерное отношение к остальным. Именно из-за порой до конца неосознаваемого самомнения и оскудевает любовь даже у ревнителей Православия.
Как важно нам, кто отмежевался от экуменистов и сергиан, не поддаться тонкой дьявольской лести фарисейства и презрения к другим! Как нужно нам не успокаиваться, не ослаблять внимания к себе и постоянно проверять свое духовное устроение прежде всего по Евангельским заповедям, которые искореняют гордыню в глубине нашего сердца! Храня истинное Православие, не следует забывать, что прежде всего нужно оставаться христианами.
Слава Богу, что в лице нового епископа Ярравилльского и Австралийского Андрея мы видим архипастыря, сознающего эти проблемы.
Игумен, ныне епископ, Андрей (Ерастов)
Он прекрасно сказал в слове при наречении во епископа: «Наша беда не в том, что мы административно разделены, а в том, что мы смотрим друг на друга как на врагов. Такое духовное разделение происходит от духовных причин, главная из которых: гордое невежество. Мы должны противопоставить этому общему безумию кроткое терпение и разумную, взвешенную церковную позицию…
Несомненно, экуменизм – это главная ересь нашего времени. Однако для Истинно-Православных Церквей экуменизм уже не представляет опасности. Истинно-Православные Церкви вышли из Мiрового Православия, главным образом, из-за ереси экуменизма...
Опасность грозит нам не со стороны экуменизма и Мiрового Православия, а совсем с другой стороны. В среде Истинного Православия появилась тонкая подмена Христова учения. Это новое течение, которое имеет много общих черт с сергианством, нельзя назвать ересью, потому что догматическая сторона Церкви не повреждается. Суть его в том, что отвергается духовно-нравственное предание Церкви и чрез это подменяется самая сущность христианства.
Об этом явлении пророчески говорит Св Ап. Павел в послании к Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди… будут иметь вид благочестия, но силы его отрекутся» (2 Тим. 3,5).
Сила благочестия в исполнении заповедей Божиих. Движущая сила христианства – это любовь к Богу и ближнему, ради заповеди Божией. Если же вместо любви к Богу и ближнему, вместо чистого, искреннего, бескорыстного желания богоугождения входят корыстные мотивы и политика, то совершается подмена.
Истинно-православные епископы, зараженные духом мiра сего, отличаются от архиереев мiрового Православия только риторикой, а по делам подобны им. Даже догматы веры становятся для таких архиереев разменной монетой для достижения тех или иных политических целей. Богословие для них не цель, а средство. Не они служат богословию, а богословие служит им, для их низких целей и земных расчетов. Чтобы прикрыть свое лукавство, они надевают личину ревнителей канонов, показывают себя строгими и непреклонными, – но все это только лицемерие. Впрочем, им удается своим ложным ревнительством прельстить доверчивых…
Необходимо оградить себя от церковного руководства, неисцельно зараженного духом мiра сего, т.к. от церковного руководства духовное повреждение переходит и на все тело Церкви. Наша задача в том, чтобы сохранить остаток верных, чтобы объединить в Евхаристии всех, кто сохранил «образ и силу истинного благочестия»».
Хочется пожелать владыке Андрею и всем нам Божией помощи в этом отстаивании Православия и нелицемерной христианской жизни от любых подделок. Это наше общее дело и слава Богу, что Господь явил нам архипастыря, доказавшего уже, что эти слова являются для него руководством к действию.
Чтение поздравлений после установления евхаристического общения между архиеп. Сиракузским и Свято-Никольским Андроником и еп. Трентонским Стефаном.
Комментарии
Оставьте комментарий