Свеча на ветру

25 сентября 2014

Gleb Rahr
Третий Всезарубежный Собор. Слева направо: архиеп. Берлинский и Германский Филофей, Г.А. Рар, свт. Филарет, первоиерарх РПЦЗ
солженицын
Александр Исаевич Солженицын

Прот. Сергий Кондаков: Наш Спаситель говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).

Эти слова Господа напоминают нам о нравственном долге следовать по стопам святых. И хотя в нашу эпоху нас то справа, то слева пытаются сбить с этого пути, нужно смотреть духовными очами на наших святых предшественников.

Увы, ныне вновь поднимают знамёна сталинисты. Причём не просто сталинисты, а сторонники так называемого красного православного проекта.

Я с горечью читаю строки хвалебных од в честь Сталина, которые так и строчит мой недавний друг, когда-то московский писатель, а теперь маститый настоятель храма Державной иконы Божией Матери отец Николай Булгаков. Он пытается громить Солженицына, в то время, как советские маршалы и генералы, голосовавшие, как и все товарищи, на партийных собраниях за уничтожение религии, у него выглядят чуть ли не как святые.

Хоть о. Николай старше меня по возрасту, но церковный стаж у него не такой уж большой, потому что он в годы советской власти был далёк от Церкви. И поэтому странно, когда человек, не противостоявший атеистической системе, пытается принизить значение одного из величайших борцов с безбожием и коммунизмом Александра Исаевича Солженицына. Но удивляться не приходится. Ведь о. Николай является сторонником т. н. православного сталинизма.

Заметьте: не только сторонники советчины на российской земле, но и националисты Украины и либералы-русофобы — все они, несмотря на свои различия, относятся враждебно к великому русскому писателю-патриоту. Мне очень печально, что порой верят этой лжи даже очень почтенные и, действительно, достойнейшие люди.

Для меня Александр Исаевич особенно дорог тем, что благодаря его книгам и жизненному подвигу я ещё в детские годы стал православным христианином. И хотя я лично не был знаком с ним, но среди моих родных и друзей были люди, знавшие Солженицына, и все они говорили о нём, как о глубоко верующем человеке.

В жизни Солженицына, как бы умещаются многие жизни: комсомолец 1930-х годов, офицер-орденоносец Второй Мiровой, многолетний зек сталинских концлагерей, смертельно больной, которого исцелил Сам Господь, скромный учитель, всемiрно известный писатель, безстрашный борец с коммунизмом, нобелевский лауреат, изгнанный из родной страны, обличитель Запада и многое, многое другое - всё это вмещается в жизнь Александра Исаевича. Но главное — Солженицын стал одним из самых выдающихся христианских учителей нравственности и правды ХХ столетия.

Конечно, даже великие праведники нередко в истории совершали те или иные ошибки. Не исключением является и Александр Исаевич: несмотря на то, что он был верным сыном Православной Церкви, тем не менее, он не всегда справлялся с пережитками советского прошлого, прежде всего в своей собственной душе; не всегда даже у этого великого ума хватало богословских знаний в тех или иных вопросах. Но сам Александр Исаевич со смирением говорил о своих духовных дарованиях.

Вот какими словами он закончил своё большое обращение к Третьему Всезарубежному Собору нашей Церкви: «Я не мню себя призванным к решению церковных вопросов. Но доступно и каждому мiрянину выговорить правду так, как она открывается ему, в надежде, что соборный разум и соборное сознание восполнят всё, не достающее ей. Прошу у Ваших архипастырей и пастырей благословения, у всех у Вас — молитвы. Александр Солженицын. Август 1974 г.».

Кстати, это обращение было сделано к Собору по просьбе и благословению свт. Филарета, великого первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Слова Солженицына членами Третьего Всезарубежного Собора, среди которых были настоящие духовные гиганты Русской Зарубежной Церкви, были выслушаны с глубоким вниманием и уважением. Потому что всем было понятно, кем является пред Богом и Россией Александр Исаевич Солженицын.

Среди особо значимых тем, которые подчеркнул тогда Солженицын, были гонения на старообрядцев. Он призвал, чтобы Русская Церковь признала это преступление: «За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих Патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась и вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!»

Эти слова имели живой отклик в сердцах соборян. В дискуссии по обращению Солженицына выступил архиепископ Сан-Францисский Антоний (Медведев). Он напомнил, что митр. Антоний (Храповицкий) ещё в 1921 году обратился с примирительным посланием к русским беженцам-старообрядцам. После обсуждения Третий Всезарубежный Собор принял резолюцию, снимающую клятвы с приверженцев древних обрядов. И что особенно замечательно, после этого Собора стало активно развиваться единоверческое движение в РПЦЗ.

Я мог бы сейчас привести немало свидетельств выдающихся деятелей нашей Церкви, которые с большим почтением отзывались о Солженицыне. И нам надо помнить и хранить нашу историческую память. Потому что без памяти у человека, у народа, у Церкви нет будущего.

Давайте ещё раз вспомним Третий Всезарубежный Собора Русской Православной Церкви, прошедший в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в 1974 году, с какими словам обратился духоносный светильник нашей Церкви к Солженицыну: «Я прошу Вас, глубокочтимый Александр Исаевич помочь Собору правильно увидеть состояние нашего народа на родине.

По моему поручению и по поручению Предсоборной комиссии преосвященный Антоний, архиеп. Женевский и Западно-Европейский, в ближайшие дни свяжется с Вами и будет Вас просить представить Ваши соображения Собору в удобной для Вас форме. Насколько важно, чтобы зарубежная, свободная от преследований и давления атеистической власти часть нашей Церкви могла правильно оценить положение и духовные процессы на родине, мне Вас в этом убеждать не надо.

Прошу Вас, как ответственного сына Русской Церкви, со всем вниманием отнестись к этому моему предложению и совместно с архиеп. Антонием наметить те практические мероприятия, которые помогли бы и Собору выполнить свой долг. Призываю на Вас Божией благословение.

Митрополит Филарет Восточно-Американский и Нью-Иоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей, Председатель Архиерейского Собора и Синода».

Что ж, будем и мы вслед за святителем Филаретом относиться к Солженицыну как к «ответственному сыну Русской Церкви» и «глубокочтимому» писателю земли Русской.

Иер. Александр Малых: Русский народ в ушедшем ХХ веке во многом потерял своё лицо. Причиной этого, конечно же, был грех оскудения веры в нашем народе к началу ХХ века. Этому способствовал и воцарившийся в России коммунизм, систематически искоренявший веру и историческую память народа.

Солженицын является в этом смысле тем, у кого мы должны учиться хранить свою самобытность, т. е. православную веру, родной язык и русскую культуру.

Ведь многие годы Солженицыны прожили в Америке, куда после изгнания вынуждены были уехать с малолетними детьми и где эти дети стали взрослыми. Так вот, Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна смогли сделать русский язык и русскую культуру для своих детей родными и близкими, а самих детей воспитать патриотами России.

Известная исследовательница жизни Солженицына пишет, что «до выхода в американскую среду» Наталья Дмитриевна «спешила насытить» своих детей «русским языком, ежедневно читая с ними вслух стихи и сказки, а позже русскую классику и Евангелие». «Слава Богу, у наших детей русский, кажется, уже вне опасности», - записала Наталья Дмитриевна в начале 1983 года, услышав, что ещё один ребёнок из знакомой московской семьи утратил в эмиграции родную речь.

Сам Александр Исаевич вспоминал, что каждое утро дети приходили к нему молиться: «Между порослями становимся коленями на хвойные иглы, они повторяют за мною краткие молитвы и нашу особую, составленную мной: «Приведи нас, Господи, дожить во здоровьи, в силе и светлом уме до дня того, когда Ты откроешь нам вернуться в нашу родную Россию и потрудиться, и самих себя положить для её выздоровления и расцвета»».

Результаты такого воспитания проявились у детей уже в раннем возрасте. В мае 1977 года после возвращения с прогулки с детьми Солженицыных знакомая сказала им: «Вот и ваша земля». Семилетний Ермолай ответил: «Это не наша земля. Наша земля — Россия!..» В новый 1981 год семилетний Стёпа как главную свою мечту высказал пожелание вернуться в Россию, которую покинул 6-месячным младенцем.

Более того, дети Солженицых и своим детям смогли привить прекрасное знание русского языка и любовь к нашей стране.
Дай Бог, чтобы и мы также держались своих духовных корней и смогли передать нашу веру и любовь к России своему потомству.

(Отрывок из передачи интернет-радио «Голос истинного Православия», которая должна выйти в ноябре-декабре этого года).

Вернуться к списку записей

Комментарии

Игорь
26 сентября 2014 01:26

Спаси Господи за статью о Солженицыне. Александр Исаевич безусловно был выдающейся личностью. Брюзжать на кухнях умели очень многие, а жить не по лжи смогли единицы.

Игорь
26 сентября 2014 02:49

Митрополит Агафангел , к сожалению, сказал неправду о детях Солженицына в своем очередном шоу на интернетсоборе.

Конечно все они прекрасно говорят по-русски. У Степана и Ермолая жены русские.

Жена Игната американка- приняла православие и выучила язык.

Заявление о том , что Солженицын был неверующим просто нелепо.

Сергей Гельберг
26 сентября 2014 06:45

Уважаемый Игорь, полностью присоединяюсь к Вашему мнению об этой статье ижевских отцов об Александре Исаевиче Солженицыне.

Но по отношению к митр. Агафангелу мы все-таки должны сохранять уважение, как к первоиерарху и носителю священного сана. Ведь и святые ошибались и даже допускали по отношению друг к другу непонимание и даже говорили обидные слова.

На мой взгляд, митр. Агафангел, как человек, подвергается влиянию своего ближайшего окружения, которое допускает в отношении к величайшему русскому писателю и борцу с безбожием и коммунизмом самые низкие и оскорбительные слова.

Меня не оставляет мысль, что такое отношение этой публики к Солженицыну объясняется его позицией по отношению к самостийной Украине. Александр Исаевич считал великороссов, малороссов, белорусов единым русским народов и был против украинского национализма.

Думаю, что нам надо молиться и за ижевских отцов, которые в таких условиях стараются писать и говорить правду, отстаивая Белую идею.

С уважением Сергей Гельберг.

Игорь
26 сентября 2014 23:52

Уважаемый Сергей,

Вы правы, мы должны проявлять уважение к носителям священного сана.

В идеальной ситуации это уважение должно проявляться естественно и основываться на доверии и духовном авторитете иерея или архиерея.

Стать святым очень тяжело, быть же человеком которому доверяют и которого уважают на самом деле довольно легко - даже в миру мы сталкиваемся с такими людьми в повседневной жизни. Но для этого нужно перестать лгать - а если , по невежеству или малодушию сказал неправду нужно покаяться и испросить прощения. Это относится ко всем людям ,включая носителей сана.

Несколько месяцев назад Митрополит Агафангел облил интернетной грязью Архиепископа РПАЦ в Америке Андрея обвинив последнего в страшном грехе и преступлении не предоставив никаких доказательств! Сделано это было для того чтобы помешать неформальному сближению трех русских архиереев в Америке( вл Андрея РПАЦ, АндроникаРПЦЗ и Стефана РИПЦ) - бывших выпускников Джорданвильской семинарии.. Сергей, Вы писали что владыку АГафангела многие уважают. Простите, но после этого низкого поступка авторитет Митрополита в Сев Америке опустился " ниже плинтуса". Это Первоиерарх Зарубежной Церкви? Сергей, по моему нам нужно молиться в первую очередь, чтобы Господь послал нам избавление от недостойных пастырей.

Оставьте комментарий

Радио

Комментарии

Анатолий
Святитель Григорий Палама считал нетварные божественные энергии Самим Богом, хотя и не в своём...
Pater Konstantin
Ни один святой отец, никогда даже и близко не писал про имя Бога, как энергию Бога. Это 100% чушь. А...
Pater Konstantin
🚩 Имяславие - дочь антропоморфитов, ереси середины 1го тысячелетия, суть которой в буквальной...
Ольга
Сегодня попалась на глаза статья из газеты 2011 года, решила посмотреть, где вы теперь. Я совершенно...
р. Б. Владислав
Новомученикам, в земле Российской просиявшим Как же тяжко бывает от мыслей порой, Что, как птица...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Александр Аркадьевич! Благодарим за Ваши добрые слова! Статью, конечно же, можете...
Александр Левнер
Глубокоуважаемый отец, Сергей! Шлю Вам привет со Святой Земли, где проживаю 33 года! Готовлю...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, поскольку я вступил в полемику с Вами об антикоммунистическом движении в годы Второй...
М.В. Назаров
Дорогие отцы, я не пытаюсь защитить советские родимые пятна во власовском движения и много писал об...
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых
Дорогой Михаил Викторович, Вы пишете: «Но разве эта глубоко нравственная жертвенная попытка не...

Календарь



Служебникъ
Западно-Европейский вестник
Наши баннеры