Державная икона Божией Матери.
ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: "Стремительно бегут годы, унося и стирая наши силы, молодость, красоту, мечты, оставляя лишь совесть и память — то, что надлежит принести каждому из нас в день Суда к Престолу Вседержителя. И как важно, чтобы душа могла найти на скрижалях своей памяти имена тех, кто сумел еще здесь, на земле, преобразиться светом Божественной Истины. Ведь такое памятование помогает сохранить нам в чистоте свою совесть. Я пишу эти строки, а перед моим мысленным взором вырастает образ чудотворной иконы Матери Божией “Державной”, перед ней — согбенная фигура схимника-старца, на лице которого лежит печать Вечности. “Радуйся, Матерь Божия Державная!” — взывает авва…
Иеромонах Филадельф (в схиме Моисей) родился в Рязани в 1915 году в семье преподавателей Евгения и Клавдии Боголюбовых. Отец репрессирован в 1936 году. Валентин Евгеньевич (так звали в миру о. Филадельфа) по окончании Московского энергетического института преподавал в нём с 1938 по 1977 год. Жил вместе с мамой, которую иначе как "мамочка" не называл. Будучи христианином, отказывался вступать в пионеры, комсомол, коммунистическую партию. Тайно посещал богослужения. Чудом избежал не только ареста, но и сделал большую научную карьеру. До конца дней своих оставался девственником, живя в христианском целомудрии. В годы войны был призван в армию. Во время немецкой бомбардировки получил тяжёлую контузию. В 1945 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1953-м – докторскую. С 1963 – профессор. Выдающийся специалист по нелинейным электрическим цепям.
В 1978 году, раздав своё имущество бедным, по благословению своего духовника архим. Кирилла (Павлова) стал насельником Троице-Сергиевой лавры. В 1979 году пострижен в монахи и рукоположен во диакона. C 1985 года иеромонах. За то, что отец Филадельф отказался сотрудничать с КГБ, он подвергался унижениям и другим видам давления. Батюшке не давали проповедовать.
Нёс послушание сначала свечника, потом чтеца для говеющих. Постепенно к старцу стали приходить в его крохотную келью с окном-бойницей самые разные люди: священники, монахи, интеллигенция, молодёжь. Вопреки своим тяжёлым недугам авва с авраамовым гостеприимством принимал всех, стараясь быть для каждого слугою и младшим братом. Его смирение и любовь потрясали и обращали к Богу даже неверующих людей. Отец Филадельф был горячим почитателем подвига Русской Зарубежной Церкви. Он подчёркивал необходимость изучать с особым усердием духовное наследие отца Серафима (Роуза).
Уже перед самой смертью, перенося ужасные страдания из-за болезни, старец стал инициатором движения за духовное возрождение Отечества и русской армии. Он принимал патриотически настроенных общественных деятелей и военных. Именно в то время к нему приезжал начальник Академии Генерального штаба будущий министр обороны генерал-полковник Игорь Родионов.
17 сентября 1992 года принял схиму с именем пророка Моисея. Умер 9 декабря этого же года, молясь до последнего своего издыхания.
Можно долго говорить об иеросхимонахе Моисее как о блестящем ученом, православном интеллектуале, смиренном подвижнике и молитвенике. Но главное все-таки неизреченно: это дух батюшки.
Матерь Божия “Державная” привела в келью Своего подвижника незадолго до его ухода в Вечность многих христолюбивых вождей и воинов, дабы они смогли затеплить лампаду сердец своих от светильника праведника.
После общения с батюшкой мы начинали глубинно понимать, как надо любить Бога, человека, Родину. Отец Моисей был убежден, что для России есть только один путь, предначертанный Богом: Православие, Самодержавие, Народность.
Православие — это верность истинной Вере, без которой немыслима Россия, потому что именно Православие есть высшая часть души русского народа.
Самодержавие — это верность идеалам древней Руси и Российской Империи. Упаси нас Господь пытаться учредить монархическую форму правления без должного покаяния и подготовки. Надо честно признаться, что пока нынешняя Россия недостойна иметь Православного Самодержца. Но мы должны уже сейчас всеми силами души своей восстанавливать правду о распятой России. И прежде всего для этого нам необходимо прославить подвиг Царя-Мученика Николая II и его святой Семьи.
Народность — это осознание того, что Россия есть страна русского народа. Причем “русские” — понятие не биологическое, а духовное. Быть русским — означает ощущать себя частью великой цивилизации, созданной Вселенским Православием, имя которой — “Россия”. Великороссы, малороссы, белорусы, чуваши, удмурты, мордвины и представители многих других народов России — все мы составляем единый русский народ-богоносец, который объединен не кровью, а неизмеримо большим — единой Православной Верой, единой исторической Надеждой и единой Любовью к нашей многострадальной Родине.
Все это становится особенно понятно, когда душа обращается к образу дивного аввы, иеросхимонаха Моисея Боголюбова. Мы верим и знаем, что ныне он вместе с нашими великими и святыми предками смотрит на нас из Вечности и молится о спасении России.
Священник Сергий КОНДАКОВ" (Газета "Завтра" от 26.11.1996).
20 лет тому назад Александр Проханов пожелал, чтобы появилась в его газете страница, посвящённая памяти иеросхимонаха Моисея (Боголюбова). Александр Андреевич Проханов – писатель, пассионарий, идеолог непримиримой антиельцинской оппозиции, главный редактор газеты "Завтра". Его называли соловьём Генштаба СССР, русским Киплингом. Он ещё в 70-80-е годы разъезжал в качестве военного корреспондента по горячим точкам планеты.
Александр Проханов в одной из своих командировок.
Да и в 90-е годы его редакция была настоящей горячей точкой. Если бы она взлетела на воздух, никто бы не удивился, поскольку здесь находился один из центров сопротивления ельцинизму.
В те, давние уже времена, я, оказавшись в Москве, нередко заходил на огонёк к Александру Андреевичу. Он всегда радушно принимал, смиренно складывал руки для благословения, крепко обнимал, а затем за чашкой чая или кофе с тем же блеском, что и писал, рассказывал о том, что у него на душе. Но со временем наши беседы всё чаще и чаще стали заходить в тупик, поскольку Проханов начинал развивать мысль о необходимости объединения белых и красных, о том, что сакральным является для нашего Отечества не только русское, но и советское.
Сегодня Александр Андреевич, находящийся уже не в опале, блистая на телеэкранах, с ещё большей энергичностью, я бы даже сказал, фанатичностью, отстаивает иделогию так называемого православного сталинизма.
Обращаясь к Изборскому клубу, Проханов утверждает: "После 1991 года газета "День", которую я тогда возглавлял, и которая в 1993 году была расстреляна Ельциным из танков, занималась красно-белым синтезом. Нам хотелось соединить имперцев монархо-православного толка с имперцами советскими. Мы во многом преуспели. Не забуду тот чудесный момент, когда в редакцию "Советской России" к Валентину Васильевичу Чикину пришёл я, и к нам явился владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Он посетил нас как двух красных редакторов, нанёс нам визит и благословил на наши деяния. Из его уст и прозвучали слова, что в нынешней России уже нет "красных" и "белых", а есть русские люди. И он своим благословением стремился снять эту трагическую расчленённость, успокоить наши красно-белые сердца.
Белые и красные под своими знамёнами защищают Верховный Совет. 1 октября 1993 года.
Созданный нами и нашими единомышленниками Фронт национального спасения за 1992 год получил поддержку со стороны народа, а в Верховном Совете под руководством Хасбулатова приобрёл блистательных сторонников, которые, по существу, переформировали всю направленность национального парламента и готовили восстание 1993 года. Фронт национального спасения объединял и коммунистов, и монархистов, и белых националистов. Объединял не на словах, а на деле: все эти политические силы выступили против узурпации власти Ельциным, вышли на баррикады "чёрного октября", — и были сметены залпами танков Кантемировской дивизии.
Примерно за два месяца до этих событий я поехал в Троице-Сергиеву лавру, где меня принял в своей келье иеромонах Филадельф, в схиме получивший имя Моисей. И, уже лёжа на одре, умирая (он напоминал праведника, мученика) благословил Фронт национального спасения в его красно-белом единстве на деяния, одарил меня нательным крестом".
В общем верно, но есть некоторые неточности. Проханов посетил старца не в 93-м, а в 92-м году. Да, благословение схииеромонаха Моисея (Боголюбова) было почти шоком для сергианских бонз Московский патриархии. Мне рассказывал один архиерей, который и сегодня находится в близком окружении патриарха Кирилла (Гундяева), что патриарх Алексий II, узнав об этом благословении, возмущённо восклицал: "Какие там ещё старцы! Неужели Вы не понимаете, что в правительстве хорошие люди!". Суетился по этом поводу и митр. Кирилл (Гундяев).
Но в то же время нельзя не заметить, что преподавая своё благословение, отец Моисей сделал очень важную оговорку: "Настоящие патриоты не должны идти на сотрудничество с коммунистами. В противном случае их ожидает поражение".
Спустя несколько дней после посещения Проханова старец обратился ко мне, как к человеку, имевшему некоторое отношение к организации прошедшей встречи: "Не считаете ли Вы, что я благословил коммунистов?".
"Нет, нет, батюшка, Вы благословили не коммунистов, но патриотов России" – ответил я.
Для отца Моисея было очевидным, что подлинно православный человек обязан быть убеждённым антикоммунистом. И потому выглядит довольно странным, когда Проханов и другие мои друзья того времени ссылаются на авторитет дивного старца, распространяя новую ересь так называемого православного сталинизма.
Конечно, Александр Андреевич – выдающийся писатель, замечательный общественный деятель, но, увы, он стал заложником собственных грёз, навеянных падшими духами. Сегодня, как никогда, для него актуален вопрос Господа: "Итак, смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк. 11:35).
А. Проханов перед "иконой", которой прославляется Сталин.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Думается, что причины наших российских катастроф кроются в попытках совместить несовместимое, а именно, веру в Бога и увлечение тем, что по природе своей богопротивно, будь то западная обмiрщенная культура или коммунизм. Вот и Александр Андреевич Проханов выдаёт по сути своей противный Христу и Его Церкви советский строй, вершиной которого является сталинизм, за глубинное выражение русской души, её самых лучших черт, и этим утверждает наш народ в адских грехах, совершённых им в ХХ веке.
Александр Андреевич отмечает верно глубинные особенности психологии русского народа, но навязывает ему именно советские формы, чем компрометирует его в глазах свободно мыслящих людей. Проханов говорит, что наш народ в массе своей сталинист, что ему нужна твердая и даже жестокая рука, тем самым закрепляя за ним кличку раба, да ещё и любящего своё рабство. А ведь наш народ исторически свободолюбив и то, что им было создано великое государство – это было делом необходимости, делом выживания среди необозримых пространств и агрессивного окружения. Для этого необходимо было пожертововать своим узким эгоизмом для общего дела и такая жертва нашими предками была принесена.
Идея русского государства во всеобщем служении: подданные служат Богу и Царю, а Царь служит Богу. И то, что Царь служит Ему и стремится выполнять Божию волю, является условием повиновения подданных. Если же глава государства преступает веления Бога, если он неправеден и нечестив, то "таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель" (прп. Иосиф Волоцкий).
Вот таково русское самосознание. Оно коренным образом отличается от того духа раболепства, доносительства, обмана, лжи и фальши, которыми была проникнута советская система. Она только паразитировала на лучших качествах нашего народа, развивая в нём худшие.
Пророк Моисей в гневе разбивает скрижали Завета из-за уклонения народа в идолопоклонство.
Для господина Проханова государство является высшей ценностью, он исповедует т.н. государственную религию. Но мы это уже проходили в ХХ веке: "Deutschland, Deutschland über alles". Это заблуждение фашизма, его духовный порок. А как же заповедь: "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (Исх. 20:3)? Эта заповедь устанавливает для нас высшую ценность и этой ценностью является Господь Бог. Ничто не может быть выше Его, даже государство, как бы оно ни было для нас дорого. Тем более не может быть для нас высшей ценностью государство богоборческое, каким был Советский Союз.
Господин Проханов хочет соединить почитание православных святых, преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и вождей коммунизма Ленина, Сталина. Но как же заповедь Божия: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои " (Исх. 20:4-6)?
Иудеи были склонны почитать наряду с Господом Богом ложных языческих богов, за что были наказываемы Богом. Для предостережения от этого и дана была вторая заповедь десятословия.
Но Ленин, Сталин и подобные им – это же настоящие кумиры, созданные компартией, для поклонения им вместо почитания православных святых. Да и сама боровшаяся с Богом и Его Церковью коммунистическая партия с её съездами, её вождями и моральным кодексом строителей коммунизма – это была дьявольская подмена Православной Церкви с её соборами, святыми и заповедями.
Можно сказать, что политика большевиков в области религии в определённом смысле была более безопасна, чем то, что предлагает господин Проханов. Они искореняли веру в Бога, не допуская совмещения её с культом вождей коммунизма. Церковь в СССР была гонимой и привлекала к себе сочувствие не только в простом народе, но и среди интеллигенции. Господин Проханов ратует теперь именно за то, против чего предостерегает вторая заповедь закона Божия, за совмещение несовместимого. Он забывает или не знает, что Бог наказывает за эту духовную эклектику казнями на протяжении нескольких поколений.
Вот такая метафизика получается! Вместо прорыва она навлекает на нашу страну гнев Божий.
Главное, что нам сейчас нужно, это заслужить милость Божию. А это возможно только через покаяние, через осознание, что наша страна была виновна пред Богом в совращении не только соотечественников, но и людей всего мiра в безбожие; через безкомпромиссное отвержение и разрушение большевицких кумиров.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий